Современный, образованный и культурный человек
статья

Социальные, экономические. экологические и культурные изменения в настоящее время приобретают глобальный характер. И в этих условиях необходимо ответить на один вопрос: каким должен быть современный, образованный и культурный человек, готовый ответить за изменения окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Грабарь Г. Г. СПБ ГБПОУ РК КИРОВСКИЙ

 Ул. Стойкости, 30к2, г. Санкт-Петербург. 198206, Россия

galina-grabar@mail.ru

Педагогическая культура современные реалии,  тенденции,  перспективы

Наша общая задача – это воспитание человека в самом широком смысле этого слова

Социальные, экономические. экологические и культурные изменения в настоящее время приобретают глобальный характер. И в этих условиях необходимо ответить на один вопрос: каким должен быть современный, образованный и культурный человек, готовый ответить за изменения окружающего мира.

 Требования педагогических отношений и педагогического воздействия во взаимоотношениях учителей и учащихся, преподавателей и студентов включают в себя эффективные взаимоотношения на основе равенства, открытости и доверия, принятия другого как ценности. Все это ведет к творческому “соучастию” в развитии другой личности как Человека Цивилизации.

 Педагогическая культура является немаловажной составной частью общей культуры педагога, характеризующая степень глубины , основательности ,самостоятельности, овладениями.

  Обобщенной характеристикой личности педагога является его педагогическая культура, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять  учебно- воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимся и воспитанниками

  Структура педагогической культуры педагога представлена в таблице 1.

https://studfiles.net/html/2706/1227/html_fIoYZaUpNi.HWsl/img-7JbVWz.png

1 Педагогическая направленность.

Она определенным образом соотносится с направленностью личности и влияет на достижение вершин профессионального мастерства.

2 Совокупность личностных качеств.

К ним можно отнести: трудолюбие,  работоспособность,  дисциплинированность,  ответственность, человечность, доброту, высокую нравственность, терпеливость, честность, справедливость, религиозность, самокритичность, сдержанность и многие другие качества .

3 Гармония развития интеллектуальных т организаторских качеств.

Педагог должен быть не только  интеллектуально развитым. Но воспитывать в себе чувство самокритичности, находить больше оригинального и поучительного в других людях, видеть положительное, особенно в своих учениках, как необходимое условие их дальнейшего духовного роста.

4Широкий кругозор, психолого-педагогическая эрудиция и компетентность.

5 Умение сочетания учебно-воспитательной работы с ее совершенствованием.

6 Высокое педагогическое мастерство.

Педагог должен глубоко понимать реальность, правильно оценивать ситуацию и применять свои знания. Быть компетентным, а это значит способным решать проблемы не только в своей профессиональной области, но обладать еще и общекультурной компетенцией.

Все это преследует общее образование, непрофессиональное гуманитарное образование, и многие другие компоненты непрерывного образования.

Профессиональная компетенция- способность человека решать проблемы в своей профессиональной области .

В таблице 2 представлена профессиональная компетенция и ее составляющая.

https://studfiles.net/html/2706/1227/html_fIoYZaUpNi.HWsl/img-f4dsAL.png

К важнейшим профессиональным качествам педагога можно отнести: владение методикой преподавания учебной дисциплины ( предмета) , психологическая подготовка, педагогическое мастерство и владение технологиями педагогического труда; организаторские умения и навыки, педагогический такт, любовь к своему профессиональному труду и еще много качеств, которыми должен обладать педагог.

С учетом вышеизложенного педагогический потенциал можно представить следующим образом  таблица 3

https://studfiles.net/html/2706/1227/html_fIoYZaUpNi.HWsl/img-7zhqT1.png

В мировом образовательном процессе возникает и широко образуется новая система ценностей и целей образования основанная на идеях природосообразности, культура сообразности и индивидуально-личностного развития.

Каждый народ создает свою материальную культуру, дом, одежду, орудия труда и прочие в соответствии со своими потребностями и условиями жизни. У каждого свои национальные виды искусства и труда, свой язык и другие средства общения, свои формальные и неформальные системы образования и передачи национальных ценностей, традиции, а так же ритуалов выражающих взгляды верования данного народа.

Уже более 45 лет, я работаю в системе профессионального образования и , по долгу моей профессии имею возможность сравнивать поступающих к нам подростков. Они разные, но есть тенденции ухудшения поступающего пополнения .В чем оно выражается?

В первую очередь в неосознанном подходе к выбору профессии, приход  подростков, незнающих, что им надо в этой жизни, не умеющих не только работать, (этому при желании нужно научиться, благо у нас высококвалифицированные педагоги- мастера), но самое главное они не хотящих думать.

Опыт наблюдения показывает, что сегодняшнее развитие рыночной экономики вместо духовного и морального роста человека способствует повсеместному распространению меркантильности и цинизма. Это личностное качество человека, связанное с мелочной расчетливостью, излишним и безответственным стремлением получить выгоду любой ценой, излишней скупостью ,протекционизмом и своекорыстием. Действующие законы современной рыночной системы, толкают подростков действовать по правилам:” ты мне – я тебе”, и это срабатывает в том случае. Если ребенок с детства видит такие отношения в семье. а дальше- на улице.

Постоянное стремление найти более высокооплачиваемую работу- это для мальчиков. Для девушек – удачно выйти замуж; о любви, уме избранника, душевных качествах не идет и речи. Их привлекает только богатство и  состоятельность “партнера”, способность из любой ситуации извлечь выгоду и получить прибыль, блага.

Но есть у меркантильности свои положительные качества, это умение ценить свое время, не тратя его по пустякам и ничегонеделание.

Наличие предпринимательской  жилки, способностей на всем делать деньги. Это люди с самым сильным целеустремленным характером, умеющие сказать “ нет “ и держащие свое слово. Обучить подростков различать,” что такое – хорошо, что такое – плохо” входит в одну из задач преподавателя.

Особенностями содержания педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. необходимость профессионального образования является предпосылкой развития его творческих способностей. Учитель обязан учиться сам и этому учить детей.

Преподаватель должен помочь учащимся осознать , что в мире существует множество ценностей , некоторые из этих ценностей отличаются от их собственных, что любые ценности коренятся в традициях того или иного народа, и только через” диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самосознания” ( М.М. Бахтин )

Опыты и наблюдения показывают, что важнейшей особенностью современного педагогического процесса является наличие проблемы , взаимосвязей всех участников образовательного процесса, среди которых не только профессиональные педагоги ( воспитатели, преподаватели), но и представители различных социальных структур и организаций, родителей. Все это говорит о сужении зоны воспитательных влияний. Общество меняется, и сегодня понятие гражданин, мы вкладываем несколько иной смысл .Гражданин- это человек умеющий реализовать права, при этом не нарушая прав других людей .Умеющие вести диалог с властными структурами, имеющие критическое отношение с социальной зависимостью. Целью гражданского воспитания является социализация подростков, воспитание внутренней свободы, создание пространства внутреннего развития, при этом важно гражданская позиция самого педагога, предполагающая уважение к закону, ответственность перед страной и народом. Идеал Родины должен быть понятен для каждого подростка. Необходимо воспитывать их на близком и родном, таким как история малой родины и семьи.

Мною была разработаны и утверждены в АПО программы  факультатива “ Семья – традиции и современность “  и работы кружка “ Секреты дерева через искусство и религию“, отражающие современные реалии, тенденции и перспективы развития связей современности и нашего прошлого, выраженные в культурном наследии нашего народа.

Работая преподавателем реставрации деревянных изделий, я знаю, как порой тяжело заинтересовать ребят и увлечь их предметом. Но строя свою работу на знакомстве с реставрацией памятников деревянного зодчества вижу, как проясняются их лица, открываются глаза. Им хочется не только смотреть, слушать истории того или иного памятника, но и самим прикладывать к этому руку.

В эпоху развития средств массовой коммуникации, киберпространства, сдвига ценностей, при социальной неоднородности поколений, возникает тенденция к разрыву “связей времен“. М ы становимся свидетелями переживания глубокого кризиса института семьи, не выдерживающего конкуренции с религией, СМИ, Интернетом. Сегодня представляется бесперспективным  рассматривать семью в отрыве о указанных не менее эффективно-работающих институтов общества.

На переживающее кризис образование в обществе возлагаются большие социальные  ожидания, большие социальные задачи. Они  связанны с компенсацией образования и попыток выстраивания узко  и личностно оправданных моделей поведения.

Актуальны слова академика Д.С. Лихачёва, сказанные давно, но не утратившие свое значение и сегодня: “образованность живет старым содержанием , интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового“ интеллигентность не только в знаниях, но и способности к  пониманию другого проявляются в умении уважительно спорить, незаметно помочь другому , беречь природу и многое другое.

Это одна изприоритетных задач, которая поставлена перед образованием самим временем и от решения которой зависит духовное и нравственное будущее страны.

Таким образов, рассмотрев вопрос о том , что нужно для преодоления трудностей в воспитании подростков в новых, уже наступивших условиях, можно назвать главную причину – это нарушение института семьи , его отрыв от воспитательного процесса и потеря живой связи с педагогом.

Наша общая задача – это воспитание человека в самом широком смысле этого слова.

Ключевые слова

Проблемы, тенденции, перспективы развития и воспитания в новых условиях. Семья, ее связь с образовательным процессом, формирование цивилизованного человека.

Используемая литература

1 Бердяев Н. А. “ Истоки и смысл русского коммунизма ” 1992 г. – 221 стр.

2 Лихачев Д. С. “ письма о добром и прекрасном ”. Детская литература 1989- 207 стр.

3 Гаязов  А. С. “Воспитание в новых реалах современного мира”

Президент академии наук Башкортостан.

4 Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского 1929, Киев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Влияние современных гаджетов на организм человека"

В XXI век – век передовых технологий, невозможно представить жизнь человека без общения посредством мобильного телефона. На сегодняшний день это часть нашей жизни, ее символ. И ни у кого сейчас ...

2017 Республиканская научно-практическая конференция статья Проблема современного учебно-воспитательного процесса Роль классного руководителя в современном образовании

2017 Республиканкая научная-практическая конференция статья Проблема современного учебно-воспитательного процесса . Роль  классного руководителя в современном образовании...

ТЭД-выступление " Роль истории в образовании и жизни человека

laquo; Из переписка  фельдмаршала Паулюса со своей мамой в 1943 году в окружённом Сталинграде: «Сынок, мне совершенно не нравятся люди, которые окружают тебя в последнее время…&raqu...

Профориентация обучающихся объединений бюджетного учреждения Орловской области дополнительного образования «Орловская станция юных натуралистов» в условиях современного образования

Профессиональная ориентация - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения мотиваций к труду, к осознанному планированию и выбору рода профессион...

Выпускная квалификационная работа Специальное дошкольное образование "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта первого года обучения посредством художественной литературы"

Выпускная квалификационная работа Специальное дошкольное образование "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта первого года обучения посредств...

Выпускная квалификационная работа Специальное дошкольное образование "Развитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников с нарушением интеллекта 1 года обучения посредством детского фольклора"

Выпускная квалификационная работа Специальное дошкольное образование "Развитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников с нарушением интеллекта 1 года обучения посредством  детского фо...