Статья на тему: Сущность и структура содержания образования, его основные характеристики.
статья
Статья о сущности понятия "содержание образования".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья на тему: Сущность и структура содержания образования, его основные характеристики | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: Сущность и структура содержания образования, его основные характеристики.
Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции.
Что входит в понятие «содержание образования»?
-На какие вопросы мы можем ответить думая об этом словосочетании? (Чему учить? Какие ЗУН? Какое содержание учебной деятельности, чтобы была интересной, соответствовала способностям и не навредила.
Содержание образования — один из основных компонентов педагогического процесса и важнейшее средство формирования личности. Содержание образования интегрирует в себе содержание обучения и содержание воспитания.
Содержание образования — это педагогическая адаптация системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечивает развитие личности (И. Я. Лернер).
Исторически сложились разные взгляды на понимание содержания образования. Сторонники «формального образования» (Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, И. Кант, И. Ф. Гербарт и другие) считали, что у учащихся необходимо развивать мышление, память, другие познавательные процессы, способности к анализу, синтезу, логическому мышлению, так как источником знаний является разум. «Формальное образование — это такое развитие способностей человека, которое делает их пригодным для всякого рода работы» (П. Ф. Каптерев). Поэтому наиболее ценными являются такие учебные предметы, которые не столько обогащают ум сведениями, сколько дают разнообразный материал для всестороннего упражнения ума (математика, древние языки). По мнению сторонников формального образования, знание само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет очень малое значение.
Сторонники «материального образования» (Я. А. Коменский, Г. Спенсер и другие) исходили из того, что критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности, полезности для жизни учащихся, для их непосредственной практической деятельности. В частности, они считали, что обучать необходимо преимущественно естественнонаучным дисциплинам. Сторонники этой точки зрения считали главным сообщение ученикам разнородных и систематических знаний и формирование умений. По их мнению, развитие мышления, способностей, познавательных интересов учеников происходит без специальных усилий в ходе изучения «полезных знаний».
В современной педагогике утвердился личностно ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования, с позиций которого «содержание образования — это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения, отобранная и структурированная таким образом, чтобы ее усвоение направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям воспитания» (В. С. Леднев).
В 1960-е гг под руководством И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина были проведены исследования по проблеме содержания общего образования: выделены четыре основных компонента:
- Усвоение системы знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности обеспечивает формирование в сознании учащихся естественнонаучной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. Это основные понятия, категории, термины, факты, основные законы науки, теории и концепции; знания о способах деятельности, методах познания и истории науки; оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленных в обществе, и т. п. Эти знания и составляют когнитивный опыт человечества и отдельной личности.
- Опыт осуществления способов деятельности, известных обществу как компонент содержания образования, представлен интеллектуальными и практическими умениями как общими для многих учебных предметов (сравнить, выделить существенное, составить план, сделать вывод и т. д.), так и специфическими для определенных учебных предметов. Овладение умениями и навыками позволяет новым поколениям воспроизводить и сохранять культуру.
- Опыт творческой деятельности выражается в готовности к творческому преобразованию действительности. Включает творческие умения: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации; видение возможных решений проблемы, нахождение принципиально нового способа решения, отличного от известных, и т. д.
- Опыт эмоционально-ценностных отношений личности к себе и окружающему миру определяет нормы отношений человека, а значит, его воспитанность. Отношения лежат в основе системы ценностей и мировоззрения личности, культуры ее чувств и привычек поведения.
Все элементы могут существовать отдельно от последующих, хотя каждый последующий не возможен без предшествующих: можно знать, но не уметь…
В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает их право на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях. Процесс обучения учащихся с особыми образовательными потребностями называется инклюзивным образованием. Право на него закреплено как в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», так и в законах большинства субъектов РФ.
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ), «инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для осуществления равных прав на получение образования часть 5 статьи 5 данного закона обязует органы государственной власти и местного самоуправления создавать условия, которые позволили бы людям с ограниченными возможностями здоровья получать качественное образование и возможности для социальной адаптации с учетом их индивидуальных потребностей. В том числе – путем организации для них инклюзивного образования.
Чтобы ученик был признан имеющим ограниченные возможности здоровья, требуется соблюдение трех условий:
- У него имеются недостатки в физическом или психологическом развитии.
- Они подтверждены специальной психолого-медико-педагогической комиссией.
- Получение образования этим учеником невозможно без создания специальных условий.
Итак, содержание образование – это важный компонент образования, отбор которого требует серьезного подхода, учета индивидуальных особенностей детей, а также должно ориентироваться на изменения, трактуемые в ФЗ «Об образовании в РФ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Архитектура компьютеров и их основные характеристики
Презентация по теме: «Архитектура компьютеров и их основные характеристики»...
Презентация к уроку по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит" на тему "Сущность финансов, их функции и роль в экономике. Структура финансовой системы"
В данной презентации в лаконичной и наглядной форме представлены понятие финансов, их основные функции, структура финансовой системы.Презентация предназначена для использования на уроке по дисциплине ...
Основные характеристики современного менеджмента
Рассматривются вопросы основных школ и подходов в менеджменте; нациоальных моделей управления; сравнительые характеристики подходов и моделей....
Открытое занятие «Основные характеристики учебной деятельности среднего профессионального образования»
Цель занятия: освоение основных характеристик учебной деятельности среднего профессионального образованияЗадачи:1. Обсудить основные понятия дидактики: обучение, воспитание, обр...
Расчет основных характеристик диспетчерских служб.
План - конспект урока...
Колебания. Основные характеристики колебаний - экспериментальные исследования.
Экспериментальное исследование...
Методическая статья на тему: «Виды и основные характеристики памяти ПК».
Классификация основных видов памяти ПК...