РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
статья
Педагогам необходимо изменить стереотипный взгляд на ребёнка как на субъект педагогического процесса. В ребёнке должно развиваться в гармонии и биологическое и социальное. Только в этом случае не будет ухудшаться здоровье ребёнка и сможет успешно осуществляться педагогический процесс.
Будет ли школьная атмосфера комфортной для ученика, зависит только от учителя, от его компетенции в вопросах физического , психического и социального здоровья подрастающего поколения. Активная позиция учителя помогает добиться успеха в этом наиважнейшем вопросе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_uchitelya.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
С.Е. Кубан
СПбГБПОУ Педагогический колледж №4
Как много споров ведётся о нём, как много теорий и методик создаются для его сохранения и преумножения.
Ещё великий Уильям Шекспир говорил, что «оно дороже золота», а советский писатель Михаил Шолохов отмечал, что оно «всему голова». Выдающийся русский деятель Виссарион Белинский утверждал, что без него «невозможно и счастье».
Что же это за ценность, о которой так много споров возникало и во времена смелых рыцарей, и сегодня в век умудрённых знаниями просвещённых мужей?
Несомненно, это здоровье человека. Как верно гласит народная мудрость: «Здоровье за деньги не купишь». Потерять его просто, а вот восстановить и сохранить очень трудно, а нарушенное в детском возрасте зачастую уже невозможно.
Так что же такое здоровье? В толковом словаре русского языка даётся такое определение здоровья: «Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма». Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности.
Решение проблемы здоровья участников образовательного процесса отмечается сегодня как одна из главных целей в большинстве документов, отражающих российскую государственную политику.
Для ребёнка школьного возраста от 6 до 17 лет одним из факторов, влияющих на сохранение и укрепление его здоровья , является школа. Поэтому очень важно организовать обучение и воспитание таким образом, чтобы школа способствовала укреплению и сохранению психического и физиологического здоровья детей.
В конвенции Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», подчёркивается, что одной из задач модернизации в области образования является здоровье школьников: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги…»
Интересная, насыщенная и увлекательная школьная жизнь является важнейшим условием формирования здорового образа жизни.
Педагогам сегодня необходимо продолжать активно разрабатывать:
- новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, которые обеспечат формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью;
- рекомендации родителям по организации здорового питания, спортивных занятий, медицинского обслуживания всех членов семьи.
Проблема оздоровления детей, из медицинской, переросла в большую социальную проблему. И сегодня это приоритетное направление государственной политики.
В рамках новых стандартов успешно вводятся здоровьесохраняющие технологии, способствующие сохранению того уровня здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу.
Младший школьник в большинстве своём теряет здоровье за годы обучения. По материалам «Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения», 95 % опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных специалистов, педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т.п.) включают сохранение здоровья школьников в первую пятёрку своих потребностных запросов.
Что конкретно определяет ФГОС с точки зрения сохранения здоровья младших школьников?
В п. 1пп. 8 ФГОС говорится: «В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется : … укрепление физического и духовного здоровья обучающихся».
А в «Портрете выпускника начальной школы» особо выделяется, что выпускник начальной школы выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Для сохранения здоровья младшего школьника нужно не так много, - неравнодушие со стороны взрослых, окружающих его: родителей, педагогов, администрации.
Если за четыре года начальной школы мы не сумеем помочь ребёнку, то нарушения соматического здоровья у учащихся в дальнейшем приведут к отклонениям в психическом здоровье (нарушению формирования межличностных отношений, особенности поведенческих реакций в виде агрессивности, конфликтности в средней школе, а в старшем звене именно эта группа детей даёт отклонения в социальном здоровье).
Верный путь сохранения детского здоровья – это формирование баланса между образовательной средой в школе и физиологическими процессами детского организма.
Педагогам необходимо изменить стереотипный взгляд на ребёнка как на субъект педагогического процесса. В ребёнке должно развиваться в гармонии и биологическое и социальное. Только в этом случае не будет ухудшаться здоровье ребёнка и сможет успешно осуществляться педагогический процесс.
Будет ли школьная атмосфера комфортной для ученика, зависит только от учителя, от его компетенции в вопросах физического , психического и социального здоровья подрастающего поколения. Активная позиция учителя помогает добиться успеха в этом наиважнейшем вопросе.
Работа учителя по сохранению здоровья классного коллектива должна проводиться по следующим направлениям:
1) рациональная организация учебного процесса
- проведение нестандартных уроков (игра, путешествие, конкурс и т.п.)
- проведение зарядки перед началом уроков
- соблюдение режима работы и отдыха на занятиях (физкультурные паузы)
- использование разных видов деятельности на уроке
2) сохранение психологического здоровья детей
- позитивное общение между участниками образовательного процесса (доброжелательный тон учителя создаёт положительные условия для правильного развития психической активности ребёнка, находясь в состоянии душевного комфорта и защищённости, ребёнок с удовольствием работает на уроке)
- использование релаксирующих упражнений (музыкальное сопровождение)
- привлечение к сотрудничеству специалистов (логопеда, психолога)
- укрепление межличностных отношений через КТД
3) организация физкультурно-оздоровительной работы
- физкультурные паузы на уроках
- организация дней здоровья в школе
- подвижные игры на переменах
- работа спортивных кружков и секций
- личный пример учителя (участие в походах, соревнованиях совместно с детьми и родителями)
4) профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья
- регулярные медицинские осмотры специалистами (согласно графику )
- соблюдение режима дня
- ведение дневника здоровья ( совместно с родителями)
5) просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями
- уроки здоровья
- тематические классные часы
- родительские собрания
- анкетирование
Родители, как правило, считают, что хорошее здоровье – необходимый фактор как хорошей учёбы ребёнка, так и его дальнейшей полноценной жизнедеятельности. Поэтому необходимо сообща разработать план совместной деятельности учителя и родителей, способствующей сохранению и укреплению здоровья детей.
Для успешного контролирования процесса воспитания ценностного отношения к своему здоровью у младших школьников необходимо выделить компоненты ценностного отношения к здоровью.
Мотивационный компонент направлен на формирование стойкой мотивации на здоровый образ жизни, осознание ценности своего здоровья, его приоритета в организации своей жизнедеятельности.
Обеспечить сознательное триединое взаимодействие всех участников процесса: дети-родители-учитель.
Познавательный компонент направлен на получение младшими школьниками знаний о том, что такое здоровье, здоровый образ жизни; о важности для здоровья человека двигательной активности, правильного питания, соблюдения режима дня, режима труда и отдыха; знания своего организма, способах и методах сохранения, укрепления, изменения своего здоровья.
Деятельностный компонент содействует формированию устойчивого поведения, направленного на совершенствование собственного здоровья.
Эмоционально- волевой компонент способствует воспитанию волевых качеств личности младшего школьника (силы воли, выдержки, выносливости, терпения, трудолюбия) и проявлению положительных эмоций, переживаний, благодаря которым у детей закрепляется желание вести здоровый образ жизни, ценить своё здоровье.
Эстетический компонент позволяет сформировать у младших школьников осознание красоты человеческого тела, эталона здоровья, способствующего развитию у детей потребности получать наслаждение от занятий физическими упражнениями, игрой, хореографией.
Рефлексивный компонент направлен на определение степени освоения младшими школьниками норм и правил здорового образа жизни, способов самосохранения своего здоровья доступными средствами. Он заключается в самоанализе, самооценке, саморегуляции деятельности, направленной на сохранение и улучшение своего здоровья.
Демографическое развитие России с конца ХХ века и по настоящее время можно охарактеризовать как критическое. Во многом это связано с тем, что забота о собственном здоровье не является ценностью в рамках менталитета существенной части населения России.
Научить детей заботиться о своём здоровье, управлять им, совершенствовать его – важная задача, стоящая перед российской школой. И начинать решать её необходимо как можно раньше.
Литература:
1. Абрамова И. В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / Самара , 2008.
2. Комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников/ Д. А. Коляда, Т.Н. Коровина, С. В. Савинова. – Волгоград: Учитель, 2012.
3. Поляков О. В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе/ Москва, Корифей , 2009.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. http://standart.edu.ru
5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий с целью создания благоприятного микроклимата в детском коллективе и повышения стрессоустойчивости младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"
В наши дни проблема здоровья школьников стала приоритетной, ...
Использование воспитательных технологий для формирования в детском коллективе мотивации на успех и победу в спорте (Телевных Е. А.)
Использование воспитательных технологий для формирования в детском коллективе мотивации на успех и победу в спорте (Телевных Е. А.)...
Роль туризма в формировании здорового образа жизни
Спортивный туризм - более широкое понятие, чем просто один из видов спорта. Это общественное движение, одной из важнейших целей которого является формирование здорового образа жизни человека и обществ...
Консультация для родителей Тема: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей»
Консультация для родителей...
"Творческий тимбилдинг, как эффективный инструмент формирования детского коллектива
Выступление на педагогическом совете "Творческий тимбилдинг, как эффективный инструмент формирования детского коллектива"...
Презентация «Творческий тимбилдинг, как эффективный инструмент формирования детского коллектива».
Презентация....
роль семьи в формировании здорового образа жизни
основы здорового ораза жизни...