«Методика обучения плавательным упражнениям школьников (младшего, среднего, старшего) возраста»
материал
Характеристика вида спорта плавание. Плавание - как физическое действие обеспечивает умение человека держаться на поверхности воды и передвигаться в нужном направлении, без посторонней помощи. Плавание — олимпийский вид спорта, заключающийся в преодолении определенным стилем соревновательной дистанции от 50 до 1500 м в бассейне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
serotetto_k.g._fk_zaochka_3_kurs.docx | 67.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ТОБОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
(ФИЛИАЛ) ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Кафедра биомеханики, естественнонаучных дисциплин и методик преподавания
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
бакалавра
«Методика обучения плавательным упражнениям школьников (младшего, среднего, старшего) возраста»
Выполнил(а) работу студент(ка) 4 курса очной формы обучения | (подпись) | Сэротэтто Ксения Григорьевна |
Проверил: к.п.н, доцент кафедры биомеханики ,естественных дисциплин и методики преподавания | (подпись) | Злыгостев Олег Васильевич |
Тобольск, 2021
Характеристика вида спорта плавание. Плавание - как физическое действие обеспечивает умение человека держаться на поверхности воды и передвигаться в нужном направлении, без посторонней помощи. Плавание — олимпийский вид спорта, заключающийся в преодолении определенным стилем соревновательной дистанции от 50 до 1500 м в бассейне. В программе Олимпийских Игр с 1896 г., а среди женщин с 1912 г. В настоящее время в плавании сформировались следующие основные направления:
• массовое обучение плаванию как жизненно необходимому навыку;
• спортивное плавание и водные виды спорта; • профессионально-прикладное плавание;
• оздоровительно-реабилитационное плавание;
• фитнес (оздоровительное плавание) и кондиционная тренировка;
• зрелищно-театрализованные мероприятия и праздники на воде.
Спортивное плавание делится на способы плавания и дистанции, на которых проводятся соревнования. Спортивное плавание характеризуется системой специальной подготовки и участием в соревнованиях, которое проходят по определенным правилам. К классическому виду соревнований относят состязание в бассейне стандартных размеров (ванны длиной 25м и 50м) путем преодоления различных строго регламентированных расстояний (дистанции) за определенное время. Основная задача пловца в спортивном плавании подготовится к скоростному преодолению дистанций и показать свой максимально возможный результат на соревнованиях. Способы спортивного плавания: кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй. Программа соревнований на олимпийских играх включает плавание данными способами в бассейне 50 м на различные дистанции: (50, 100, 200, 400, 800 м для женщин и 50, 100, 200, 400, 1500 м. для мужчин), кроль на спине (100, 200 м), брасс (100, 200 м), баттерфляй (100, 200 м), комплексное плавание (200 и 400 м), включающее в себя преодолении равных отрезков дистанции разными способами, сменяющимися в четкой последовательности (баттерфляй, кроль на спине, брасс, вольный стиль) и эстафетное плавание. В эстафетном плавании 4х100 м, 4х200 м вольным стилем принимают участие четыре пловца, которые плывут поочередно вольным стилем одинаковый отрезок 100 м (200 м), в комбинированной же эстафете 4х100 м каждый из пловцов плывет одним из четырех способов, которые также идут друг за другом в четкой последовательности (первый этап в комбинированном плавании начинается со способа кроль на спине, потом брасс, баттерфляй и вольный стиль). В настоящий момент олимпийская программа по плаванию включает 32 номера (16 дистанций у мужчин и 16- у женщин).
Особенность роли учителя заключается в том, что, реализуя данные методические материалы, учитель сможет воздать условия приобретения и закрепления навыков в плавании посредством правильного подобранных упражнений, подвижных игр, форм и методов обучения. С учетом того, что обучение опирается на широкое применение подвижных игр в воде, создается положительные эмоциональные аспекты обучения, возникают благоприятные предпосылки заинтересованности детьми в регулярном посещении уроков плавания. В начальном периоде обучения присутствие учителя в воде способствует тому, что дети, чувствуя поддержку со стороны опытного наставника, перестают бояться воды, приобретают уверенность в собственных силах, что эффективнее ускоряет и смягчает процесс привыкания к воде, изучение новых необычных для повседневной жизни двигательных навыков и умений, таких как безопорное положение туловища в воде, первых плавательных упражнений и т.д.
Поддерживающие и вспомогательные средства
Задача первого этапа начального обучения плаванию заключается прежде всего в том, чтобы ребенок научился чувствовать себя в воде как «рыба» - для этого нужны вспомогательные снаряды. Именно они должны помочь ученикам почувствовать особенности воды. Интерес и внимание ребенка при этом вызывает только такой снаряд, который в значительной мере помогает ему преодолеть трудности, связанные с выполнением упражнений в воде. К таким поддерживающим средствам относятся:
• обручи из пластика
• плавательные доски
• поддерживающие пояса
• мячи резиновые различного размера
• очки для плавания, ласты.
Технические условия представлены бассейном закрытого типа с размерами чаши: длина – 12,5 метров, ширина – 7 метров, глубина – 0,9-1,1 метра. Душевые комнаты, раздевальные помещения и сушуары для сушки волос. Каждый ученик для занятий по плаванию должен иметь:
1. сумочку (целлофановый пакет) с мылом и мочалкой,
2. махровое полотенце,
3. купальные принадлежности и резиновую шапочку,
4. купальные шлепанцы,
5. при необходимости одно из поддерживающих средств.
Все эти купальные принадлежности желательно помещать в небольшую спортивную сумку, пакет. Необходимо обязательно е научить детей самих укладывать свои вещи в сумку и пользоваться ими – это способствует воспитанию самостоятельности.
Что следует принимать во внимание при обучении детей плаванию
Продолжительность занятий, за время которых ребенок может овладеть основными навыками плавания и выполнить определенные нормативы, зависит от трех основных факторов:
- от профессиональной подготовки педагогического мастерства
учителя (инструктора по плаванию)
- от уровня развития обучающихся
- от внешних условий.
Учитель (инструктор) прежде всего должен подготовить такой комплекс упражнений и в такой последовательности, чтобы они обеспечивали систематическое совершенствование плавательных навыков, способствовали развитию моторики у ребенка и стимулировали рост его спортивных достижений.
Следует всегда тщательно продумывать, как разговаривать с детьми, как пробудить в них интерес к занятиям, как построить урок с физической и психической точки зрения.
Все это нужно для того, чтобы нагрузки чередовать с отдыхом. Интересные и разнообразные занятия помогут учителю в деле обучения
детей плаванию. Стоит ребенку преодолеть какую-то трудность, как это тотчас скажется на его поведении. Учитель должен обязательно заметить успех ребенка, чтобы ученик мог осознать свои достижения. Подбадривание необходимо так же и отстающим детям. Похвала поможет им концентрировать свои усилия на выполнении задания учителя. Часто своевременная похвала помогает отстающим детям, заставляет их целеустремленнее заниматься и способствует развитию у них волевых качеств.
Игры на воде
Специалистам по детской подготовке известно, что основной формой деятельности ребенка является игра, и это должен твердо усвоить инструктор. Поэтому ему необходимо так составить свой план занятий, чтобы игровой элемент постоянно присутствовал и занятия были интересными. Это в значительной степени поможет детям в усвоении
заданных упражнений. Различные игры, знакомые многим детям можно проводить в воде, внося в них незначительные изменения. Это позволит инструктору внести разнообразие в занятия, сделать интересным процесс обучения.
Однако игры надо выбирать с таким расчетом, чтобы они требовали от ребят постоянного движения – тогда дети не будут мерзнуть. Кроме того, очень важно разъяснить детям задачу игры и выбрать ее соответственно возрасту.
Необходимо привести примеры наиболее распространенных видов
игры у детей.
1. Игры с преодолением сопротивления воды
- «Кто выше» - присесть, оттолкнуться ногами от дна и выпрыгнуть как можно выше.
- «Переправа» - ходьба с помощью гребковых движений руками от одной стенки бассейна до другой.
- «Кто быстрее» - бег в воде на заданное расстояние, помогая себе руками.
2. Игры с погружением в воду с головой
- «Кто быстрее спрячется в воду» - по сигналу учителя играющие как можно быстрее приседают и опускаются в воду.
- «Хоровод» - играющие, взявшись за руки, идут по кругу, считая вслух до десяти, затем делают вдох и погружаются в воду.
3. Игры с всплыванием и лежанием на воде
- «Поплавок» - ученики, сделав глубокий вдох, приседают на дно и, обхватив руками колени, всплывают на поверхность, голова опущена, подбородок прижат к груди.
- «Медуза» - ученики, сделав глубокий вдох, приседают на дно и, наклонившись вперед, всплывают на поверхность, голова находится в воде, руки и ноги расставлены в стороны и «висят» свободно.
4. Игры с выдохом в воду, игры с открыванием глаз
5. Игры с мячом, игры со скольжением на воде и так далее.
Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и в заключительной частях урока, в течении 10 – 15 минут и более в зависимости
от задач, стоящих перед уроком. Необходимо также учитывать степень физиологической и эмоциональной нагрузки, которую получают играющие.
Каждую игру нужно вовремя закончить, пока она не надоела занимающимся и они не очень устали. Если учитель видит, что дети теряют интерес к игре, то игру нужно остановить и подвести ее итоги.
Методика обучения спортивным способам плавания
Общим правилом при обучении всем спортивным способам плавания
является методическая последовательность: «движение ногами – движение руками – полная координация движений – дыхание». Эта принципиальная последовательность не исключает, однако, одновременного изучения дыхания и движений рук и ног.
Изучение каждого движения начинается с его показа. Показ помогает
маленькому пловцу лучше понять структуру и ритм разучиваемых движений. Ребенок получает первое зрительное представление о движении и стремиться его воспроизвести. Однако полное представление о движении получит только после того, как сам выполнит его, ощутив влияние воды. Для того, чтобы достигнуть частной или общей задачи при начальном обучении плаванию, дети должны выполнить большое количество тренировочных упражнений. При этом большую роль играют как продолжительность пребывания в воде, так и количество повторений отдельных упражнений.
Обучение плаванию в школе для 1 – 4 классов».
1. Формирование гармонично развитого человека.
2. Обучение детей различным способам плавания.
3. Закаливание организма детей к простудным заболеваниям.
4. Овладение основами техники спортивных способов плавания.
5. Улучшение физиологических особенностей детей и подростков.
6. Разностороннее физическое развитие ребенка, укрепление его
здоровья, закаливание.
7. Создание фундамента общей плавательной подготовки.
8. Привитие любви к занятиям по плаванию и спортивному режиму.
Основными средствами являются:
1. Подготовительные упражнения для освоения с водой и изучения
способов спортивного плавания.
2. Упражнения общей плавательной подготовки.
3. Упражнения на суше общей специальной направленности.
I этап. Мальчики и девочки 6 – 7 лет (1 класс)
Задачи:
1. Ознакомление с условиями и правилами поведения в бассейне.
2. Приобретение умений и навыков, которые помогут им почувствовать себя в воде достаточно надежно (держаться на поверхности воды, всплывать, лежать, скользить по воде).
3. Упражнения для изучения способов плавания:
а) движение ног кролем,
б) движение руками кролем с дыханием, стоя в воде,
в) то же, но передвигаясь по дну бассейна,
г) игры на воде.
Содержание:
- ознакомить с бассейном,
- рассказать о правилах поведения во время купания,
- показать, как научились плавать старшие дети,
- рассказать о свойствах воды, рассматривая различные предметы, лежащие
на дне.
Упражнения для освоения с водой:
- ходить по дну,
- ходить и бегать, держась за руки,
- приседать в воду и подпрыгивать,
- опускать все лицо в воду,
- выполнять выдох в воду,
- сидя на дне, работать ногами, напоминающие движения ног при плавании кролем.
Игры и упражнения: «Лошади», «Цапли», «Хоровод» и т.д.
II этап. Мальчики и девочки 8 – 9 лет (2 класс)
Задачи:
1. Приступать к освоению открывания глаз в воде.
2. Разучивать правильные вдох и выдох на суше и в воде, опуская лицо полностью в воду.
3. Формировать навыки всплывания и лежания на воде.
Упражнения для изучения способов:
- обучение держаться на воде – на спине и на груди,
- работа ногами «кролем», держась за бортик бассейна,
- работа руками «кроль на спине» и «кроль на груди», стоя по пояс в воде и лежа на воде.
Содержание:
- учить самостоятельно прыгать в воду с бортика бассейна,
- прыгать с продвижением вперед, помогая себе руками,
- приседать в воду с головой,
- брызгать друг на друга, не вытирая лицо руками,
- опускать лицо в воду, сделав вдох,
- задерживать дыхание,
- учить открывать глаза в воде, разглядывая игрушку,
- приседать в парах и смотреть друг на друга,
- учить выдоху в воду,
-двигать руками и ногами, как при способе плавания кроль, держась за бортик бассейна.
Игры и упражнения: «Поплавок», «Водолаз», «Хоровод» и т.д.
III этап мальчики и девочки 9 – 10 лет (3 класс)
Задачи:
1. Расширять представления детей об оздоровительном и прикладном значении плавания.
2. Рассказать о технике плавания кролем на груди и на спине.
3. Совершенствовать навыки скольжения на груди и на спине без помощи движения ног.
4. Учить выполнять движения ногами при плавании с доской на груди и на спине.
5. Осваивать дыхание с поворотом головы в сторону, в сочетании с движениями ног, как при плавании кролем.
6. Совершенствовать движения рук, как при плавании кролем на суше и в воде,
7. Учить плавать кролем на груди с задержкой дыхания.
Содержание:
- беседы о технике плавания способом кроль на груди и на спине,
- совершенствовать у детей навыки скольжения на груди и на спине (упражнение «Стрелочка») с выдохом и с задержкой дыхания,
- учить выполнять движения рук, как при способе плавания кроль на груди и на спине,
- учить чередовать вдохи и выдохи в воду с поворотом головы, согласовывая с движением рук,
- учить движениям ног, как при плавании кролем на груди на спине в скольжении с задержкой дыхания и с выдохом в воду (с доской и без нее),
- Учить плавать кролем на груди и на спине в полной координации 10 – 15 минут.
Игры и упражнения: «На буксире», «Торпеды», «Пятнашки с
поплавком», «Стрекоза» и т.д.
Упражнения для изучения способов плавания кроль на груди и на спине.
1. Плавание способом кроль на груди с работой ногами, держась за доску
с выдохом в воду.
2. Упражнения «Стрелочка на животе» и «Торпеда на животе».
3. Упражнения «Стрелочка на спине» и «Торпеда на спине».
4. Плавание способом кроль на спине с работой только ногами, руки вдоль туловища.
5. Плавание способом кроль на спине с полной координацией работы ног и рук.
6. Плавание способом кроль на груди с работой ногами и руками, без дыхания.
7. Упражнение: ноги работают кролем на груди, одной вытянутой рукой держаться за доску, другая выполняет гребки кролем, вдох под гребущую руку.
8. То же, но без доски.
9. Плавание способом кроль на груди с полной координацией движений ног, рук и дыхания.
IV этап мальчики и девочки 11 – 12 лет (4 класс)
Задачи:
1. Закрепить у детей знания о правилах безопасности на воде.
2. Совершенствовать технику плавания кролем на груди и на спине.
3. Учить плавать способом брас.
Содержание:
- беседы о правилах поведения на воде, о различных способах плавания,
- беседы и показ техники плавания способом брасс.
Упражнения для изучения способа брасс:
1. Глубокие выдохи в воду.
2. Ныряние с выдохом в воду и задержкой дыхания под водой на 3 – 5
сек.
3. Плавание способом брасс, работают только ноги, руки вытянуты вперед с плавательной доской.
4. Плавание способом брасс, работают только ноги, руки вытянуты вперед в согласовании в дыханием.
5. Плавание способом брасс, работают только руки.
6. Плавание способом брасс с полной координацией движения рук, ног и дыхания.
7. Плавание способом кроль на спине с полной координацией движения рук, ног и дыхания.
8. Плавание способом кроль на груди с полной координацией движений ног, рук и дыхания.
Как отмечают многие авторы, в среднем школьном возрасте у детей наступает переход от детства к взрослению. Основной фактор развития личности в этом возрасте – социальная активность ребенка, проявляющаяся при активном умственном и физическом развитии, то есть, тогда, когда в организме ребенка происходят серьезные изменения.
Многие исследователи указывают на то, что в среднем школьном возрасте начинается переход от детства к взрослению. По данным специальной литературы, в этом возрастном периоде происходит переход от детства к взрослости, на фоне умственного и физического развития проявляется социальная активность детей. Кроме того, наблюдаются значимые изменения в организме детей.
В работах отечественных ученых подчеркивается необходимость занятий физическими упражнениями и отмечается, что это оказывает положительное влияние не только на сердечно-сосудистую и дыхательную систему, но, что не менее важно – улучшает деятельность центральной нервной системы
Регулярные занятия двигательной деятельностью способствуют не только регуляции силы и подвижности нервных процессов, но и способствуют повышению как физической, так и умственной работоспособности школьников.
Следовательно, у регулярно занимающихся двигательной деятельностью школьников имеется явное преимущество в развитии всех органов и систем организма.
В среднем школьном возрасте у детей наблюдается значительное повышение устойчивости внимания. Дети среднего школьного возраста обладают расширенным кругозором и способны более качественно реализовать свои интеллектуальные способности.
В качестве модели обучения тем или иным двигательным действиям многие авторы отмечают обучение навыкам плавания, так как здесь изначально отсутствуют навыки передвижения в воде.
При обучении детей плавательным действиям на начальном этапе у детей должны накопиться умения и навыки, которые составляют основу техники плавания.
В настоящее время при начальном обучении детей плаванию применяются средства в виде:
- общеразвивающих и специальных физических упражнений;
- подготовительных упражнений;
- простых прыжков в воду;
- игр и развлечений на воде;
- упражнений для изучения техники плавания.
Каждая из этих групп упражнений в процессе обучения способствует решению определенных задач.
Общеразвивающие упражнения, которые выполняются на суше, перед входом детей в воду, способствуют:
- общему физическому развитию ребёнка:
- развитию физических способностей, которые необходимы для качественного обучению плаванию:
- координации, силы, выносливости, гибкости и подвижности в суставах;
- совершенствованию функциональных возможностей детей и более быстрому освоению техники спортивных способов плавания.
На начальном обучении педагогами для развития и совершенствования координационных способностей детей применяются контрастные упражнения с чередованием темпа выполнения движения (медлено-быстро) и изменением амплитуды (малая-большая).
На этом этапе многие проблемы, возникающие при обучении детей плаванию, помогают решить подготовительные упражнения: водобоязнь, ориентировка в пространстве, дыхание, неустойчивое положение тела, создание опоры в подвижной среде.
Подготовительные упражнения в плавании классифицируются на группы , каждая из которых имеет различные по содержанию смысловые задачи. Анализ изученной нами литературы позволил выделить три группы упражнений, которые способствуют развитию необходимых для обучения плаванию физических способностей:
1) освоение с водой;
2) изучение облегчённых способов плавания:
3) изучение техники спортивных способов плавания.
С помощью подготовительных упражнений дети, постепенно осваиваясь с водой, учатся принимать горизонтальное положение, обучаются простейшим движениям: погружениям, лежанию на воде, дыхательным упражнениям, прыжкам в воду.
Подготовительные упражнения для освоения с водой помогают преодолеть чувство страха перед водой, научиться принимать горизонтальное положение в воде, выполнять простейшие движения: элементарные передвижения в воде.
Элементарные передвижения в воде служат началом адаптации к водной среде и выступают как форма взаимоотношений с водной средой. В процессе обучения плаванию ребёнку дается понятие об элементарных свойствах воды,
Упражнения на погружение позволяют продолжить решение задач адаптации в водной среде. Смысл упражнений на всплывание и лежания – испытать действие выталкивающей силы («медуза», «звезда», «поплавок»).
Рядом авторов отмечается различие паттерна дыхания в воде и на суше. Основной проблемой является согласования дыхания с движениями. Поэтому так необходимо уже на этапе ознакомления с водой, формировать новый дыхательный стереотип (динамический стереотип).
При выполнении заданных упражнений на дыхание, тренеры практики акцентируют внимание детей на обучение выдоха в воду и задержки дыхания в воде, причем необходимо постепенно формировать у ребенка «дыхательный опыт».
По мнению многих специалистов , ускорению процесса освоения с водой способствует обучение учебным прыжкам, которые позволяют поднять эмоциональный настрой обучающихся.
Разучивать прыжки можно уже на первых занятиях, а вот к спадам головой вниз – после освоения навыков скольжения. Тренеры рекомендуют, чтобы прыжки и спады сочетались с элементами техники плавания – скольжением.
Практический опыт ряда тренеров показывает, что в начальном обучении детей плаванию нужно смелее и шире использовать, во всём многообразии варианты скольжения.
Выполнение такого вида упражнений позволяет выработке устойчивого положения тела ребенка в воде, уметь сохранять равновесие, обтекаемое положение, правильно дышать. Именно с этой целью ребенку предлагается выполнять серию разнообразных скольжений по воде.
Смысл этих упражнений заключается в том, чтобы выработать устойчивое положение тела в воде, «почувствовать своё тело».
В своих работах И.Ю. Кистяковский утверждает, что если удастся познакомить группу со скольжением на первом занятии, то отпадёт необходимость в выполнении целого комплекса подводящих упражнений, которые в основном носят статический характер.
Эффективность опорных упражнений в своих методиках описали В.С. Васильев, А.И.Погребной, А.В.Аришин, Н.П.Скрынникова . Известно, что качество гребка во многом определяется динамическим взаимодействием движителя со встречными потоками воды. Наибольшую силу тяги создают движения ногами и руками. В движениях руками, в свою очередь, две трети величины создаваемой при этом силы тяги приходится на поверхность кисти, которая является основным движителем . Её положение в потоке должно быть строго ориентировано, при этом возникают совершенно особые ощущения («чувство воды», «чувство опоры»).
Сориентировать кисть вовремя в оптимальное положение по отношению к встречному потоку – сложнейший двигательный навык, которым пловец обязательно должен овладеть.
Подготовительные упражнения для изучения облегчённых способов плавания создают необходимый двигательный фундамент для эффективного изучения техники спортивных способов плавания и включают в себя простейшие гребковые движения для изучения элементов техники, плавание облегчёнными способами, т.е. в полной координации .Упражнения для изучения спортивных способов плавания включают:
- упражнения на суше;
- имитационные упражнения;
- упражнения в воде.
Н.Ж. Булгакова, С.М. Вайцеховский и ряд специалистов утверждают, что специально подобранные упражнения, координационная структура которых близка к основному движению, способствуют положительному переносу навыка.
Специфика водной среды вызывает у занимающихся возникновение, характерных для плавания, условных рефлексов вестибулярно-двигательного и терморегуляторного анализатора. В связи с этим на суше предлагается применять:
- имитационные упражнения с большой амплитудой движения, характерной для плавания;
- специальные гимнастические упражнения для развития силы и гибкости ;
- упражнения на растягивание и подвижность в суставах, особенно в голеностопных и плечевых;
- упражнения на гимнастической стенке;
- упражнения с резиновыми амортизаторами, наивными мячами и.т.д.
Методическую ценность имеют упражнения, выполняемые на суше в положении лёжа и стоя в наклоне вперёд, т.к. они знакомят с формой и направлением плавательных движений, помогают объяснить основные команды, исходные положения, ориентиры, которые, которые будут применяться в воде во время занятий в воде. При обучении детей плаванию это даёт возможность повысить плотность занятий и сделать плавательные движения более доступными .
Многолетней практикой подготовки пловцов и научными исследованиями доказана необходимость выполнения специальных упражнений имитационного характера , которые по своей форме и характеру напоминают движения пловца. К ним относятся:
- упражнения для ознакомления с движениями ногами в спортивных способах плавания;
- упражнения для ознакомления с движениями руками в спортивных способах плавания;
- упражнения для согласований движений;
- упражнения для стартового прыжка и поворотов при плавании на груди и на спине.
При обучении плаванию важно учитывать структурное соответствие упражнений, изучаемых на суше и в воде, с движениями, выполняемыми при полной координации в естественных условиях плавания. При сравнении координационных движений в обычном плавании с выполнением имитационных плавательных движений, совершаемых на суше, отмечаются значительные различия в электрической активности исследуемых мышц.
Имитационные упражнения на суше значительно ускоряют процесс обучения плаванию, помогают развивать силу мышц, выполняющих основную работу при плавании, но многократное их применение не рекомендуется, так как не создают те ощущения, которые испытывает ребёнок в воде: они могут сформироваться как навык и тормозить освоение движений в воде.
Подготовительные упражнения в воде помогают детям освоить все элементы спортивных способов и сами способы в целом.
Различают следующие группы упражнений:
- для изучения движений ногами, дыхания, согласования движений ногами с дыханием;
- для изучения движений руками, дыхания, согласования движений руками с дыханием;
- для изучения способа в целом.
Специальные упражнения применяются для совершенствования в технике спортивных способов плавания путём устранения ошибок и освоения наилучших вариантов техники, соответствующих индивидуальным особенностям занимающихся.
В младшем школьном возрасте одним из важных средств при обучении детей плаванию являются подвижные игры в воде: простейшие, командные и некомандные, сюжетные и бессюжетные. Игры проводятся с целью повторения и совершенствования элементов техники плавания.
Простейшие игры включают в себя элемент соревнования и пробуждают у детей стремление лучше выполнить задание, делают занятия более эмоциональными, повышают интерес к плаванию.
Игры с сюжетом – основной учебный материал на уроках по плаванию с детьми среднего школьного возраста, и включаются, обычно тренером, после того, как дети освоятся с водой .
При обучении детей среднего школьного возраста плаванию используются общепедагогические и специфические методы обучения.
Общепедагогические методы представлены словесными методами и методами наглядного воздействия. Специфические – практические методы (метод упражнения)
Оптимальное сочетание методов с методическими принципами обеспечивает успешную реализацию комплекса задач при обучении плаванию.
Проведя анализ методической литературы, мы выдели следующие словесные методы с детьми в обучении плаванию:
- Дидактический рассказ (изложение учебного материала в повествовательной форме, обеспечивающее общее представление об отдельном элементе техники плавания или способе в целом).
- Описание. Применяется при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда ребёнок может использовать свои знания и двигательный опыт. При описании тренер говорит, что надо делать, но не указывает, почему надо так делать.
- Объяснение. Для детей среднего школьного возраста объяснение отличается образностью, ярким сравнением и конкретностью. Для краткости объяснения, преподавателем используется спортивная терминология. В этом случае объясняется, что и как дети должны делать при выполнении упражнения.
- Беседа (обмен информацией между тренером и ребёнком).
- Разбор. Используется тренером с занимающимися после двигательного задания или после соревнований.
- Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. При работе с группой комментария и замечания могут относиться ко всем занимающимся или к одному ребёнку.
- Распоряжения, команды, указания. В младшем школьном возрасте наиболее понятны и интересны сочетания команд, указаний и распоряжений голосом, жестами, условными сигналами. В условиях работы в бассейне, при повышенном шуме, возникающем при выполнении упражнений и плавания, в результате плеска воды и брызг, жесты могут определять направление, его изменение во время движения, способы передвижения и положения рук, темп выполнения упражнения, а также имеют чисто техническое значение.
По мнению Т.А. Протченко [55], по настоящему образным объяснение может быть лишь в том случае, если оно опирается на предшествующий опыт обучаемого. При работе с детьми мастерство тренера заключается в том, чтобы найти сходные черты между заданием и их двигательным опытом.
- Подсчёт. На начальном этапе применяется педагогом для освоения ритма движения, выполнения его в заданном темпе, а также мобилизации внимания занимающихся на главном звене изучаемого упражнения. Подсчёт осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями. Мобилизация внимания на ключевой детали упражнения выделяется интонацией.
Наглядность в плавании связана с ощущениями и восприятиями тех или иных реалий с помощью различных анализаторов (зрения, слуха, мышечно-связочного и вестибулярного аппарата).
Метод наглядности является ведущим фактором адекватного разучивания двигательных действий, в его основе лежит закон о единстве чувственной и логической ступеней познания, основанного на тесном взаимодействии первой (чувства) и второй (слово) сигнальных систем.
На начальном этапе обучения в формировании двигательного образа ведущая роль отводится зрительному восприятию, в последующем эта функция переходит к двигательному анализатору.
При обучении школьников плаванию, тренерами используются
- Метод непосредственной наглядности. Показ упражнения преподавателем или, по его заданию, одним из занимающихся. Показ всегда сочетается с использованием слова. Это позволяет ребёнку исключить слепое механическое подражание. Реже, но всё-таки используется преподавателем, показ ошибок. При показе тренер должен обеспечивать удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимающимися, плоскость основных движений, повторность показа в разном темпе и в разных плоскостях, показ упражнения в целом и по частям.
- Методы опосредованной наглядности (использование наглядных пособий, рисунков, схем, учебных видеофильмов и.т.д.). При обучении плаванию тренер, с помощью опосредованной наглядности, формирует у детей образ техники плавательных элементов и способа в целом.
- Методы направленного прочувствования двигательного действия (направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела). К ним относятся:
а) направляющая помощь тренера при выполнении двигательного действия (например, проведение преподавателем рук ребёнка при обучении фазы захвата в способе брасс или фазы отталкивания в способе кроль, извлечение кисти из воды и т.д.;
б) выполнение упражнений в замедленном действии;
в) фиксация положения тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия.
При обучении детей плаванию используются дополнительные ориентиры. При освоении с водой это простейшие ориентиры, определяющие направление движения в воде, ограничивающие преодолеваемые расстояния (разметка на дне бассейна, дорожка бортик, лестница и др.). При изучении и совершенствовании техники плавания, амплитуды движения и др. применяются ориентирование движений руками и ногами по отношению к телу пловца.
Специфические методы включают в себя: методы строго регламентируемого упражнения, игровой метод и соревновательный метод.
В практике плавания тренерами и инструкторами при начальном обучении детей используется метод упражнения. С помощью данного метода задаётся необходимая нагрузка, а также осуществляется необходимый отдых.
Метод упражнения даёт возможности естественного освоения движений, применение целостного и раздельных методов в отдельности, а также целостно-раздельного обучения
Методы строго регламентированного упражнения подробно раскрыты в работах известных теоретиков Л.П. Матвеева и др.
Для тренеров, работающих с группами начального обучения плаванию, мы выделили следующие возможности при применении данного метода:
1) осуществлять двигательную деятельность детей по твёрдо предписанной программе (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения в связи друг с другом);
2) строго регламентировать нагрузку по объёму и интенсивности, управлять её динамикой в зависимости от психического состояния занимающихся;
3) нормировать интервалы отдыха и строго устанавливать их чередование с нагрузками;
4) создавать или использовать внешние условия, облегчающие управление действиями занимающихся (построение, распределение группы на местах занятий, использование вспомогательных средств и др.);
5) избирательно воспитывать физические качества детей и эффективно осваивать технику спортивных способов плавания.
В начальной подготовке специалистами используется целостно-раздельный метод обучения, возможны варианты и целостного метода обучения, где плавательные движения осваиваются с полной координацией движений, а также с помощью движений ног и рук с различными вариантами сочетания этих движений.
Одни авторы утверждают, что целостный метод пригоден в основном для освоения простейших упражнений, а также в случае, когда разделение целостного метода приводит к изменению самой сути движения.
Другими специалистами обосновывается эффективность использования целостного метода, тем, что работа, которая проводится в результате деления целостного движения на элементы, а затем их соединения в полную координацию, занимает больше времени, связана с трудностями в конструировании формы движения.
В целостном методе обучения отработка отдельных плавательных элементов идёт за счёт концентрации внимания ребёнка на той части гребка, которая разучивается. Ряд тренеров и специалистов выделяют в целостном методе существенный недостаток, который заключается в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения), влекущие за собой возможное закрепление ошибок в технике, и предлагают на начальном этапе обучения плаванию применять целостно-раздельный метод. Суть его в том, что на основе использования элементарных двигательных навыков плавания, ребёнка сначала обучают элементам техники плавания, и по мере разучивания выделенных элементов, их объединяют в целое движение разучиваемого способа.
Тренеры-практики рекомендуют разучивать элементы в различных вариантах, в сжатые сроки, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельные. Основные положения данного метода сводятся к постепенному усложнению условий выполнения упражнения.
Разучивание по частям облегчает освоение техники плавания, позволяет избежать ошибок, что в целом сокращает сроки обучения и повышает его качество. Освоение многообразных элементов техники увеличивает двигательный опыт и развивает моторику ребёнка. Однако первые попытки выполнения двигательных действий детей в условиях необычной водной среды неизбежно сопровождаются теми или иными погрешностями.
Н.А. Бернштейн объясняет возникновение ошибок на этапе обучения особенностями формирования двигательного навыка, которые связаны с появлением лишних движений и чрезмерного мышечного напряжения, нарушения амплитуды, направления и ритмотемповой структуры движения (например, при обучении движений ногами кролем на груди - сгибание ног в коленных суставах, неумение оттягивать носки и.т.д.).
В начале обучения используются упражнения на суше, затем – упражнения в воде с опорой на месте и с опорой в движении и постепенным переходом к выполнению движений без опоры.
Разучивание по частям психологически оправдано на начальном этапе обучению плаванию , так как успешное выполнение задания увеличивает уверенность новичка в своих силах и повышает доверие к тренеру, что особенно важно на первых шагах обучения.
Игровой метод применяется тренерами на любом материале, любых физических упражнениях. Двигательная деятельность детей организуется на основе содержания, условий и правил игры. Наличие в игре элементов соперничества требует от детей значительных усилий, что делает её эффективным методом физического воспитания, способствует формированию у ребёнка самостоятельности, инициативы, целеустремлённости. Делает занятия разнообразными и эмоциональными.
Соревновательный метод используется тренерами в качестве средства повышения уровня подготовленности детей, как элемент организации урока. Главное условие соревновательного метода – это подготовленность юных пловцов к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. Тренеру это помогает выявить и оценить качество овладения двигательными навыками, стимулировать у детей максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития, содействовать воспитанию волевых качеств.
.
1) Для того, чтобы добиться наилучших результатов в обучении плаванию детей среднего школьного возраста, необходима правильная ориентация тренера на физиологические и психолого-педагогические особенности данного возраста и направленное воздействие на эти особенности. Данный процесс характеризуется гетерохронностью формирования отдельных качеств личности ребёнка и его способностей.
2) В начальный период обучения плаванию детей 10-12 лет тренеру следует, прежде всего, опираться на те стороны познавательного процесса, которые у них наиболее развиты.
3) В среднем школьном возрасте нужно создавать надёжные основы технической и физической подготовки, требующей гибкости, координированности, небольшой мышечной силы, развития подвижности в суставах и укрепления опорно-двигательного аппарата.
Техника, выработанная на начальных этапах подготовки, с трудом поддаётся изменениям (Н.Ж. Булгакова и др.).
На данный момент опубликовано достаточно большое число работ, характеризующих средства и методы обучения плаванию.
Анализ современных средств и методов начального обучения выявил большое разнообразие, а в некоторых моментах и разногласия во мнениях многих авторов. Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств и методов, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут: учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей среднего школьного возраста не освоивших навык плавания.
При анализе литературных данных, нами получен достаточный объём информации по вопросам начального обучения плаванию, использованию средств и методов в условиях неглубокого бассейна. В тоже время в специальной литературе совсем мало экспериментальных методик, рекомендаций, касающихся обучения плаванию детей среднего школьного возраста в условиях глубокого бассейна.
Рассмотренные нами методики обучения в глубокой воде в основном отличаются от методик в неглубоких, учебных бассейнах применением поддерживающих средств, предупреждающих чувство страха, а также подстраховки обучаемых. Последовательность изучения спортивных способов плавания, в целом, не влияет на результат обучения.
Общеизвестно, что ребёнок будет заниматься любым видом деятельности, даже монотонным, если этим занятиям придать эмоциональную привлекательность.
Программа обучения плаванию старших школьников
На основании результатов предварительного эксперимента В. В. Дементьевым была разработана программа обучения плаванию старших школьников, представленная на рисунке 1 и характеризующаяся тремя содержательными блоками.
Раздел физическая подготовка включает общеразвивающие физические упражнения, которые выполняются перед началом занятий плаванием.
Содержание раздела технической подготовки к освоению плавательных элементов на суше состояло из следующих трех блоков – освоение техники движений рук и ног, освоение темпа выполнения движений рук и ног, освоение ритма выполнения движений рук и ног.
Раздел технической подготовки юношей к освоению плавательных элементов в воде строился без учета уровня физической подготовленности как для юношей экспериментальной, так и контрольной групп. В содержание технической подготовки юношей экспериментальной группы вошли плавательные элементы, последовательно подводящие к освоению техники плавания способами брасс, кроль на груди и кроль на спине.
На первом этапе было необходимо осуществлять физическую подготовку, направленную на развитие гибкости (наклон вперед), скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с разбега), силы мышц верхних конечностей (подтягивание на высокой перекладине) для обеих групп характеризовался как «ниже среднего» или «низкий», быстроту (бег на 30 м), выносливость (бег в течение 6-ти минут), координационные способности (челночный бег 3х10м, с).
Были разработаны специальные комплексы физических упражнений, оказывающие положительное воздействие на необходимые двигательные качества, способствующие успешному освоению плавательных движений.
На втором этапе технической подготовки юношей к освоению плавательных элементов на суше, осуществлялось освоение физических упражнений, основанных на имитации техники плавания на суше в согласовании с дыханием. На этом этапе обучения использовали упражнения на усвоение рационального ритма дыхания во время плавания, умение применять заданный ритм во время имитации плавательных движений при использовании метронома .
Оптимальный темп выполнения плавательных движений и их рациональный ритм позволяли существенно увеличивать эффективность процесса обучения плаванию. Практика показывает, что в условиях водной среды отработать данные навыки значительно сложнее.
Кроме того, выполнялись движения руками и ногами, имитирующие технику брасса, кроля на спине и кроля на груди, в согласовании с дыханием. При этом юноши осваивали темп и ритм плавательных движений, на что обращалось основное внимание, длительность второго (подводящего) этапа составляла четыре недели (восемь занятий).
Программа овладения элементов техники плавания
Третий этап обучения включал техническую подготовку юношей к освоению плавательных элементов в воде.
Обучение плавательным элементам в воде условно разделено на две части:
1) обучение навыку удержания на поверхности воды;
2) обучение передвижению в воде. Первоначальное освоение опорного гребка юношами экспериментальной группы обеспечивало возможность более длительного, чем в контрольной группе, удержания на воде.
В каждом из предложенных комплексов плавательных упражнений, использовавшихся при обучении старших школьников представлены по 15 подготовительных упражнений в воде для изучения техники плавания брассом, кролем на спине и кролем на груди, характеризующиеся сопряженным изучением техники плавания и развитием физических качеств, ритмо-темповой структурой техники плавания, акцентированным вниманием к постановке опорного гребка и рабочей позы пловца. Разработанная нами программа сопряженного воздействия на развитие двигательных качеств и освоения техники плавания подтверждает обоснованность системного подхода, обеспечивающего улучшение качества и сокращение сроков обучения плаванию, а техника плавания способом брасс может являться базовой для овладения другими спортивными способами плавания. После освоения движений руками и ногами брассом учащиеся без затруднений осваивают технику других спортивных способов плавания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авдиенко В.Б. Организация и планирование спортивной тренировки в плавании: учебено-методическое пособие / В. Б. Авдиенко, Т.М. Воеводина, В.Ю. Давыдов, В.А. Шубина. - Самара: СГПУ, 2005. - 72 с.
Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности /Н.А. Бернштейн. – М.: Медицина, 1966. – 349 с.
Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии /Н.А. Бернштейн.. – М.: ФиС, 1991. – 288 с.
Булах, И.М. Научите меня плавать / И.М. Булах. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 150 c.
Булгакова Н.Ж. Плавание под общ. ред. Н.Ж.Булгаковой. - М. : ФиС, 2001- 216 с.
Булгакова, Н. Ж. Игры у воды, на воде, под водой / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 990 c.
Булгакова, Н. Ж. Обучение плаванию в школе / Н. Ж. Булгакова. - М.: Просвещение. -2004. -191с.
Вайцеховский, С. М. Книга тренера / С. М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 2004. -311 с.
Вайцеховский, С. М. Физическая подготовка пловца. Изд. 2-е, перераб. и доп. / С. М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 2006. -140 с.
Вангулов, А. Всерьез о курьезах большого спорта / А.Вангулов. - М.: Советский спорт, 2013. - 136 c.
Васильев, В.С. Обучение детей плаванию /В.С. Васильев. – М.: ФиС, 2001. – 96 с.
Васильев, В.С. Подготовительные упражнения для обучения спортивным способам плавания / В.С. Васильев, О.Ю. Савельев: М.: Физкультура в школе, 1988. - №6. – С. 43-45.
Васильев, В. С. Обучение детей плаванию / В. С. Васильев, Б. Н. Никитский. - М.: Физкультура и спорт, 2003. -240 с.
Волков, Л.С. Возрастные особенности детей и подростков /Л.С. Волков. – Киев: Здоровье, 1981. – 128 с.
Волков, Л.С. Спортивные способности детей / Л.С. Волков: Учебное пособие. – Смоленск, 1981. – 128 с.
Воронцов, А.Р. и др. Методика многолетней подготовки юных пловцов /А.Р. Воронцов. М., 1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Театр рук» для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста в дополнительном образовании.
Научить детей отличить хорошее от плохого; сохранять первое и бороться со вторым - одна из задач всей воспитательной работы. Не всегда ребенок может полностью раскрыться на уроках. Именно «раскрыть» е...
Статья на тему: "Коррекция телосложения и формирование правильной осанки с помощью физических упражнений у младших школьников."
Выбранная тема в настоящее время очень актуальна. Это определяется тем, что важнейшей задачей физического воспитания является воспитание крепких, здоровых молодых людей. Особенно важно начинать на нач...
Методика обучения и развития детей младшего школьного возраста при помощи музыки и ритмических движений
Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, ...
Лекция на тему "Методика обучения гимнастических упражнений"
Лекция на тему "Методика обучения гимнастических упражнений"...
«Формирование мотивации к занятиям спортом у школьников младшего и среднего возраста»
В спорте под мотивацией принято понимать процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для воспитанника известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней ...
Комплект КОМ ПМ 01, МДК 01.01- Период младшего, среднего и старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный) Период юношеского возраста-2019 г
Тестовые задания представлены в следующей стандартизированной форме: закрытой. Тестовые задания направлены на выявление знания общих, принципиальных положений темы. Задание сопровождается инструкцией ...
Методика обучения акробатическим упражнениям (1-4 класс)
Методика обучения акробатическим упражнениям начальной школы. Группировка, перекаты, кувырки, стойка на лопатках...