Программа профессионального самообразования
статья

Морщакина Татьяна Николаевна

Тема: Использование ИКТ и совершенствование  методики проблемного обучения для развития познавательной деятельности обучающихся.Задача современного образования - создание условий для качественного образования, внедрение компетентностного подхода — это самое важное условие, которое работает на повышение качества образования. Необходимо научить наших выпускников  быть креативными,  в том смысле, чтобы они были готовы принять новое, умели импровизировать. Они должны не бояться перемен, уметь сохранять спокойствие в бурном течении нового и по возможности (и это было бы лучше всего) приветствовать все новое.Цель самообразования преподавателя: создание условий для развития и воспитания личности  обучающегося  в соответствии с требованиями ФГОС  СПО;   обновление и совершенствование  образовательного процесса через применение современных педагогических технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный  колледж»

Программа

профессионального самообразования

преподавателя  специальных дисциплин

на 2019-2022 годы

Тема: Использование ИКТ и совершенствование  методики проблемного обучения для развития познавательной деятельности обучающихся.

2019 г.

Пояснительная записка

                  Кредо преподавателя: О сложном говорить увлекательно, эмоционально.

Современный образовательный процесс требует,  что бы  преподаватель был способен свободно и активно мыслить, моделировать учебно-воспитательный процесс, воплощать новые технологии обучения и воспитания.  Важную роль в работе преподавателя спецдисциплин  играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования.  Самообразование преподавателя –  является необходимым условием профессиональной деятельности педагога.  Всегда общество  предъявляло, и  предъявляет сейчас  к преподавателю  высокие требования.

 Задача современного образования - создание условий для качественного образования, внедрение компетентностного подхода — это самое важное условие, которое работает на повышение качества образования. Необходимо научить наших выпускников  быть креативными,  в том смысле, чтобы они были готовы принять новое, умели импровизировать. Они должны не бояться перемен, уметь сохранять спокойствие в бурном течении нового и по возможности (и это было бы лучше всего) приветствовать все новое.

Актуальность

В эпоху информатизации общества происходят большие изменения и в сфере образования. На первое место выходят не просто знания, но умение применять эти знания для решения сложных, разнообразных жизненных профессиональных проблем. Качество образования мы  связываем с понятием конкурентоспособности специалиста, его компетентностью, что в первую очередь предусматривает умение работать с информацией, обновлять свои знания, принимать самостоятельное обоснованные решения. Поэтому одной из важных задач  образования стала подготовка будущих специалистов среднего звена,  к будущей деятельности с использованием средств и методов информационных технологий. Информационная технология как совокупность методов сбора, обработки, хранения и передачи информации присутствует в любом виде деятельности.  

Индивидуальная тема самообразования: Использование ИКТ и совершенствование  методики проблемного обучения для развития познавательной деятельности обучающихся.

Цели:

-Создание условий для развития и воспитания личности  обучающегося  в соответствии с требованиями ФГОС  СПО;   обновление и совершенствование  образовательного процесса через применение современных педагогических технологий.

Задачи:

 -  Изучить и обобщить опыт эффективного использования педагогических технологий в своей педагогической деятельности; использовать современные  методики, приёмы и способы для успешного обучения и воспитания;

-  Формировать у  обучающихся общие и профессиональные   компетенции;

-  Овладеть приёмами разработки творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;

-  Создать оптимальные условия для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения его общественной значимости  и результата образования через применение педагогических технологий;

-  Создать комфортные условия для обучающихся, исходя из их интересов, способностей и образовательных потребностей в соответствии с уровнем  развития и возможностями здоровья каждого обучающегося  через использование методов, безопасных для психологического здоровья ;

-Способствовать формированию познавательного интереса к учебной деятельности,  проявлению творческой индивидуальности каждого обучающегося.

- Совершенствовать межличностные отношения в группе, создать дружный  коллектив.

Предполагаемый результат: победители местных, региональных, всероссийских соревнований, олимпиад, конкурсов.

Сроки реализации: 2019-2022 гг.

Перечень вопросов по самообразованию:

-Изучение прогрессивного педагогического опыта. Изучение новых образовательных технологий.

- Обмен опытом внутри  ПЦК. «Нетрадиционные формы урока с ИКТ, как способы активизации познавательной деятельности обучащихся» (2019-2020 гг.)

-Участие в  научно-практических конференциях.

-  Мастер — классы:  «Формирование культуры проектной деятельности обучащихся» март 2021 г.)

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, вебинары.

Формы самообразования:

-индивидуальная - через индивидуальный план;

-групповая - через участие в деятельности методических объединений колледжа, РУМО, а также через сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.

Этапы реализации программы:

№ п/п

Этапы

Содержание работы

сроки

Практическая

деятельность

I.

Диагностический

Изучение традиционных и современных передовых педагогических технологий; анализ затруднений; анализ состояния образовательного процесса; выявление противоречий; изучение литературы по проблеме.

2019-2020г.

  1. Изучение литературы.
  2. Подписка на методическую литературу.
  3. Курсы повышения квалификации.
  4. Выступление на заседании МО колледжа, региональной конференции

II.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

  1. Разработка системы мер, направленных на достижение целей и задач.
  2. Прогнозирование результатов.

сентябрь

2019 г.

Создание программы профессионального самообразования.

III.

Практический

  1.  Внедрение ФГОС, применение новых образовательных технологий в образовательном процессе.
  2.  Формирование методического комплекса.
  3.  Отслеживание процесса, входных, промежуточных и итоговых результатов.

4  .Корректировка работы.

2019-2022

гг.

Целенаправленная работа по программе.

IV.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

.

2021-

2022

гг.

1.Выступление на заседании МО колледжа, педсовете, РУМО.

2.Участие и результаты в региональных, всероссийских конкурсах и олимпиадах.

Направления самообразования:

Основные

направления

Действия и мероприятия

Форма результатов

Профессиональное

  1. Овладеть современной информационной культурой.
  2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями.
  3. Повышать квалификацию на курсах для преподавателей.

Конспекты.

Рекомендации.

Психолого-педагогические

1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

2. Изучать современные психологические методики(В.Дюк,В.Дудченко)

Методические

1. Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся. 2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

  1. Принимать активное участие в работе МО колледжа.
  2. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах творческих работ, олимпиадах.
  3. Проводить предметные недели.
  4. Изучать опыт работы лучших преподавателей колледжа и через Интернет.
  5. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
  6. Ежегодно проводить самоанализ профессиональной деятельности.
  7. Создать и пополнять «методическую копилку».
  8. Проводить открытые уроки и мероприятия для коллег и родителей.
  9. Выступать с докладами, с творческим отчетом.

Рабочие программы и календарно-тематические планы.

Методико-

дидактические

материалы.

План мероприятий предметной недели.

Конспекты

мероприятий.

Доклады.

Портфолио преподавателя.

Информационно

технологические

технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2.Обзор в Интернете информации по  преподаваемым дисциплинам.

3. Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки обучающихся.

4. Ведение предметного кружка с использованием медиа-ресурсов.

5, Размещение методических разработок на педагогических сайтах.

6. Участие в интернет фестивалях, конкурсах.

ЭОР, презентации, свидетельства и сертификаты о публикации, дипломы

План мероприятий по реализации программы
профессионального самообразования.

№ п/п

План мероприятий

Примерные

сроки реализации

I.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах

2019 – 2022 г.г.

Прохождение курсов повышения квалификации

2019 – 2022 г.г.

Аттестация на высшую квалификационную категорию

2021 - 2022 г.г.

Изучение применения новых образовательных технологий в работе преподавателей колледжа, региона, страны в области обучения и воспитания.

2019 - 2022 г.г.

Участие в профессиональных встречах, семинарах, конференциях учебных заведений.

2019 - 2022 г.г.

II.

Использование современных образовательных технологий.

Использование возможностей Интернет на уроке.

постоянно

Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий

постоянно

Проведение диагностик, срезов, анкетирование.

Проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по спецпредметам с использованием инновационных технологий;

Использование ИКТ для  разноуровневое обучение.

Проекты на уроках, во внеклассной работе.

2019 - 2022 г.г.

Внедрение полученных результатов в педагогическую практику.

2019 - 2022 г.г.

III.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Выступление перед коллегами на МО, педсовете, семинаре.

2019 - 2022 г.г.

Оформление портфолио.

2019 - 2022 г.г.

Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом.

2019 - 2022 г.г.

Проведение открытых уроков на уровне образовательного учреждения.

2015 - 2019 г.г.

IV.

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Участие в профессиональных конкурсах регионального уровня, во всероссийских интернет-проектах.

2019 - 2022 г.г.

V.

Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время

Систематически пополнять «Портфолио преподавателя» результатами работы над темой самообразования

2019 - 2022 г.г.

Создать условия для подготовке конкурентоспособных, всесторонние развитых, квалифицированных рабочих и служащих в системе СПО.

2019 - 2022 г.г.

Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по спецпредметам на региональном и всероссийском уровнях.

2019 - 2022 г.г.

Вовлекать обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность.

2019 - 2022 г.г.

Проведение предметных недель

ежегодно

Анкетирование обучающихся, родителей с целью выявления эффективности использования новых образовательных технологий

ежегодно

Ожидаемые результаты:

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, а также:

- повысить успеваемость и уровень обученности обучающихся, мотивацию к изучению спецпредметов;

-  разработать и провести уроки и внеклассные мероприятия с применением новых образовательных технологий;

-  разработать дидактические материалы, тесты, наглядности, создать комплект педагогических разработок;

- выступать с докладами, участвовать в конкурсах.

- обобщать опыт по теме самообразования.

В практической деятельности большое внимание уделить  внедрению и усовершенствованию современных образовательных технологий, использованию новых методик:

-технология проблемного обучения; личностно-ориентированного развивающего обучение и саморазвития

- технология проектного обучения;

- технология внутригрупповой дифференциации и сотрудничества;

- здоровьесберегающие технологии;

- технология дидактической игры;

- перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем;

- культуровоспитывающие технологии;

- компьютерные (новые информационные) технологии обучения (Работа в личном информационном пространстве на сайте

Оценка эффективности программы:

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

- Уровень обучаемости и обученности студентов;

- Степень удовлетворенности обучающихся и их родителей учебновоспитательным процессом;

- Качество учебно-методического и технологического обеспечения;

- Качественное и количественное размещение информации на веб-сайте педагога;

- Результативность участия обучающихся в творческих конкурсах, олимпиадах, в проектной деятельности.

- Повышение эффективности обучения (разнообразие форм учебной деятельности учащихся, навыков самостоятельной работы по поиску информации);

- Индивидуальный подход в обучении;

- Расширение объёма предъявляемой учебной информации;

- Повышение качества контроля знаний обучащихся и разнообразие его форм;

- Включение обучюащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;

- Повышение интереса к изучению спецдисциплин и к учению в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального самообразования (анализ проведенной работы)

Программа  профессионального самообразования (анализ проведенной работы)Тема: Развитие аналитического мышления студентов среднего профессионального образования при написании курсо...

Программа профессионального самообразования мастера производственного обучения Тема: Развитие творческих способностей студентов

По специальности:29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий профессия СПО:29.01.08 Оператор швейного оборудования...

Программа профессионального самообразования

Программапрофессионального самообразования...

Программа профессионального самообразования: «Применение инновационных технологий на уроках биологии для развития творческой инициативы, мотивации обучающихся с целью повышения качества обучения».

Цели: - повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности преподавателя; - создание условий для активизации познавательной деят...

Программа профессионального самообразования

Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находи...

ПРОГРАММА профессионального самообразования 2020-2023 учебный год

ПРОГРАММА профессионального самообразования 2020-2023 учебный год...

Программа профессионального самообразования

Программа профессионального самообразования...