Игровые технологии в практике работы преподавателя педколледжа
статья
В статье рассматривается актуальность использования игровых технологий в настоящее время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_v_praktike_raboty_prepodavatelya_pedkolledzha.docx | 16.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Романова Евгения Александровна
Преподаватель ГБПОУ Некрасовского педколледжа № 1
Игровые технологии в практике работы преподавателя педколледжа
В настоящее время педагогика уделяет все большее внимание перестройке познавательных действий обучаемых, выявлению и активизации неиспользованных возможностей, скрытых резервов психологоической деятельности, определению на этой основе оптимальных средств педагогического воздействия, одним из которых может являться игра.
Игра всегда предполагает поиск и принятие решения - как поступить, как ответить, как выиграть? Это обостряет мыслительную деятельность играющих, требует напряжения эмоциональных и умственных сил, творческих способностей, в игре все равны, она посильна даже слабым ученикам более того, слабый по подготовке ученик может стать первым в игре; находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания предмета. Многие отечественные ученые: П.Я.Гальперин , В.В. Давыдов, JI.B. Занков , С. Д. Неверкович, П.И.Пидкасистый ,А.С. Прут-ченков, Г.К.Селевко и другие - в своих трудах подчеркивали, что повышению эффективности процесса обучения способствуют игровые методы, игровое обучение достаточно эффективно при правильном определении мотивации.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Характеризуя педагогические игры, Г.К. Селевко указывает на их отличие от игр «вообще» – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Наряду с термином «игровые технологии», в педагогике используется термин «игровое обучение», смысл которого заключается в следующем: это игра по форме и учение по содержанию. Можно сказать, что «игровые технологии» и «игровое обучение» – близкие понятия, поскольку оба подразумевают осуществление воспитания и обучения в форме игры. Игровые технологии и игровое обучение призваны поднять стратегию образования на качественно новую основу.
Приведем примеры дидактических игр, которые учителя часто применяют на практике: 1. Игра – упражнение. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но, всё же, более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний». На уроке естествознания учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.
2. Игра – поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
3. Игра – соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.
4. Сюжетно-ролевая игра. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игр наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историка, филолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.
5. Познавательные игры – путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.
Актуальность использования игровых технологий в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на обучающихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Современная школа предъявляет к учителю новые требования, так как он вынужден работать в условиях различных типов школ, различных альтернативных программ. Осуществление дифференцированного подхода к обучению требует не только владение традиционными методиками, но и создания учителем собственных творческих подходов. Последнее заставляет пересматривать отношения к профессиональной подготовке студентов педагогических учебных заведений.
В связи с этим на современном этапе реформирования образования необходимо широкое применение творческих форм и методов обучения. Развитию профессионально творческих навыков студентов, как аспекту их гуманитарной подготовки, способствует внедрение игровых форм и методов ведения урока.
Подготовке учителя к самостоятельной педагогической деятельности, обучению его педагогическому мастерству должна способствовать вся постановка учебно-воспитательного процесса в педагогическом учебном заведении. Достаточная отработка необходимых профессиональных навыков, в том числе и педагогических, формируется под влиянием изучения всех научных дисциплин.
На деле в педагогическом колледже процесс приобщения студентов к педагогическому труду обычно начинается с ознакомления с профессиональной деятельностью на пробных уроках и во время проведения внеклассных мероприятий. Необходимо начать формирование педагогического мастерства студентов с первых дней пребывания в педагогическом колледже на всех уроках. Сегодня проблему формирования профессиональных навыков студентов в педагогическом колледже нельзя успешно решить, обходя применение игровых форм и методов ведения любого урока в частности математики.
Экспериментальные данные специалистов в области педагогической психологии свидетельствуют о том, что ведущей причиной выбора абитуриентами педагогической специальности выступает представление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности. Это же касается реальной практики подготовки специалистов, то здесь лишь незначительное число субъектов педагогического процесса (менее 30%) ориентируется на творческие методы обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Место информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе преподавателей ПЦК общепрофессинальных дисциплин (председатель ПЦК общепрофессиональных дисциплин Новацкая О.А.)
отчет-презентация на итоговой конференции о том, какое место в работе преподавателей предметно-цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин БСК занимают информационно-коммуникационные технологии...
Использование лицензионных электронных образовательных ресурсов в практике работы преподавателя ОБЖ (БЖ)
В статье представлены ряд адресов электронных образовательных ресурсов в интернет, которыми пользуется преподаватель при подготовке уроков по ОБЖ (БЖ) и анализируется их содержание в привязке к провод...
Методическая разработка учебного занятия по обществознанию с применением игровых технологий Нуркаевой Раушании Нафисовны, преподавателя обществознания
В данной методической разработке показан урок по предмету «Обществознание» с применением игровых технологий.Урок общеобразовательной дисциплины базовой ОБД.05 «Обществознание» по теме: «Со...
Модуль 3. Офисные технологии в практике работы преподавателя (10 часов)
Модуль 3. Офисные технологии в практике работы преподавателя (10 часов) Информационные технологии конечного пользователя. Автоматизированное рабочее место. Электронный офис. Офисные технологии, п...
Здоровьесберегающие технологии в практике работы мастера производственного обучения
Здоровьесберегающая образовательная технология представляется как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью обучающихся, научно и ин...
ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ».
В статье представлен обмен опытом по воспитательной работе со студентами СПО специальности "Дошкольное образование"...
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПЕДКОЛЛЕДЖА
Краткая инструкция применения технологии проблемно-диалогического обучения в практике работы преподавателя колледжа....