НОД по речевому развитию «Умники и умницы» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия
НОД по речевому развитию «Умники и умницы» для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по речевому развитию «Умники и умницы» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: выявить полученные знания и умения, которые дети приобрели в течение года.
Задачи:
Обучающие:
Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, нахождение места звуков в слове;
Упражнять в подборе слов с заданным звуком;
Формировать умение подбирать слова, противоположные по смыслу;
Упражнять в употреблении существительных родительного падежа множественного числа;
Закреплять представление детей о начертании печатных букв своего имени.
Развивающие:
Развивать речь детей, фонематический слух, восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление;
Развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе картона.
Воспитывающие:
Воспитывать умение слушать ответ товарища и работать в команде;
Формировать навык самоконтроля и самооценки;
Воспитывать трудолюбие и аккуратность.
Предварительная работа: подготовка атрибутов к занятию (эмблемы, разучивание чистоговорок и скороговорок, разучивание девизов.
Методы и приемы:
словесный: загадывание загадок, отгадывание нелепиц, чтение стихов, приветствие.
наглядный: рассматривание иллюстраций, кассы букв.
игровой: дидактические игры «Раздели слова на слоги», «Расскажи скороговорку», динамическая игра с мячом «Скажи наоборот».
практический: продуктивная деятельность детей.
Материал и оборудование: эмблемы «Умники» и «Умницы», картинки в которых есть звуки «М» и «В», мяч, пластилин, стеки, картон (по количеству детей, магнитная доска, доска «Азбука в картинках», схемы для составления предложений.
Вводная часть – 2 минуты
Приветствие
Чтение стихотворения
Основная часть – 20 минут
«Разминка»
«Нелепицы»
Игра «Раздели слова на слоги»
«Отгадайте слово по его описанию»
«Узнай букву»
«Скажи наоборот»
«Быстро отвечай».
Физкультминутка.
Игра «Расскажи скороговорку».
«Назови слова одним словом»
Продуктивная деятельность «Первая буква моего имени»
Заключительная часть – 3 минуты
Анализ детских работ
Обобщение воспитателя
Ход непосредственной образовательной деятельности
I Вводная часть – 2 минуты
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Представьте себе, что вы сегодня находитесь не в группе детского сада, а становитесь участниками телевизионной программы «Умники и умницы».
Что ж, пора нам начинать.
Я хочу вам пожелать:
Чтобы дружными вы были,
Чтоб смеялись, не грустили,
Чтобы не было печали,
Чтоб на все вы отвечали!
II Основная часть – 20 минут
Мы с вами сейчас разделимся на 2 команды. Команда мальчиков будет командой «Умников», а команда девочек - «Умниц».
1 команда: «Умники». Капитан команды.
Девиз: «Ученье – путь к уменью. Умники круче всех! Нас ждет большой успех!»
2 команда: «Умницы». Капитан команды.
Девиз: «С книгой поведешься - ума наберешься. Умницы просто класс! Победят сегодня вас!»
Воспитатель: Какая команда ответит на вопросы целиком и правильно, та команда получит 1 балл и заработает одну медаль, а кто наберет больше всех медалей, тот и победит. Вы готовы?
1 задание. «Разминка»
Назвать весенние месяцы.
Назвать текущий месяц.
Назвать дни недели.
Какой день недели завтра?
Кем был раньше цыпленок?
Что можно варить.
Кем раньше была лошадь?
Что можно купить?
Чем раньше был лед?
Чем раньше был цветок?
2 задание. «Нелепицы» (детям предлагается отгадать нелепицы и объяснить их)
1. Летом дети надевают теплые шубы и шапки и идут кататься на санках
2. Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки.
3. Зимой мы купаемся и загораем, собираем ягоды.
4. Весной все звери готовятся к зимней спячке.
5. Собаки спят на кроватках, а утром выгуливают детей.
6. Вася захотел шоколадку. Он пошел в магазин и взял ее.
7. Катится зайчик и песенку поет «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел»
8. Вупсень – это малыш, который упал на землю с Луны
3 задание. Игра «Раздели слова на слоги»
(Флаг, телефон, карандаш, зонтик, ручка, жук, чашка, колобок, букварь, глобус).
4 задание «Отгадайте слово по его описанию», (деление отгадок на слоги).
оранжевый, круглый, сочный (апельсин).
мелкий, белый, сладкий (сахар);
мокрый, холодный, осенний (дождь);
яркое, жёлтое, горячее (солнце).
5 задание. «Узнай букву»
Воспитатель: Я вам буду загадывать загадку про букву, а вы должны ее отгадать по моему описанию.
2 палочки посередине галочка (буква М)
К единице 3 приставим, что за букву мы составим? (буква В)
Затем каждый игрок из команды должен найти среди предложенных картинок те, на которых изображены предметы, в названии которых есть эта звук, обозначающий эту букву и сказать где в начале, середине или конце слова она находится.
Картинки:
«М» — машина, малина, мед, замок, комар, самолет, сом, дом, …
«В» — ворона, врач, ведро, корова, трава, автобус, остров, лев, …
Также несколько картинок с изображением предметов, в названии которых эти звуки не встречаются.
6 задание. Игра с мячом (дети становятся в круг). «Скажи наоборот»
1 команда:
1. низкий – высокий;
2. тяжелый – легкий;
3. умный – глупый;
4. новый – старый;
5. белый – черный
6. шумный город – тихий город;
7. веселый вечер – грустный вечер.
2 команда:
1. чистый – грязный;
2. мягкий – твердый;
3. узкий – широкий;
4. кислый – сладкий;
5. хороший - плохой;
6. длинный карандаш – короткий карандаш;
7. злая девочка – добрая девочка.
Воспитатель: Молодцы! Обе команды ответили правильно.
7 задание. Следующий конкурс называется «Быстро отвечай».
Воспитатель: В этом задании нельзя называть цвета. А как же быть. А вот так. Думайте и всё получится. Например, какого цвета небо? — Как незабудка.
Какого цвета белочка? (как апельсин);
Какого цвета мел? (как снег);
Какого цвета колосок? (как золото);
Какого цвета губы? (как малина);
Какого цвета земля? (как уголь);
Какого цвета василёк? (как море);
Засчитываются только слова, придуманные без подсказок (каждое правильно придуманное слово – 1 балл)
Физкультминутка.
Занимались мы, устали,
А потом мы дружно встали.
Ручками похлопали – раз, два, три.
Ножками потопали – раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И занятие начнем
8 задание. Игра «Расскажи скороговорку».
Ребята, перед вами следующее задание. Вам надо повторить быстро и правильно скороговорку
1 команда: Проворонила ворона воронёнка.
Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон.
Баран буян залез в бурьян.
2 команда: Шла Саша по шоссе и сосала сушку
Купила бабуся бусы Марусе.
На горе Арарат растет крупный виноград.
9 задание. «Назови слова одним словом»
Воспитатель: Как можно одним словом назвать следующие слова
Мячик, кукла, кубики, зайчик, машинка (игрушки)
Дуб, береза, ясень, осина, бук (деревья)
Лось, олень, кабан, лиса, волк (дикие животные)
Корова, овца, коза, лошадь, свинья (домашние животные)
Тарелка, чашка, бокал, кастрюля, блюдце (посуда)
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Назови правильно детеныша животного»: У свиньи…у коровы…у белки…у лося…у волка…и т. д.
10 задание: «Первая буква моего имени»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете на какую букву начинается ваше имя? (ответы детей). Участники команд должны вылепить первую букву своего имени.
Пальчиковая гимнастика
Пальцы — дружная семья,
Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)
Вот большой!
А это — средний.
Безымянный и последний —
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять
И движенья выполнять. (Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому)
III Заключительная часть – 3 минуты
Анализ детских работ
Воспитатель: Молодцы, ребята, у вас получились очень красивые буквы!
Итог.
Воспитатель: Благодарим участников команд за их находчивость, смекалку и упорство в достижении славы и успеха.
Но вот, игру заканчивать пора.
Мы все надеемся, что с ней,
Вы стали чуточку умней,
Узнали много слов смешных,
И много всяких всячин,
И если вы запомнили их,
Не зря ваш день потрачен!
Участникам под песню «Умники и умницы» вручаются шоколадные медали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания на тему: «Роль семьи в развитии речевого творчества детей старшего дошкольного возраста».
Сценарий родительского собрания содержит практикум, педагогический всеобуч, демонстрацию игровых методов развития речевого творчества. Полученная информация на собрании поможет родителям узнать ...
Дипломная работа по дисциплине дошкольное образование " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста процессе музыкальной деятельности"
Представляю дипломную работу по дисциплине дошкольное образование на тему " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности". В это йработе упом...
Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".
Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....
Статья на тема «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»
Физическая культура играет важную роль в укреплении организма и формировании здоровья дошкольников. Физическое воспитание направлено на формирование двигательных навыков и психофизических качеств, как...
Курсовая работа "Развитие Коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста"
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования определяется рядом теоретических и практических предпосылок, факторов и требований, предъявляемых к образовательному процессу обществом.Среди б...
ВКР "Психолого-педагогические условия развития коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста"
Актуальность темы исследования определяется рядом теоретических и практических требований, предъявляемых к образовательному процессу обществом: в настоящее время по данным психологических, педаг...
МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ИКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО - СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья описывает опыт исследовательской работы в области использования информационно - коммуникационных технологий, а именно игр разработанных в программе SMART Notebook, в процессе развития музы...