«Формирование мотивации к занятиям спортом у школьников младшего и среднего возраста»
статья
В спорте под мотивацией принято понимать процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для воспитанника известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_motivatsii_k_zanyatiyam_sportom.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование мотивации к занятиям спортом
у школьников младшего и среднего возраста»
В спорте под мотивацией принято понимать процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для воспитанника известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности.
Среди занимающихся спортом в той или иной форме основными мотивами, являются: укрепления здоровья, получение удовольствия or занятий (приятное времяпрепровождение), общение, желание родителей.
В структуре мотивации к занятиям спортом важно учитывать и общественные, моральные мотивы и мотивы самоутверждения, самовыражения. Успешное формирование положительной мотивации к занятиям спортом возможны только при правильном соотношении общественного и индивидуального мотивов. Пренебрежение одним из них, игнорирование того либо другого мотива одинаково приводит к негативным результатам (к мотивации избегания неудач).
Для достижения положительной мотивации к занятиям спортом должны учитываться следующие положения:
- деятельность должна оставлять после себя осязаемый результат;
- этот результат должен оцениваться качественно и количественно:
- требования к оцениваемой деятельности должны быть не слишком высокими, не слишком низкими;
- для оценки результатов должна быть определенная шкала и в рамках этой шкалы некий нормативный уровень, считающийся обязательным, так что достижение этого уровня может вызвать гордость или, соответственно, разочарование;
- деятельность должна быть желанной для субъекта, и ее результат должен быть получен им самим.
При исследовании возрастной динамики мотивации к занятиям спортом отмечено, что содержание и структура мотивации существенно изменяется но мере взросления ребенка. Поэтому для педагога существенное значение имеет изучение мотивации к занятиям спортом на разных возрастных этапах становления личности по следующим признакам: по срокам поставленных целей: по методам формирования и поддержания установки на достижение успеха; по видам возможных поощрений; по вилам совместных мероприятий для развития коллектива: но способам придания эхюциональности учебным занятиям: по особенностям присущих личности учителя физической культуры.
Мотивы занятий спортом условно делятся на общие и конкретные. К общим следует отнести желание школьника заниматься физическими упражнениями вообще. В данном случае ребенку безразлично, чем заниматься конкретно. К конкретным мотивам можно отнести желание выполнять, какие либо определенные упражнения, предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта. Так, почти все младшие школьники отдают предпочтение играм. Интересы подростков уже более дифференцированы: одним нравится гимнастика, другим вольная борьба и т. п.
Мотивы посещения тренировок могут иметь различную основу (причинную обусловленность).
Мотивы, связанные с процессом деятельности это удовлетворение потребности в двигательной активности и удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от соперничества (азарт, эмоции радости от победы и т. д.).
Мотивы, связанные с результатом деятельности вызваны удовлетворением потребностей личности в самосовершенствовании, самовыражении и самоутверждения и ее социальных нужд.
Формирование мотивов связано с воздействием определенных внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы - это условия (ситуации), в которых оказывается субъект деятельности.
Внутренние факторы это желания, влечения, интересы и убеждения, которые выражают потребности, связанные с личностью субъекта деятельности.
Особую роль играют убеждения. Они характеризуют, мировоззрение школьника, придают его поступкам значимость и направленность. Личностные убеждения связаны с социальными побудителями активности человека.
Для того, чтобы понять как правильно осуществлять формирование стойкой мотивации у воспитанников к занятиям спортом, нам необходимо было выяснить отношение учеников к занятиям вольной борьбой, изучить мотивацию и определить кто и что, по мнению воспитанников, играет наиболее важную роль при формировании интереса к занятиям вольной борьбой.
Для решения этих задач нами проведено анкетирование. В исследовании приняло участие 38 человек в возрасте от 7 до 12 лет. Воспитанникам предлагалось ответить на вопросы (с предлагаемыми вариантами ответов), которые соответствуют их мнению. На первый вопрос предлагалось дать один вариант ответа, на последующие - не более трех.
В результате поведенного исследования было выявлено следующее:
На вопрос: каково ваше отношение к тренировкам по вольной борьбе? Подавляющее большинство опрошенных ответили, что им нравится занятия (соответственно, 96 %, 72 %. (>7 %).
На вопрос: «Почему Вы посещаете занятия по вольной борьбе?» большинство учеников 4-х классов выбрали следующие варианты ответов: удовлетворить свою потребность в движении (70 %); получить положительные эмоции (52 %); укрепить здоровье (47 %); проверить свои силы, испытать себя (42 %); пообщаться с одноклассниками в условиях соревнований, игр. эстафет (41 %).
На вопрос: «Кто и что на Ваш взгляд может повлиять на формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом?» большинство воспитанников ответили: родители (72 %); друзья в школе и вне ее (57 %); спортивные мероприятия, проводимые в школе и вне ее (63 %)
При изучении мотивов у воспитанников разного возраста было определено, что для становящейся личности младшего школьника характерна потребность в двигательной, эмоциональной активности, в самовыражении и общении. Поэтому удовлетворяя данные потребности младшего школьника, педагог, тем самым, формирует положительную, устойчивую мотивацию к занятиям спортом.
Основным средством формирования положительной мотивации к занятиям спортом является игра.
Основные методы, используемые при формировании мотивации к занятиям спортом, являются: похвала или порицание; соревнование с другими: проблемность и загадочность, стоящая перед младшим школьником; привлекательность; влияние успеха и неудачи; влияние общественного внимания (т. е. занятия спортом важны); наличие перспективы, конкретной цели.
Главные мотивационные линии подросткового периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься спортом. Формируется система личностных ценностей, которые определяют содержание спортивной деятельности подростка. Резервами формирования мотивации к занятиям спортом являются:
- «потребность во взрослости»;
- общая активность подростка, его готовность включаться в спортивную деятельность со взрослыми и сверстниками;
- стремление подростка к самостоятельности;
- увеличение интереса, проявляющегося в избирательности заниматься спортом:
- возрастание определенности и устойчивости интереса к занятиям спортом;
Что же касается угасания мотивации к занятиям спортом, то это бывает в тех случаях, когда мотивы младшего школьника удовлетворены, а на смену им не сложились более зрелые мотивационные установки. Поэтому большое значение имеет уровень сформированности мотивов подростка к готовности в дальнейшем заниматься спортом.
Итак, обобщая изложенное, можно констатировать. что структурные и содержательные изменения в мотивации к занятиям спортом заключаются в следующем:
- По мере развития личности ребенка появляются новые психологические образования, которые усложняют процесс мотивации, расширяя состав образующих мотивов; это приводит к более обоснованному намерению заниматься спортом.
- В разные возрастные периоды ведущую роль в объяснении основания занятий спортом играют различные мотивы.
- Укрепление мотивации к занятиям спортом происходить в результате соотнесения человеком своих потребностей с возможностями и особенностями выполняемой деятельности.
- Основными методами формирования положительной мотивации к занятиям спортом являются поощрение и соревнование (с учетом возможностей учащихся).
- Основными условиями формирования положительной мотивации к занятиям спортом являются организация учебно-воспитательного процесса с учетом педагогических требований (принципы, закономерности, возрастные особенности и т.д.).
- Продолжительные наблюдения за учащимися на тренировках дают основание полагать, что ведущим мотивом в занятиях все больше становится интеллектуальным интерес, который в большей мере развивается под воздействием теоретических знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на логопедических занятиях»
Формирование коммуникативных умений младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности...
"Девиантное поведение детей дошкольников и школьников младшего возраста».
Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные ...
Мотивация к занятиям физической культурой и спортом, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Создание условий для приобщения детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ к спорту, возможности их общения и как следствие реабилитации и социальной адаптации....
«Методика обучения плавательным упражнениям школьников (младшего, среднего, старшего) возраста»
Характеристика вида спорта плавание. Плавание - как физическое действие обеспечивает умение человека держаться на поверхности воды и передвигаться в нужном направлении, без посторонней помощи. Плавани...
Проблемы мотивации при занятиях фк и спортом
Проблемы мотивации при занятиях фк и спортом...
мотивация для занятий спортом
Формирование осознанной мотивации к занятиям физической культурой у студентов колледжа Отсутствие осознанного восприятия спорта ведет к ограниченности формирования личности, так как физичес...
Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста
Основные принципы вокального воспитания едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе; как для взрослых певцов, так и для детей. Сущ...