Концепция модульного подхода, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.
статья
Эффективность и качество профессионального образования принято измерять по показателям трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений, их социального самочувствия, уровню конкурентоспособности молодых рабочих и специалистов на рынке труда, показателями молодежной безработицы. Таким образом, речь идет об особых образовательных результатах системы профессионального образования, делается переход в подготовке специалистов от системы сформированности уровня знаний по окончанию образовательного учреждения к компетентностному подходу- методу моделирования результатов обучения и их представления как норм качества образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Ермакова Валентина Николаевна
Санкт-Петербург, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение колледж Петербургской моды
Концепция модульного подхода, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.
В условиях социально-экономических перемен в России подготовка профессиональных кадров является одним из важнейших приоритетов как для организации самого процесса воспроизводства рабочей силы, так и в совершенствовании дальнейшей трудовой деятельности. Обществу нужен высококвалифицированный специалист, способный к творческому и комплексному использованию полученных знаний к деятельности в типовых и нестандартных ситуациях профессиональной жизни.
Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Как показывает многолетний опыт работы в системе профессионального образования, обучение бывает эффективным и достигает хороших результатов, если:
- обучающиеся активно включаются во взаимоотношения с участниками образовательного процесса;
- получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;
- могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности;
- могут быть самими собой, не боятся выражать себя, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются за это осуждению и не получают негативной оценки.
Метод модульного обучения основывается на учете способностей и возможностей и в качестве одной из основных целей преследует формирование у обучащихся навыков самообразования, в нём делается акцент на деятельность формировании системы профессиональных умений в конкретной производственной среде. Разработанная Международной организацией труда МЕS - концепция модульного подхода подтвердила свою эффективность и широко распространена в мире.
Основные материалы для модульного учебного элемента обучения имеют:
- ориентационную часть - цели должны быть ориентированы на обучающихся -формулироваться в категориях деятельности, быть реальными, конкретными, достижимыми;
- содержательную часть (основное содержание обучения);
- диагностическую часть ( практические и тестовые задания разного уровня).
Помимо основных материалов в модульном обучении широко применяются словари, справочники, опорные конспекты, модели, справочные таблицы, сборники упражнений.
Сравнительный анализ качества знаний по традиционным и модульным методикам показал, что при использовании модульных материалов были отмечены следующие преимущества:
-каждый обучающийся имеет возможность работать в своем ритме, используя, способности и творческий потенциал это воспитывает прилежность, внутреннюю собранность, усидчивость, вырабатывает умение любую работу доводить до конца;
- обучающиеся могут, оценивать свою деятельность за урок это повышает интерес к учебе, воспитывает, умения и потребности учиться; формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие способности применять полученные знания к решению практических задач;
-повышается качество подготовки конкурентоспособных специалистов, увеличивается процент их трудоустройства, увеличивается количество выпускников, занявших после окончания обучения руководящие должности.
В результате организации процесса обучения с применением модульных учебных программ была создана особая образовательная среда- атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. Сотрудничество - определенные взаимоотношения между участниками совместной деятельности, в которой они равноправны, доверяют, помогают и проявляют терпимость друг к другу, окружающим людям.
Существенное влияние на реализацию модульной технологии оказывает развитие информационных технологий, что в свою очередь позволяет:
- создание модулей и учебных элементов на компьютерной основе (легко использовать большой объем рисунков, схем, иллюстраций, а также видеофрагментов); разработку тестовых заданий проверки достижений (быстрое подведение итогов); разработку рейтинговых систем оценки знаний (сравнение результатов деятельности); применение дистанционной формы обучения; создание мультимедийных электронных учебников (позволяет наиболее эффективно организовать учебный процесс).
Перспективность и значимость модульного подхода в будущем определяет и создает благоприятные условия для повышения квалификации преподавателей специалистов в области профессионального образования, способствует адаптации их в конкретной производственной, информационной среде, делает процесс обучения более гибким.
Эффективность и качество профессионального образования принято измерять по показателям трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений, их социального самочувствия, уровню конкурентоспособности молодых рабочих и специалистов на рынке труда, показателями молодежной безработицы. Таким образом, речь идет об особых образовательных результатах системы профессионального образования, делается переход в подготовке специалистов от системы сформированности уровня знаний по окончанию образовательного учреждения к компетентностному подходу- методу моделирования результатов обучения и их представления как норм качества образования.
Современный подход к классификации общих и профессиональных компетенций, основанных на внедрении стандартов профессионального образования третьего поколения, позволяет разработать модель.
Модульное обучение на основе компетентностного подхода
МЕS- концепция модульного обучения
Предметно- функциональная грамотность.
С.К.
Общее культурное развитие личности.
О.К.
Технологическая грамотность.
П.К.
Управление системой:
- вариативное
- проектное
- ресурсное
- дидактическое сопровождение (опорные конспекты, различного уровня задачи, модули)
Организационно- педагогические условия:
Исследование готовности системы (анкеты)
Вариативные программы, творческие проекты
Индивидуальные маршруты, сопровождение дидактическое и методическое .
Инновационные технологии, проектно- модульные технологии
Прогнозируемый результат
Овладение смежными специальностями
Социальная адаптация
Выполнение требований стандарта образования ФГОС
Предложенная модель ориентирована на сферу профессиональной деятельности с учетом модульного обучения. Актуальность ключевых компетенций обусловлена функциями, которые они выполняют в ходе жизнедеятельности каждого человека: во-первых, формирование у человека способности обучаться и самообучаться, во- вторых, обеспечение выпускникам- будущим работникам, большей гибкости во взаимоотношениях с работодателями, а, следовательно, нарастающей успешности в конкурентной среде.
Применение модульных технологий на основе компетентностного подхода изменяет содержание, формы и методы педагогической деятельности. Для их решения педагогам необходимо обеспечить методическую подготовку, техническую помощь и необходимые ресурсы для информационных технологий.
Список литературы
- Редакторы В.А. Маркушев, М.Б. Лебедева. Модульное обучение в Санкт-Петербурге и Ленинградской области: Результаты и перспективы развития. Сборники тезисов докладов региональных научно-практической конференции СПб,
- В.П. Топоровский. Аналитическая компетентность педагога: технология развития , педагогический анализ, методы и формы оценки. Учебно- методическое пособие. М: Планета, 2011г.
- С.М.Львовский. Принципы комплексного анализа. М;МЦНМО,2017г.
- А.В. Хуторской. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования.ст.2017г.
5.Н.А.Горлова. Педагогика личности М:КноРус 2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Педагогические инновации в наше время неразрывно связаны с применением интерактивных методов обучения. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования необходимо формировать "нов...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Концепция федерального государственного образовательного стандарта предполагает реализацию целей формирования целостной личности осуществлять в рамках компетентностного подхода. Главная задача пр...

Ролевая игра как интерактивный метод обучения и средство формирования ключевых компетенций у студентов в рамках изучения курса методики развития детского изобразительного творчества
Статья из опыта работы....

Методическая разработка мастер-класса по теме "КОЗ как средство формирования ключевых компетенций учащихся в рамках реализации ФГОС "
Цель мастер-класса: трансляция опыта работы учителей по использованию на уроках КОЗ посредством современных педагогических технологий в рамках реализации ФГОС. Задачи мастер-класса:...

Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Современные требования к образованию предполагают большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений, поэтому для достижения качества образовательных услуг необходимо исп...

Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.
Использование интерактивных методов обучения на уроках химии...

Педагогический проект «Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и физики, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания, повысит мотивац...