Обучение через всю жизнь
статья
Обучение через всю жизнь и самообразование – тренд современного образования
Егорова Л.А.
Преподаватель специальных дисциплин
СПб ГБ ПОУ «Колледж "Красносельский"
Мир быстро меняется вокруг нас, и как же хочется чувствовать себя независимым и свободным в этой турбулентности. Но такая уверенность возможна только благодаря внутреннему интеллектуальному ресурсу, который приобретается в результате постоянного обучения и целенаправленной работы над собой и своими навыками на протяжении всей жизни.
Стремительное развитие высокотехнологической экономики, построенной на знаниях, послужило основанием для глубокого научного изучения факторов, оказывающих непосредственное влияние на развитие человеческого капитала.
Одним из таких факторов является получение новых навыков, ставшее неотъемлемой частью всей жизни человека.
Этот подход нашел отражение в концепции непрерывного образования, получившей распространение во всем мире в конце 60-х годов прошлого столетия в результате ускорения промышленного развития и обновления промышленных технологий.
Степень вовлеченности взрослого населения страны в непрерывное образование считается одним из индикаторов развития человеческого капитала,
Роль непрерывного образования возрастает и в условиях трансформаций рынка труда, когда исчезают привычные отрасли и профессии и остро встает задача переподготовки больших групп населения с ориентацией на быстро растущие сегменты экономики, использующие новые технологии.
Прогнозируемое сокращение трудовых ресурсов, вызванное общей тенденцией старения населения, также требует реализации мер по вовлечению в программы развития и обновления профессиональных компетенций лиц предпенсионного возраста.
Кроме того, ожидаемый рост миграции из стран СНГ, увеличение безработицы, особенно среди молодежи, выпадающей из социальных процессов, формируют дополнительный запрос на непрерывное образование.
На этом фоне вовлечение в процесс освоения востребованных навыков пока слабо задействованных в экономике людей позволит добиться снижения налогового бремени на работающее население.
Одним из факторов социального дискомфорта и напряжения в обществе в условиях быстрых цивилизационных изменений является дефицит новых повседневных знаний (в финансовой, правовой, цифровой, медицинской, экологической, культурноэстетической сфере), навыков социализации (коммуникации, кооперации, критического мышления и креативности).
Этот дефицит возникает из-за того, что для взрослого населения недостаточно доступны программы быстрого освоения новых видов грамотности. Владение ими, включая базовые формы (чтение и понимание, математическая логика и умение решать задачи в технологически насыщенной среде), не учитывается работодателями при первичном приеме на работу.
Важной частью системы непрерывного образования в развитых странах является самообразование и взаимное обучение, которые позволяют гражданам ощущать уверенность в собственных силах и свободу выбора в получении необходимых знаний для решения как ежедневных, текущих, так и профессиональных задач.
В настоящее время можно выделить три различающихся представления о непрерывном образовании
1. Непрерывное образование как учение (образование) на протяжении всей жизни.
2. Непрерывное образование как образование взрослых.
3. Непрерывное образование как непрерывное профессиональное обучение.
Обучение и образование граждан старшего возраста способствует их социальной интеграции и повышает их благосостояние. Приходит новая модель образовательной траектории на основе принципа непрерывного обучения, когда среднее, высшее и дополнительное профессиональное образование в совокупности создают возможности для длительной конкурентоспособности на рынке труда.
Для успешной поддержки технологического процесса персоналу предприятия необходимо владеть комплексом навыков, которые включают: фундаментальные знания; грамотность (базовые когнитивные навыки); общие профессиональные навыки в отношении используемой технологии (они могут применяться в разных компаниях), а также специальные профессиональные навыки (применимые в конкретной данной компании).
Общие профессиональные навыки — вид знаний и умений в обращении с технологией, которые могут быть использованы во многих компаниях.
Они оплачиваются самим работником или приобретаются за счет первичного обучения в образовательной организации и на рабочем месте.
Однако работодатели не готовы в полной мере нести расходы на получение сотрудниками этого навыка, поскольку трудовая мобильность (переход работника на другое предприятие) приведет к потере сделанных ими инвестиций.
Работодатели готовы оплачивать приобретение работниками специальных навыков внутри компаний. Но делать это имеет смысл только в том случае, когда работник обладает достаточным уровнем общих компетенций.
Обучение взрослых в течение жизни осуществляется как самим работником до его прихода на работу, так и предприятием в процессе работы для обновления необходимых навыков в условиях обновляющегося производственного процесса.
Наиболее заинтересованными в развитии обучения оказываются предприятия, осуществляющие инвестиции. Они предусматривают расширение предпринимательской деятельности, чем принципиально отличаются от тех предприятий и их менеджеров, которые лишь организационно поддерживают бизнес-процессы.
Расширение предпринимательской деятельности, выражающееся в увеличении инвестиций в основной капитал (приобретаемые недвижимое имущество, основные средства, оборудование и установки), приводит к увеличению числа рабочих мест и, соответственно, масштабов обучения персонала для работы во вновь создаваемых компаниях, цехах, подразделениях, лабораториях.
Бюджеты успешных инвестиционных проектов изначально включают средства на подготовку работников пропорционально объему вновь закупаемого нового оборудования (основных средств).
Решение о начале обучения взрослыми людьми принимается на основе желания получить более высокооплачиваемую работу, либо развить уже имеющуюся профессиональную деятельность за счет расширения или обновления навыков, получения иного социального статуса. Получение высшего образования будет стимулом для освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.
Повышение собственной эффективности за счет обучения пока еще не в полной мере осознано населением. В современном российском обществе ещё не укрепилось отношение к образованию как к лекарству от неуспешности. Однако уже определились направления рынка, в которых наблюдается наибольший спрос на дополнительные образовательные программы для карьерного развития.
Таким образом для запуска рынка программ непрерывного образования для взрослых требуется в первую очередь внедрение: — финансового механизма стимулирования обновления квалификаций (например, через бюджетные сертификаты софинансирования) взрослых и особенно лиц старшего возраста); — системы независимой оценки квалификаций и признания образования и обучения, полученного на рабочем месте и в результате самообразования в составе программ среднего профессионального и высшего образования; — центров опережающей профессиональной подготовки в приоритетных высокотехнологических отраслях на базе университетов, и, особенно, с учетом запросов на компетенции цифровой экономики; — создание эффективной навигации по системе непрерывного образования, обеспечивающей для граждан самостоятельный выбор программ тонкой настройки компетенций работников на потребности рынка труда. Реализация предлагаемых мер позволит сформировать в стране фактически новый сегмент образования.
И если к 2025 г. ежегодно обучение по программам дополнительного образования на постоянной основе будут проходить до 25 миллионов человек, показатель охвата населения образованием и обучением достигнет среднеевропейского уровня (около 40% всех граждан).
Завершая рассмотрение темы, можно отметить, что в целом российская система непрерывного образования взрослых демонстрирует пока весьма неоднородный характер. Образование взрослых может стать одним из важнейших инструментов обеспечения экономического роста и социальной устойчивости в Российской Федерации.
Ключевую роль в расширении масштабов обновления квалификаций и обучения взрослых начинают играть университеты и профессиональные образовательные организации, уже получившие в рамках федеральных программ серьезную поддержку на развитие высокотехнологической базы востребованных образовательных программ и актуальных научных исследований.
В системе организаций СПО узкая специализация и гибкая настройка на потребности профильных предприятий служит фактором, увеличивающим объемы подготовки по дополнительным образовательным программам. В то же время университеты, как организации высшего образования, сохраняют наибольшую привлекательность именно в силу широкого спектра предоставляемых ими программ.
В результате можно утверждать, что к настоящему моменту в Российской Федерации сложились все объективные предпосылки для функционирования рынка дополнительных образовательных программ для взрослых с обязательным участием государства как регулятора этого сектора, стимулирующего его активность и существенно снижающего стоимость соответств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya._obuchenie_cherez_vsyu_zhizn_i_samoobrazovanie.docx | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение через всю жизнь и самообразование – тренд современного образования
Егорова Л.А.
Преподаватель специальных дисциплин
СПб ГБ ПОУ «Колледж "Красносельский"
Мир быстро меняется вокруг нас, и как же хочется чувствовать себя независимым и свободным в этой турбулентности.
Но такая уверенность возможна только благодаря внутреннему интеллектуальному ресурсу, который приобретается в результате постоянного обучения и целенаправленной работы над собой и своими навыками на протяжении всей жизни.
Стремительное развитие высокотехнологической экономики, построенной на знаниях, послужило основанием для глубокого научного изучения факторов, оказывающих непосредственное влияние на развитие человеческого капитала.
Одним из таких факторов является получение новых навыков, ставшее неотъемлемой частью всей жизни человека.
Этот подход нашел отражение в концепции непрерывного образования, получившей распространение во всем мире в конце 60-х годов прошлого столетия в результате ускорения промышленного развития и обновления промышленных технологий.
Степень вовлеченности взрослого населения страны в непрерывное образование считается одним из индикаторов развития человеческого капитала,
Роль непрерывного образования возрастает и в условиях трансформаций рынка труда, когда исчезают привычные отрасли и профессии и остро встает задача переподготовки больших групп населения с ориентацией на быстро растущие сегменты экономики, использующие новые технологии.
Прогнозируемое сокращение трудовых ресурсов, вызванное общей тенденцией старения населения, также требует реализации мер по вовлечению в программы развития и обновления профессиональных компетенций лиц предпенсионного возраста.
Кроме того, ожидаемый рост миграции из стран СНГ, увеличение безработицы, особенно среди молодежи, выпадающей из социальных процессов, формируют дополнительный запрос на непрерывное образование.
На этом фоне вовлечение в процесс освоения востребованных навыков пока слабо задействованных в экономике людей позволит добиться снижения налогового бремени на работающее население.
Одним из факторов социального дискомфорта и напряжения в обществе в условиях быстрых цивилизационных изменений является дефицит новых повседневных знаний (в финансовой, правовой, цифровой, медицинской, экологической, культурноэстетической сфере), навыков социализации (коммуникации, кооперации, критического мышления и креативности).
Этот дефицит возникает из-за того, что для взрослого населения недостаточно доступны программы быстрого освоения новых видов грамотности.
Владение ими, включая базовые формы (чтение и понимание, математическая логика и умение решать задачи в технологически насыщенной среде), не учитывается работодателями при первичном приеме на работу.
Важной частью системы непрерывного образования в развитых странах является самообразование и взаимное обучение, которые позволяют гражданам ощущать уверенность в собственных силах и свободу выбора в получении необходимых знаний для решения как ежедневных, текущих, так и профессиональных задач.
В настоящее время можно выделить три различающихся представления о непрерывном образовании
1. Непрерывное образование как учение (образование) на протяжении всей жизни.
2. Непрерывное образование как образование взрослых.
3. Непрерывное образование как непрерывное профессиональное обучение.
Обучение и образование граждан старшего возраста способствует их социальной интеграции и повышает их благосостояние.
Приходит новая модель образовательной траектории на основе принципа непрерывного обучения, когда среднее, высшее и дополнительное профессиональное образование в совокупности создают возможности для длительной конкурентоспособности на рынке труда.
Для успешной поддержки технологического процесса персоналу предприятия необходимо владеть комплексом навыков, которые включают: фундаментальные знания; грамотность (базовые когнитивные навыки); общие профессиональные навыки в отношении используемой технологии (они могут применяться в разных компаниях), а также специальные профессиональные навыки (применимые в конкретной данной компании).
Общие профессиональные навыки — вид знаний и умений в обращении с технологией, которые могут быть использованы во многих компаниях.
Они оплачиваются самим работником или приобретаются за счет первичного обучения в образовательной организации и на рабочем месте.
Однако работодатели не готовы в полной мере нести расходы на получение сотрудниками этого навыка, поскольку трудовая мобильность (переход работника на другое предприятие) приведет к потере сделанных ими инвестиций.
Работодатели готовы оплачивать приобретение работниками специальных навыков внутри компаний.
Но делать это имеет смысл только в том случае, когда работник обладает достаточным уровнем общих компетенций.
Обучение взрослых в течение жизни осуществляется как самим работником до его прихода на работу, так и предприятием в процессе работы для обновления необходимых навыков в условиях обновляющегося производственного процесса.
Наиболее заинтересованными в развитии обучения оказываются предприятия, осуществляющие инвестиции.
Они предусматривают расширение предпринимательской деятельности, чем принципиально отличаются от тех предприятий и их менеджеров, которые лишь организационно поддерживают бизнес-процессы.
Расширение предпринимательской деятельности, выражающееся в увеличении инвестиций в основной капитал (приобретаемые недвижимое имущество, основные средства, оборудование и установки), приводит к увеличению числа рабочих мест и, соответственно, масштабов обучения персонала для работы во вновь создаваемых компаниях, цехах, подразделениях, лабораториях.
Бюджеты успешных инвестиционных проектов изначально включают средства на подготовку работников пропорционально объему вновь закупаемого нового оборудования (основных средств).
Решение о начале обучения взрослыми людьми принимается на основе желания получить более высокооплачиваемую работу, либо развить уже имеющуюся профессиональную деятельность за счет расширения или обновления навыков, получения иного социального статуса.
Получение высшего образования будет стимулом для освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.
Повышение собственной эффективности за счет обучения пока еще не в полной мере осознано населением.
В современном российском обществе ещё не укрепилось отношение к образованию как к лекарству от неуспешности.
Однако уже определились направления рынка, в которых наблюдается наибольший спрос на дополнительные образовательные программы для карьерного развития.
Таким образом для запуска рынка программ непрерывного образования для взрослых требуется в первую очередь внедрение:
— финансового механизма стимулирования обновления квалификаций (например, через бюджетные сертификаты софинансирования) взрослых и особенно лиц старшего возраста);
— системы независимой оценки квалификаций и признания образования и обучения, полученного на рабочем месте и в результате самообразования в составе программ среднего профессионального и высшего образования;
— центров опережающей профессиональной подготовки в приоритетных высокотехнологических отраслях на базе университетов, и, особенно, с учетом запросов на компетенции цифровой экономики;
— создание эффективной навигации по системе непрерывного образования, обеспечивающей для граждан самостоятельный выбор программ тонкой настройки компетенций работников на потребности рынка труда.
Реализация предлагаемых мер позволит сформировать в стране фактически новый сегмент образования.
И если к 2025 г. ежегодно обучение по программам дополнительного образования на постоянной основе будут проходить до 25 миллионов человек, показатель охвата населения образованием и обучением достигнет среднеевропейского уровня (около 40% всех граждан).
Завершая рассмотрение темы, можно отметить, что в целом российская система непрерывного образования взрослых демонстрирует пока весьма неоднородный характер.
Образование взрослых может стать одним из важнейших инструментов обеспечения экономического роста и социальной устойчивости в Российской Федерации.
Ключевую роль в расширении масштабов обновления квалификаций и обучения взрослых начинают играть университеты и профессиональные образовательные организации, уже получившие в рамках федеральных программ серьезную поддержку на развитие высокотехнологической базы востребованных образовательных программ и актуальных научных исследований.
В системе организаций СПО узкая специализация и гибкая настройка на потребности профильных предприятий служит фактором, увеличивающим объемы подготовки по дополнительным образовательным программам.
В то же время университеты, как организации высшего образования, сохраняют наибольшую привлекательность именно в силу широкого спектра предоставляемых ими программ.
В результате можно утверждать, что к настоящему моменту в Российской Федерации сложились все объективные предпосылки для функционирования рынка дополнительных образовательных программ для взрослых с обязательным участием государства как регулятора этого сектора, стимулирующего его активность и существенно снижающего стоимость соответствующих услуг для населения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию на тему " Формирование у старших дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни через пончтия взаимодействия человека и природы на экологических занятиях и вне занятий"
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности....
«Формирование здорового образа жизни в детско-подростковой среде, через профилактику негативных явлений»
От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений - зависит путь развития нашего общества и в настоящее время,...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА.
Модель подготовки специалиста включает все виды учебной, познавательной деятельности, учебные планы, программы, различные варианты связи с практической деятельностью через учебную, производствен...
Доклад на семинаре классных руководителей: «Формирование у студентов устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни»
Доклад классного руководителя...
Статья "Повышение качества образования через использование современных педагогических и образовательных технологий через дистанционное обучение"
Описывается какие приемы и методы можно использовать, для поддержания интереса к предмету, какие средства можно использовать...
презентация "Повышение качества обучения через эффективные образовательные технологии"
На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования является повышения качества образования...
Повышение мотивации к обучению через использование интерактивные заданий на уроках биологии.
Некоторые интернет-ресурсы, позволяющие учителю сделать урок интереснее....
- Мне нравится (1)