«Изучение темперамента методом наблюдения»
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра психологии
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Общая психология»
Тема: «Изучение темперамента методом наблюдения»
Выполнила:
Слушатель 1 курса субботней группы
Храмова М.А.
Санкт-Петербург
2013
Нет лучших или худших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его отрицательных граней.
Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов - типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.
Темперамент в переводе с латинского - "смесь", "соразмерность". Древнейшее описание темпераментов принадлежит "отцу" медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает:
если преобладает кровь ("сангвис" по-латыни), то темперамент будет сангвинический, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи.
Если преобладает желчь ("холе"), то человек будет холериком - желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения.
Если преобладает слизь ("флегма"), то темперамент флегматичный - спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям.
Если преобладает черная желчь ("меланахоле"), то получается меланхолик - несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.
Академик И.П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса - возбуждение и торможение - отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:
1)"безудержный" (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) - соответствует темпераменту холерика);
2)"живой" (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераменту сангвиника);
3)"спокойный" (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика);
4)"слабый" (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловливает темперамент меланхолика).
Учение И.П. Павлова о темпераменте
На самом деле, давно известна зависимость протекания психических процессов и поведение человека от функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И.П. Павловым и получила развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей.
И.П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись, прежде всего, в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затухания. Это обстоятельство дало возможность И.П. Павлову выдвинуть гипотезу о том, что они не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов - возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.
Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.
Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.
Уравновешенность - равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.
Подвижность - нервных процессов - проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот.
Инертность - противоположность подвижности. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.
Выделенные И.П. Павловым свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые по его мнению, образуют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов, различая сильные и слабые типы. Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных, при этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные, когда основанием деления является подвижность нервных процессов.
Выделенные И.П. Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента:
1. сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник;
2. сильный, уравновешенный, инертный - флегматик;
3. сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения - холерик;
4. слабый тип - меланхолик.
И.П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. По мнению И.П. Павлова, свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением типа нервной системы.
Типы нервной системы, установленные в исследованиях на животных Павлов предложил распространить и на людей.
В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы, и по мере их накопления исследователи придают всё меньшее значение типам нервной системы; прежде всего подчеркивается значение исследований отдельных фундаментальных свойств нервной системы, в то время как проблема разделения на типы отступает на второй план. Поскольку типы образуются из комбинаций указанных свойств, лишь более глубокое познание последних может обеспечить понимание и осуществление типологий.
Однако несомненно, что каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявление которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально психологических различий.
Психологические характеристики типов темперамента
Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных “соков” жизни, - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, - входящих в его состав.
Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н. э) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате “De temperamentum". Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis - “кровь”), флегматика (от греч. - phlegma - “флегма”), холерика (от греч. chole - ”желчь”), и меланхолика (от греч. melaschole - “черная желчь”). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.
Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т.п.
В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе. Однако для составления психологических характеристик традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента:
Сенситивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних
воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон - даже звук).
Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).
Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависти деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.
Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
Учитывая все перечисленные свойства, можно дать следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:
Влияние типа темперамента на деятельность
Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений.
Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, нестрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывает, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.
В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Были проведены исследования с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный
Темперамент
Каждый человек рождается с определенным набором биологических особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. Значительные различия в поведении людей, обусловленные свойствами их темпераментов
Темперамент — проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность.
В нервных центрах коры человеческого мозга протекают в сложном взаимодействии два противоположных активных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение одних участков мозга вызывает торможение других, этим можно объяснить, почему человек, увлеченный чем-то, перестает воспринимать окружающее. Так, например, переключение внимания связано с переходом возбуждения с одних участков мозга на другие и соответственно торможением покинутых участков мозга.
Возбуждение и торможение могут уравновешиваться или преобладать друг над другом, могут протекать с различной силой, переходить из центра в центр и сменять друг друга в одних и тех же центрах, т.е. обладать определенной подвижностью.
Типы нервной системы
Тип нервной системы определяется именно сочетаемостью силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, которые можно тестировать с помощью различных тестов на темперамент или методом наблюдения. Можно выделить четыре самых ярко выраженных типа нервной системы, их соотношение и связь с темпераментом.
Темперамент — это понятие психологическое, а тип нервной системы — физиологическое.
Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.
Меланхолический темперамент, ределяется слабостью процессов возбуждения и торможения, при этом их подвижность или инертность нехарактерны. Даже при небольшом перенапряжении, например, в случае решения трудной задачи или жизненной ситуации у меланхолика наступает срыв.
У меланхолика слабый тип нервной системы и, следовательно, нестойкий перед обстоятельствами, требующими преодоления или сильного возбуждения нервной системы. Остальные три типа нервной системы считаются сильными.
Меланхолик
Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости.
Флегматическим темпераментов, называется такой тип темперамента, который, будучи сильным типом, все-таки отличается малой подвижностью нервных процессов. Однажды возникнув в определенных центрах, они отличаются постоянством и силой. Инертная нервная система соответствует этому типу. Флегматик
Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием
Сангвинический темперамент — другой сильный тип темперамента — характерен тем, что процессы возбуждения и торможения у него достаточно сильные, уравновешенные и легко подвижные. Сангвиник
Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Холерический темперамент — третий сильный тип темперамента - неуравновешенный, безудержный, у него преобладают процессы возбуждения над слабым торможением. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам. Холерик
Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Свойства темперамента
У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство.
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.
Холерики
Холерик - личность неуравновешенная, несдержанная, вспыльчивая, даже необузданная. С трудом выполняет монотонную работу, реакции быстрые, сильные. За дело берется с жаром, но быстро остывает - появляется "наплевательское" настроение. В общении нетерпелив и резок. Мимика и движения энергичны, темп работы быстрый. Часто подростки с таким темпераментом срывают уроки, ввязываются в драки, вообще доставляют множество хлопот родителям и учителям. Это задорные, боевые, активные ребята. Они становятся заводилами в среде сверстников, вовлекая их в различные романтические предприятия.
Если родители или учителя пытаются переломить характер таких подростков, чаще всего ограничивают свободу движений. Но когда возникает естественный протест, так как нервная система таких ребят не может работать по - другому. Такие подростки становятся чаще других трудными.
Меланхолики
Меланхолик - неуравновешен, глубоко переживает любое событие при вялом и слабом внешнем реагировании. Реакция замедленная. Чувствителен, раним, боится трудностей, отличается повышенной тревожностью. Избегает непредвиденных ситуаций. Предпочитает выполнять действия, не требующие психического напряжения. Мимика и движения медленные, бедные, голос тихий, невыразительный.
Часто этим ребятам трудно в коллективе. Они не могут противостоять несправедливости, часто попадают под чужое влияние, их дразнят, обижают.
Домашние задания выполняются всегда хорошо и аккуратно, а вот у доски и на лекции они теряются.
Подростки-меланхолики нередко робкие и стеснительные, они могут легко расплакаться.
Сангвиники
Сангвиник - личность уравновешенная, его реакции отличаются скоростью и умеренной силой. Отсюда его ровная активность, энергичность, способность легко приспосабливаться к новым условиям. Он быстро овладевает новыми профессиональными знаниями, может долго работать, не утомляясь, при условии, что работа разнообразная. Отчетлив интерес к окружающим людям и обстоятельствам. Интересы широкие, разнообразные. Подвижный, общительный, легко переносит трудности и невзгоды. Мимика и движения выразительны, речь быстрая.
Такие тинейджеры быстро приспосабливаются к окружающей обстановке, легко схватывают материал. Трудолюбивы, часто лидируют в коллективе. Но при неправильном воспитании могут стать лицемерами и приспособленцами.
Флегматики
Флегматик уравновешен. Реакции на события медленные, спокойные. Отличается большой и ровной силой, длительностью ее воздействия. Интересен, трудности и невзгоды умеет перетерпеть. Упорен, терпелив. Трудно сходится с людьми, в общении избирателен. Не находчив, речь и движения неторопливы.
Такие подростки организованны, выдержаны. Всегда аккуратно одеты, спокойны и медлительны. Им трудно переключиться от одного вида деятельности к другому. Такие подростки не участвуют в спортивных соревнованиях, они не бывают лидерами, но к ним часто идут за советами и разрешением проблем.
План наблюдений за темпераментом
1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
- а) легко включается в работу;
- б) действует со страстью;
- в) действует спокойно, без лишних слов;
- г) действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует на замечания (учителя):
- а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает тоже самое;
- б) возмущается тем, что ему делают замечания;
- в) выслушивает и реагирует спокойно;
- г) молчит, но обижен.
3. Как говорит с друзьями, коллегами (товарищами) при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
- а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
- б) быстро, со страстью, но других не слушает;
- в) медленно, спокойно, но уверенно;
- г) с большим волнением и сомнением.
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдать выполненную работу (сдавать контрольную работу), а она незакончена; или работа(контрольная) сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
- а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
- б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
- в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
- а) бросает, потом опять продолжает работу;
- б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
- г) проявляет неуверенность, растерянность.
6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а начальник (педагог или актив класса) предлагают ему остаться на работе (в школе) для выполнения какого-либо задания:
- а) быстро соглашается;
- б) возмущается;
- в) остается, не говорит ни слова;
- г) проявляет неуверенность.
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
- а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
- б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
- в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
- г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.
Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему, отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана.
Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:
- а) сангвинический;
- б) холерический;
- в) флегматический;
- г) меланхолический.
- Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+» в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку «чистых» темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.
Вариант | Пункты плана наблюдений | ||||||
реакции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
а |
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко для детей
ВЫВОДЫ
В педагогической работе наиболее подходящим методом диагностики темперамента, как и других психологических особенностей ученика, является, несомненно, наблюдение. Однако для определения темперамента и других черт личности недостаточно просто наблюдать поведение индивида. Так, констатация того, что ученик ленив, обманывает или проявляет интерес к определенным сторонам жизни, ничего не говорит о его темпераменте, так как эти черты зависят от характера, интересов или мотивации ребенка. В то же время, если мы замечаем, что ребенок быстро выполняет порученное ему действие, совершает движения с большей или меньшей энергией, или же знакомимся с поведением ребенка в трудных или необычных жизненных ситуациях, то на основании многих подобных наблюдений можно с известным приближением судить об определенных особенностях его темперамента.
Успешным путем познания темперамента может быть только направленное наблюдение, проводящееся таким образом, чтобы с его помощью можно было бы действительно регистрировать те формы поведения, в которых в большей или меньшей степени проявляются особенности темперамента. Проведение таких наблюдений, особенно лицам, не имеющим специальной подготовки, может облегчить прежде всего схема наблюдения, содержащая как бы программу наблюдения. Эта схема указывает, на какие явления, а так же на какие формы поведения и в каких ситуациях следует обратить особое внимание.
Ни плохого, ни хорошего темперамента не бывает, бывают только плохие характеры. каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его отрицательных граней.
Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.
Заключение (диагноз)
Они такие и они в этом не виноваты!!!!
Холерик (огонь)
Быстрый, порывистый, но совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением, с эмоциональными вспышками.
Беспокоен и снаружи, и внутри. Возбуждение обычно преобладает над торможением. Нет равновесия нервных процессов.
Вспыльчив, но отходчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным.
Эмоции яркие, сильные, но неустойчивые. Активная, демонстративная, выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, которые часто называют нервными. Движения быстрые, резкие, энергичные, сильные.
Настроение часто резко меняется. Причем внешних причин эти изменения обычно не имеют, настроения возникают «вдруг», ниоткуда. Сам с трудом может объяснить, отчего он вдруг разошелся или, наоборот, загрустил.
В разговоре не может слушать спокойно и внимательно, часто перебивает собеседника или встревает в другие разговоры. В гневе может накричать или даже оскорбить собеседника, но быстро остывает и продолжает разговор как ни в чем не бывало.
Если кто-то в резкой форме указывает ему на его ошибки, будет злиться и скандалить. Может манипулировать ссорами, если видит, что с помощью скандала удовлетворяются его потребности.
Отдается делу со страстью, увлечением, преодолевает значительные трудности, но неэффективно растрачивает свои силы и быстро устает.
Честолюбив, берется за общественные дела, чтобы его хвалили. Любит церемонии, блеск и пафос. Часто берет под свою защиту других, чтобы выглядеть великодушным, хотя делает это только из любви к себе.
Сильная нервная система позволяет быстро восстанавливаться, поэтому обычно мало спит и легко может работать ночами.
Характерной манерой преувеличенно на все реагировать заслужил себе славу самого злобного и склочного темперамента. Однако это не так. Просто он естественным образом усиливает любые воздействия на него – и полезные, и вредные. Поэтому то, что в подаче человека другого темперамента воспринимается нормально, в подаче холерика выглядит преувеличенно ярко, гротескно.
Этот темперамент можно сравнить с зеркалом: чем на него посветить, то он и отразит в ответ. Т.е. если для такого человека делать что-то хорошее, то и он будет делать хорошо, а если плохое – то и он навредит в ответ.
Сангвиник (воздух)
Активный, оптимистичный, жизнерадостный и добродушный человек.
Беспокоен внешне, но спокоен внутри. Обладает сильными, уравновешенными, подвижными и быстро меняющимися эмоциями. Обеспечивает уверенный контроль над эмоциями, быструю, отчетливую речь, сопровождаемую выразительной мимикой и жестами.
Как правило, преобладает хорошее настроение, которое редко меняется. При встрече обязательно целует в щеку, обнимает, рукопожатие глубокое и теплое. Движения сильные, энергичные, уверенные, пластичные.
Реакции всегда ярко выражены, легко и быстро сменяются. После вспышки раздражительности, которая случается крайне редко, очень быстро успокаивается.
Легко приспосабливается к новым условиям и ситуациям. Свойственна гибкость поведения и высокая социальная адаптивность.
Быстро загорается идеей и столь же быстро теряет интерес. Часто меняет хобби. Довольно легко примиряется со своими неудачами и неприятностями. Увлекается детективными романами и приключенческими историями, героями которых представляет себя.
Этот темперамент можно сравнить с солнцем: всегда светится, дарит тепло, добро, радость своим близким. Такого человека сложно обидеть, но если его разозлить, то можно сильно «обжечься».
Меланхолик (земля)
Легкоранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, остро реагирует на внешние факторы. Обычно не может сдерживать свои переживания. Плохо сопротивляется сильным воздействиям, поэтому часто пассивен и медлителен.
Спокоен внешне, но беспокоен внутри. Имеет неустойчивые эмоции, склонен к необоснованным страхам и беспокойствам. Нередко отмечается боязливость и тревожность в поведении, слабая выносливость, плохая концентрированность.
Отличается непостоянством, легкой возбудимостью, высокой утомляемостью и нерешительностью. Чувства замедленные и неуравновешенные, внешне невыразительные, обычно сопровождаются не слишком активной мимикой.
Обладает высокой чувствительностью ко всем раздражителям, тонкой реакцией на малейшие оттенки чувств, глубокими эмоциональными переживаниями, отличающимися большой устойчивостью. Чрезвычайно восприимчив, впечатлителен и податлив по отношению к любым внешним воздействиям. При неблагоприятных условиях может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность.
Повышенная чувствительность дает возможность более утонченно воспринимать окружающий мир и реализовываться в жизни именно по своему, своеобразному пути, открытому только для него.
Имеет наклонность к печали и пессимистичному настроению. Желания носят грустный оттенок, страдания кажутся ему невыносимыми и выше всяких утешений. Не уверен в себе, робок, стеснителен. Малейшая трудность заставляет опускать руки. Неэнергичен, ненастойчив, необщителен. Преувеличивает свои недостатки, склонен к самоанализу и самокритике.
Пугается новой обстановки, людей - теряется, смущается и поэтому боится контактов с другими людьми, уходит в себя, замыкается, уединяется. Но умеет тонко чувствовать окружающих людей и отношения между ними. Любит наблюдать за другими со стороны для изучения их поведения и поиска новых для себя проявлений чувств, эмоций. Обычно имеет серьезное, иногда каменное, выражение лица.
В стрессовых ситуациях парализуется воля, он становится скованным и порой «невменяемым». В таком состоянии не контролирует свое поведение. Если очень расстроен, то способен на непредсказуемые поступки.
Любит одиночество, чтобы сконцентрироваться на своем внутреннем мире, дать спокойно поработать своему богатому воображению и сгенерировать полезные идеи. Любит строить графики, таблицы, диаграммы. Организует порядок во всем. Анализирует себя и окружающих.
Испортить или наоборот улучшить настроение меланхолика с помощью нескольких минут эмоционально заряженного общения, пожалуй, легче, чем представителю любого другого темперамента.
Не интересны другие люди, больше заботит собственный внутренний мир. В коллективе необщителен, держится в стороне, социально пассивен. В общении легко подчиняется лидеру, не любит соперничать. Любит быть опекаемым, предпочитает оставаться в тени. Никогда не будет искать повода для ссор и не станет провоцировать конфликты.
Очень преданный друг. В дружбе и любви редко лидирует, подчиняется партнеру. В любви ждет проявления активности от партнера, стыдится показывать свои чувства. Однолюб.
Внешне можно отличить по подвижности. Меняется ситуация, окружение, поведение собеседника – меланхолик меняется вместе с ними. Его тянет туда, где присутствует движение.
Этот темперамент можно сравнить с черной дырой: постоянно впитывает в себя энергию, информацию, эмоции от других людей и редко отдает их сам. Но, в отличие от черной дыры не просто это впитывает, а активно перерабатывает, генерирует очень полезные идеи и создает много нового и уникального. Обычно находится в серьезном состоянии, защищается от всего внешнего, чтобы сконцентрироваться на своих идеях и внутреннем мире.
Флегматик (вода)
Неспешен, ровен, невозмутим, спокоен, методичен, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Отличают медлительность, неторопливость, уравновешенность, инертность.
Спокоен и внешне, и внутри. Обладает сильными нервными процессами, которые медленно сменяют друг друга, поэтому у него не бывает эмоциональных вспышек или необдуманных поступков. Невыразителен в чувствах, жестах и мимике.
В общении чувствуются позитивные эмоции и умиротворенность. Часто не умеет общаться, даже дома, но зато и конфликты практически не провоцирует.
На первый взгляд он кажется уверенным в себе, но несколько ленивым и безразличным. В спокойном состоянии его движения вялые, медленные, несколько неуклюжие, но сильные и уверенные.
Думает он также медленно, рассудительно, долго колеблется, принимая решение. Выводы, к которым приходит, трудно поколебать, а решения, которые он принимает, трудно изменить.
Очень добросовестный, прилежный и ответственный. Если за что-то взялся, то доведет это дело до результата.
Почти всегда консерватор, стремится сохранить сложившийся, привычный стиль жизни. Любит одиночество, чтобы никто не мешал ему думать, не торопил, не отвлекал.
В семье – уживчивый, но медлительный, долго решается на какое-либо дело и не проявляет бурно чувства, все это может стать причиной конфликтов в браке. Сторонится резких перепадов настроения партнера, они его даже пугают, но в то же время способен к преданной и сильной любви.
С виду покорный и спокойный, но власть над партнером у него в руках. Умеет приспособить волю другого к своей собственной и делает это почти незаметно.
Такой темперамент можно сравнить с озером: всегда в спокойном состоянии и в глубинах, и на поверхности. Даже сильный ветер (воздействия) может создать только небольшие волны на поверхности (реакции), которые никак не отразятся на его состоянии в глубинах и очень быстро прекратятся при прекращении ветра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Статистика» «Выборочный метод наблюдения»
В современном образовании, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, широко используется игровой метод. В связи с этим для наиболее успешного достижения поставленных целей я н...
Лист наблюдений за работой воспитанников в процессе изучения темы программы (профессия сварщик)
Лист наблюдений за работой воспитанников в процессе изучения темы программы.Учет дефектов и недостатков, допускаемых при работе, оценка деятельности.Вид полученного задания, работы.Ф.И.воспитанн...
Изучение основных методов общения в сестринском деле.
Практическое занятие ОП.12 Паллиативная помощь 34.02.01 Сестринское дело. Содержит учебный материал, ситуационные задачи и диктант с эталонами ответов....
Лекция 4 Методы наблюдений за состоянием водоемов
В основном анализ поверхностных и морских вод осуществляется в лабораториях путем забора проб воды на сети станций и постов за исключением тех анализов, которые проводятся непосредственно на бор...
Статья "Изучение химии методом проектов"
В статье приведен пример изучения химии студентами СПО...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье актуализируется проблема самоопределения будущих педагогов в системе СПО, которая связана с сохранением мотивации выпускников педагогических колледжей к продолжению образования в педагогическ...
Урок по теме "Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Треки частиц"
Методическая разработка предназначена для преподавателей, реализующих Федеральный Государственный Стандарт в учреждениях СПО технического профиля на 2 курсе. Данный урок входит в тему &laq...