Технологии эдьютейнмента в преподавании спецдисциплин
методическая разработка

Основной идеей современной системы среднего профессионального образования выступает разработка и оптимизация новых технологий и методик обучения, нацеленных на подготовку компетентного специалиста, способного эффективно решать практико-ориентированные задачи. Использование технологии эдьютейнмента помогает раскрыть сложные темы (история, философия, искусствоведение),  позволяет сделать доступным понимание сложных явлений, мотивирует к образованию и познанию, дает возможность создания нетрадиционных уроков. Одним из примеров применения эдьютейнмента в преподавании спецдисциплины МДК 02.02. «Организация досуга туристов» использование живых картин.  В конце XVIII века в России появились и надолго вошли в моду живые картины. Живая картина это статическая мизансцена на тему какого-либо известного живописного полотна. Героев, изображенных на холсте, представляли живые люди, одетые в приблизительно похожие костюмы. Это было такое же домашнее развлечение как игра в шарады, буриме, постановка домашних спектаклей. Хотя декорации и костюмы подбирались из всего, что имелось в доме, тем не менее, картины получались весьма приближенными к оригиналу, узнаваемыми. Ведь главное условие создания "живой картины", чтобы зрители угадали, какая именно картина "ожила".Студенты делятся на творческие группы по 4-5 человек, получают задание,  распределяют между собой роли либо на занятиях из подручного материала, либо дома создают картину. Мы предлагаем использовать живые картины как интеллектуальную провокацию  или поиски смыслов, картин   известного бельгийского художника  Р. Магритта?

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии эдьютейнмента в преподавании спецдисциплин (на примере МДК 02.02 «Организация досуга туристов» )

«Разница между школой и жизнью: в школе проходит урок, а потом предлагают пройти испытание; в жизни –ты проходишь через испытание, из которых выносишь урок.»

(Том Бодетт)

В настоящее время любое образовательное учреждение нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого обучающегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода.

Основной идеей современной системы среднего профессионального образования выступает разработка и оптимизация новых технологий и методик обучения, нацеленных на подготовку компетентного специалиста, способного эффективно решать практико-ориентированные задачи.

Цель занятия: Поиск актуальных форм, средств и методов, позволяющих соединить познание и развлечение, наполнив последнее содержанием и смыслом.

Задачи:

- применение «интерактивных подходов и педагогических методов, позволяющих    включить аудиторию в образовательный процесс»;
- поиск новых форм реализации  образовательной функции;
- «активное внедрение различных способов влияния на сенсорную сферу личности».

Попробуем определиться что такое эдьютейнмент и чем он отличается от интерактива.

Подходы к определению понятия эдьютейнмент:

  • Эдьютейнмент-метод,который дает возможность«представления опыта и развлечений через созидание».(Ян Ванг)
  • Эдьютейнмент-формирование собственного творческого опыта.(М.М.Зиновкина)

По нашему мнению эдьютейнмент -  особая  технологию обучения, рассматриваемая как совокупность современных технических и дидактических средств обучения, которая основана на концепции обучения через развлечение.

Термин « edutainment» образовался из сочетания двух других английских слов: education (образование) и entertainment (развлечение). Проще говоря, эдьютейнмент – это не что иное, как образование через игру или с элементами развлечения, то есть это явление, суть которого в том, что обучение должно быть интересным, развлекательным.

Эдьютейнмент - более интегративное понятие, которое, помимо развлечения, это определенное «занятие, доставляющее удовольствие». Однако это лишь некое «разовое влечение» к чему-либо оно включает в себя:

  • - привлечение: предполагает появление интереса к чему-либо, стимулирующее последующую деятельность,
  • увлечение: указывает на наличие стабильного интереса к чему-либо, погружение в деятельность, неразрывно связанное с положительными эмоциями.

 (О.М.Железнякова)

Специфичность данной технологии обучения обусловливается наличием следующих признаков:

  1. Акцент на увлечение: важным является непосредственный интерес обучающегося, который приводит к развитию новых навыков и накоплению знаний.
  2. Акцент на развлечение: именно развлечение выступает основным мотивом, который приводит к удовольствию, одновременно формируя стойкий интерес к процессу обучения, снимает психологическую нагрузку от процесса образования.
  3. Игровой подход: благодаря универсальности игры происходит эффективный процесс обучения вне зависимости от возраста.
  4. Акцент на современность: при использовании актуальных возможностей современных технологий, таких как видео- и аудиоматериалы, дидактические игры, образовательные программы в мультимедийном формате и многие другие средства, достигается максимальная вовлеченность обучающихся в образовательный процесс.

Несмотря на различные интерпретации интегративного понятия Edutainment, его основные характеристики сводятся к следующим:

 1. Наличие первичного интереса обучающегося ведет к его увлечению, развлечению и удовольствию и при педагогически грамотно организованном учебном процессе в дальнейшем приводит к накоплению знаний.

2. Широкое использование мультимедийных продуктов в образовательном процессе.

 3. Неформальная обстановка и положительная атмосфера в учебной группе, отсутствие психологических барьеров, благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции.

4. Акцент на творческое развитие личности, формирование личностного отношения к происходящему, накопление субъективных эмоций и индивидуального опыта.

5. Популяризация научных знаний и просветительское информирование аудитории в щадящем ключе и при максимально облегченном анализе событий, фактов, данных.

6. Контент учебного материала исключительно практикоориентированный.

Основная цель эдьютейнмента – повысить мотивацию к учебе, сделать процесс усвоения знаний более увлекательным, разнообразным, доступным. Психологи утверждают, что в игровой форме информация легче усваивается и запоминается. Обучение становится игрой, выиграть в которой значит чему-то научиться. Любая победа приносит удовольствие, а когда выигрыш – это знания, то еще и пользу.

Благодаря современным инновационным и интерактивным технологиям то, о чем раньше можно было только слышать, теперь можно увидеть, пощупать, потрогать, попробовать. Практически любую ситуацию, любой процесс или механизм можно смоделировать в образовательных целях. Вовлечение учащихся в среду, имитирующую интересную для них область знаний – это одно из самых главных преимуществ эдьютейнмента.

  1. Внедряем мультимедиа в обучение

Первое требование эдьютейнмента – внедрение мультимедиа в образовательный процесс. Для этого недостаточно просто повесить в кабинете мультимедийную доску. Педагог должен научиться использовать ее возможности, а именно – передавать  информацию через все возможные виды данных: помимо текста это аудио звучание, видео показ, анимация, презентация. Естественно, всё это должно представлять из себя не «я тебя слепила из того, что было», а продуманную, одновременно полезную и привлекательную для учащихся систему. Создание 3-Д экскурсий, презентации, видеоролики.

  1. Интерактив: погружаем учащихся в материал.кейсы,  квесты,
  2.  Игры: Моделирование ситуации приближенной к реальной.

Интерактив – это «Interact» - в переводе с английского: взаимодействовать, общаться, воздействовать, влиять друг на друга.

- Интерактивность (от англ. interaction — «взаимодействие») — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами.
- Интерактивность – способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо, одна из характеристик диалоговых форм общения.

Чем может помочь эдьютейнмент и зачем он нужен в преподавании спецдисциплин?

1.Помогает раскрыть сложные темы (история, философия, искусствоведение);

2. Позволяет сделать доступным понимание сложных явлений;

3. Мотивирует к образованию и познанию;

4. Дает возможность создания нетрадиционных уроков.

Чем могут быть сложны темы?

  • - глубиной понимания (история, культурология, искусствоведение, философия, этнография);
  • - сложностью, непониманием смысла (социальный смысл, философский смысл, смысл  значение в истории, сочетание смыслов);
  • -  сложность для восприятия с точки зрения возраста;
  • - многослойность темы (сочетание разных предметных областей);
  • - неожиданный или нетипичный ракурс взгляда на привычное;
  • - привычная, банальная тема (как привлечь внимание?)
  • - неподготовленность аудитории к восприятию темы.

Какие сложности в применении технологии эдьютейнмента могут возникнуть при разработке занятия?

  • «С чего начать?»
  • 1. Сюжетный пример.
  • 2. Как будем подавать тему? (формы – история, игра, размышление, постоянный диалог, парадоксы, разгадывание, исследование, и т.п.        методы  - проектно-исследовательский, игровой, интерактивный, сторителлинг, мультимедийный, аналитический, поисковый, научный и т.п.).
  • 3. Структурный логический метод – сочетание эмоционального и структурно-логического.
  • 4. Сжатый вид (квинтесенция) материала, направленный на приобретение экспресс-опыта (тайминг занятия, содержание).
  • 5. Сочетание предметных областей (наук) при разработке материала занятия.

6. До какой степени нужно и можно делать обучение увлекательным?

2. Как оценивать образовательные результаты, полученные в формате Edutainment? 3. Каковы критерии эффективности учебного занятия, проведенного на основе Edutainment?

4. Как адаптировать образовательные продукты Edutainment для студентов с разноуровневой подготовкой.

Одним из примеров применения эдьютейнмента в преподавании спецдисциплины МДК 02.02. «Организация досуга туристов» использование живых картин.  В конце XVIII века в России появились и надолго вошли в моду живые картины. Живая картина это статическая мизансцена на тему какого-либо известного живописного полотна. Героев, изображенных на холсте, представляли живые люди, одетые в приблизительно похожие костюмы. Это было такое же домашнее развлечение как игра в шарады, буриме, постановка домашних спектаклей. Хотя декорации и костюмы подбирались из всего, что имелось в доме, тем не менее, картины получались весьма приближенными к оригиналу, узнаваемыми. Ведь главное условие создания "живой картины", чтобы зрители угадали, какая именно картина "ожила".

Студенты делятся на творческие группы по 4-5 человек, получают задание,  распределяют между собой роли либо на занятиях из подручного материала, либо дома создают картину.

Сегодня  

«Мы предлагаем использовать живые картины как интеллектуальную провокацию  или поиски смыслов, картин   известного бельгийского художника  Р. Магритта?

Сюрреалистические полотна бельгийского художника Рене Магритта всегда вызывали множество споров, так как изображенные на них символы не позволяют дать однозначное объяснение их смысла.

Демонстрация живой картины, затем копии полотна.

Картина «Влюбленные» (или «Любовники»), так же, как и большинство других работ художника, воспринимается как своеобразный ребус, требующий разгадки. Эта картина породила огромное количество интерпретаций, каждая из которых имеет право на жизнь.

Картина «Влюбленные» (или «Любовники»), так же, как и большинство других работ художника, воспринимается как своеобразный ребус, требующий разгадки. Эта картина породила огромное количество интерпретаций, каждая из которых имеет право на жизнь.
Неизбежная ассоциация, возникающая при первом взгляде на полотно, – поговорка «любовь слепа», к которой отсылает и название картины, и закрытые лица влюбленных. Но вряд ли значение изображенного исчерпывается таким банальным, лежащим на поверхности смыслом. Магритт не только закрыл глаза влюбленным – он обмотал тканью их головы, что заставляет вспомнить еще одну метафору – «потерять голову от любви». Это порождает новые ассоциации: любовь не просто слепа, она лишает человека способности трезво мыслить. Влюбленные не только не замечают окружающий мир, но и не видят друг друга. Они полностью поглощены самой страстью, а не друг другом, поэтому лишены способности видеть и слышать что-то, кроме этой страсти. Поэтому даже в такие моменты они не могут преодолеть отчуждение. Отсюда интерпретация картины как приговора человеческим чувствам.

Поцелуй через покрывало наталкивает критиков и на мысль о том, что это, возможно, – ненастоящая любовь, не позволяющая людям прикоснуться друг к другу. Не любовь, а некий суррогат, иллюзия любви. Такую версию опровергают другие интерпретаторы, утверждающие, что Магритт изобразил самодостаточную любовь. Влюбленные не нуждаются в зрительном контакте – так как чувствуют друг друга даже тогда, когда не видят. То есть следующая версия: истинные чувства не знают никаких материальных преград.

Наконец, историко-биографический подход дает возможность увидеть в этой картине еще один скрытый смысл. Рене Магритт неоднократно изображал людей с лицами, обмотанными тканью. Некоторые исследователи уверены в том, что это объясняется трагедией, которую художнику довелось пережить в 14 лет. Его мать покончила с собой, утопившись в реке. Однажды ночью она вышла из дома в одной сорочке и исчезла. А через несколько дней ее тело обнаружили в реке. Подол сорочки был обмотан вокруг головы. Художник избегал разговоров на эту тему даже с собственной женой и утверждал, что критики переоценивают влияние этого факта на его творчество, но неоднократно повторяющийся мотив «голова, обмотанная тканью» заставляет судить об обратном.
Рене Магритт часто сам комментировал свои произведения, но эту картину он оставил без объяснений, предоставив право зрителям самостоятельно делать выводы о сути изображенного сюжета. Поэтому его картины часто называют ребусами, заставляющими задуматься о скрытых смыслах. Множество интерпретаций порождают и другие произведения художника.
Интеллектуальные провокации Рене Магритта, или Поиски смыслов картины «Сын человеческий».

Ответить на вопросы:

Что изображено на переднем плане?

Что на заднем плане?

Главная мысль произведения?

Какими красками написана?

 При использовании эдьютейнмента разбор представлен так:

Стиль изображения, жанр. (сюрреализм)

Что представляет собой картина, что изображено на картине? (молодые люди, лица спрятаны под покрывала, они целуются, любят друг друга).

Что означают детали картины?

Трактовка символов-знаков.

Раскрытие философского смысла картины.

Воплощение ценностей, представленных на картине.

Разбор картины:

Эдьютейнмент: форма – размышление, разгадывание                

методы – аналитический, проектно-исследовательский, историографический, искусствоведческий и т.д.

+ интерактивные приемы, вопросы-ответы.

Рефлексия (с точки зрения раскрытия особенностей сложных тем).

Эдьютейнмент вводит элементы неожиданности, совместного разбора, парадоксов, удивлений и открытий.

 Представление картины «Сын человеческий»

Мужчина неопределимого возраста в ладно скроенном, но ничем не примечательном костюме и котелке, стоит у низкой ограды. За его спиной — водная гладь. Вместо лица — яблоко. В этом сюрреалистическом ребусе Рене Магритт зашифровал несколько тем, которые проходят через все его творчество.

Поклонники и исследователи творчества Магритта представили несколько разгадок этого «ребуса»:

— ветхозаветная версия. Самая популярная разгадка: на картине первый человек Адам. Неслучайно и яблоко — символ познания и искушения. Но Адам тут современный: не обнаженный, а облаченный в модной деловой костюм. Но так же объятый жаждой запретного плода.

— философская версия. Главный персонаж — типичный обыватель, настолько поглощенный насущным, материальным (яблоко, практически заграждающее все его лицо), что не замечает ни собственных возможностей, ни красоты окружающего мира (бескрайнего неба, ласкового моря на заднем плане). Не случаен тут и каменный забор: преграда на пути к истинной духовной радости, которую человек возводит сам, находясь в плену ограниченных материальных желаний.

— христианская версия. Иисус Христос, если опираться на Новый Завет, называет себя «Сыном Человеческим». Возможно, сюрреалист изобразил современный облик Спасителя.

А как же объяснял свое творение сам мастер? Рене Магритт говорил

А как же объяснял свое творение сам мастер? Рене Магритт говорил о картине «Сын человеческий»:

«Она скрывает лицо. Итак, у нас есть очевидное лицо, и яблоко, скрывающее видимое, но скрытое лицо человека. Это происходит постоянно. Все, что мы видим, скрывает что-то другое, и мы всегда хотим видеть то, что скрыто тем, что мы видим. Этот интерес может принимать форму довольно интенсивного чувства, своего рода конфликта между видимым, которое скрыто, и видимым, которое представлено».

Закрепление материала:

  • 1.На что направлен эдьютейнмент?
  • 2. Какие сложные термины (явления, понятия) помог понять и запомнить эдьютейнмент?
  • 3. Какие открытия вы сделали на занятии?
  • 4. Как эдьютейнмент помог превратить факты в события?
  • 5. Как изменилась логика занятия через эдьютейнмент?
  • 6. Удалось ли превратить фрагмент занятия в историю?
  • 7. В чем особенности и специфика каждого из подходов к проведению занятия классический, эдьютейнмент?

Резюме по занятию

  • ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ:
  • Не равно интерактив.
  • Не всегда веселые, подвижные активности.
  • Во многом гимнастика для ума
  • Призван не разнообразить досуг, а совместить развлечение с процессом мышления, как мотивация применения знания на практике.
  • Игра без интеллектуальной составляющей – это еще не эдьютейнмент (обучающий и образовательный компонент лежит в основе восприятия и понимания).
  • Не только для обучающихся.
  • В эдьютейнменте не может быть ничего проходного скучного.
  • Позволяет вносить прикладные образовательные аспекты в проведение занятий.
  • Изменяет логику и ход занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в процессе преподавания ИТ-дисциплин

Проектная деятельность студентов - это совместная учебно-познавательная. творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение...

Использование инновационных технологий обучения в процессе преподавания спецдисциплины «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

              Результатом обучения и воспитания должно стать умение находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знани...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: Использование инновационных технологий обучения в процессе преподавания спецдисциплины «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

        Результатом обучения и воспитания должно стать умение находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний. Кроме того, необхо...

МЕТОД КЕЙС–СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Статья "Метод кейс–стади в преподавании спецдисциплин как средство реализации компетентностного подхода в процессе обучения студентов профессиональной школы ", подготовленная в рамках участия в I-й Ме...

Применение метода проектов при преподавании спецдисциплин в колледже

В статье обобщен опыт применения метода проектов при  преподавании студентам специальности 43.02.06...

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У СТУДЕНТОВ СПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ХОДЕ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦДИСЦИПЛИН (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 13.02.02 ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ И ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ) в ГАПОУ СО «КРАСНОТУРЬИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Современные требования рынка труда к подготовке специалиста в си­стеме среднего профессионального образования кардинально меняют как подход к образовательному процессу, так и отношение к результат...

Применение современных компьютерных технологий на занятиях по спецдисциплинам в рамках реализации ФГОС СПО

Доклад содержит материал о том, каким образом можно использовать современные компьютерные технологии на занятиях по спецдисциплинам в рамках реализации ФГОС СПО, на примере дисциплины МДК.01.06 "...