«Формирование мотивации к занятиям спортом у школьников младшего и среднего возраста»
статья

Кротов Егор Викторович

В спорте под мотивацией принято понимать процесс, в результате которого оп­ределенная деятельность приобретает для воспитанника известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_motivatsii_k_zanyatiyam_sportom.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование мотивации к занятиям спортом

у школьников младшего и среднего возраста»

В спорте под мотивацией принято понимать процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для воспитанника известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности.

Среди занимающихся спортом в той или иной форме основными мотивами, являются: укрепления здоровья, получение удовольствия or занятий (приятное времяпрепровождение), общение, желание родителей.

В структуре мотивации к занятиям спортом важно учитывать и общественные, моральные мотивы и мотивы самоутверждения, самовыражения. Успешное формирование положительной мотивации к занятиям спортом возможны только при правильном соотношении общественного и индивидуального мотивов. Пренебрежение одним из них, игнорирование того либо другого мотива одинаково приводит к негативным результатам (к мотивации избегания неудач).

Для достижения положительной мотивации к занятиям спортом должны учитываться следующие положения:

  • деятельность должна оставлять после себя осязаемый результат;
  • этот результат должен оцениваться качественно и количественно:
  • требования к оцениваемой деятельности должны быть не слишком высокими, не слишком низкими;
  • для оценки результатов должна быть определенная шкала и в рамках этой шкалы некий нормативный уровень, считающийся обязательным, так что достижение этого уровня может вызвать гордость или, соответственно, разочарование;
  • деятельность должна быть желанной для субъекта, и ее результат должен быть получен им самим.

При исследовании возрастной динамики мотивации к занятиям спортом отмечено, что содержание и структура мотивации существенно изменяется но мере взросления ребенка. Поэтому для педагога существенное значение имеет изучение мотивации к занятиям спортом на разных возрастных этапах становления личности по следующим признакам: по срокам поставленных целей: по методам формирования и поддержания установки на достижение успеха; по видам возможных поощрений; по вилам совместных мероприятий для развития коллектива: но способам придания эхюциональности учебным занятиям: по особенностям присущих личности учителя физической культуры.

Мотивы занятий спортом условно делятся на общие и конкретные. К общим следует отнести желание школьника заниматься физическими упражнениями вообще. В данном случае ребенку безразлично, чем заниматься конкретно. К конкретным мотивам можно отнести желание выполнять, какие либо определенные упражнения, предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта. Так, почти все младшие школьники отдают предпочтение играм. Интересы подростков уже более дифференцированы: одним нравится гимнастика, другим вольная борьба и т. п.

Мотивы посещения тренировок могут иметь различную основу (причинную обусловленность).

Мотивы, связанные с процессом деятельности это удовлетворение потребности в двигательной активности и удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от соперничества (азарт, эмоции радости от победы и т. д.).

Мотивы, связанные с результатом деятельности вызваны удовлетворением потребностей личности в самосовершенствовании, самовыражении и самоутверждения и ее социальных нужд.

Формирование мотивов связано с воздействием определенных внешних и внутренних факторов.

Внешние факторы - это условия (ситуации), в которых оказывается субъект деятельности.

Внутренние факторы это желания, влечения, интересы и убеждения, которые выражают потребности, связанные с личностью субъекта деятельности.

Особую роль играют убеждения. Они характеризуют, мировоззрение школьника, придают его поступкам значимость и направленность. Личностные убеждения связаны с социальными побудителями активности человека.

Для того, чтобы понять как правильно осуществлять формирование стойкой мотивации у воспитанников к занятиям спортом, нам необходимо было выяснить отношение учеников к занятиям вольной борьбой, изучить мотивацию и определить кто и что, по мнению воспитанников, играет наиболее важную роль при формировании интереса к занятиям вольной борьбой.

Для решения этих задач нами проведено анкетирование. В исследовании приняло участие 38 человек в возрасте от 7 до 12 лет. Воспитанникам предлагалось ответить на вопросы (с предлагаемыми вариантами ответов), которые соответствуют их мнению. На первый вопрос предлагалось дать один вариант ответа, на последующие - не более трех.

В результате поведенного исследования было выявлено следующее:

На вопрос: каково ваше отношение к тренировкам по вольной борьбе? Подавляющее большинство опрошенных ответили, что им нравится занятия (соответственно, 96 %, 72 %. (>7 %).

На вопрос: «Почему Вы посещаете занятия по вольной борьбе?» большинство учеников 4-х классов выбрали следующие варианты ответов: удовлетворить свою потребность в движении (70 %); получить положительные эмоции (52 %); укрепить здоровье (47 %); проверить свои силы, испытать себя (42 %); пообщаться с одноклассниками в условиях соревнований, игр. эстафет (41 %).

На вопрос: «Кто и что на Ваш взгляд может повлиять на формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом?» большинство воспитанников ответили: родители (72 %); друзья в школе и вне ее (57 %); спортивные мероприятия, проводимые в школе и вне ее (63 %)

При изучении мотивов у воспитанников разного возраста было определено, что для становящейся личности младшего школьника характерна потребность в двигательной, эмоциональной активности, в самовыражении и общении. Поэтому удовлетворяя данные потребности младшего школьника, педагог, тем самым, формирует положительную, устойчивую мотивацию к занятиям спортом.

Основным средством формирования положительной мотивации к занятиям спортом является игра.

Основные методы, используемые при формировании мотивации к занятиям спортом, являются: похвала или порицание; соревнование с другими: проблемность и загадочность, стоящая перед младшим школьником; привлекательность; влияние успеха и неудачи; влияние общественного внимания (т. е. занятия спортом важны); наличие перспективы, конкретной цели.

Главные мотивационные линии подросткового периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься спортом. Формируется система личностных ценностей, которые определяют содержание спортивной деятельности подростка. Резервами формирования мотивации к занятиям спортом являются:

  • «потребность во взрослости»;
  • общая активность подростка, его готовность включаться в спортивную деятельность со взрослыми и сверстниками;
  • стремление подростка к самостоятельности;
  • увеличение интереса, проявляющегося в избирательности заниматься спортом:
  • возрастание определенности и устойчивости интереса к занятиям спортом;

Что же касается угасания мотивации к занятиям спортом, то это бывает в тех случаях, когда мотивы младшего школьника удовлетворены, а на смену им не сложились более зрелые мотивационные установки. Поэтому большое значение имеет уровень сформированности мотивов подростка к готовности в дальнейшем заниматься спортом.

Итак, обобщая изложенное, можно констатировать. что структурные и содержательные изменения в мотивации к занятиям спортом заключаются в следующем:

  • По мере развития личности ребенка появляются новые психологические образования, которые усложняют процесс мотивации, расширяя состав образующих мотивов; это приводит к более обоснованному намерению заниматься спортом.
  • В разные возрастные периоды ведущую роль в объяснении основания занятий спортом играют различные мотивы.
  • Укрепление мотивации к занятиям спортом происходить в результате соотнесения человеком своих потребностей с возможностями и особенностями выполняемой деятельности.
  • Основными методами формирования положительной мотивации к занятиям спортом являются поощрение и соревнование (с учетом возможностей учащихся).
  • Основными условиями формирования положительной мотивации к занятиям спортом являются организация учебно-воспитательного процесса с учетом педагогических требований (принципы, закономерности, возрастные особенности и т.д.).
  • Продолжительные наблюдения за учащимися на тренировках дают основание полагать, что ведущим мотивом в занятиях все больше становится интеллектуальным интерес, который в большей мере развивается под воздействием теоретических знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на логопедических занятиях»

Формирование  коммуникативных  умений  младших  школьников  —  чрезвычайно  актуальная  проблема,  так  как  степень  сформированности...

"Девиантное поведение детей дошкольников и школьников младшего возраста».

Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные ...

Мотивация к занятиям физической культурой и спортом, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Создание условий для приобщения детей-инвалидов  и обучающихся  с ОВЗ к спорту, возможности их общения  и как следствие реабилитации  и социальной адаптации....

«Методика обучения плавательным упражнениям школьников (младшего, среднего, старшего) возраста»

Характеристика вида спорта плавание. Плавание - как физическое действие обеспечивает умение человека держаться на поверхности воды и передвигаться в нужном направлении, без посторонней помощи. Плавани...

Проблемы мотивации при занятиях фк и спортом

Проблемы мотивации при занятиях фк и спортом...

мотивация для занятий спортом

Формирование осознанной мотивации к занятиям физической культурой у студентов колледжа Отсутствие осознанного восприятия спорта  ведет к ограниченности формирования личности, так как физичес...

Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста

   Основные принципы вокального воспитания едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе; как для взрослых певцов, так и для детей. Сущ...