РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
статья

Кубан Светлана Евгеньевна

Педагогам необходимо изменить стереотипный взгляд на ребёнка как на субъект педагогического процесса. В ребёнке должно развиваться в гармонии и биологическое  и социальное. Только в этом случае не будет ухудшаться здоровье ребёнка и сможет успешно осуществляться педагогический процесс.

Будет ли школьная атмосфера комфортной для ученика, зависит только от учителя, от его компетенции в вопросах физического , психического и социального здоровья подрастающего поколения. Активная позиция учителя помогает добиться успеха в этом наиважнейшем вопросе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_uchitelya.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА      

С.Е. Кубан

СПбГБПОУ Педагогический колледж №4

Как много споров ведётся о нём, как много теорий и методик создаются для его сохранения и преумножения.

Ещё великий Уильям Шекспир говорил, что «оно дороже золота», а советский писатель Михаил Шолохов отмечал, что оно «всему голова». Выдающийся русский деятель Виссарион Белинский утверждал, что без него «невозможно и счастье».

Что же это за ценность, о которой так много споров возникало и во времена смелых рыцарей, и сегодня в век умудрённых знаниями просвещённых мужей?

Несомненно, это здоровье человека. Как верно гласит народная мудрость: «Здоровье за деньги не купишь». Потерять его просто, а вот восстановить и сохранить очень трудно, а нарушенное в детском возрасте зачастую уже невозможно.

Так что же такое здоровье? В толковом словаре русского языка даётся такое определение здоровья: «Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма». Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности.

Решение проблемы здоровья участников образовательного процесса отмечается сегодня как одна из главных целей в большинстве документов, отражающих российскую государственную политику.

Для ребёнка школьного возраста от 6 до 17 лет одним из факторов, влияющих на сохранение и укрепление его здоровья , является школа. Поэтому очень важно организовать обучение и воспитание таким образом, чтобы школа способствовала укреплению и сохранению психического и физиологического здоровья детей.

В конвенции Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», подчёркивается, что одной из задач модернизации в области образования является здоровье школьников: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги…»

Интересная, насыщенная и увлекательная школьная жизнь является важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

Педагогам сегодня необходимо продолжать активно разрабатывать:

- новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, которые обеспечат формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью;

- рекомендации родителям по организации здорового питания, спортивных занятий, медицинского обслуживания всех членов семьи.

Проблема оздоровления детей, из медицинской,  переросла в большую социальную проблему. И сегодня это приоритетное направление государственной политики.

В рамках новых стандартов успешно вводятся здоровьесохраняющие технологии, способствующие сохранению того уровня здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу.

Младший школьник в большинстве своём теряет здоровье за годы обучения. По материалам «Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения», 95 % опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных специалистов, педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т.п.) включают сохранение здоровья школьников в первую пятёрку своих потребностных запросов.

Что конкретно определяет ФГОС с точки зрения сохранения здоровья младших школьников?

В п. 1пп. 8 ФГОС говорится: «В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется : … укрепление физического и духовного здоровья обучающихся».

А в «Портрете выпускника начальной школы» особо выделяется, что выпускник начальной школы выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Для сохранения здоровья младшего школьника нужно не так много, - неравнодушие со стороны взрослых, окружающих его: родителей, педагогов, администрации.

Если за четыре года начальной школы мы не сумеем помочь ребёнку, то нарушения соматического здоровья у учащихся в дальнейшем приведут к отклонениям в психическом здоровье (нарушению формирования межличностных отношений, особенности поведенческих реакций в виде агрессивности, конфликтности в средней школе, а в старшем звене именно эта группа детей даёт отклонения в социальном здоровье).

Верный путь сохранения детского здоровья – это формирование баланса между образовательной средой в школе и физиологическими процессами детского организма.

Педагогам необходимо изменить стереотипный взгляд на ребёнка как на субъект педагогического процесса. В ребёнке должно развиваться в гармонии и биологическое  и социальное. Только в этом случае не будет ухудшаться здоровье ребёнка и сможет успешно осуществляться педагогический процесс.

Будет ли школьная атмосфера комфортной для ученика, зависит только от учителя, от его компетенции в вопросах физического , психического и социального здоровья подрастающего поколения. Активная позиция учителя помогает добиться успеха в этом наиважнейшем вопросе.

Работа учителя по сохранению здоровья классного коллектива должна проводиться по следующим направлениям:

1) рациональная организация учебного процесса

- проведение нестандартных уроков (игра, путешествие, конкурс и т.п.)

- проведение зарядки перед началом уроков

- соблюдение режима работы и отдыха на занятиях (физкультурные паузы)

- использование разных видов деятельности на уроке

2) сохранение психологического здоровья детей

- позитивное общение между участниками образовательного процесса (доброжелательный тон учителя создаёт положительные условия для правильного развития психической активности ребёнка, находясь в состоянии душевного комфорта и защищённости, ребёнок  с удовольствием работает на уроке)

- использование релаксирующих упражнений (музыкальное сопровождение)

- привлечение к сотрудничеству специалистов (логопеда, психолога)

- укрепление межличностных отношений через КТД

3) организация физкультурно-оздоровительной работы

- физкультурные паузы на уроках

- организация дней здоровья в школе

- подвижные игры на переменах

- работа спортивных кружков и секций

- личный пример учителя (участие в походах, соревнованиях совместно с детьми и родителями)

4) профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья

- регулярные медицинские осмотры специалистами (согласно графику )

- соблюдение режима дня

- ведение дневника здоровья ( совместно с родителями)

5) просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями

- уроки здоровья

- тематические классные часы

- родительские собрания

- анкетирование

Родители,  как правило,  считают, что хорошее здоровье – необходимый фактор как хорошей учёбы ребёнка, так и его дальнейшей полноценной жизнедеятельности. Поэтому необходимо сообща разработать план  совместной деятельности учителя и родителей, способствующей сохранению и укреплению здоровья детей.

Для успешного контролирования процесса воспитания ценностного отношения к своему здоровью у младших школьников необходимо выделить компоненты ценностного отношения к здоровью.

Мотивационный компонент направлен на формирование стойкой мотивации на здоровый образ жизни, осознание ценности своего здоровья, его приоритета в организации своей жизнедеятельности.

Обеспечить сознательное триединое взаимодействие всех участников процесса: дети-родители-учитель.

Познавательный компонент направлен на получение младшими школьниками знаний о том, что такое здоровье, здоровый образ жизни; о важности для здоровья человека двигательной активности, правильного питания, соблюдения режима дня, режима труда и отдыха; знания своего организма, способах и методах сохранения, укрепления, изменения своего здоровья.

Деятельностный компонент содействует формированию устойчивого поведения, направленного на совершенствование собственного здоровья.

Эмоционально- волевой компонент способствует воспитанию волевых качеств личности младшего школьника (силы воли, выдержки, выносливости, терпения, трудолюбия) и проявлению положительных эмоций, переживаний, благодаря которым у детей закрепляется желание вести здоровый образ жизни, ценить своё здоровье.

Эстетический компонент позволяет сформировать у младших школьников осознание красоты человеческого тела, эталона здоровья, способствующего развитию у детей потребности получать наслаждение от занятий физическими упражнениями, игрой, хореографией.

Рефлексивный компонент направлен на определение степени освоения младшими школьниками норм и правил здорового образа жизни, способов самосохранения своего здоровья доступными средствами. Он заключается в самоанализе, самооценке, саморегуляции деятельности, направленной на сохранение и улучшение своего здоровья.

Демографическое развитие России с конца ХХ века и по настоящее время можно охарактеризовать как критическое. Во многом это связано с тем, что забота о собственном здоровье не является ценностью в рамках менталитета существенной части населения России.

Научить детей заботиться о своём здоровье, управлять им, совершенствовать его – важная задача, стоящая перед российской школой. И начинать  решать её необходимо как можно раньше.

Литература:

1. Абрамова И. В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / Самара , 2008.

2. Комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников/ Д. А. Коляда, Т.Н. Коровина, С. В. Савинова. – Волгоград: Учитель, 2012.

3. Поляков О. В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе/ Москва, Корифей , 2009.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  http://standart.edu.ru

5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование воспитательных технологий для формирования в детском коллективе мотивации на успех и победу в спорте (Телевных Е. А.)

Использование  воспитательных технологий   для формирования  в детском коллективе мотивации на успех и победу в спорте (Телевных Е. А.)...

Роль туризма в формировании здорового образа жизни

Спортивный туризм - более широкое понятие, чем просто один из видов спорта. Это общественное движение, одной из важнейших целей которого является формирование здорового образа жизни человека и обществ...

"Творческий тимбилдинг, как эффективный инструмент формирования детского коллектива

Выступление на педагогическом совете "Творческий тимбилдинг, как эффективный инструмент формирования детского коллектива"...