Проблемы преподавания литературы в профессиональном образовании
статья на тему

Проблемы преподавании литературы в профессиональном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_problemy_prepodavaniya.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблемы преподавания литературы в профессиональном образовании»,

                                                                                преподаватель русского языка и литература                              Н.В. Иванова.

                       

   Литература – уникальный предмет, на котором студенты должны учиться не только метапредметным универсальным учебным действиям, но и идентифицировать себя как личность, как представителя нашей страны и наследника её великой культуры. Пожалуй, этот аспект преподавания литературы – самый главный в понимании того, для чего мы сейчас работаем. В основе концепции современного литературного образования завтрашнего дня лежит идея гуманизации, обеспечивающая в процессе становления личности выбор жизненного пути и способствующая поиску человека смысла жизни в познании самого себя и окружающего мира.

История преподавания литературы претерпевала различные метаморфозы: от практики соединения с русским языком (словесность) до строгой идеологизации, когда каждое произведение рассматривалось на предмет соответствия коммунистической морали.

Сейчас мы возвращаемся к пониманию того, что произведения литературы нельзя рассматривать исключительно как источник эстетического восприятия окружающего, как занимательную загадку для упражнения интеллекта. Однако отношение к литературе тоже существенно изменилось, и связано это в том числе и с введением ЕГЭ.

На первом месте всегда есть и будет влияние личности преподавателя литературы, его умение неформально подойти к изучению предмета, профессионализм и мастерство. Но вот вроде и учителя хорошие, большинство как на подбор высшей квалификационной категории, и всё же…

Давайте откроем программу по литературе для среднепрофессионального образования и просто посмотрим на список литературы, необходимые для прочтения (некоторые из них даются для изучения, другие – для обзорного знакомства). Попробуйте предложить прочитать этот список взрослым в течение одного года. Насколько это реально? А ведь мы с вами ведём речь о студентах, и наша задача – сначала заинтересовать обучающего чтением, а затем - научить быть внимательным, сопереживающим читателем. Явная перегрузка программ среднепрофессионального образования учебным материалом в результате вызывает отторжение предмета. Все силы наших студентов брошены на изучение специальных дисциплин, необходимых  для начального овладения профессии.

Вот и получается, что наши обучающиеся часто говорят о том, что не читали, учатся воспринимать всё с чужих слов, выдавая собственное мнение за своё. На первых-вторых курсах, где объем литературных произведений достаточно большой, прочитать произведения без внутренней потребности самого обучающего, практически невозможно. Где уж соперничать Толстому с популярными детективами и бесконечными историями про вампиров… Выдержит ли литература конкуренцию с интернетом, многочисленными телешоу? Вынесут ли наши обучающиеся желание читать дальше?
При всём многообразии программ и учебников мы следуем федеральным государственным стандартам образования. Так не лучше ли прийти, как и раньше, к единым программам, а дифференциации в уровне обучения (профильные классы) достигать за счёт углубления в предмет, в том числе и в плане рассмотрения русской литературы как части духовного менталитета страны, а не расширение его объёма.

Самое интересное то, что литература, созданная как отклик на животрепещущие вопросы мировосприятия, сегодня теряет её главную функцию – воспитательную. Боюсь, что следование западным образцам образования в подобных вопросах может привести к таким же результатам, как и на западе: разрушение института семьи, разрушение личности.
Именно поэтому нужно сейчас говорить не просто о воспитании моральных качеств и нравственных устоев подрастающего поколения, но и рассматривать художественную литературу в контексте многовековой культуры и истории России, её традиций, развития её духовности. Мы видим, к чему может привести короткая историческая память и политическая недальновидность на примере событий Украины, Сирии. Вряд ли нынешнее поколение украинских неонацистов было воспитано на лучших образцах украинской литературы.

Поэтому, говоря сегодня о преподавании литературы, мы решаем важнейшую задачу по реализации основной её функции: воспитательной.

Литература:

1.  Концепция образовательной области «Филология» в 12-летней школе // Русская словесность - 2000 - №3.

2.  Проблема литературного образования в вузе и школе. С.М. Петрова // «Наука и образование» - 1996 - №3.

  • 17.03.2016

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы среднего профессионального образования

Современное общество диктует необходимость обучать, что должен знать и уметь человек, приступающий непосредственно к реальной профессиональной деятельности. Модернизация системы образования Росии треб...

О проблемах математической подготовки учащихся среднего профессионального образования

В статье указаны основные проблемы математической подготовки учащихся среднего профессионального образования. Те аспекты, на которые нужно обратить внимание преподавателю учреждения СПО при подборе эф...

Проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студентов в системе среднего профессионального образования

Статья адресована для преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования. В статье раскрыты некоторые проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студе...

Конференция по обсуждению результатов апробации и доработки методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования

2 декабря 2021 года в Москве состоится профессиональное обсуждение результатов апробации и доработки методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам (предметам русский язык, лит...

Сборник: Актуальные проблемы подготовки кадров, статья "Проблемы повышения качества профессионального образования"

Сборник статей по результатам работы конференции содержит оригинальные материалы ведущих и молодых ученых, посвященные актуальным вопросам подготовки кадров в системе среднего и высшего профессиональн...

Особенности преподавания литературы в системе профессионального образования.

В современных условиях информационного общества перед системой профессионального образования стоит задача подготовки интеллектуально развитых высоко квалифицированных специалистов, способных к о...