Учебно-методическое пособие по дисциплине Товароведение продовольственных товаров для студентов СПО
учебно-методическое пособие
Требование к оформлению курсовых. Содержание разделов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-metodicheskoe_posobie_dlya_studentov_spo_tovar_odnor_grupp_tovarov.docx | 37.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие
по дисциплине Товароведение продовольственных товаров и продукции общественного питания
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………..….. 2
1 Цели и задачи курсовой работы ..……………………………………....… 6
2 Примерная тематика курсовых работ …….…………………………....... 6
3 Организация работы студента по выполнению курсовой
работы …………………………………………………………………...... 7
4 Структура курсовой работы ………………………….………………..…. 8
5 Подбор материалов и выполнение курсовой работы …………………… 10
5.1 Введение …………………………………………………………..…...
5.2 Аналитический обзор литературы ………………………..…….……
5.3 Экспериментальная часть (РАЗДЕЛ) ……………………………....
6 Оформление курсовой работы ………………………………….….….... 12
6.1 Оформление текстового материала ………………………………....
6.2 Оформление иллюстрационного материала ………………….…..…
6.3 Оформление списка использованных источников ………………….
6.4 Порядок подготовки к защите и защита курсовой работы ...............
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………… 16
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики возрастает роль товароведения однородных групп продовольственных товаров.
Обострение конкурентной борьбы на рынке заставляет производителей изыскивать пути обеспечения конкурентных преимуществ. Мировой опыт показывает, что они достигаются не только за счет снижения издержек и цен, но в первую очередь за счет более высоких качественных свойств и характеристик продукции, способных более полно удовлетворить запросы потребителей.
Весь комплекс информации, т.е., структура курсовой работы – индивидуальное дело каждого исполнителя. Однако есть некоторые общие принципы, которых следует придерживаться.
Курсовая работа должна иметь, прежде всего, план (оглавление). План – это перечень разделов, глав, параграфов и т.п., составленный в той последовательности, в которой они излагаются в тексте работы. Предварительно составленный план позволяет обеспечить продуманную структуру работы и одновременно служит организующим началом, обеспечивающим логическую последовательность изложения материала.
Предварительно составленный план работы может изменяться в процессе ее выполнения в деталях, однако эти изменения не должны затрагивать главной цели работы.
Композиция плана должна содержать следующие разделы:
- введение,
- задание на выполнение курсовой работы,
- основные вопросы, раскрывающие содержание,
- заключение с выводами,
- список использованной литературы,
- приложение.
Введение содержит краткое изложение разрабатываемой проблемы, дается обоснование актуальности темы исследования, цель работы, ее новизна, назначение, определяются границы написания курсовой работы.
Основное содержание работы обычно включает: обзор литературы по изучаемой теме; изложение собственной гипотезы; исследовательскую часть, включающую методы исследования. При этом методики исследований, изложенные в стандартах, не приводятся полностью, а лишь даются ссылки на них с обоснованием выбора этих методов.
Материал курсовой работы анализируется автором, и в конце работы на основании этого анализа должно быть дано заключение. Анализ имеющейся литературы по изучаемой проблеме должен носить критический оттенок, что позволяет выяснить нерешенные моменты по изучаемым вопросам.
При написании курсовой работы необходимо излагать ее ясно и разборчиво, избегать повторений слов и выражений, не перегружать текст избытком цифр, цитат, иллюстраций.
В заключение работы формулируются основные краткие выводы и предложения автора, а также, какие вопросы остались еще нерешенными. Выводы пишутся в виде кратких тезисов.
Список литературы содержит перечень тех источников, которые были использованы при написании курсовой работы. Он помещается непосредственно после заключения работы.
Приложение. Целесообразно при необходимости включить в работу ряд вспомогательных материалов: таблицы, вспомогательные расчеты, описание приборов, инструкций, методики, протоколы испытаний, сертификаты соответствия, модификации методик или расчетов, фотографии или рисунки изучаемых объектов и прочее, чтобы не загромождать основной текст работы.
При выполнении контрольных работ также должны соблюдаться определенные требования.
Формы оформления титульного листа курсовой и контрольной работы даны в приложении.
Контрольная работа, выполненная без соблюдения указанных требований или дословно списанная с учебника, возвращается на повторное выполнение. После рецензирования контрольная работа защищается у преподавателя, проверявшего работу студента.
Ответы на вопросы контрольной работы должны быть конкретными, достаточно полными и по существу.
Вопросы пищевой ценности, сравнительные характеристики отдельных групп товаров, товароведной экспертизы рассматриваемого товара рекомендуется представлять в виде таблиц или рисунков, давая их анализ.
Тексты задач составлены с учетом использования теоретических знаний по товароведению потребительских товаров, действующей нормативной документации на них (НД-стандартов, инструкций, договоров, норм естественной убыли, основных условий поставки др.), практических навыков в работе и умения пользоваться учебной литературой.
После защиты контрольной работы у преподавателя студенты, выполнившие практические и лабораторные занятия, допускаются к сдаче зачета.
1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Выполнение курсовой работы преследует следующие цели и задачи:
- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний в области таможенной экспертизы качества товаров и смежных с ней дисциплин и использование этих знаний конкретных научных, технических и производственных задач;
- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение навыками работы с учебной литературой.
Курсовая работа является самостоятельной работой студента, и ее автор несет ответственность за правильность всех данных и качество оформления.
При выполнении курсовой работы студент дневной формы обучения может использовать собранный во время производственной практики материал, а студент заочник – материалы по теме курсовой работы, собранные по месту его трудовой деятельности.
2 ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
Кафедра «Товароведение и экспертиза потребительских товаров» предлагает примерный перечень тем курсовых работ, предлагаемых кафедрой. Студенты дневной формы обучения подбирают себе тему на основе консультации с руководителем работы. То же могут сделать и студенты заочники.
Кафедра Товароведение и экспертиза потребительских товаров предлагает следующий примерный перечень тем курсовых работ по товароведению однородных групп товаров:
- Товароведная характеристика натуральных и восстановленных соков.
- Идентификации продовольственных товаров
- Товароведение плодоовощных товаров
- Товароведение зерномучных товаров
- Товароведение макаронных изделий
- Товароведение и экспертиза безалкогольных напитков.
- Товароведение и экспертиза кофе
- Идентификационная экспертиза и экспертиза подлинности продовольственных товаров
- Товароведение и экспертиза чая.
- Товароведение и экспертиза мяса убойных животных.
- Ветеринарно-санитарный контроль в производстве мяса и мясопродуктов.
- Товароведение и экспертиза мяса птицы
- Фальсификация продовольственных товаров
- Идентификация зерномучных товаров
- Идентификация плодоовощных товаров
- Товароведение вкусовых товаров
- Товароведение товаров животного происхождения
- Товароведение табачных изделий
- Товароведение молока и молочных товаров
- Идентификация рыбы и рыбных продуктов
- Идентификация мясных консервов
- Фальсификация рыбных консервов
- Товароведение спиртных напитков
- Фальсификация и идентификация слабоалкогольных напитков.
- Идентификация степени соответствия продовольственных товаров
- Виды и методы обнаружения фальсификации продовольственных товаров
- Пути совершенствования правовой и нормативной базы идентификации продовольственных товаров.
3 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТА ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
После выбора темы курсовой работы студент вместе с руководителем разрабатывает общий и детальный план работы. Общий план представляет собой содержание, а детальный план представляет собой рабочий документ с детальным описанием порядка сбора материалов, выполнения отдельных разделов, подразделов работы и т.д.
Руководитель курсовой работы:
- совместно с автором разрабатывает план (структуру) работы;
- рекомендует студенту минимум необходимой литературы;
- по мере необходимости консультирует студента, оказывает ему необходимую методическую помощь;
- проверяет выполнение работы;
- рецензирует готовую работу, организует ее защиту в комиссии не менее чем 2 человека.
4 СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Содержательная часть курсовой работы по экспертизе качества товаров может быть построена по разному и можно выделить по этому признаку следующие ее типы:
- Работа, не содержащая экспериментального и (или) практического разделов;
- Работа, содержащая экспериментальный раздел;
- Работа, содержащая практический раздел;
- Работа, содержащая одновременно экспериментальный и практический разделы.
Наиболее часто работы выполняются по второму и третьему типу. Студенты заочной формы обучения включают в курсовую работу практический раздел, материал для которого собирается по месту работы, если студент-заочник работает на профильном предприятии. Студенту дневной формы обучения представляется кафедрой возможность выполнения экспериментальных исследований небольшого объема.
Объем основного текста курсовой работы должен быть в пределах 20 – 25 страниц печатного текста (Times New Roman) , отпечатанного на бумаге в формате А4 через 1,5 интервал с соблюдением всех изложенных ниже правил оформления курсовой работы.
В курсовых работах третьего типа экспериментальную часть заменяет практическая. В практической части можно обобщить материал по выходному контролю качества рассматривают группы товаров на предприятиях, условиях хранения, целевому назначению, причинах отказа в приемке или возврате товаров поставщику, если таковое имело место. При этом желательно приложить копии соответствующих документов.
5 ПОДБОР МАТЕРИАЛОВ И ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
5.1 Введение
В оглавлении «Введение» не нумеруется. В нем дается краткая характеристика развития научных исследований по рассматриваемому вопросу, формулируются цели и задачи работы, а также актуальность темы курсовой работы.
5.2 Аналитический обзор литературы
Этот раздел должен иметь свое название: например: Идентификация продуктов питания (аналитический обзор литературы). При необходимости может состоять из подразделов, пунктов и т.д., имеющих свою нумерацию и название.
Обзор литературы является частью курсовой работы, в которой студент демонстрирует свое умение самостоятельной работы над литературой, анализировать и сопоставлять научные результаты научных школ и исследователей, высказывать свою обоснованную точку зрения.
При написании курсовой работы следует воспользоваться, кроме учебников по идентификации и фальсификации продовольственных товаров и смежным дисциплинам, научно-техническими отраслевыми журналами.
При этом следует отметить, что название научных и научно-учебных учреждений следует указывать так, как они названы в момент опубликования того или иного материала.
В целом для выполнения курсовой работы желательным минимумом источников является 20 – 25, анализ которых поможет студенту показать свое умение анализировать научную литературу.
Аналитический обзор должен завершиться краткими выводами.
При написании текста необходимо делать ссылки на авторов, особенно если материал дословно цитируется или автор использует его для обоснования рассматриваемого вопроса. При этом следует иметь ввиду, что один и тот же источник по ходу всей работы цитируется только под одним номером, который за ним закрепляется в списке использованных источников. Ссылки могут осуществляться, указывая порядковый номер источника в списке литературы, заключенной в квадратные скобки.
5.3 Экспериментальная часть (раздел)
Она выполняется, как правило, в лабораториях кафедры, но может выполняться на предприятиях и в научных учреждениях.
В подразделе «Методы определения идентификации и фальсификации» приводится перечень аналитических методов исследования, используемых в работе. Если методы являются общеизвестными, не рекомендуется их детальное изложение, а следует привести принцип метода и формулу расчета с указанием значения символов и дать ссылку на источник.
Оригинальные методы следует излагать во всех деталях. Желательно при анализе пользоваться стандартизованными методами. Их преимущество – сопоставимость, т.к. нормы в стандартах и технических условиях исходят именно из того, что показатели определяются по ГОСТ методикам.
При характеристике объектов исследования следует указать порядок их отбора со ссылкой на соответствующий стандарт. Если анализ проводится по ГОСТ методикам, то следует придерживаться в этом отношении требований ГОСТ. В части касающейся математико-статистической обработки результатов исследований, то в курсовой работе достаточно ограничится определением средней арифметической и средней ошибки средней величины.
Результаты экспериментальных исследований определяются в виде таблиц и рисунков. Затем проводится обсуждение результатов исследований. Студент должен показать свое умение анализировать и сопоставлять полученные им результаты с данными из научной литературы, формулировать обоснованные выводы.
6 ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
6.1 Оформление текстового материала
Пример обозначения глав, разделов, подразделов и пунктов курсовой работы (при наличии экспериментальной или практической части).
Введение
1 Идентификация и фальсификация молочных продуктов
1.1 Идентификация молочных продуктов
- Соблюдение норм ГОСТ на готовую молочную продукцию
- Соответствие сопроводительных документов на поставляемую молочную продукцию
1.2 Методы фальсификации молочных продуктов
2 Исследование качества молочных продуктов
2.1 Характеристика исследуемых молочных продуктов и условия эксперимента
2.2 Методы исследования
2.2.1 Органолептические методы
Заключение
Список литературы
Приложения
Заголовки разделов пишутся с новой строки прописными буквами посередине и нумеруются арабскими цифрами. Если заголовок состоит из двух и более предложений, их разделяют точкой. В конце заголовка точку не ставят. Перенос слов в заголовке не допускается.
Сокращение слов в тексте работы и подписях под иллюстрациями не допускается, кроме общепринятых сокращений (т.е, и т.д.). При написании величин в процентах знак «%» пишут только с цифровыми данными. Также в тексте работы не допускается математический знак «-» перед отрицательным значением величин (следует писать слово «минус»), знак «Ø» для обозначения диаметра, знаки «№».
Сведения о правилах написания условных обозначений и сокращений имеются в справочных изданиях.
Формулы в тексте курсовой работы нумеруются арабскими числами в круглых скобках с правой стороны на уровне формулы. Сразу под формулой расшифровываются буквенные обозначения и цифровые коэффициенты, входящие, в формулу начиная со слова «где». Пример:
c=a+b, (1)
где a - …….,
b - ……..
Размерность физических величин должна проводиться в Международной системе единиц СИ, но в отдельных случаях допускается использование внесистемных единиц с одновременным переводом в систему единиц СИ.
6.2 Оформление иллюстрационного материала
В курсовой работе допускается сквозная нумерация таблиц, формул, графиков, схем и т.д. Все таблицы, графики, схемы и другие иллюстрационные материалы должны иметь тематические заголовки. Слева над таблицей размещают слово «Таблица», после него приводят номер таблицы, при этом точку после номера таблицы не ставят. Таблицы нумеруются арабскими цифрами. Таблицы оформляют в соответствии с рисунком 1.
Таблица __________ - ________________________
номер наименование таблицы
Рисунок 1
Иллюстрационный материал следует размещать так, чтобы их можно было читать без поворота курсовой работы.
Графический материал более наглядно характеризует функциональную зависимость табличных данных, поэтому часть экспериментальных данных целесообразно оформлять в виде графиков.
6.3 Оформление списка использованных источников
В конце курсовой работы должен быть приведен список литературы с библиографическими данными. Правила библиографического описания регламентируется ГОСТ 7.1 «Библиографическое описание производственной печати».
Приведем примеры библиографического описания.
Книга одного автора:
Крылова, Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
Книга двух-трех авторов:
Сергеев, А.Г., Латышев М.В., Терегеря, В.В. Метрология, стандартизация, сертификация : Учебное пособие. – М. : Логос, 2005.
Пример описания книги под редакцией:
Измерения в промышленности – Справочник в трех книгах. Под ред. П. Профоса. М.: Металлургия, 1990г.
Нормативно-технические документы:
ГОСТ Р 51705.1-2001 Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования. – М. : Издательство стандартов, 2001.
При указании места издания разрешается сокращения наименований лишь городов Москвы (обозначаются буквой М. с точкой) и Санкт-Петербурга (Ленинграда)- обозначаются буквами СПб. с точкой (для Ленинграда Л. с точкой).
6.4 Порядок подготовки к защите и защита курсовой работы
После написания и оформления курсовой работы студент должен зарегистрировать курсовую работу в деканате, а затем сдает ее на кафедру. При положительном результате рецензирования руководитель работы ставит на титульном листе пометку «К защите» и возвращает работу автору для подготовки к защите. Автор работы готовит небольшой доклад по содержанию работы для изложения при защите курсовых работ, а по указанию руководителя и иллюстрационный материал.
При отрицательной рецензии руководитель указывает конкретные недостатки, по устранении которых работа представляется на кафедру для повторного рецензирования руководителем.
При положительном итоге защиты курсовой работы ставится оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Курсовая работа остается на кафедре и хранится в установленном порядке установленное время.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Боровикова Л.А., Гримм А.И., Дорофеев А.Л. Исследование продовольственных товаров: учеб, пособие для товаровед. фак. торг. вузов. – М.: Экономика. 2010. – 336 с.
2. Васильев Г.А., Ибрагимов Л.А., Нагапетьянц Н.А. Коммерческое товароведение и экспертиза: Учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. – 135 с.
3. Гамидуллаев С.Н., Иванова Е.В., Николаева С.Л., Симонова В.Н. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: учебное пособие. – СПб.: Альфа, 2000. – 432 с.
4. Гамов В.К., Павлова Ж.П., Колмогоров Ю..М. Экспертиза продовольственных товаров: учебное пособие. Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2000. 248 с.
5. Дубцов Г.Г. Товароведение пищевых продуктов: Учеб. для студ. учреждений сред. спец. проф. образования. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2010. – 264 с.
6. Жиряева Е.В. Товароведение. 2-е издание. – СПб.: Питер, 2002. – 416 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
7. Кругляков Г.Н., Круглякова Г.В. Товароведение продовольственных товаров. Учебник. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 1999. – 448 с.
8. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 399 с. – (Основы наук)
9. Матюхина З.П., Королькова Э.П. Товароведение пищевых продуктов: Учеб. для нач. проф. образования. – 2-е изд., стереотип. – М.:ИРПО; Изд. центр «Академия», 1999, - 272 с., 16 л. ил.: ил.
10. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 1999. – 283 с.
11. Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение: Учебник. – 3-е изд. – М..: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. – 620 с.
12. Шепелев А.Ф., Мхитарян К.Р. Товароведение и экспертиза вкусовых и алкогольных товаров. Учебное пособие. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2001. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сухарные изделия" (презентация к занятию по дисциплине «Товароведение продовольственных товаров»).
Презентация предназначена для студентов, обучающихся по специальности Товароведение и экспертиза качества продовольственных товаров, 2 курс. Рассматриваемые вопросы: ассортимент сухарных изделий, техн...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей по организации и проведению предметной олимпиады по дисциплине: «Товароведение продовольственных товаров»
Одной из активных форм учебной работы со студентами является организация и проведение олимпиады по товароведению продовольственных товаров. Олимпиада активизирует познавательную деятельность студентов...
Учебное пособие по дисциплине "Товароведение продовольственных товаров"_Глава 1_Основы товароведения
В учебном пособии приведено описание и дана характеристика основных групп продовольственных товаров, которые используются на предприятиях питания в качестве сырья для приготовления пищи. Даны химическ...
Учебное пособие по дисциплине "Товароведение продовольственных товаров" Глава 2_Зерномучные товары
В учебном пособии приведено описание и дана характеристика основных групп продовольственных товаров, которые используются на предприятиях питания в качестве сырья для приготовления пищи. Даны химическ...
Методическое пособие по дисциплине Товароведение продовольственных товаров
В пособии представлены методические рекомендации по выполнению практических работ по МДК 01.01. Товароведение продовольственных товаров и продукции общественного питания ПМ.01 Организация питания в ор...
Методическая разработка по дисциплине Товароведение продовольственных товаров и продукции общественного питания по теме «Алгоритм расчета контрольного числа штрих-кода товара» для студентов СПО
Требования ФГОС СПО предусматривают, что выпускник освоивший программу междисциплинарного курса (МДК 01.01) «Товароведение продовольственных товаров и продукции общественного питания», дол...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Товароведение продовольственных товаров» на тему «Товароведная характеристика сыров» для студентов ПК-21 группы II курса по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»
Методическая разработка учебного занятия по теме «Товароведная характеристика сыров» разработана для проведения учебного занятия со студентами II курса по специальности 43.02.15 «Пов...