Рабочая программа ОП.03 ВАФиГ
рабочая программа

Челнакова Людмила Александровна

Рабочая программа ОП.03 ВАФиГ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.03_vafig_2021.doc292 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский  многопрофильный колледж» в городе Губкинском

44.02.01 Дошкольное образование

ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора филиала по УПР

____________Г.Я. Шарова

«___» _____________ 2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Версия 1.0

Дата введения: 30.08.2021

СОГЛАСОВАНО:

Председатель ПЦК

 ___________Павлова Т.А.

                                                      «___» ___________ 2021г.

Губкинский, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        3

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        5

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        12

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        13

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ        15


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование укрупненной группы направлений подготовки специальностей укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, является общепрофессиональной.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компетенциями:

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться профессиональные компетенции (ПК):

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

- применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете, при организации обучения младших школьников;

- учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени ( учебный год, семестр, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса.

 В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

- основные закономерности роста и развития организма человека;

- строение и функции систем органов здорового человека;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма  человека;

- возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков

- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

- основы гигиены детей и подростков;

- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья  на различных этапах онтогенеза;

- основы профилактики инфекционных заболеваний;

- гигиенические требования к учебно– воспитательному процессу, зданию и помещениям школы.

1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося - 82 часа, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 74 часа;

самостоятельная работа обучающегося - 8 часов.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

82

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

74

в том числе:

практические занятия

30

контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

8

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа:

таблиц

рефератов

докладов

сообщений

2

2

2

2

Промежуточная аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа

Уровень усвоения

Объем часов

№ занятия

ТРЕТИЙ СЕМЕСТР – 111 (74) ч

Введение

Содержание учебного материала:

2

1

Введение. Содержание дисциплины, понятия анатомия, возрастная анатомия, физиология, возрастная физиология, гигиена, гигиена детей и подростков.

1

2

1

РАЗДЕЛ  1. Организм человека биологически целостная саморегулирующаяся система

Тема 1.1. Общий обзор организма человека. Возрастная периодизация жизни человека.

Содержание учебного материала:

6

1

Роль анатомии, физиологии и гигиены в ряду наук, значение изучения данных . научное определение учебной дисциплины «Анатомия», «Физиология», «Гигиена».  Название и сущность физиологических процессов, составляющих жизнедеятельность человека

1

2

2

2

Характеристика организма человека как целостной биологической системы и социального существа. Периоды внутриутробного развития. Возрастные периоды жизни и их особенности

1

2

3

Практическое занятие:

2

1

Выполнение антропометрических измерений и оценивание показателей физического развития детей и подростков

2

2

4

Самостоятельная работа:

4

1

Заполнить таблицу «Половые различия мужчин и женщин»,

3

2

РАЗДЕЛ  2. Нервная система

Тема 2.1. Общая характеристика строения и деятельности нервной системы. Спинной мозг. Головной мозг. 

Содержание учебного материала:

8

1

Значение нервной системы. Особенности строения нервной ткани, ее развитие. Классификация нервной системы человека. Деятельность нервной системы (виды нейтронов, рефлекторная дуга, синапс, медиаторы). Виды рефлексов, центр рефлекса. Строение спинного мозга (сегменты, функции, проводящие пути, оболочки)

1

2

5

2

Топография, строение и функции отделов головного мозга, оболочки мозга

1

2

6

Практическое занятие:

4

2

Описать топографию отделов головного мозга с характеристикой строения и их функций

2

2

7

3

Объяснить принцип деятельности нервной системы, используя схему «рефлекторная дуга»

2

2

8

Самостоятельная работа:

2

1

Заполнение таблицы « Функции отделов головного мозга»

3

2

РАЗДЕЛ  3. Высшая нервная деятельность

Тема 3.1. Особенности ВНД человека.

Условные рефлексы  

Содержание учебного материала:

8

1

Павловский метод изучения высшей нервной деятельности. Сравнение условных и безусловных рефлексов. Торможение условных рефлексов

1

2

9

2

Классификация типов ВНД. Пластичность типов ВНД у детей.

1

2

10

Практическое занятие:

4

4

Описать механизмы образования условных рефлексов. Изучить некоторые условные рефлексы у человека

2

2

11

5

Построение индивидуального профиля биологических ритмов сна и бодрствования. Составление методических рекомендаций к гигиенической организации сна

2

2

12

Самостоятельная работа:

2

1

Реферат «Типы мышления»

3

2

РАЗДЕЛ 4. Сенсорные системы

Тема 4.1. Строение слухового анализатора

Содержание учебного материала:

8

1

Общий план строения анализатора. Особенности клеточного строения периферического ( воспринимающего) аппарата органов чувств

1

2

13

2

Строение зрительного анализатора, вспомогательного аппарата глаза. Зрение. Гигиена зрения

1

2

14

3

Строение слухового анализатора и вестибулярного аппарата, их деятельность. Строение и значение органов вкуса и обоняния. Гигиена анализаторов

1

2

15

Практическое занятие:

2

6

Охарактеризовать зрительный, вкусовой, слуховой, обонятельный анализаторы по схеме: периферический отдел, проводниковый отдел, корковый отдел.

2

2

16

Самостоятельная работа:

4

1

Доклад «Оказание первой помощи при глазных травмах»

3

2

РАЗДЕЛ 5. Опорно–двигательный аппарат

Тема 5. 1. Скелет и мышечная система.

Содержание учебного материала:

8

1

Общий план строения скелета и скелетных мышц. Строение кости как органа, классификация костей скелета. Соединения костей. Возрастные и половые различия костной системы

1

2

   17

2

Мышца как орган. Развитие мышечной системы человека, возрастные особенности мышечной системы. Физиология мышечной деятельности. Классификация мышц, группы мышц

1

2

18

Практическое занятие:

4

7

Определение возрастных особенностей костной системы. Изучение строения  позвоночного столба, грудной клетки, костей конечностей, костей черепа с помощью таблиц и атласов

2

2

19

8

Определение нарушения осанки и плоскостопия, их профилактика. Разработка и проведение комплекса физических упражнений, направленных на сохранение правильной осанки

2

2

20

Самостоятельная работа:

6

РАЗДЕЛ 6. Сердечно-сосудистая система

Тема 6.1. Строение и деятельность сердца. Кровообращение

Содержание учебного материала:

8

1

Положение и строение сердца. Проводящая система сердца, сердечная автоматия. Цикл сердечной деятельности, систоматический и минутный объем крови, артериальное давление, пульс. Регуляция сердечной деятельности. Круги кровообращения. Большой круг кровообращения

1

2

21

2

Формирование систем верхней и нижней полых вен и воротной вены. Малый круг кровообращения. Формирование лимфатической системы

1

2

22

Практическое занятие:

4

9

С помощью муляжей, атласов и программ составить пространственное представление о сердечно – сосудистой системе. На муляже сердца показать камеры сердца, их сообщение между собой. Давать характеристику каждого отдела сердца и деятельности клапанного аппарата. Определить пульс в покое и физической нагрузке. Определить артериальное давление в покое и физической нагрузке

2

2

23

10

На муляжах, таблицах, фантоме показать наиболее крупные сосуды кровеносной системы с указаниями области их кровоснабжения. На фантоме ( друг на друге) находить места наиболее поверхностного расположения и точки их прижатия в случае кровотечения: общей сонной артерии, плечевой артерии, большеберцовой артерии

2

2

24

Самостоятельная работа:

4

РАЗДЕЛ 7. Внутренняя среда организма

Тема 7.1. Состав и функции крови

Содержание учебного материала:

2

1

Внутренняя среда организма, постоянство ее состава. Кровь как часть внутренней среды организма. Состав крови, объем. Плазма крови. Клетки крови. Процесс образования клеток крови

1

2

25

Самостоятельная работа:

2

Тема 7.2. Клинические показатели крови. Группы крови

Содержание учебного материала:

2

1

Клинические исследования показателей крови. Группы крови, определение группы принадлежности. Свертывание крови. Особенности состава и свойств крови у детей. Анемия и ее профилактика

3

2

26

Самостоятельная работа:

2

РАЗДЕЛ 8. Дыхательная система

Тема 8.1.  Строение органов дыхания. Процесс дыхания

Содержание учебного материала:

8

1

Развитие дыхательной системы человека. Строение органов дыхания. Особенности органов дыхания в детском возрасте

1

2

27

2

Этапы дыхания газообмен в легких и тканях, физиологические характеристики легочной деятельности. Нервная и гуморальная регуляция дыхания.

1

2

28

Практическое занятие:

4

11

Определение топографии органов дыхательной системы на таблицах, муляжах. Определение частоты дыхательных движений в покое и после нагрузки

2

2

29

12

Проведение дыхательной гимнастики, точечного массажа. Проведение искусственного дыхания «рот в рот», «рот в нос».

2

2

30

Самостоятельная работа:

4

РАЗДЕЛ 9. Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии в организме человека

Тема 9.1. Строение органов пищеварения. Сущность процессов пищеварения

Содержание учебного материала:

8

1

Общий план строения пищеварительной системы. Развитие органов пищеварительной системы человека. Гистологическое строение стенки желудочно – кишечного тракта, печени, поджелудочной железы

1

2

31

2

Процессы пищеварения на уровне полости рта, желудка, тонкого и толстого кишечника. Состав пищеварительных соков, деятельность ферментов. Регуляция процессов пищеварения со стороны эндокринной и нервной систем

1

2

32

Практическое занятие:

4

13

C помощью таблиц, муляжей составить целостное представление о ЖКТ. Дать сравнительную характеристику стенки желудка, тонкой и толстой кишки. Дать характеристику процессов пищеварения в различных отелах пищеварительного тракта

2

2

33

14

Зарисовать и обозначить органы пищеварительной системы

2

2

34

Самостоятельная работа:

4

Тема 9.2. Обмен веществ и энергии в организме

Содержание учебного материала:

4

1

Превращение веществ и энергии в организме человека, расходование энергии. Регуляция обмена веществ нервной и эндокринной системами. Обмен в организме человека белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ. Нарушения обмена веществ. Процессы поступления, синтеза, распада веществ, пищевой рацион, рациональное и сбалансированное питание. Витамины – понятие, биологическая ценность, суточная потребность, классификация

1

2

35

Практическое занятие:

2

15

Расчет калорийности, составление пищевого рациона в зависимости от возраста, физических затрат человека

2

2

36

Самостоятельная работа:

2

РАЗДЕЛ 10. Выделительная система

Тема 10.1. Развитие органов мочевыделительной системы

Содержание учебного материала:

2

1

Выделительная функция систем организма. Роль выделительных органов в поддержание постоянства внутренней среды. Топография и строение органов мочевыделительной системы. Строение нефрона, особенности кровоснабжения почки. Механизм образования мочи. Состав и свойства первичной и вторичной мочи. Регуляция деятельности почек нервной и эндокринной системами. Клиническое значение исследования мочи

1

2

37

Самостоятельная работа:

1

ВСЕГО:

82 (74) ч

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и психологии.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места 30 чел.;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно - наглядных пособий.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- телевизор LG 50'' плазма;

- мультимедиапроектор.

  3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Для преподавателей

Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. – М.: Академия, 2019.

Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебное пособие. Издательско-полиграфический центр Воронежского  государственного университета, 2018

Назарова Е.Н. Н192 Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Е. Н. Назарова, Ю.Д.Жилов. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2018.

Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2019.

Дополнительные источники:

Для преподавателей

1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. – М.: Вако, 2014.

2. Смирнов В. М. Будилина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. – М.: Академия, 2019.

Для обучающихся

      Сапин М.Р., Брыксин З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. - М.: Издательство «Академия»,2015

Интернет-ресурсы

1. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=742

2. www.referat.business-top.info/anatomy/ 

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценок результатов обучения

Умения: 

определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

Педагогическое наблюдение за деятельностью студентов на практических занятиях

применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения профессиональных модулей

оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

Устный и письменный опрос

проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний.

Педагогическое наблюдение за деятельностью студентов на практических занятиях

обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете, при организации обучения младших школьников;

Тестирование

Педагогическое наблюдение за деятельностью студентов на практических занятиях

учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени ( учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса.

Педагогическое наблюдение за деятельностью студентов на практических занятиях

Знания:

основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

Устный опрос

основные закономерности роста и развития организма человека;

Тестирование

строение и функции систем органов здорового человека;

Тестирование, контрольная работа

физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека

Тестирование, контрольная работа

возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков

Тестирование

влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

Устный опрос

основы гигиены детей и подростков;

Тестирование

гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья  на различных этапах онтогенеза;

Тестирование

основы профилактики инфекционных заболеваний;

Контрольная работа

гигиенические требования к учебно–воспитательному процессу, зданию и помещениям школы.

Тестирование

Разработчик:

Арнаут Т.А. - преподаватель общепрофессиональных дисциплин

Эксперты:

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          _________________________

   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)


ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

Номер

Номера листов

Расшифровка

Дата

Основание для внесения изменений

Подпись

Дата

введения

изменения

замененных

новых

аннулированных

подписи

изменения

Версия: 1.0

Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки.

Дата и время распечатки: 01.09.2021, 08.00

из 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)

Программа профессионального модуля  является частью основной профессиональной образовательной программы  ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...

рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01

рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...