Статья "Смена поколений"
статья
Предварительный просмотр:
Смена поколений
«Каждое поколение имеет цель в самом себе, несет оправдание и смысл в своей собственной жизни, в творимых им ценностях и собственных духовных подъемах, а не в том, что оно является средством и орудием для поколений последующих...»
Николай Бердяев
На мировоззрение и ценности человека влияет семья, близкое окружение, а также социальная и экономическая среда периода, в котором он родился. Каждое следующее поколение вбирает в себя ценности новой эпохи, строит жизнь в направлении, соответствующем современному ритму жизни, веяниям. Мы не похожи на наших отцов и прадедов по отношению к жизни, мы умеем пользоваться новаторскими гаджетами и знаем, в чем суть Интернета.
Трансформации мира оставляют отпечаток на каждом новом поколении: мы становимся более раскованными, свободными, уверенными в себе, много знаем и мало нуждаемся в вещах, бывших в приоритете у наших предков. Когда несколько поколений встречаются в одном офисе работникам приходится столкнуться с проблемой. Взаимодействия с представителями разных поколений.
В девяностых годах прошлого века американскими учеными У. Штраусом и Н. Хоувом была создана теория, связанная с проблемами разных поколений. Она базировалась на исследованиях нескольких поколений, их ценностей и мировоззрения. Ученые предположили, что люди, рожденные в разных эпохах, отличаются друг от друга существеннее и глубже, чем стандартная проблема непонимания «отцов и детей». Людей одного поколения объединяет не только экономический или социальный контекст. У них сформирована своя система приоритетов и личных взглядов на жизнь, выработанная под влиянием воздействия множества окружающих факторов эпохи, причем изменение этих ценностей периодически повторяется.
Исследователи условно разделили людей по категориям в соответствии с их возрастом и периодом, в котором они родились, и выделили следующие поколения:
Великое («герои») – люди, рожденные в период с 1900 по 1923 гг
Молчаливое («художники») – рожденные с 1923 по 1943 гг
Беби-бумеры («странники») – 1943...1963 гг
Поколение X («пророки») – 1963...1984 гг
Поколение Y («герои») – 1984...2000 гг
Поколение Z («художники») – начало 2000 г
Поколение Альфа – дети, появившиеся на свет после 2003 года[1]
Общаясь с бэби-бумерами нужно учитывать, что уважение это ключевой фактор, их нужно обязательно выслушивать до конца, с ними разговор всегда обстоятельный ( подробно со всеми нюансами). Они любят перестраховаться, поэтому много вопросов, несколько вариантов. Представителей этого поколения можно убедить только аргументами.
Поколение X: самостоятельность и вера в себя
Люди, родившиеся в 1963...1984 годах, прошли эпоху глобальных политических изменений и внедрения технологических новшеств. Они способны альтернативно мыслить, обучаться новому, подстраиваться, выбирать. Большинство из них начало рано работать, они прекрасно знают, что такое трудности, самостоятельность и выживание. Ценности поколения X – трудоголизм, индивидуализм, способность к конкуренции, стремление к профессиональному росту, экономичность, прагматизм.
Данная категория людей имеет прекрасное образование, направлена на достижение поставленных целей, умеет решать сложные задачи. Сотрудники поколения X – «золотая» кадровая группа. Это энергичные и ответственные люди, готовые заниматься постоянным самообразованием, активно развивая карьеру. Они понимают, что изучение новых технологий и информации – ключ к их успеху.
Для компании сотрудники поколения X представляют существенную ценность. Их не сложно обучать и не нужно переучивать, они имеют увесистую базу знаний и опыта, ориентированы на достижение высоких результатов своей деятельности, активно внедряются в задачи любой компании.[2]
Поколение Y: свобода и стремление
Современное поколение Y (период рождения 1984...2000 гг) – свободные и раскованные люди, адаптированы к изменениям, общительны и позитивны. Их взросление происходило в период мощного прогресса технологий, они легко владеют компьютерными управлением, непринужденно общаются, знают, что такое виртуальность. Ценности поколения Y сложились под влиянием экономического подъема, их отличает от предшественников высокая компьютерная грамотность, свобода в выборе, широкие интересы, и что очень важно – отсутствие шаблонного подхода к деятельности.
Они находят себя в творчестве, фрилансе, прекрасно разбираются в модных веяниях, уважают личную свободу и независимость. Обладают хорошими способностями к обучению, выбирают для работы крупные компании, известные на рынке. Это хорошие работники, легкие на подъем: они быстро адаптируются к переменам, участвуют в корпоративной жизни компании, их чаще посылают в служебные командировки и на выездные мероприятия.
Люди, рожденные в период 2003 года и далее, еще очень молоды, чтобы показать свои таланты и профессиональную мощь. Технологии и ценности меняются стремительно, и пока трудно сказать, что будет у них в приоритете и какими будут сотрудники нового поколения. По проведенным исследованиям компании Millennial Branding, ценности поколения Z будут сводиться к свободному общению, восприятию мира с энтузиазмом. Преобладающими качествами этого поколения будут выступать стремление к постоянному обучению и самообразованию, креативность. Предполагается, что растущее поколение будет интересоваться новаторскими технологиями и наукой, биомедициной, искусством, робототехникой.
Смена поколений
Как сотрудничать с людьми поколения бэби-бумеры?
Общаясь с бэби-бумерами нужно учитывать, что уважение это ключевой фактор, их нужно обязательно выслушивать до конца, с ними разговор всегда обстоятельный ( подробно со всеми нюансами). Они любят перестраховаться, поэтому много вопросов, несколько вариантов. Представителей этого поколения можно убедить только аргументами.
Формы мотивации - любят премии, надбавки, грамоты, доски почета. Социальный пакет и поддержка здоровья (совместное посещение бассейна или корпоративные выезды на природу в том числе и спортивные). Они оценят вознаграждения в виде статусных вещей- удобное кресло, парковочное место. Нужно подчеркивать их статус и говорить - людям полезен ваш опыт. Бэби-бумерам нравится когда с ними советуются, обращаются за помощью, важно подчеркивать что руководство очень довольна их работой. Обратная связь от директором для них самая сильная поддержка.
Как сотрудничать с людьми поколения X?
Сотрудники этой категории покажут высокий уровень эффективности труда, если в компании есть перспектива стабильности, профессионального роста и правильная мотивация. Они с радостью примут условия корпоративного обучения, так как знают, что им необходимо повышать свою компетентность, чтобы прорваться и выжить в условиях внезапного кризиса или глобальной проблемы.
Сотрудников поколения X необходимо удерживать в компании и предоставлять им стратегическую информацию для разъяснения целей компании, вовлекая их в управленческие решения, касающиеся развития предприятия. Они составляют самую динамичную группу персонала компании, однако если их не устроят мотивационные программы, они будут искать новую работу даже в период кризиса, не смотря ни на что повышая свое материальное благополучие. Сотрудники этой возрастной категории знают, что такое трудности, и готовы преодолевать их вне зависимости от обстоятельств.
Как сотрудничать с людьми поколения Y?
Сотрудник Y будет активно трудиться, если на предприятии организована четкая и интересная ему корпоративная культура, выделены миссии компании, ценности, традиции предприятия. Задачи необходимо ставить конкретно и четко, указывая нюансы задания.
Как сотрудничать с людьми поколения Z?
Основными направлениями компании, в которой будут работать дети новой эпохи, будут инновационная деятельность, на первом плане – поощрение творчества, свободы, нестандартного подхода к выполнению задач. Главная их мотивация – возможность работать в важных и интересных проектах, например, по разработке новой вакцины или в создании уникальных технологий для решения глобальных мировых проблем.
Руководители сталкиваются с тем, что у работников поколения Z есть такое понятие как «хочу», но нет понятия «надо». Через «надо» с ними не получается работать, а получается только через «хочу». В то время как старые (по ментальности) кадры привыкли, что работники знают «надо». А чего же хотят молодые? Они хотят интересно проводить время, путешествовать и сделать такую карьеру, за которую «не будет обидно».
Примеры:
Рассмотрим ситуацию. В штате компании работают два сотрудника. Вере – 39, она занимает неплохую должность, к которой шла долгое время, изучая новые технологии и приспосабливаясь к изменениям. Молодой сотрудник Артур – новичок, ему 20, однако он уже показывает неплохие результаты и уверенно продвигается по карьерной лестнице.
Руководство ставит задание: сделай отчет по продажам мобильных телефонов.
Действия Артура: он «погуглит», как сделать отчет, найдет несколько вариантов, однако верного решения не подберет.
Сделает как попало, чтобы снять груз с плеч. Задание выполнено плохо.
Правильный вариант постановки задачи Артуру: к среде нужен отчет по продаже мобильных телефонов за прошлое полугодие, данные по продажам находятся у Светы, алгоритм подсчетов находится у Влада, отчет необходим для срочной презентации, это важно и срочно. работу отдашь на проверку Тане.
Такой подробный вариант приемлем для Артура. Он сделает его по инструкции, а благодаря Сети найдет какое-то креативное оформление и применит его в своей работе. Задание выполнено на отлично.
Подобное задание руководство ставит и Вере.
Она старательно ищет источники, формирует отчет, как ее учили. Отчет получается сухим и стандартным – нет креативности и свободы, удачной подачи. Вера переделывает несколько раз. Со «скрипом» отчет принят.
Чем помочь Вере? К выработанному усердными годами учебы трудолюбию необходимо просто добавить свободу и креатив – качества, которые есть у Артура. Причем, в отличие от него, Вере не нужно тщательно расписывать каждое действие: со свойственной ей быстротой восприятия информации она с легкостью выполнит трудное задание, а нестандартный подход и интересные «свободные» мысли помогут довести проект до совершенства.
[1] Асташова Ю. В. Теория поколений в маркетинге // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — № 1, Т. 8. — 2014.
[2] Бражников П. П. Теория поколений в кадровой политике и ее связь с конкуренцией работодателей на рынке труда // Тренды и управление. — 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности подрастающего поколения"
Проект создан студентами колледжа и защищен на конкурсе студенческих проектов Саратовской области. По данной программе многие школы города и области работают....
Презентация "Поколения ЭВМ"
Презентация "Поколения ЭВМ" выполнена преподавателем ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Мусиной Ж.М. Работа состоит из 18 слайдов, с анимацией и комментариями в поле "Заметки"......
Ознакомление с концептуальными основами ФГОС СПО нового поколения
Ведущим понятием компетентностного подхода впервые становится «образовательный модуль». Таким образом, в педагогике профессионального образования компетентностный подход трансформируется в модул...
Рабочая прорамма 3 поколения ФГОС СПО по дисциплине Архитектура КС
Представляю Рабочую программу учебной дисциплины Архитектура КС, разработанную на основе государственного образовательного стандарта (ФГОС) 3 поколения по специальности среднего профессионального обра...
СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ...
Виды и формы контроля учебных достижений обучающихся ОУ НПО/СПО, освоивших образовательные программы по дисциплинам гуманитарного цикла в пределах ОПОП НПО/СПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
Виды и формы контроля освоения программ среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП НПО/СПО согласно требованиям ФГОС нового поколения представлены в виде таблицы....
Организация производственной практики студентов ОУ СПО в соответствии с ФГОС 3-его поколения
Новый ФГОС СПО отличается особой практической направленностью. Подразумевается, что выпускник колледжа не только должен иметь внушительный багаж теоретических знаний, но и владеть прикладными професси...