Дипломная работа "Развитие композиционного мышления детей младшего школьного возраста на примере кистевой росписи".
статья

Андросова Алена Юрьевна

      Актуальность данной темы обусловлена тем, что развитие композиционного мышления у детей младшего школьного возраста - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В условиях реализации Федерального государственного стандарта образования современная концепция воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его миром человеческих ценностей. Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется. Приобщение детей к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства напрямую связано с изобразительной деятельностью.

   Знание основ композиции и владение композиционным мышлением, влияющим на развитие творческой личности, должно закладываться ещё в детстве, так как за счет этого формируется элементарная грамотность восприятия произведений искусства и целостного восприятия мира в будущем.

    Изобразительное искусство здесь выступает в роли универсального средства развития композиционного мышления детей. Оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях умения передавать образную выразительность формы, пропорций, цвета и пространства, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в рисунках новизну и элементы сказочности. Кистевая роспись позволяет учащимся формировать уверенность в своих творческих возможностях, усидчивость, аккуратность, настойчивость в работе, чувство ритма и симметрии при выполнении орнаментов, умения составлять гармонично сочетающиеся цвета в композиции.

   Художественное творчество невозможно без овладения материалом как средством творческого выражения. В данном случае речь идет о кистевой росписи. Кистевую роспись я считаю активным средством воспитания у детей патриотических чувств, интереса и бережного отношения к традициям родной страны. А также, средством развития художественных способностей каждого ребёнка, его композиционного мышления.

    В ходе работы мною было сконструировано занятие, направленное развитие композиционного мышления детей младшего школьного возраста. Рассмотрим основные моменты организации занятия на тему «Городецкая роспись».

    Оптимален следующий способ построения учебного процесса: в первую очередь педагог объясняет учащимся тему занятия и его задачи, которые детям предстоит решить, а также знакомит с основными средствами и способами их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия.

     В моем занятии — это таблицы-иллюстрации с изображением Городецкой росписи, карточки с элементами Городецкой росписи, изделия, расписанные в стиле Городецкой росписи. При этом, можно предложить детям посмотреть дидактические материалы и пособия на заданную тему. Это создает благоприятную почву для развития творческого и композиционного мышления детей. После изложения теоретических основ, педагог с детьми переходит к практической деятельности.

    В нашем занятии — это выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов Городецкой росписи. Первоначально, необходимо освоить с детьми технику работы с художественными материалами (в нашем случае — это гуашь, либо акварель). Педагог демонстрирует, как следует работать кистью, прорисовывая различные элементы Городецкой росписи. Как правило, для показа удобнее всего использовать мольберт, с закрепленным на нем листом бумаги. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над определенным заданием. После объяснения, дети приступают к выполнению работы.

    Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.

    На моем занятии педагог предлагает учащимся, освоившим элементы росписи, заготовленные листы бумаги в форме разделочной доски, либо деревянные разделочные доски, которые дети должны разрисовать в данной технике.

     Композицию своего изделия дети составляли самостоятельно.

      Итогом занятия служит выставка работ учеников и их обсуждение.

      В конце занятия, для закрепления пройденного материала, педагог уточняет, чем дети занимались на занятиях, каковы особенности изображения Городецкой росписи, какие материалы чаще всего используются для росписи изделий в данной технике и т.д.

    Важное значение имеет эмоциональное благополучие детей на занятиях, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у них уверенности в своих возможностях, уважительном отношении взрослых к результатам детской художественной деятельности.

      На занятиях необходимо давать уверенность в себе каждому ребенку, похвалить его, если у ребенка что - то не получается, необходимо выявить положительные стороны работы.

      Чтобы дети не уставали, эффективно проводить на занятиях игровую гимнастику в виде упражнений. Это помогает ребенку быстрее усвоить основы изобразительного творчества, а также стимулирует учащихся на творческий процесс.

    В процессе работы я познакомилась с особенностями развития композиционного мышления детей младшего школьного возраста на примере кистевой росписи. С особенностями кистевой росписи как направлением дополнительного образования детей. Разработала занятие, направленное на развитие композиционного мышления младших школьников.

      Считаю, что цель дипломной работы достигнута, а разработанные материалы я смогу применить в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diplom_15.06.doc369 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие композиционного мышления детей младшего школьного возраста на примере кистевой росписи.

Содержание

Введение………………………………………………..………………..............3

Глава 1. Теоретические основы развития композиционного мышленя детей  младшего школьного возраста на примере кистевой росписи…………………….……………...........................................................6

1.1 Развитие композиционного мышления детей младшего школьного возраста на примере кистевой росписи ...................................................................................................................6

1.2. Особенности кистевой росписи как направления дополнительного образования детей ….………………………………………….....…...…18

Вывод по главе 1…………………………………………………........…24

Глава 2. Результаты разработки занятия по кистевой росписи для детей  младшего школьного возраста ……………………………...........................26

2.1. Структура и содержание занятия по кистевой росписи для детей  младшего школьного возраста ………………………………................26

2.2. Рекомендации по реализации занятий кистевой росписи для детей  младшего школьного возраста в дополнительном образовании .................................................................................................................38

Выводы по главе 2…………………………………………….................44

Заключение…………………………………………….............................45

Список литературы……………………………………...................................47

Введение

Развитие композиционного мышления детей младшего школьного возраста очень важно. В условиях внедрения Федерального государственного стандарта образования современная концепция воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его миром человеческих ценностей. Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется. Приобщение детей к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства напрямую связано с изобразительной деятельностью. 

Младший школьный возраст характеризуется как благоприятный для развития продуктивных видов деятельности. Но в школьной практике мы нередко сталкиваемся с тем, что иногда бывает трудно добиться достаточно грамотных и в, тоже время художественно выразительных детских работ по изобразительной деятельности. Причина этого – недооценка обучающей и воспитывающей роли художественной композиции.

Композиция как сочинение, взаимно связывает все изобразительные средства и является «самым содержательным компонентом художественной формы». [ 1 ]

Наибольшие затруднения для школьников представляют композиционные поиски, передача образной выразительности формы, пропорций, цвета и пространства в детских работах. Для их преодоления необходимы некоторые усилия и знания при выполнении изобразительных и декоративных работ.

Знание основ композиции и владение композиционным мышлением, влияющим на развитие творческой личности, должно закладываться ещё в детстве, так как за счет этого формируется элементарная грамотность восприятия произведений искусства и целостного восприятия мира в будущем.

Изобразительное искусство здесь выступает в роли универсального средства развития композиционного мышления детей. Оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях умения передавать образную выразительность формы, пропорций, цвета и пространства, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в рисунках новизну и элементы сказочности. Важную роль изобразительного искусства в развитии композиционного мышления  младших школьников отмечали многие исследователи детского изобразительного творчества Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова и др. [2]

Как следствие выше изложенного определена цель работы: разработка занятия с использованием кистевой росписи для детей младшего школьного возраста.

Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. на основе теоретического анализа педагогической и методической литературы раскрыть проблему развития композиционного мышления детей младшего школьного возраста и возможности техники кистевой росписи для этого;
  2. разработать структуру и содержание занятия с использованием  кистевой росписи  для детей младшего школьного возраста, направленного на развитие композиционного мышления;
  3. подготовить рекомендации для педагогов дополнительного образования по реализации разработанного занятия по кистевой росписи.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные занятия по кистевой росписи для детей младшего школьного возраста могут реализовываться педагогами дополнительного образования как при группой работе, так и на индивидуальных занятиях.

База реализации работы: Межпоселенченское казенное учреждение культуры «Нововаршавский районный культурно-досуговый центр».

1.Теоретические основы развития композиционного мышления детей  младшего школьного возраста на примере кистевой росписи.

  1. Развитие композиционного мышления  детей младшего школьного возраста на примере кистевой росписи.

В настоящее время в методике изобразительной деятельности сложилась определенная система методов и приемов для развития композиционного мышления  детей младшего школьного возраста. Главная направленность этой системы – на развитие самостоятельности, инициативы, и активности, которые должны повышать интерес детей к изобразительной деятельности, к овладению средствами и способами создания выразительных образов, таких как кистевая роспись.

Младший школьник способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет. В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием.

    Для развития композиционного мышления важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них радость, используя в оформлении класса созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий. Продуманный подбор материалов для занятий. Формат бумаги для рисунков, соответствующей величине и пропорциям изображаемых предметов, цвет бумаги; продуманный подбор наглядных пособий, картин,  игрушек,  предметов и т.п.

На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали; вызывать ребёнка для показа всем детям, как можно изобразить тот или иной предмет.

Энциклопедический  словарь  юного  художника  содержит  в  себе

определение:  “Композиция  (от  лат.compositio-  сочинение,  составление, связывание,  соединение  частей  в  единое  целое  в  определённом  порядке)  – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером  и  назначением;  расположение  и  взаимосвязь  его  частей, образующих  единое  целое.  Как  правило,  композиция  строится  на сопоставлении  с  главным  сюжетно-тематическим  центром  всех  менее значительных  композиционных  элементов.  Помимо  соподчинения,  область композиции включает и выбор, состав таких элементов". [8]

По  мнению  Коджаспировой  Г.  М.,  умение  представляет  собой

подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро,  точно,  сознательно,  на  основе  усвоенных  знаний  и  жизненного опыта.  Формируется  умение  путем  упражнений,  и  создают  возможность выполнения  действий  не  только  в  привычных,  но  и  в  изменившихся условиях.  Исследователи  утверждают,  что,  помимо  умений,  непременными компонентами деятельности являются навыки.

В  изобразительной  деятельности,   в  том  числе  рисовании,

исследователями выделяются две большие группы умений  –  изобразительные умения  и  умения  выразительной  передачи  образа.  По  определению  Г.  П. Новиковой  изобразительность  –  это  элементарные  умения  и  навыки  в области реалистического рисунка. Умения выразительной передачи образа  – это  освоенное  посильное  раскрытие  детьми  некоторых  характерных сторон предмета  или  явления  действительности  и  передача  активного эмоционального  отношения  к  нему.  К  умениям  выразительной  передачи образа относятся композиционные умения ". [4]

Основная  задача  при  выборе  композиции  –  стремление  добиться

такой  организации  элементов  изображения,  которая  в  завершенной  отделке поверхности  обладала  бы  целостностью  и  единством,  где  второстепенные детали  подчинялись  бы  главным.  Согласно  этим  требованиям  при компоновке  элементов  изображения  используют  следующие  средства выразительности,  правила  и  приёмы:  равновесие,  контраст,  ритм,  линии, светотень и др.

Н.П. Костерин  в своих работах  выявляет в изображаемых предметах их  эстетические  качества,  внутреннее  содержание,  выделение  главного  и  характерного  с  помощью  таких  выразительных  средств  декоративной композиции,  как  ритм,  симметрия,  асимметрия,  равновесие,  контраст  и нюанс. [3]

Ритм возникает в результате взаимодействия ритмических элементов - акцентов и интервалов.  Акцент -  это повторяющаяся фигура. Цветовое пятно или  пластическая  форма.  Интервал  -  это  пространственный  промежуток, отделяющий  ритмические  акценты  друг  от  друга.  Акцент,  чередуясь  с интервалом,  создает  ритмический  ряд.  Характер  ритма,  возникающего  в таком ряду, зависит от числа акцентов, от их формы, положения, светлоты, цвета, а также величины акцента и интервала.  

Ритмичность,  характер  ритма  проявляются  по-разному:  в  одном

случае  через  строго  равномерное  чередование  одних  и  тех  же  акцентов  и интервалов; в другом -  через равномерный повтор одних и тех же акцентов и интервалов,  но  с  постоянным  убыванием  или  нарастанием  их  массы, светлоты,  цвета;  а  в  третьем  -  через  приблизительно  одинаковый  повтор разных акцентов и интервалов.

Ритм  членит  форму,  выделяет  главное,  ослабляет  значение второстепенного,  делает  предмет  более  статичным  или  динамичным,  более цельным  или  разобщенным  в  полном  соответствии  с  творческим  замыслом композиции.

Симметрия  -  греческое слово, означает "гармонию", "соразмерность".

Это  тоже  общее  свойство  декоративной  и  художественной  композиций. Симметрия выступает в природе в качестве статического средства замыкания формы  '  в  себе,  соподчинения  всех  ее  частей  или  средства  динамического обогащения поверхностей и пространства.

Асимметрия.  Если  в  предмете  (или  фигуре)  отсутствуют  элементы симметрии,  то  их  называют  асимметричными.  Асимметрия  всегда  придает пластической форме динамику и выявляет ее потенциальную способность к движению.  Поэтому  принципы  асимметрии  лежат  в  основе  изображения предметов движущихся или имеющих какое-то отношение к движению либо предметов, в которых надо выразить внутреннюю энергию, жизнь.

Равновесие.  Глаз  человека  воспринимает  предмет  (или  группу предметов) в натуре и изображении целостно, то есть прежде всего его массу, положение в пространстве, взаимодействие масс нескольких предметов. При таком  целостном  восприятии  реального  предмета  и  его  изображения возникает  явственное  ощущение  зрительного  веса  массы:  предмет  кажется легким или тяжелым. Легким воспринимается предмет небольшого размера с сильно  изрезанными  контурами  и  светлоокрашенными  поверхностями; тяжелым  кажется  предмет  большого  размера  с  упрощенными  контурами  и темноокрашенными  поверхностями.  Если  часть  рисунка  выполнена светлыми красками и кажется легкой, а другая выполнена красками темных и насыщенных  цветов  и  дает  ощущение  тяжести,  то  обе  части  рисунка образуют  неустойчивую  композицию,  ибо  тяжелый  компонент  будет "перевешивать"  легкий;  все  изображение  в  целом  теряет  компактность, цельность и устойчивость. [8]

Контраст.  Каждая  вещь  обладает  рядом  несхожих  качеств  и

признаков,  противоречивых  сторон.  Их  различие  или  противоположность называют  контрастом.  Контраст  усиливает  ощущение  разницы  между предметами,  их  частями  или  признаками  и  поэтому  является  средством расчленения  группы  на  отдельные  предметы,  а  предмета  -  на  отдельные части. Это дает возможность выделять из группы нужный предмет, нужную часть в нем или нужное качество и признак.

Нюанс.  Контрастное  сочетание  признаков  делает  предмет  очень

заметным,  но  оно  быстро  утомляет  глаза,  препятствует  длительному

рассматриванию предмета, в силу чего в наших представлениях остается на

первом плане не самое главное в предмете  -  содержание, а форма, внешний

вид. Для характеристики предмета как целостного и гармоничного организма в его форме должны быть отмечены согласованность и соразмерность частей, их родство и подобие. В этом и заключается роль и выразительная сущность нюанса.  Нюанс,  как  и  контраст,  может  проявляться  в  форме,  величине, движении, конструкции, светлоте, фактуре, цвете.

Декоративные элементы  для  орнамента  чаще  всего  находят  в  природе  в  виде  листьев, цветов,  плодов,  животных,  а  также  среди  предметов  и  форм,  созданных руками человека, его творческим воображением, фантазией.

Основным  композиционным  началом  украшения  предметов  служит орнамент.

Орнамент – узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов. В основе орнамента лежат два композиционных начала  –  ритм и симметрия.

Ритм  определяет  особое  структурное  построение  произведения,  для которого  характерны  повторяемость  одних  и  тех  же  компонентов,

чередование нескольких. Ритму свойственно движение, повторность.

Симметрия  (спокойное  равновесие  элементов)  –  это  такое композиционное  построение,  при  котором  правая  и  левая  стороны  рисунка уравновешены.  В  узоре  это  часто  бывает  зеркальным  отражением  сторон, расположенных около центральной оси. Есть много разновидностей ритма и симметрии,  применяемых  в  различных  орнаментах.  Они  создают  богатство стилей.  Выразительность  орнамента  зависит  также  от  преобладания  в  нем округлых  или  заостренных  прямолинейных  форм,  плавного  или  круглого изгиба  линий.  По  характеру  элементов  орнамент  может  быть  составлен  из геометрических, растительных и животных форм.

Цвет  является одним из важных средств в орнаменте и тесно связан с композицией.  Цветовые  сочетания  могут  ритмически  повторяться  и

чередоваться,  как  и  элементы  формы.  Цветовые  сочетания  могут  быть

резкими, контрастными и мягкими.

В  декоративно-прикладном  искусстве  узора  не  существует  вне

конкретного  предмета,  имеющего  определенные  назначение  и  форму,

поэтому декоративная роспись связана с определенным предметом (узор на

полосе,  на  квадрате,  на  круге,  на  прямоугольнике,  ромбе,  овале,  в

треугольнике, на плоских предметах сложной формы, на объемных формах).

Период младшего школьного возраста в формировании  композиционных  умений является  чрезвычайно  важным  и  ответственным.  В  основе  изобразительной грамоты  лежит  композиция,  которая  охватывает  практически  любую изобразительную  задачу. Изобразительная деятельность детей тесно связана не только с психическими процессами (памятью, мышлением, восприятием, воображением),  но  и  с  личностью  в  целом.  В  ней  проявляются  интересы ребенка, темперамент.

Способность  чувствовать  колорит,  ритм,  композицию,  пластическую форму  является  одним  из  важнейших  критериев  оценки  творческого характера  рисунка. В моей работе было  уже  отмечено,  что композиция  –  это  способ  соединения  образов,  способ  построения произведения. Опыт показывает,  что детям  младшего школьного возраста  доступно элементарное  представление  о  композиции  как  о  произведении,  созданном художником  по  определенному  замыслу,  в  соответствии  с  которым определенным  образом  располагаются  предметы,  части  изображения.  Не вызывает особых затруднений формирование элементарных понятий о форме листа бумаги, масштабе изображения. Под форматом ими понимается форма, которая может быть прямоугольной, квадратной, круглой и т.д.

Характерным  для  младших школьников  является  то,  что  они  распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной наполненности. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в  её  реальной  протяженности.  Стремление  к  правдоподобию,  точности  и полноте  изображения  заставляет  ребенка  избегать  передачи пространственных  отношений,  при  которых  один  предмет  закрывает  часть другого.  Однако  в  работах  некоторых  школьников  можно  встретить  и воздушную перспективу. Весьма характерно и стремление ребенка к ритму.

Ритмичность  придает  организованность,  упорядоченность  построению рисунка,  аппликации,  лепки.  Это  отвечает  часто  по  существу  избранной ребенком теме. Часто дети в своих работах нарушают пропорции предметов, хотя и не замечают этого (фигура человека выше дома и т.д.).

Исследователи детского изобразительного  творчества  Н. П. Сакулина, Г. П. Новикова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и др. обращали внимание на то, что отдельные проявления ритма обнаруживаются уже в рисовании детей школьного  возраста.  При  этом  отмечаются  две  его  формы -  в  процессе рисования т.е.  в ритмичности рисовальных движений и в пространственной организации  изображений,  придавая  большое  значение  чувству  ритма, исследователи  включают  его  в  качестве  компонента  в  способности  к различным художественным деятельностям, в том числе и к рисованию.  

Одним  из  важнейших  принципов  композиции  является  целостность.

Она  достигается  единством,  равновесием  связей  и  отношений  как графических структур на холсте (листе бумаги или другой плоскости) так и выразительных  средств.  Эта  целостность  продукт  деятельности художественного  воображения  творца.  В  изобразительном  искусстве  существуют  определенные  правила  и  приемы  композиции.  Понятно,  что дошкольник их не знает, хотя стихийно или в результате целенаправленного формирования может овладеть некоторыми из них, такими  как: организация плоскости листа, ритм, симметрия и равновесие, колорит.

Цветовое  решение  декоративных  рисунков  также  влияет  на выразительность  композиции.  Особое  внимание  дети  обращают  на

контрастность и насыщенность красок.

        Следует  отметить,  что  декоративные  рисунки  у  младших школьников выделяются  в  самостоятельный  раздел  рисования  уже  в  возрасте  от  семи- восьми лет.  Ритм  в  орнаментальных  композициях используется детьми  с  раннего  возраста,  но  без  обучения  графические  навыки  не совершенствуются,  и  такого  рода  рисунки  долгое  время  остаются элементарными  и  однообразными.  В  этих  случаях  рисунки  представляют собой  цветные  пятна,  не  изображающие  предметы  определенной  формы,  а передающие  лишь  простейшие  ритмы.  В  этой  связи  необходимо  отметить такую  особенность  декоративных  рисунков  младших школьников,  как  передача ритма  в  сочетании  с  симметрией  в  композиции.  Ритм  и  симметрия  -  два принципа  построения  композиции  -  обычно  тесно  переплетаются.

             Младшие школьники  семи - восьмилетнего  возраста,  имея  определенный  запас знаний в рисовании, уверенно применяют ритм и симметрию в декоративно-орнаментальных композициях и создают нередко выразительные работы.

Симметрия  в  рисунках  школьников является  наиболее  устойчивой формой  организации  плоскости  листа.  Часто  дети  стремятся  достичь композиционного  равновесия  при  помощи  зеркальной  симметрии.  Такое построение  придает  рисункам  статичность;  оно  характерно  как  для декоративно-орнаментальной композиции, так и для сюжетных рисунков.

Композиции  сюжетных  рисунков  школьников  значительно разнообразнее  и  интереснее  по  содержанию,  по  сложности  исполнения  и  применению  композиционных  приемов,  чем  рисунки  с  натуры  и декоративные.  Школьники  младших классов в  сюжетных  рисунках  уже умеют  располагать  объекты  изображения  на  листе  бумаги  так,  чтобы  это соответствовало их реальному пространственному размещению.

На  организованность  и  выразительность  композиции рисунков детей положительно  влияет  и  их  умение  относительно  правильно  показывать пропорции  основных  частей  объектов  изображения,  работать  красками, определять величину и положение предметов по отношению друг к другу и к размеру  листа  бумаги.  У  них  постепенно,  от  одной  возрастной  группы  к другой, развивается умение рисовать от общего к частному.

Постепенно,  от  одной  возрастной  группы  к  другой,  школьники  в своих рисунках, и особенно в сюжетных, начинают добиваться более полной передачи замысла работы.  Смысловая связь изображений и выразительность рисунков школьников во многом зависят от того, насколько грамотно они умеют  рисовать  различные  объекты  действительности.  Определенная условность  детского  рисунка  не  противоречит  правдивости  изображения,  а лишь ограничивает ее.

Когда  дети  рисуют  «от  себя»,  без  специального  педагогического

руководства,  для  них  характерно  или  полное  отсутствие  предварительного замысла, или  уход от задуманного  содержания  во  время  рисования. Иногда же композиция не получается из-за сильной «текучести» замысла; отсутствие руководства со стороны воспитателя ведет к изображению одного предмета за другим, без выделения главного и передачи между ними смысловой связи.

Замыслы  у  младших  школьников,  как  правило,  возникают  в процессе  творческой  деятельности. У  них  есть определенный замысел, сюжет, который надо выразить средствами рисунка, композиции, цвета. Но пути решения композиции намечаются лишь в общей форме. Композиция представленного замысла конкретизируется, правда, уже в  процессе  создания  работы,  но  этапы  выполнения  композиции  в  этом возрасте  приближаются  к  этапам  создания  картины  художником.  Разница состоит в том, что эти этапы здесь значительно короче по времени и просты по содержанию. Дети ведут самостоятельные поиски композиции и образов,   педагог  руководит,  направляет  работу.  Композиции  рисунков  весьма интересны и различны и по содержанию, и по схеме построения. Совершенно ясно,  что  у  младших  школьников  композиция  определяется  содержанием, заключенным в конкретной теме. Площадь листа бумаги используется чаще всего  полностью  и  рационально,  правильно.  Построение  начинается  почти всегда с главного, а затем изображаются другие объекты.

Следует отметить, что некоторые дети иногда изображают предметы

вне  смысловой  связи  друг  с  другом.  В  рисунках  же  большинства  детей смысловая  связь  ясно  видна;  у  некоторых  композиции  рисунков  являются довольно сложными по содержанию, замыслу и схеме построения.

Вместе  с  выделением  главного  в  композиции  младшие школьники  работают  над  созданием  образа  (образов).  Они  ведут  поиски  образа  и композиции, исходя из темы, замысла и содержания. Часто смысловой центр становится  и  композиционным  центром  всего  рисунка.  Дети  сначала изображают главный объект (объекты), затем начинают заполнять плоскость листа,  пространство  вокруг  главных  предметов.  Уже  в  этом  возрасте  при умелом  педагогическом  руководстве  они  весьма  глубоко  продумывают выделение  главного  различными  средствами.  Например,  оставляют  вокруг него  «пустое  место»,  а  остальные  предметы  изображают  ближе  к  краям формата.  В  других  случаях  главный  объект  рисуется  небольшого  размера (если это требуется для передачи его характеристики по замыслу), а вокруг располагаются крупные предметы. Нередко главное выделяется и большими размерами,  а  также  цветом  или  сочетанием  нескольких  цветовых  пятен, привлекающих внимание зрителя.

В  рисунках  детей  младшего  школьного  возраста  прослеживается

использование  таких  важных  закономерностей  композиции,  как  выделение главного  и  создание  образа.  В  рисунках  младших  школьников  видно применение  таких  композиционных  приемов,  как  ритм,  симметрия, равновесие, динамика. Причем равновесие композиции можно видеть и при симметричном, и при асимметричном решениях.

Для  симметричной  композиции  характерна  статичность.  В  рисунках асимметричного плана дети стремятся выразить динамику, движение живых существ и различных объектов. Как показали исследования, без руководства со стороны педагогов дети начинают владеть этим навыком только в школе.

При  условии  же  активного  развития,  воспитания  и  обучения  уже  в семилетнем возрасте они успешно применяют в своих рисунках приемы ритма, симметрии, статики, динамики, равновесия.

В  композициях  школьников  наблюдается  показ  пространства  за счет  передачи  объектов  изображения  на  разной  глубине  (их  основания показаны ближе к переднему краю «картины» или дальше от него) и явлений линейной перспективы (изображенные ближе дома, деревья, фигуры людей и т.  д.  нарисованы  больше  в  размерах,  чем  те,  которые  показаны  дальше,  в глубине  «картины»).  Передача  пространства  этими  средствами  значительно влияет на выразительность композиции в целом.

Таким образом, младший школьный период в формировании композиционного мышления является  чрезвычайно  важным  и  ответственным.  В  основе изобразительной  грамоты  лежит  композиция,  которая  охватывает практически любую изобразительную задачу. Изобразительная деятельность детей  тесно  связана  не  только  с  психическими  процессами  (памятью, мышлением, восприятием, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются  интересы  ребенка,  темперамент.   Композиция  –  это  способ соединения  образов,  способ  построения  произведения.  Детям  младшего школьного возраста  доступно  элементарное  представление  о  композиции  как  о произведении,  созданном  по  определенному  замыслу,  в  соответствии  с которым  определенным  образом  располагаются  предметы,  части изображения.  Характерным  также  для  школьников  является  то,  что  они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия  и  композиционной  наполненности.  Горизонтальную  плоскость ребенок  мыслит  в  её  реальной  протяженности.  Весьма  характерно  и стремление  ребенка  к  ритму.  Ритмичность  придает  организованность, упорядоченность построению рисунка.

1.2. Особенности кистевой росписи как направления дополнительного образования детей

Изучение традиционных художественных промыслов России на занятиях в учреждениях дополнительного образования детей является средством формирования эстетического представления  человека о мире, обогащает личность эмоционально и воздействует на ее нравственные основы. Кистевая роспись воспитывает у обучающихся патриотические чувства, интерес и бережное отношение к традициям родной страны. Такие занятия развивают художественные способности каждого ребёнка, его композиционное мышление учат быть полноценным членом коллектива, поэтапно решающего общую творческую задачу.

Младший школьный возраст это дети 1 – 4 классов общеобразовательной школы, возраст 7 – 10 лет.  На данном этапе важно заинтересовать обучающихся, мотивировать их к плодотворной работе. Задача педагога преподнести материал как можно разнообразней и интересней, так как у детей еще не сформировалось представление о декоративно-прикладных промыслах, нет первоначальных базовых знаний в области изобразительного искусства. Поэтому первые занятия должны быть максимально упрощены и включать момент неожиданности.

У ребенка младшего школьного возраста происходит развитие разнообразных тонких движений руки, которые необходимы для рисования и которые, можно назвать рисовательными движениями.

Проблемы развития моторики (движений) ребенка издавна привлекали исследователей, т. к. это необходимо для осуществления любой деятельности.

В кистевой росписи развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. Особенности кистевой росписи заключаются в том, что для ее осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Глаз оценивает получающиеся изображения и направляет его.

Изобразительное движение руки при рисовании связано с мышечно – двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестезически зрительно ребенок видит, как двигается рука, и ощущает это движение. В свое время Е. А. Флерина указывала на декоративное рисование, как на один из путей обработки техники. После ряда декоративных работ движения руки у детей остановились смелее. [7]

Кистевая роспись, как и письмо – инструментальное действие, оно сложнее, чем просто движения рукой, - ведь необходимые движения кисти возможны только в том случае, если скоординированы движения пальцев, кисти. Особую роль при обучении письму играет развитие кисти руки – способности пальцев выполнять мелкие движения. Нужно чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные и некоторые другие движения. Все это закрепляется и при кистевой росписи. Чем лучше ребенок научится пользоваться кистью, управлять ей, тем легче ему будет при письме. Но не только в обучении письму помогает развитие тонко координированных движений. Известно, что мелкая моторика тесно связана с речевой функцией, а также отмечено стимулирующее влияние функции руки на развитие психических функций и деятельность головного мозга в целом.

На занятиях изобразительной деятельностью формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: умение слушать, запоминать, выполнять задание в определенной последовательности.

На занятиях изобразительное искусство в дополнительном образовании, в большей степени, чем другим школьникам, предоставляется возможность стать истинным субъектом творчества. Художественное образование имеет большое значение в развитии личности учащихся: оно помогает в проявлении и реализации себя, как личности; способствует формированию творческих способностей детей; заполняет их свободное время. Освоение на занятиях изобразительного искусства в дополнительном образовании искусству кистевой росписи позволяет учащимся не только освоить основы художественного ремесла, но и содействует формированию индивидуальности, авторского творческого стиля начинающего художника.

Исследователь детского художественного творчества Н. П. Сакулина считает, что «средствами народного и декоративно-прикладного искусства можно добиться формирования у детей общих и специальных художественных навыков, знакомство детей с народными орнаментами, формирование у них некоторых приемов народной росписи вызвали бурное развитие декоративных навыков у детей. Относительно простая изобразительная основа орнамента – многократно повторяющиеся растительные мотивы - позволяет детям сосредоточить внимание на построении пространственно-цветовой композиции рисунка».

 Определенные навыки работы кистью могут развиваться в процессе обучения ребенка изобразительному искусству (рисунку, живописи, композиции), но более легко и успешно для ребѐнка специальные навыки и приемы кистевой росписи возможно формировать на занятиях по дереву на примере городецкой росписи. Если учащийся приобретет эти навыки мастерства, то изучение народного декоративного искусства с целью сохранения и совершенствования традиций художественных промыслов тем самым приобретут особую актуальность. В сущности, именно для сохранения национальных художественных традиций, этого живого родника, нужно заниматься формированием у детей специальных живописных навыков в конкретной области изобразительного искусства.

Занятия изобразительным искусством в дополнительном образовании дают возможность формировать у детей младшего школьного возраста ряд необходимых качеств личности. Кистевая роспись позволяет учащимся формировать уверенность в своих творческих возможностях, усидчивость, аккуратность, настойчивость в работе, чувство ритма и симметрии при выполнении орнаментов, умения составлять гармонично сочетающиеся цвета в композиции.

Выполнение кистевой росписи способствует развитию у учащихся любого возраста, в том числе и подросткового, мелкой моторики руки: умений и навыков удержания направления движения, регуляция силы нажима на кисть и поворотов кисти, прекращения движения в нужной точке.

Кистевая роспись по дереву – одно из самых востребованных направлений дополнительного образования, создающее благоприятные условия для формирования эстетического вкуса и развития творческой индивидуальности школьников. Такая деятельность полезна как самим ученикам, так и учителю: учащимся она помогает реализовать себя, развивая свои задатки и творческие способности, а учителю – максимально использовать все возможности для этого, выращивать ростки детских талантов, учитывая природосообразность и интерес каждого школьника.

Обучение детей изобразительной деятельности начинается с самого раннего детства и заканчивается в школе. Но задачи всестороннего воспитания и развития могут быть успешно решены только при условии доступности знаний, умений и навыков, даваемых детям. В различных программах школьного образования в образовательных областях по развитию художественного творчества предусматривается решение следующих задач: воспитывать интерес к художественной деятельности,  развивать восприятие, воображение, формировать образные представления, развивать творческие способности, учить способам создания изображений.

Начальным этапом творчества является возникновение идеи, замысла. Вначале он может быть неясным, неконкретным, требуется время, для того чтобы он уточнился, идея оформилась в конкретном содержании. Это вынашивание замысла является вторым этапом творческой деятельности. Третий этап — реализация замысла, в процессе которого идет дальнейшее уточнение и разработка содержания, воплощение его в конкретные формы.

Заканчивается творческий процесс появлением художественного образа. Дальнейшая жизнь этого произведения заключается в его общественной значимости — в воздействии на массы людей, в воспитании их мыслей и чувств. Поэтому, чем совершеннее художественное произведение, тем выше его общественная ценность.

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности — играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д.

Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер. Здесь ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

В младшем школьном возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.

Учить ребенка видеть мир — вот одна из задач педагога. А это значит развивать в детях наблюдательность, умение сознавать увиденное, т. е. развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.

Ребенок 7—8 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке.

К младшему школьному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико - синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.

Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения.

Таким образом, первый этап творческого процесса — возникновение замысла — имеется и в деятельности ребенка. Но если у художника после появления замысла обычно идет длительный период его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у маленького ребенка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть результат работы и ход ее выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей.

Вывод по главе 1

Младший школьник способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет. В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием.

    Для развития композиционного мышления у детей младшего школьного возраста важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки класса, используя в оформлении класса созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий. Продуманный подбор материалов для занятий. Формат бумаги для рисунков, соответствующей величине и пропорциям изображаемых предметов, цвет бумаги; продуманный подбор наглядных пособий, картин,  игрушек,  предметов и т.п.

На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали; вызывать ребенка для показа всем детям, как можно изобразить тот или иной предмет.

Школьный период в формировании композиционного мышления является  чрезвычайно  важным  и  ответственным.  В  основе изобразительной  грамоты  лежит  композиция,  которая  охватывает практически любую изобразительную задачу. Изобразительная деятельность детей  тесно  связана  не  только  с  психическими  процессами  (памятью, мышлением, восприятием, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются  интересы  ребенка,  темперамент.   Композиция  –  это  способ соединения  образов,  способ  построения  произведения.  Детям  младшего школьного возраста  доступно  элементарное  представление  о  композиции  как  о произведении,  созданном  по  определенному  замыслу,  в  соответствии  с которым  определенным  образом  располагаются  предметы,  части изображения.  Характерным  также  для  школьников  является  то,  что  они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия  и  композиционной  наполненности.  Горизонтальную  плоскость ребенок  мыслит  в  её  реальной  протяженности.  Весьма  характерно  и стремление  ребенка  к  ритму.  Ритмичность  придает  организованность, упорядоченность построению рисунка.

2. Результаты разработки занятия по кистевой росписи для детей  младшего школьного возраста

2.1. Структура и содержание занятий кистевой росписи для детей  младшего школьного возраста

Для развития композиционного мышления детей младшего школьного возраста мной была изучена программа развития и воспитания детей, разработанной коллективом преподавателей кафедры школьной педагогики УГПУ Институт педагогики и психологии детства Кафедра теории и методики воспитания культуры творчества .

Данная программа в ходе художественно-творческой деятельности ставит перед педагогом следующие задачи:
- развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения, общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера;
- способствовать пониманию различных положительных и отрицательных, ярких и переходных эмоциональных состояний, проявляемых не только близкими, но и окружающими ребенка людьми, умению соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая к ним свое отношение;
- подводить детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление;
- обращать их внимание на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в школе, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться;
- знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются и расширяются;
- учить соотносить настроение образов, выраженных разными видами искусств.

Программа ориентирует на многообразие проявлений детского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности, а также предполагает творчество детей в математической, природоведческой, речевой сфере. Авторы программы считают, что атмосфера современной школы должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.

Ранее на практике мною был разработан конспект занятия по кистевой росписи для детей младшего школьного возраста.

Тема урока: «Городецкая роспись»

Цель занятия: 

Цель:

  1. Формирование графических умений и навыков в рисовании кистью и декоративных элементов городецкой росписи.
  2. Воспитание любви к народному искусству.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи;
  • Научить рисовать кистью основные элементы цветочного узора (розан и купавка), выполнять оживку.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство уважения к далеким предкам, их обычаям;
  • Воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность, настойчивость в достижении поставленных задач, художественного вкуса.

Развивающие:

  • Способствовать формированию и развитию композиционного мышления с помощью кистевой росписи;
  • Развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, самовыражения, самоанализа.

Возраст учащихся: 8-9 лет

Дата проведения: 22.05.2023г.

Продолжительность занятия: 2 часа

Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний.

Место проведения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно – образовательный (профильный) центр» Нововаршавского муниципального района Омской области

Методы обучения: игровой, словесный, наглядный, практический

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование и материалы: наглядный материал, Таблицы-иллюстрации с изображением Городецкой росписи, карточки с элементами Городецкой росписи. Компьютер, презентация «Городецкая роспись», музыкальный ряд: русские народные песни. Художественные материалы (гуашь, набор кистей для росписи, баночка для воды, бумага, деревянная досточка).

Ход занятия

  1. №Деятельность педагогаДеятельность учащихсяI.Организационный этапПриветствие учащихся.

Педагог: - Здравствуйте, ребята! Друзья мои, я очень рада! Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда. Вниманье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Возьмем же в руки кисти, краски. И вместе сочиним урок.

  1. Проверка готовности рабочих мест.

Педагог: Проверим порядок на партах и готовность к занятию. На ваших столах должны быть: акварель, кисточка, гуашь, баночка с водой.Учащиеся приветствуют педагога; слушают педагога, настраиваются на работу; отвечают на вопросы; формулируют тему занятия.

II.Постановка темы и цели урока.Педагог: Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним народным промыслом, мастера которого создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства. Это Городецкая роспись.

Вы научитесь выполнять главные элементы цветочного узора этой росписи.(Ответы учащихся)

III.Изучение нового материала.Педагог: Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла». С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного искусства.

Педагог: Есть ли на выставке предметы этих промыслов? Назовите их и покажите. Из чего они сделаны?

Спасибо. Хорошо, что вы знаете эти промыслы.

А вот эти прекрасные вещи делают мастера Городца. Названия промысла идет от названия города. Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров».

Порой кажется, что каждый его житель – художник и мастер. Современные художественные изделия с городецкой росписью изготавливаются на фабрике города Городца. Это детская мебель, игрушки, посуда, шкатулки, прялки. Фабрика возникла на месте старинного промысла, которому более 200 лет. Из старого наследия современные мастера развивают отдельные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы. Многие народные мастера отражают в своих узорах красоту цветущих лугов и садов. Посмотрите, как много на этих изделиях цветов. Цветы пишут фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд так кажется.

Если присмотреться внимательнее, то можно узнать ромашки, ягоды, розы, купавки. Но главными элементами цветочной росписи являются розан и купавка. Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки центр цветка смещен влево или вправо. Они выполняются насыщенными цветами – красным и синим, и их оттенками – розовым, голубым. Раньше мастера использовали темперные краски (которыми писали иконы), а сейчас современные мастера используют масляные краски.

Пишут городецкие мастера, как по цветному фону, так и по неокрашенному дереву. Особую выразительность городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами. Штрихи, линии, дужки украшают цветы и фигуры. Иногда так много и так густо наложена эта оживка, что хочется потрогать ее руками. Черным цветом тоже можно подчеркивать форму ягод, цветов, листочков. Очень выразительны цветы, у которых половина круга выделена черной оживкой, а половина – белой. Этот простой прием создает впечатление движения, вносит динамику в роспись. Глядя на эти изделия представляешь будто ты на ярмарке.

Давайте представим, что мы с вами попали на городецкую ярмарку. Каждую неделю, по субботам сюда, в Городец, съезжались крестьяне из окрестных деревень. Приезжали и купцы из разных городов. И, как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделий местных мастеров – художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды из деревень, расположенных на берегах левого притока Волги – реки Узолы. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого тогда не обходилась ни одна свадьба.

Будучи предметом первой необходимости в крестьянском быту, прялка, например, служила одновременно и картиной, когда после окончания работы хозяйка вешала донце (это нижняя часть прялки) на стену. Она украшала убогое жилище, радовала глаз и сердце крестьянина.

Сказочные, летящие как птицы, кони, волшебные цветы и сцены из обычной жизни – все у городецких художников выглядит радостно и празднично. Создавая произведения, мастер подбирает его форму, продумывает рисунок, находит сюжет и сразу кисточкой выполняет роспись.

Давайте и мы попробуем сразу кистью выполнить главные элементы цветочной росписи: розан и купавку. Приготовьте гуашь и кисти, а также альбомный лист. Сейчас я покажу, как выполнять декоративное изображение розана и купавки, а вы выполняйте следом за мной.

(Ответы учащихся)

(Учащиеся готовятся к выполнению задания)IV.Практическая работа

Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов Городецкой росписи.

  1. Подмалевок – так называется первая прописка розана и купавки. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка – голубым. Для этого надо белую краску смешать с красной гуашью, а потом – с синей. Выполняют два круга в центре листа голубым и розовым цветом.
  2. В середине розового круга красным цветом нарисуем небольшой кружочек — это центр цветка. А центр купавки смещен, и половина его находится на подмалевке. Другая часть кружка расположена на белом поле листа.
  3. У розана обычно четное количество лепестков одинакового размера. Для того, чтобы выполнить такие одинаковые лепестки-дужки, надо: (показ схемы). У купавки нечетное количество лепестков. Напротив центра находится самый крупный лепесток-дужка, а по обе стороны от него располагаются по три лепестка. При этом, чем ближе лепестки к центру, тем меньше по размеру.
  4. Последние белые штрихи как бы оживляют цветок, и называют их «оживка». Ставим в центре розана и купавки и вокруг него белые точки. У розана в каждом из восьми лепестков также ставим короткие штрихи. А у купавки «оживка» подчеркивает его форму – в середине длинный штрих, а с каждой стороны от него лежат более короткие. Рисунок закончен.

Физкультурная минутка.

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Постановка художественной задачи.

-А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера. Сегодня мы будет готовить товары для городецкой ярмарки. Это – разделочные доски. По форме они напоминают донце прялки. Постарайтесь расписать их, используя городецкие мотивы (розаны, купавки, листья).

                      Ничего не бойся

Ты делаешь для всех.Мы на тебя надеемся. И верим в твой успех.Получится, как надо,И даже сверх того.Доска лежит здесь рядом,Давай начнем с нее!

Самостоятельная работа учащихся.

- Свобода кистевой росписи сродни веселью на русских праздничных гуляньях, удали и душевной широте, что сближает городецкую роспись с русской народной песней. Я думаю, что эти песни будут помогать вашей работе. (Звучат русские народные песни.)

Ребята самостоятельно выбирают композиционное и цветовое решение работы, в этом им помогают карточки «Последовательность выполнения розана и купавки, листочка, кустика. Схемы узоров».

V.Закрепление материала.-С каким замечательным народным промыслом вы познакомились?

-А где расположен этот промысел?

-Какие элементы цветочного узора Городца являются основными?Ответы учащихся

VI.Подведение итогов урока.Выставка работ учащихся.

Наши доски расписные,

Посмотрите, вот какие:

Всё хотим вам показать

И подробно описать.

-На доске – выставка ваших работ. Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы!

Зацветает Городец чудным садом -

Яркий, сладкий, взрывчатый расцвет.

Он никем так чутко не отгадан

И такой любовью не воспет.

Жизнь была бы глуше и суровей,

Красотой и радостью бедней,

Если б в красках, линиях и слове

Вы себя не отдали бы ей.

2.2. Методические рекомендации по реализации занятий кистевой росписи для детей  младшего школьного возраста в дополнительном образовании

Важное значение имеет эмоциональное благополучие детей на занятиях, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у них уверенности в своих возможностях, уважительном отношении взрослых к результатам детской художественной деятельности.

При рассматривании с детьми изделий или изображений с росписью, внимание акцентируется в первую очередь, на стилевых особенностях росписи, во вторую, на способность художественной композиции выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в заключение, важно подчеркнуть яркость, насыщенность и лаконичность цветового решения, используемых в росписи.

Работу по обучению детей декоративному рисованию можно построить в следующей последовательности:

1. Познакомить детей с изделиями, расписанными городецкой росписью; 

2. Отработать с детьми навыки выписывания кистевых мазков;

3. Отработать с детьми навыки рисования гжельских узоров:

4. Отработать с детьми навыки составления композиций декоративной росписи в стиле городецкой росписи.

Педагогическими средствами ознакомления детей с образцами народного декоративно-прикладного искусства, могут считаться следующие приемы:

- Тематические беседы;

- Чтение художественной литературы;

- Рассматривание наглядных образцов;

- Дидактические игры;

- Специально организованное обучение в форме занятий .

Формы организации работы с детьми в процессе знакомства с произведениями народного декоративно-прикладного искусства:

- Изучение литературы по данной теме.

- Подбор изделий, наглядных пособий, репродукций, открыток и фотографий.

- Роспись изделия для образца.

- Выбор упражнений для физминутки, гимнастики для пальцев и глаз.

Подготовка раздаточного материала. Много интересного и полезного педагоги начальных классов почерпнут из книг, рассказывающих о народном декоративном искусстве, о творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами, знакомство с которыми, несомненно, обогатит знания педагогов, откроет перед ними увлекательный, полный поэзии и красоты мир народного искусства.

Как уже отмечалось, умелое использование произведений народного декоративно-прикладного искусства на занятиях изобразительной деятельности в ОУ способствуют развитию творческого потенциала и эстетического восприятия растущей личности. Но умелое использование требует от педагога и умелого подбора образцов для ознакомительной работы на занятиях по изобразительной деятельности. Педагог, опираясь на требования педагогики и дидактики, должен отобрать такие образцы, которые в полной мере соответствуют требованиям современной педагогической науки и одновременно обладают высокой образной и художественной выразительностью. Очень важно, чтобы образцы декоративно-прикладного искусства, отобранные для ознакомительной работы с младшими школьниками были доступны для детского восприятия, имели широкое применение в процессе организации воспитательной работы, при этом имели понятное детям бытовое, утилитарное назначение, которое позволило бы ребенку связать образ, полученный на занятии по изобразительной деятельности, с его социальным опытом.

Поэтому, какими бы художественными достоинствами ни обладали отобранные образцы, уровень их воздействия на детей будет определяться профессиональным мастерством педагога, его собственным художественным восприятием и способностью передать его детям. От того, насколько педагог сумеет раскрыть перед детьми образность, красочность и выразительность произведений народного декоративно-прикладного искусства, будет зависеть формирование познавательного интереса к декоративно-прикладному творчеству как внутренней потребности в познании художественного образца. Результативность любого вида деятельности напрямую зависит от вовлеченности ребенка в процесс, его интереса к деятельности. Увлеченность и творческая заинтересованность, эмоциональная открытость происходящему в процессе ознакомления с предметами искусства и творческого самовыражения детей особенно важны.

Включая в педагогический процесс занятия по декоративному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, их желания и интересы.

Рекомендации по обучению Городецкой  росписи

Городецкая роспись считается одним из уникальных явлений русской культуры. Несмотря на то, что городецкая роспись состоит из ограниченного числа мотивов, она разнообразна благодаря схемам построения. В изделиях, которые выполнены на основе одной композиции, используется разная цветовая гамма, сложно сразу уловить сходство. Цветочная роспись чаще всего использовалась на массовых изделиях, так как она более проста в исполнении. В данной росписи наиболее распространены следующие орнаментальные композиции:

1)        «Букет» изображается симметрично, обычно на разделочной доске или блюде, небольшими букетиками расписывали мелкие изделия: коробочки, солонки, стаканчики.

2)        «Гирлянда» состоит из одного-двух крупных цветков в центре и расходящихся в стороны более мелких цветов с листьями. Орнамент либо вписывается в круг или полосу, либо располагается серповидно. Данная композиция чаще всего используют при росписи хлебниц, разделочных досок, блюд, шкатулок, детской мебели.

3)        «Ромб» является одним из вариантов «гирлянды», только в центре располагают один или несколько цветков, образующих ромб, а бутоны и листья, располагают на двух перпендикулярных осях, постепенно уменьшая к вершинам ромба. Такой орнамент также чаще всего используется при росписи изделий прямоугольной формы: сундучки, скамеечки, створки шкафов, детские столики и хлебницы.

4)        «Цветочная полоса» использовалась в росписи прялок, с помощью нее разделяли верхний и нижний ярусы. В зависимости от изделия орнамент состоит из повторяющейся ленточной композиции, составленной либо из одинаковых цветов разделенных листьев, либо из чередования: цветки одного размера чередуются по цвету, цветки одного цвета чередуются по размеру. Такие цветочные полосы обычно используются при росписи объемных изделий, например, круглых шкатулок. Узкая орнаментальная полоса опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса используется средним ярусом в трехъярусной композиции.

 5)        «Венок» своего рода разновидность «цветочной полосы», замкнутой по краю блюда, крышки или шкатулки. Так же как и в цветочном орнаменте, декоративные образы коня и птицы на предметах могут располагаться симметричны. Например, прорисовывают по двум сторонам от цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Но также встречаются варианты, когда цветочный орнамент написан симметрично, а восседающие две птицы асимметричны по рисунку, а иногда отличаются и по цвету. В случае, когда мотивы «конь» или «птица» в композиции изображаются отдельно, симметрия цветочной композиции может быть и нарушена.

Процесс городецкой росписи состоит из нескольких этапов: выполнение крупной кистью подмалевка основных цветовых пятен, нанесение мелкими кистями оттенков или моделировка форм штриховкой, оживка мотивов белилами или другими цветовыми тонами. Завершают роспись графические элементы в виде рамочек, которые ограничивают композицию.

 Городецкая живопись может выполняться как на фоне чистого дерева, так и на цветном фоне, тогда роспись начинают с его окраски. В городецкой росписи существует много разновидностей простейших орнаментальных мотивов. Для их выполнения используют не только кисть, но и всевозможные тычки.

Любимые фоны — ярко-зелёный или напряжённый красный, глубокий синий, иногда чёрный, на котором особенно сочно расплёскивается многоцветие городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись сразу ведется кистью, не нанося предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна, поэтому она очень обобщена и проста по приёмам.

Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании традиционной техники кистевой росписи у детей повышается интерес к  изобразительному искусству, увеличивается разнообразие и улучшается качество детских выполненных работ.

Конечно, в начале у детей их работы будут далеки от совершенства, но в их росписях можно будет увидеть все характерные признаки, при этом самым главным станет то, что дети прикоснутся к настоящему народному искусству. У них появится уважение к народному искусству, но это уважение надо воспитывать терпеливо и тактично. Красота искусства важна и дорога всем, но детям она особенно нужна. Старший дошкольный возраст является самым прекрасным возрастом в эстетическом воспитании, потому, что именно в этом возрасте у ребенка формируется отношение к окружающему миру.

Выводы по главе 2

При использовании традиционной техники кистевой росписи у детей повышается интерес к изобразительному искусству, увеличивается разнообразие и улучшается качество детских выполненных работ.

Конечно, в начале у детей их работы будут далеки от совершенства, но в их росписях можно будет увидеть все характерные признаки, при этом самым главным стало то, что дети прикоснулись к настоящему народному искусству. У них появляется композиционное мышление, которое надо воспитывать терпеливо и тактично. Все навыки появляются после проведенных занятий.

Красота искусства важна и дорога всем, но детям она особенно нужна. Старший дошкольный возраст является самым прекрасным возрастом в эстетическом воспитании, потому, что именно в этом возрасте у ребенка формируется отношение к окружающему миру.

Заключение

Младший школьник способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет. В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием.

    Для развития композиционного мышления при кистевой росписи важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной обстановки класса; используя в оформлении класса созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий. Продуманный подбор материалов для занятий. Формат бумаги для рисунков, соответствующей величине и пропорциям изображаемых предметов, цвет бумаги; продуманный подбор наглядных пособий, картин,  игрушек,  предметов и т.п.

На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали; вызывать ребёнка для показа всем детям, как можно изобразить тот или иной предмет.

Школьный период в формировании композиционного мышления является  чрезвычайно  важным  и  ответственным.  В  основе изобразительной  грамоты  лежит  композиция,  которая  охватывает практически любую изобразительную задачу. Изобразительная деятельность детей  тесно  связана  не  только  с  психическими  процессами  (памятью, мышлением, восприятием, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются  интересы  ребенка,  темперамент.   Композиция  –  это  способ соединения  образов,  способ  построения  произведения.  Детям  младшего школьного возраста  доступно  элементарное  представление  о  композиции  как  о произведении,  созданном  по  определенному  замыслу,  в  соответствии  с которым  определенным  образом  располагаются  предметы,  части изображения.  Характерным  также  для  школьников  является  то,  что  они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия  и  композиционной  наполненности.  Горизонтальную  плоскость ребенок  мыслит  в  её  реальной  протяженности.  Весьма  характерно  и стремление  ребенка  к  ритму.  Ритмичность  придает  организованность, упорядоченность построению рисунка.

При использовании традиционной техники кистевой росписи у детей повышается интерес изобразительному искусству, увеличивается разнообразие и улучшается качество детских выполненных работ.

Конечно, в начале у детей их работы будут далеки от совершенства, но в их росписях можно будет увидеть все характерные признаки, при этом самым главным стало то, что дети прикоснулись к настоящему народному искусству. У них появляется композиционное мышление, которое надо воспитывать терпеливо и тактично. Все навыки появляются после проведенных занятий.

Красота искусства важна и дорога всем, но детям она особенно нужна. Школьный возраст является самым прекрасным возрастом в эстетическом воспитании, потому, что именно в этом возрасте у ребенка формируется отношение к окружающему миру.

Литература

1. Горяева, Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека [Текст]: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ Н.А. Горяева. - М.: Просвещение, 2001. - 176с. с ил.

2. Дорожин, Ю.Г. Городецкая роспись [Текст]/ Ю. Г. Дорожин. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 272с.

3.Костерин,Н.П. Учебное рисование : Пособие для пед. уч-щ : [Пер. с рус.] / Н. П. Костерин. - Кишинев : Лумина, 1988. - 242с.

4.Новикова, Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей младшего школьного возраста : Метод. рекомендации для педагогов, /  - Москва : АРКТИ, 2002. - 218, [2] с.

5. Садкина, В.И. 101 педагогическая идея: как создать урок / В.И. Садкина. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 87 с.  

6. Супрун, Л.Я. Городецкая роспись. Истоки. Мастера. Школа. / Л.Я. Супрун. - М.: Культура и традиции, 2006. – 192 с.

        7.Флерина,Е.А Изобразительное творчество детей младшего школьного возраста [Текст]. - Москва : Учпедгиз, 1956. - 160 с. : ил.
        
8.  Энциклопедический словарь юного художника : [Для сред. и ст. шк. возраста / Сост. Платонова Н. И., Синюков В. Д.]. - Москва : Педагогика, 1983. - 415 с. : ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мативации к самообслуживанию детей младшего школьного возраста

Планировать и организовывать жизнедеятельность воспитанников и осуществлять их воспитание и реабилитацию....

Развитие мативации к самообслуживанию детей младшего школьного возраста

Планировать и организовывать жизнедеятельность воспитанников и осуществлять их воспитание и реабилитацию....

Развитие мелкой моторики кисти руки детей младшего школьного возраста с ЗПР во внеурочной деятельности средствами искусства

Данная статья посвящена проблемам развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ЗПР и способам их решения во время внеурочной деятельности....

Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении

В данном материале изложены принцы, система и цель коррекционных занятий с детьми, имеющими трудности в обучении....

"Развитие эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на занятиях хора"

Важнейшим средством духовного развития ребенка, повышения уровня его нравственной и эстетической культуры является музыка, и особенно – вокально-хоровое воспитание. Выразительное и эмоциональное испол...

Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.

О том, что начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально – психологич...

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

СТАТЬЯ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...