Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий с целью создания благоприятного микроклимата в детском коллективе и повышения стрессоустойчивости младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"
статья по теме

Ярославцева Галина Ивановна

В наши дни проблема здоровья школьников стала приоритетной,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

                   

                           Доклад

"Использование здоровьесберегающих    

технологий с целью создания благоприятного микроклимата в детском     коллективе и повышения стрессоустойчивости младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"

               Учитель: Ярославцева Галина Ивановна

В наши дни проблема здоровья школьников стала приоритетной, т.к. (по данным исследований психологов) более 60 % учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению показателей психического и физического здоровья учащихся; снижается успеваемость, усиливается состояние тревожности. Поэтому ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Тема «Здоровьесбережение» затрагивает не только учеников, но и учителей. Как сделать процесс обучения комфортным  для детей, так и для учителя? Как избежать стресса, утомления и падения интереса во время урока? Как повысить мотивацию учеников к обучению?

От учителя зависит благоприятный психологический климат на уроке. Так как в классе у каждого ученика свой темперамент, свой характер, это необходимо учитывать педагогам. Входя в класс необходимо интуитивно чувствовать ситуацию. Вообще любой педагог- это в первую очередь человек-психолог, человек, который может повернуть ситуацию в нужном направлении. Так что, уважаемые коллеги, мы всегда должны быть в форме   (в смысле, в педагогическом спокойствии).От этого во многом зависит проведение урока и психологическое состояние наших учеников.

Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходят в школьные годы и во многом от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становление личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования психологического климата в начальных классах.

Становление личности ребенка( подростка) происходит в общении с окружающими людьми.

Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки . Перспективы поиска новых путей повышения двигательной активности школьников связаны с новыми подходами к организации учебного процесса с учетом динамической составляющей урока. Чтобы повысить динамическую составляющую необходимо внести изменения в традиционную структуру урока, совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса.

На уроке необходима частая смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов. Все это повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к обучению .

Какие же приемы должен использовать учитель на уроке, чтобы сохранить и укрепить здоровье учащихся:

-положительный эмоциональный настрой на урок (снимает страх, создает ситуацию успеха)

-пальчиковая гимнастика (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи),

-дыхательная гимнастика (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей)

-физкультминутка, динамическая пауза (снимают напряжение общей моторики);

-смена видов деятельности (разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д., направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости);

-игра, игровые моменты (преобладающая форма деятельности у младших школьников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать);

-оптимальный темп ведения урока;

-подача материала наиболее доступным рациональным способом (предполагает воздействие на все каналы);

 -нестандартное размещение ученических рабочих мест в классе;  

-чередование горизонтальных (работа за столом) и вертикальных рабочих плоскостей;

- музыкальное сопровождение;

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы: использование здоровьесберегающих технологий на уроке является необходимым в условиях современной действительности. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации, снимает трудности и сводит к минимуму учебный стресс. Здоровьеразвивающий урок, направленн на укрепление физиологической и психологической стрессоустойчивости.

Памятка

Как создать благоприятный психологический климат на уроке

1.Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками твоих семейных неурядиц, проблем со здоровьем, вечного недосыпания…

2.Помни: ты нуждаешься в учениках так же , как они нуждаются в тебе- каждый день, каждый урок!

3. « Смертельный грех учителя – быть скучным». Так сказал И.Ф.Гербарт. Постарайтесь сделать свой урок незабываемым для учеников.

4.Когда в ученике гаснет искра успеха. Он перестает интересоваться предметом. Старайтесь поддерживать огонь в душе ученика!

5. Ученик перестает делать ошибки тогда, когда научиться их исправлять. Неотказывай ученику в возможности исправить свои ошибки.

6. Слово –это мощное оружие в руках учителя. Неосторожное слово может навсегда посеять в ребенке чувство неуверенности в себе. Избегай необдуманных слов!

7.Не проходи мимо детских слез! То, что сейчас кажется нам наивным и глупым, для наших детей составляет целый мир.

8.Ученик – это «пришелец» из семьи. Постарайся расположить к себе родителей своих учеников, ведь у тебя с ними одна задача- учить и воспитывать. Пусть на смену выражению « ваш ребенок» придет выражение « наш ребенок». Родители это обязательно оценят.

9.Ничто так не сближает учителей и учеников, как совместное творчество. Пусть в школьной жизни будет больше праздников!

10. Улыбка открывает все двери! Улыбайся,  открывая дверь в детские сердца! Улыбайся чаще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание успешной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в ДХШ"

Опыт работы в рамках VIII городских педагогических чтений работников МБОУ ДОД  "Дополнительное образование детей, инновационная деятельность в контексте новой реальности"...

Выступление на МО Развитие познавательного интереса младших школьников с ограниченными возможностями здоровья при помощи ИКТ.

Выступление на МО Развитие познавательного интереса младших школьников с ограниченными возможностями здоровья при помощи ИКТ....

Формирование фонематического восприятия у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

АннотацияМетодическая разработка представляет собой методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В работе описано теорет...

Формирование фонематического восприятия у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

ull;В период обучения грамоте дети должны усвоить такие понятия, как звук, буква, слог, овладеть навыками фонематического анализа и синтеза. Именно это служит базой для дальнейшей успешной учебы. ...

Особенности учебного процесса у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках физкультуры

Обзор особенностей уроков физкультуры у детей с ОВЗ, в частности с ЗПР. Рассмотрены: задачи, решаемые физическим воспитанием детей; понятие универсальных учебных действий, их функции и основные виды; ...

Доклад "Адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе"

Понятие социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Методы работы с детьми ограниченными возможностями здоровья....