Проблемы преподавания литературы в профессиональном образовании
статья на тему
Проблемы преподавании литературы в профессиональном образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_problemy_prepodavaniya.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проблемы преподавания литературы в профессиональном образовании»,
преподаватель русского языка и литература Н.В. Иванова.
Литература – уникальный предмет, на котором студенты должны учиться не только метапредметным универсальным учебным действиям, но и идентифицировать себя как личность, как представителя нашей страны и наследника её великой культуры. Пожалуй, этот аспект преподавания литературы – самый главный в понимании того, для чего мы сейчас работаем. В основе концепции современного литературного образования завтрашнего дня лежит идея гуманизации, обеспечивающая в процессе становления личности выбор жизненного пути и способствующая поиску человека смысла жизни в познании самого себя и окружающего мира.
История преподавания литературы претерпевала различные метаморфозы: от практики соединения с русским языком (словесность) до строгой идеологизации, когда каждое произведение рассматривалось на предмет соответствия коммунистической морали.
Сейчас мы возвращаемся к пониманию того, что произведения литературы нельзя рассматривать исключительно как источник эстетического восприятия окружающего, как занимательную загадку для упражнения интеллекта. Однако отношение к литературе тоже существенно изменилось, и связано это в том числе и с введением ЕГЭ.
На первом месте всегда есть и будет влияние личности преподавателя литературы, его умение неформально подойти к изучению предмета, профессионализм и мастерство. Но вот вроде и учителя хорошие, большинство как на подбор высшей квалификационной категории, и всё же…
Давайте откроем программу по литературе для среднепрофессионального образования и просто посмотрим на список литературы, необходимые для прочтения (некоторые из них даются для изучения, другие – для обзорного знакомства). Попробуйте предложить прочитать этот список взрослым в течение одного года. Насколько это реально? А ведь мы с вами ведём речь о студентах, и наша задача – сначала заинтересовать обучающего чтением, а затем - научить быть внимательным, сопереживающим читателем. Явная перегрузка программ среднепрофессионального образования учебным материалом в результате вызывает отторжение предмета. Все силы наших студентов брошены на изучение специальных дисциплин, необходимых для начального овладения профессии.
Вот и получается, что наши обучающиеся часто говорят о том, что не читали, учатся воспринимать всё с чужих слов, выдавая собственное мнение за своё. На первых-вторых курсах, где объем литературных произведений достаточно большой, прочитать произведения без внутренней потребности самого обучающего, практически невозможно. Где уж соперничать Толстому с популярными детективами и бесконечными историями про вампиров… Выдержит ли литература конкуренцию с интернетом, многочисленными телешоу? Вынесут ли наши обучающиеся желание читать дальше?
При всём многообразии программ и учебников мы следуем федеральным государственным стандартам образования. Так не лучше ли прийти, как и раньше, к единым программам, а дифференциации в уровне обучения (профильные классы) достигать за счёт углубления в предмет, в том числе и в плане рассмотрения русской литературы как части духовного менталитета страны, а не расширение его объёма.
Самое интересное то, что литература, созданная как отклик на животрепещущие вопросы мировосприятия, сегодня теряет её главную функцию – воспитательную. Боюсь, что следование западным образцам образования в подобных вопросах может привести к таким же результатам, как и на западе: разрушение института семьи, разрушение личности.
Именно поэтому нужно сейчас говорить не просто о воспитании моральных качеств и нравственных устоев подрастающего поколения, но и рассматривать художественную литературу в контексте многовековой культуры и истории России, её традиций, развития её духовности. Мы видим, к чему может привести короткая историческая память и политическая недальновидность на примере событий Украины, Сирии. Вряд ли нынешнее поколение украинских неонацистов было воспитано на лучших образцах украинской литературы.
Поэтому, говоря сегодня о преподавании литературы, мы решаем важнейшую задачу по реализации основной её функции: воспитательной.
Литература:
1. Концепция образовательной области «Филология» в 12-летней школе // Русская словесность - 2000 - №3.
2. Проблема литературного образования в вузе и школе. С.М. Петрова // «Наука и образование» - 1996 - №3.
- 17.03.2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «Методика преподавания информатики» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности 050709 Преподав
Программное обеспечение дополнительной подготовки в области информатики...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы теории информации» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности 050709 Преподавание в на
Программное обеспечение дополнительной подгоотовки в области информатики на специальности преподавание в начальных классах...
Вопросы преподавания правовых дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования
В данной статье на примерах решения студентами ситуационных задач для дисциплины «Административное право» по курсу 40.02.01 Право и организация социального обеспечения для образовательных ...
Применение современных методов обучения при преподавании горных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования
В условиях развития ДНР возникает потребность в подготовке квалифицированных специалистов, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. При изл...
Конференция по обсуждению результатов апробации и доработки методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования
2 декабря 2021 года в Москве состоится профессиональное обсуждение результатов апробации и доработки методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам (предметам русский язык, лит...
Сборник: Актуальные проблемы подготовки кадров, статья "Проблемы повышения качества профессионального образования"
Сборник статей по результатам работы конференции содержит оригинальные материалы ведущих и молодых ученых, посвященные актуальным вопросам подготовки кадров в системе среднего и высшего профессиональн...
Особенности преподавания литературы в системе профессионального образования.
В современных условиях информационного общества перед системой профессионального образования стоит задача подготовки интеллектуально развитых высоко квалифицированных специалистов, способных к о...