Польза педагогической литературы в профессиональном медицинском образовании (памяти К.Д. Ушинского)
статья

Штыкова Мария Алексеевна

В представленной статье отражена концепция положительного влияния педагогической литературы на развитие педагогического мастерства в сфере профессионального образования (на основе публицистических трудов К.Д.Ушинского)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Польза педагогической литературы

в профессиональном медицинском образовании

(памяти К.Д. Ушинского)

ШТЫКОВА М. А.

Преподаватель дисциплины «Основы латинского языка и медицинской терминологии» и профессиональных модулей по специальности "Сестринское дело", первая квалификационная категория.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области "Московский областной медицинский колледж №1", Российская Федерация, г. Москва.

Педагогическое мастерство необходимо каждому преподавателю для «выживания» в образовательной системе не зависимо от того, где происходит преподавание – в школе, в колледже или в ВУЗе.

Невежество в области педагогических знаний может быть явным или скрытым, и обладает разрушительным действием не только для учащегося, но и для самого педагога. Мастерство в профессиональном образовании предполагает постоянное самосовершенствование одновременно и в вопросах профессии, и в области педагогики.

Например, современный преподаватель медицинского колледжа или ВУЗа – это не только специалист, который хорошо знает медицину. Он – педагог и воспитатель, который целенаправленно воздействует на отдельную личность и на группу в целом (студенты или медицинский персонал, проходящий повышение квалификации) с целью выработки в них определённых качеств, необходимых для профессиональной эффективности в выбранной профессии.

Педагогическое мастерство опирается на много источников, одним из которых является педагогическая литература – как осмысленный «горький» опыт других коллег, проверенный временем и поколениями.

Например, педагогические труды К.Д. Ушинского.

Константин Дмитриевич Ушинский является одним из основоположников отечественной, российской, научно обоснованной педагогики.  Расцвет его педагогического творчества – это середина и вторая половина 19 века, когда в России воплощаются новые идеи организации образования не только детей, но и «взрослых учеников», что нашло отражение во многих его книгах и статьях.

Ушинского можно назвать «педагогическим писателем» - так много им написано литературных трудов о педагогике, до сих пор – сквозь годы – помогающих многим преподавателям овладеть «педагогической опытностью».

Что же такое «педагогическая опытность»? В своей статье «О пользе педагогической литературы» Константин Дмитриевич под опытностью понимает «большее или меньшее количество фактов воспитания, пережитых воспитателем. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью, и уже эта мысль, а не самый факт, сделается правилом воспитательной деятельности педагога». При этом обращает внимание, что «передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт».

Ушинский неоднократно говорит о роли фактов: «в области разума факт сам по себе есть ничто, и важна только «мысль, из него вытекающая и им подкрепляемая»

И далее вновь подчёркивает значимость осмысления фактов: «…Самое понятие воспитания есть создание истории; в природе его нет. Кроме того, эта деятельность направлена исключительно на развитие сознания в человеке: каким же образом может она отказаться от мысли, от сознания истины, от обдуманности плана? ... »

Обучение – это целенаправленная деятельность по приобретению знаний и формированию новых умений (навыков). Если обучение происходит само собою, то говорят о научении. Если человек становится учителем самого себя, то уместно говорить о самообучении [2].

Педагогика отличается от обучения тем, что по своей сути является наукой не только об обучении, но и о воспитании – формировании личности ребёнка или взрослого, уже «состоявшегося», человека. Именно поэтому К.Д. Ушинский в своих трудах называет педагогику искусством воспитания.

Размышляя о взаимосвязи теории и практики, Константин Дмитриевич проводит параллель с медициной: «Между искусством медицины и искусством воспитания много аналогии, и мы воспользуемся этой аналогией, чтобы показать яснее отношение теории к практике в деле воспитания. Одно ученье не может создать хорошего медика; для этого, конечно, необходима и врожденная наблюдательность, и многолетний опыт; но неужели поэтому должна быть отвергаема польза медицины как учения?»

Ушинский неоднократно отмечал разрыв между теорией и практикой в педагогике и сожалел, что довольно редко можно встретить учителей, имевших собрание сочинений классиков педагогики: «…Чаще встречали мы, – писал он – таких педагогов-практиков, которые с презрением отзывались о педагогической теории и даже питали какую-то странную вражду к ней…».

Педагогические меры и методы воспитания очень разнообразны, и только знакомство со всем этим разнообразием может спасти преподавателя (воспитателя) от той упрямой односторонности, которая, к несчастью, слишком часто встречается и педагогах-практиках, не знакомых с педагогической литературой [1].

Но здесь необходимо спросить себя – чем учебник, учебное пособие или методическая разработка отличаются от понятия «педагогическая литература». Первые относятся, как нам кажется, больше к средствам обучения, и, в отличие от педагогической литературы, не знакомят читателя с «психологическими наблюдениями множества умных и опытных педагогов» и не «направляет нашу собственную мысль на такие предметы, которые легко могли бы ускользнуть от нашего внимания» [1].

В то же время, сравнивая учебную литературу с педагогической, нельзя принижать значимость грамотно написанного учебника, в котором изложены классические основы той или другой дисциплины. Учебник содержит концептуальные основы, основные категории и понятия, объясняющие устойчивые закономерности и факты, качественные и количественные характеристики науки. Учебник – это стабильное средство обучения, содержащее незыблемые и устойчивые основы науки, которые по крайней мере несколько лет останутся неизменными [3]. Тогда как педагогическая литература в зависимости от изменений ценностей в обществе может регулярно пересматриваться и менять не только своё направление, вектор, но и приоритеты по содержанию.

Старинная поговорка «никакой учебник не заменит хорошего учителя» пересекается с мыслью Ушинского о влияние личности воспитателя: «Личность <….> составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [1].

К.Д. Ушинский считал, что «…всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности» [1]. И действительно, каждый преподаватель в течении своей профессиональной жизни постоянно делает для себя выбор – какой метод, форма и средство обучения наиболее эффективен. Например, стремление использовать муляжи и фантомы при объяснении медицинских манипуляций объясняется глубоким убеждением преподавателя в том, что наглядность значительно облегчает усвоение нового. Или, если преподаватель искренне сомневается в эффективности написания рефератов (в виде скачивания с различных Инет-ресурсов), то никакие официальные методические рекомендации не изменят его выбор.

Осмысляя пользу педагогической литературы, можно сделать вывод, что педагогическая литература нужна не только педагогам, но и:

1. Студентам (обучающимся) – так как даёт возможность овладеть методами самообучения и способами самоорганизации, вытекающими из знания принципов и закономерностей обучения [2].

2. Родителям. По мнению Ушинского, «чтобы оценить, что такое хороший наставник и хороший воспитатель, для этого должно знать, что такое воспитание, его требования и его трудности, что необходимо также и потому, чтобы не попасться в обман, за который можно заплатить характером и будущностью детей».

3. Обществу в целом – устанавливает «в обществе, с одной стороны, правильные требования в отношении воспитания, а с другой — открывает средства для удовлетворения этих требований». Ушинский убеждён, что «всякий прочный успех общества в деле воспитания <….> опирается на педагогическую литературу. Она одна только может возбудить в обществе внимание к делу воспитания и дать в нем воспитателям то место, которое они должны занимать по важности возлагаемых на них обязанностей. Педагогическая литература должна выражать, сохранять и делать для каждого доступными результаты педагогической практики, на основании которых только и возможно дальнейшее развитие общественного воспитания».

 По мнению К.Д. Ушинского, педагогическая литература может оживить воспитательную деятельность, придать ей тот смысл и ту занимательность, без которых она скоро делается машинальным препровождением времени, назначенного на уроки. Воспитание действует на человека и вообще на общество, главным образом, через убеждение; а органом жизни такого убеждения является педагогическая литература [1].

Библиография:

  1. Ушинский К.Д. «О пользе педагогической литературы» (статья в журнале «Для воспитания») –  Электронная библиотека ГНПБУ (gnpbu.ru)
  2. Орлов Ю.М. Предмет педагогики. Серия: Педагогика. М. – изд-во «Импринт – Гольфстрим». М., 1998.
  3. Орлов Ю.М. Средства обучения. Серия: Педагогика. М. – изд-во «Импринт – Гольфстрим». М., 1998
  4. Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 12.05.2014 № 502 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Анализ понятия «универсальные логические действия» в педагогической литературе

Анализ понятия "универсальные логические действия" в педагогической литературе...

Проблемы преподавания литературы в профессиональном образовании

Проблемы преподавании литературы в профессиональном образовании...

Доклад к педагогическому совету «Формирование профессиональной компетенции студентов среднего профессионального образования»

В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника приобретает особую актуальность. Мировая образовательная практика рассматривает понятие «компетентность» в качестве ос­новного...

Современные педагогические технологии в процессе подготовки специалистов со средним медицинским образованием в области обучения иностранным языкам

Поиск новых педагогических технологий связан с отсутствием у части учащихся положительной мотивации к изучению иностранных языков. Все больше и больше преподаватели обращаются в процессе обучения инос...

Дипломная работа " Современные педагогические технологии в профессиональном образовании"

Представляю Вашему вниманию мою дипломную работу для Академии постдипломного образования в Санкт-Петербурге...