Дидактические игры по формированию у детей знаний о пользе продуктов питания
статья

Егорова Елена Михайловна

Чипсы, попкорн, пицца, пепси-кола, печеньки, конфетки… Сегодня торговля и общепит предлагает огромное разнообразие вкусной, но не всегда полезной еды в яркой упаковке. Наверняка, многие из нас были свидетелями сцены, когда дети просят купить у родителей что-то сладкое, капризничают, если им отказывают. А многие натуральные продукты, как например, кабачок, фасоль, перец, горох, салатные листья, стали редкими в рационе детей.

Как объяснить малышам, вред и пользу разных продуктов питания? Как сформировать правильные вкусовые привычки? Этими вопросами задаются и родители, и педагоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_pitaniyu.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Елена Михайловна Егорова, воспитатель I категории

МБДОУ «Детский сад № 144» города Чебоксары Чувашской Республики

Дидактические игры по формированию у детей знаний

 о пользе продуктов питания

Чипсы, попкорн, пицца, пепси-кола, печеньки, конфетки… Сегодня торговля и общепит предлагает огромное разнообразие вкусной, но не всегда полезной еды в яркой упаковке. Наверняка, многие из нас были свидетелями сцены, когда дети просят купить у родителей что-то сладкое, капризничают, если им отказывают. А многие натуральные продукты, как например, кабачок, фасоль, перец, горох, салатные листья, стали редкими в рационе детей.

Как объяснить малышам, вред и пользу разных продуктов питания? Как сформировать правильные вкусовые привычки? Этими вопросами задаются и родители, и педагоги.

Свою лепту в решение этой проблемы вносят специалисты детских дошкольных образовательных учреждений. Прежде всего, это организация в ДОУ упорядоченного приёма пищи, обеспечение продуманного рациона питания, исключающего продукты из серии «фаст-фуд», проведение информационно-разъяснительной работы с родителями. К примеру, опрос родителей о вкусовых предпочтениях детей позволит немного изменить меню: исключить колбасные изделия, включить печеночные оладьи или вареники с творогом, чередовать салаты из свежих овощей – моркови, свеклы, капусты.

В программу непосредственно образовательной деятельности включены тематические занятия: «Дары осени», «Овощи. Фрукты», «Продукты питания», «Я вырасту здоровым», «Труд взрослых», «Посадка лука», сюжетно-ролевые игры «Семья», «Готовим обед», «Встречаем гостей», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Столовая», разнообразные дидактические игры и упражнения «Вершки и корешки», «Собери картину», «Где растет каша», «Витаминный домик», «Что изменилось?».

Тема продуктов питания находит отражение на занятиях по рисованию, аппликации, лепке, в работе на приусадебном участке или в зеленом уголке в групповой комнате, а также в ходе экскурсий в кухню, медицинский кабинет, магазин, пекарню или аптеку. Не остается без внимания и национально-региональный компонент: дети знакомятся с растениеводством, пищевыми производствами Чувашии, традиционной национальной кухней, расширяют собственный словарь чувашских названий продуктов и блюд. Таким образом, дети получают знания о различных продуктах питания, сведения, как они выращиваются и приготавливаются, начинают различать их по внешнему виду, вкусу, изображают их в своих рисунках и поделках из различного материала, приобретают кулинарные навыки.

В формировании и закреплении у детей знаний о продуктах, их роли в развитии человеческого организма, определенную роль играют и дидактические игры.

Дидактические игры – специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, предусматривающие решение игровых задач, ограниченные временем и регулируемые правилами. Как форма и метод обучения дидактические игры активизируют мыслительные и познавательные процессы, могут быть включены в образовательную и в самостоятельную деятельность детей. В арсенале каждого воспитателя есть множество дидактических игр, с помощью которых дети постигают основы здорового питания.

Планируя дидактические игры, воспитатель ставит перед собой образовательные, обучающие и воспитательные задачи, осуществляет непосредственное руководство игровым процессом: объясняет правила, наблюдает за ходом игры, оказывает эмоциональную поддержку, при необходимости помогает детям, подводит итоги.

Как правило, в дидактических играх используется разнообразный игровой раздаточный материал, как готовый, так и сделанный своими руками: 

        комплекты тематических и предметных картинок или карточек, которые необходимо либо систематизировать по разным признакам, либо использовать для демонстрации ответа;

        пазлы с тематическими изображениями, которые необходимо собрать, чтобы узнать правильный ответ;

        кроссворды, сканворды или различные головоломки на тему здорового питания, продуктов и их приготовления, разгадка которых помогает уточнить и закрепить определенные слова, термины, понятия и правила;

        демонстрационные муляжи овощей и фруктов, хлебобулочных и молочных продуктов и других блюд, которые также используются для классификации по разным признакам, выполнения заданий по подбору конкретного блюда или меню.

Играть можно не только за столом. Для дидактических заданий можно использовать конверты, коробки, панно с кармашками, магнитные доски, флип-чарты, а также импровизированные интерьеры с оборудованием для кухни или магазина и пр.

В качестве примеров игровых задач по формированию знаний о продуктах питания выступают следующие:

        систематизировать продукты по типу: мясо, рыба, крупы, яйца, овощи, фрукты, ягоды, специи и др.;

        систематизировать продукты по способам приготовления (варить, жарить, запекать, консервировать, без термической обработки);

        систематизировать продукты по витаминным группам: А, B, C;

        дать сравнительные характеристики различным блюдам на предмет их полезности/неполезности;

        подобрать продукты для перекуса, для пикника и пр. с учётом ситуации;

        составить рецепты блюд из предложенного набора продуктов;

        определить время для завтрака, обеда, полдника и ужина;

        назвать продукты питания и блюда, включая экзотические, национальные и др.;

        подобрать продукты питания в зависимости от организма и жизнедеятельности человека (ребенок, спортсмен, больной, худой, полный и проч.);

        подобрать продукты питания на свой вкус с учётом их полезности;

        составить меню для завтрака, обеда, полдника, ужина с подбором полезных продуктов, содержащих витамины;

        найти на тематических иллюстрациях, слайдах или в видеосюжетах ошибки, касательно накрытого стола, поведения за столом и др.

Грамотный педагогический подход, целенаправленность и систематичность, творческая составляющая, тактичность педагога и поддержка данной деятельности со стороны семьи обеспечивают успех в воспитании у детей правильного пищевого поведения, осознанного выбора полезных продуктов питания, культуры поведения за столом, что в итоге становится залогом здоровья наших детей и гармоничного развития.


--


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста

В пособии подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленных на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста.Данные игры направлены на узнавание и различение неречевых звук...

Формирование представлений о цвете у детей первой младщей группы средствами дидактической игры.

Сенсорное  воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности . служит основой познания мира . успешность умственного , физического, эстетического ...

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет

Выпускная квалификационная работа по теме "Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет"...

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Добавки пищевые в продуктах питания для детей

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Добавки пищевые в продуктах питания для детейСодержаниеВведение……………………………………………………………………………. 3Глава 1. Пищевые добавки………………………………………………………….71.1.Значение пищевых...

ВКР: Дидактическая игра как средство формирования словаря детей среднего дошкольного возраста

        Студентка четвёртого курса Киселёва Анжела Юрьевна  в своей ВКР доказывает, что бедность словаря мешает полноценному обще...

Презентация "Дидактические игры, как средство формирования экологических представлений детей 4-5 лет"

Презентация выступления на семинаре "Дидактические игры, как средство формирования экологических представлений детей 4-5 лет"...