Из опыта работы моя методика реализации здоровьесберегающих технологий
статья
Из опыта работы моя методика реализации здоровьесберегающих технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Из опыта работы: моя методика реализации здоровьесберегающих технологий».
Проблема здоровьесбережения предстает перед нами как глобальная и важная, несмотря на другие проблемы человечества. В настоящий период многие придерживаются такого мнения, что здоровье населения – это обязательное условие благосостояния любого государства и всего человечества в целом. Вопрос сбережения, поддержания и формирования здоровья, развитие ценностей здорового образа жизни и осознанного отношения к нему считается приоритетной в политике любой страны.
На современном этапе развития общества активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, их поведению и восприятию самого понятия «здоровый образ жизни». А также, все большее значение отводится роли средних профессиональных образовательных учреждений как социальному институту, формирующему не только компетентного специалиста, но и полноценную личность с такими качествами и свойствами, как физическое и нравственное здоровье, социальная активность, ответственность и высокие эстетические идеалы.
Укрепление и охрана здоровья, повышение работоспособности студенческой молодежи – одна из главных проблем и задач совершенствования подготовки высококвалифицированных кадров, поскольку состояние здоровья студентов, наряду с профессиональным уровнем, следует рассматривать как один из показателей качества их подготовки.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить студенту возможность сохранения здоровья за период обучения в колледже, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание обучающихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Важной составляющей учебной и воспитательной работы в колледже является сохранение и укрепление здоровья студентов как членов общества, будущих учителей и родителей. Теоретической основой преподавания, с учетом данной проблемы, выступает правильное понимание сущности здоровья, которое включает совокупность психических, физических качеств и свойств организма, а также возможность творческой реализации личности, создание полноценной семьи, рождение и воспитание здоровых детей, т.е. социальный аспект.
Необходимо отметить, что обучающиеся школ приходят в колледж, имея ряд различных заболеваний и социальных отклонений. Возраст обучающихся в колледже с 15 до 20 лет. Сложность нашего контингента состоит в том, что практически 80% студентов – из сельской местности, проживающих во время учебы в съемных квартирах и общежитии, без контроля родителей. Последние годы среди студентов возросло число сирот и оставшихся без попечения родителей, имеются студенты из неполных семей.
Наблюдается тенденция к увеличению социально незащищенных учащихся, а также нуждающихся в социальной поддержке. Диагностика заболеваний студентов показывает, что возросло количество хронических заболеваний, среди которых сколиоз, гастрит, сердечно-сосудистые заболевания, болезни органов дыхания. После анализа ситуации, выявления сильных и слабых сторон, выявления существующих ресурсов было решено активно внедрять здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.
В своей практике педагогической деятельности были сформулированы следующие принципы здоровьесберегающих технологий:
- Создание в процессе образовательной деятельности среды, обеспечивающей снятие стресса у студентов (благоприятный психологический климат, индивидуальный подход, создание ситуации успеха и т.д.);
- Творческий характер образовательного процесса.
- Стимулирование мотивации обучающихся;
- Рациональная организация образовательного процесса, исключающая перенагрузку;
- Обеспечение адекватного восстановления сил.
Специфика дисциплин специальности 44.02.01. Дошкольное воспитание предполагает использование в процессе образовательной деятельности игровых моментов, возможностей интерактивного оборудования для снятия напряжения у обучающихся, переключения внимания с одного вида деятельности на другой.
В процессе образовательной деятельности, помимо традиционных здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих охрану здоровья обучающихся, на дисциплинах «МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста», «МДК 02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников», «МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей» мной используются личностно-ориентированные технологии.
Среди здоровьесберегающих технологий их следует особо выделить, так как они учитывают особенности каждого обучающегося и направлены на возможно более полное раскрытие его потенциала.
Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
При этом передо мной встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе группы; стимулирование обучающихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения в процессе образовательной деятельности, позволяющих каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения обучающегося.
Студентам предлагаются оригинальные учебные задачи, использование интерактивного оборудования, проведение рефлексии в интерактивной форме,
Особое место в образовательном процессе занимает снятие эмоционального напряжения.
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку обучающихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является психологический комфорт студентов в образовательном процессе. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого студента.
Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание студента выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – эффективные инструменты создания благоприятного климата.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность учебной группы заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Охрана здоровья студента предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если систематично учить подростка ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.
Важной задачей является воспитание у студентов привычки обращать внимание на свой организм, анализировать свое состояние и самочувствие, что является особенно актуальным в период пандемии коронавирусной инфекции.
Правильность выбора пути к здоровью и здоровому образу жизни зависит от того, насколько обучающиеся почувствуют убежденность в его необходимости. Главная ответственность за достижение положительного результата ложится на предметы естественнонаучного цикла, которые в нашем колледже достаточно разнообразны. При изучении этих дисциплин, учащиеся знакомятся с основными компонентами здорового образа жизни, такими, как рациональное питание, двигательная активность, режим дня, закаливание, нравственное отношение к окружающим людям и природе, личная гигиена, трудовая деятельность, полноценная семейная жизнь. Данные вопросы охватывают все этапы обучения студента в колледже.
Значимость составляющих здорового образа жизни лучше проявляется при их сопоставлении с наиболее характерными противоположностями: неправильным питанием, гиподинамией, курением, алкоголизмом и наркоманией, безнравственным поведением и их страшными последствиями. Обозначенный круг вопросов поднимается и обсуждается с разных позиций не только на учебных занятиях, но и во внеаудиторной работе. Традиционными стали мероприятия по профилактике вредных привычек, за нравственное отношение к живому, мероприятия и акции, пропагандирующие здоровый образ жизни.
Логично, что позитивные изменения в поведении обучающихся достигаются всесторонним комплексом мероприятий по пропаганде здорового образа жизни среди студентов. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.
Литература:
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. – М.: Просвещение, 1990 – 127с.
- Бабанский Ю. К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. 1982г. – 480 с.
- Информационный портал о здоровье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rcmp-nso.ru/
- Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
- Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: Академия, 2001.
- Митяева А.М. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Монография.-Орел:Орлик.2001.200с.
- Митяева А.М. Педагогика здоровья: учебно-методическое пособие – Орел, ГОУ ВПО «ОГУ»2007. – 413с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация здоровьесберегающих технологий реализуемых в колледже
Укрепление и сохранение здоровья студента (ребенка), формирование здорового образа жизни в колледже, выступает как неотъемлемая часть воспитательного процесса....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/21/picture-290018-1519236456.jpg)
"Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка". Из опыта работы.
При организации процесса обучения иностранным языкам мы не должны забывать об охране здоровья наших учеников, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные ...
Методический материал из опыта работы (Использование здоровьесберегающих технологий на уроке математики)
Раскрыта актуальность использования здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности. Приведены конкретные примеры задач, условие которых направлены на здоровьесберегающее воздействие на у...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/09/picture-845682-1478681218.jpg)
«Реализация здоровьесберегающих технологий в работе преподавателя Электротехнических дисциплин»
Проблема применения здоровьесберегающих технологий является актуальной, так как оно способствует сохранение и укрепление здоровья студентов важно для всего общества, поскольку лишь здоровые люди...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/26/picture-490726-1540542053.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГАМИ И МАСТЕРАМИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ ЯНАО «ТАРКО-САЛИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГАМИ И МАСТЕРАМИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ ЯНАО «ТАРКО-САЛИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/30/picture-860826-1730278326.jpg)
Методическая разработка по реализации здоровьесберегающих технологий
Методическая разработка посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме рационального питания школьников. Организация правильного питания учащихся является одним из фактов оказывающих влияние ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/22/picture-640237-1542890955.jpg)
Статья на тему "Проектная деятельность как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"
Статья содержит в себе учебный материал, касающийся здоровьесберегающих технологий, которые моржно применять на уроках английского языка - проекты, здорвое меню, физкультминутка, режим дня и т.д., Мат...