Презентация к уроку педагогики по теме: «Классификация методов обучения»
презентация к уроку
Презентация разработана для проведения урока по учебной дисциплине "Педагогика" для преподавателей, а также студентов, обучающихся по педагогическим специальностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_po_teme_klassifikatsiya_metodov_obucheniya.ppt | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: изучить многомерную классификацию методов обучения Освоить ОК 1. Работать с информацией. 3. Применять ИКТ для решения профессиональных задач. 4. Работать в коллективе и команде.
Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей . А.В. Хуторской
Многомерная классификация методов Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система.
Виды классификаций Традиционная классификация методов обучения Классификация методов по назначению (М.А.Данилов, Б.П.Есипов) Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н Скаткин) По дидактическим целям выделяются (Г.И.Щукина, И.Т.Огородникова и др.) две группы методов обучения Бинарная и полинарная классификация методов обучения Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности на основе целостного подхода (Ю.К.Бабанский)
1.Традиционная классификация методов обучения Берет начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний: практика, наглядность, слово, книга, безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами.
Традиционная классификация методов обучения Опыт Иллюстрация Объяснение Чтение Просмотр Упражнение Демонстрация Разъяснение Изучение Конспекти-рование Упр-я под «контролем «эл. учителя»» Учебно-производительный Наблюдения учащихся Рассказ Беседа Беглый просмотр Цитирование Моделирование решения задач Производи-тельный труд Лекция Дискуссия Диспут Составление плана Изложение Практический Наглядный Словесный Работа с книгой Видеометод (мультимедиа )
2. Классификация методов по источнику передачи и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, Е.И. Перовский) Выделяются следующие признаки и методы: а) пассивное восприятие — слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения; демонстрационный); б) активное восприятие — работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод .
3. Классификация методов по назначению (М.А.Данилов, Б.П.Есипов) Критерий: последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы: приобретения знаний; формирование умений и навыков; применение знаний; творческая деятельность; закрепление; проверка ЗУН.
4. Классификация методов по типу (характеру познавательной деятельности ) Методы: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический); исследовательский . И.Я. Лернер М.Н.Скаткин Тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения.
Сущность информационно-рецептивного метода выражается в следующих его характерных признаках: 1) знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; 2) учитель организует различными способами восприятие этих знаний; 3) учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти. При рецепции используются все источники информации (слово, наглядность и т.д.), логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний.
В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки: 1) знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; 2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; 3) учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний; 4) необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний. Главное преимущество данного метода, как и рассмотренного выше информационно-рецептивного метода, — экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.
Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.
Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках: 1) знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно; 2) учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; 3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания. Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель — учащиеся — учитель — учащиеся и т. д. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа.
Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что 1) учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; 2) знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся; 3) деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; 4) учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки — значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.
5. Классификация по дидактическим целям (Г.И.Щукина, И.Т.Огородников и др.) Методы, способствую-щие первичному усвоению учебного материала Методы, способствую-щие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний информационно-развивающие методы устное изложение учителя беседа работа с книгой эвристические (поисковые ) эвристическая беседа диспут Лабораторная работа исследова-тельский метод упражнения практические работы по образцу вариативные комментированные
6. Бинарный подход - Методы учения - это разработанная с учетом дидактических принципов и закономерностей система приемов и соответствующих им правил учения, целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определенного типа учебных задач Методы преподавания - это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения определенного типа педагогических (дидактических) задач. Методы обучения - это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой - учения (В. И.Андреев).
Бинарная классификация методов обучения М.И.Махмутова Метод преподавания Метод учения Информационно-сообщающий Исполнительный Объяснительный Инструктивно-практический Объяснительно-побуждающий Побуждающий Репродуктивный Продуктивно-практический Частично-поисковый Поисковый
Полинарная классификация методов обучения в единстве сочетает источники знаний, уровни познавательной активности, а также логические пути учебного познания
7. Классификация методов обучения (Ю.К.Бабанский) Группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности по Ю.К.Бабанскому Источник Логика Мышление Управление
Как Вы понимаете смысл понятия « Многомерная классификация методов обучения»
Закончите фразу 1 На занятии по педагогике : - узнал….; - понял….; - научился….; 2. Лучше всего на занятии у меня получалось….. 3. Основные трудности были…….. 4. У меня произошли изменения: - в знаниях по предмету…..; - в умении чувствовать и ощущать……; - в моих творческих способностях…. - в умении осознавать себя. 5. Сам себе желаю……..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку на тему : "Классификация автомобилей"
Данный материал является наглядным и интерактивным для знакомства с классификацией автомобилей. Презетация состоит из 5 слайдов. На которых представлена классификация автомобилей п...
Презентация к уроку на тему: «Резьба. Основные сведения о резьбе. Классификация резьбы. Условное изображение и обозначение на чертежах»
Презентация для сопровождения урока по теме: "Резьба. Основные сведения о резьбе. Классификация резьбы. Условное изображение и обозначение на чертежах"...
Презентация к уроку по теме: "Бутерброды. Классификация по способу приготовления и назначению"
Презентация по теме "Бутерброды"...
Презентация к статье на тему: "Инновационные методы обучения социально-экономическим дисциплинам"
....
презентация к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования" разработала преподаватель спец.дисциплин ГБПОУ "Троицкий технологический техникум" Мумбаева С.Ю.
презентация к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования", разработала преподаватель спец.дисциплин Мумбаева С.Ю....
Технологическая карта занятия по дисциплине Педагогика "Понятие о методах и приёмах обучения. Классификация методов обучения"
Технологическая карта открытого занятия по дисциплине Педагогика на тему "Методы воспитания. Условия эффективности методов стимулирования деятельности" предназначена для студентов 2 кур...