Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профилактической направленности «Тренинг командообразования»
план-конспект занятия

В современном мире главным ресурсом эффективного взаимодействия является слаженная работа коллектива. Одним из наиболее востребованных личных качеств является способность человека действовать в команде. Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого его члена действовать в команде. Возможность работать в команде дает каждому человеку серьезную поддержку и перспективы роста как личности. Команда — это группа людей, заинтересованных в достижении общего результата. Команда ни в коей мере не подавляет индивидуальность отдельного человека. Наоборот, каждый зани­мает в команде место, соответствующее его способностям и возможностям. В ко­манде каждый ее член ощущает себя значимым и незаменимым, а это, как известно, является важнейшим условием удовлетворенности любой деятельностью.

Формирование учебного коллектива - одна из основных задач образовательного учреждения. От того на сколько быстро и успешно получиться трансформировать группу в сплоченный коллектив будут зависеть успешность обучения и работоспособность обучающихся. Поэтому организацией студенческого коллектива необходимо начать занимать в самом начале учебного года.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_komandoobrazovaniya.docx40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

                профессиональное образовательное учреждение

        «Малоохтинский колледж»        

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профилактической направленности

«Тренинг командообразования»

Возраст обучающихся: 15-17 лет

Составитель:

Педагог-психолог

Перевощикова С.С.

Санкт-Петербург

2020 г.

  1. Актуальность программы

В современном мире главным ресурсом эффективного взаимодействия является слаженная работа коллектива. Одним из наиболее востребованных личных качеств является способность человека действовать в команде. Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого его члена действовать в команде. Возможность работать в команде дает каждому человеку серьезную поддержку и перспективы роста как личности. Команда — это группа людей, заинтересованных в достижении общего результата. Команда ни в коей мере не подавляет индивидуальность отдельного человека. Наоборот, каждый занимает в команде место, соответствующее его способностям и возможностям. В команде каждый ее член ощущает себя значимым и незаменимым, а это, как известно, является важнейшим условием удовлетворенности любой деятельностью.

Формирование учебного коллектива - одна из основных задач образовательного учреждения. От того на сколько быстро и успешно получиться трансформировать группу в сплоченный коллектив будут зависеть успешность обучения и работоспособность обучающихся. Поэтому организацией студенческого коллектива необходимо начать занимать в самом начале учебного года.

2. Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы

Теоретико-методологической основой исследования

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Теоретическую основу программы составляют работы о сплочении коллектива Григорьева Н.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Сартана Г.Н., Никифорова Г.С., Хрящевой Н.Ю.

Используемые методы:

Занятия проводятся в форме: групповая (тренинг).

  1. Практическая направленность программы

Данная программа направлена на развитие сплоченности коллектива в ходе групповой работы с педагогом-психологом.

  1. Цель программы: сплочение студенческой группы и построение эффективного командного взаимодействия.
  2. Задачи программы:
  • ближе познакомить студентов учебной группы друг с другом.
  • дать представление о понятие «Командообразование».
  • сформировать благоприятный психологический климат в группе.
  • развить у студентов умения работать в команде.
  1. Адресат: программа предназначена для студентов-первокурсников.
  2. Продолжительность программы: программа состоит из одного практического занятия (тренинговая форма). Время проведения занятия 45 минут.
  3. Требования к результату усвоения программы:

Реализация данной программы будет способствовать развитию сплоченности студентов-первокурсников, сформирует благоприятный психологический климат в студенческой группе, позволит студентам лучше узнать друг друга и своего классного руководителя/куратора.

  1. Система оценки достижения планируемых результатов:

Эффективность проведения программы и оценка достижения планируемых результатов, может отслеживаться на основании результатов диагностик:

  • Тест «Адаптированность студентов к колледжу» (автор Т.Д. Дубовицкая).
  1. Сведения о практической апробации программы

Данная программа планируется к апробации в 2020-2021 учебном году на базе СПб ГБ ПОУ «Малоохтинский колледж».

  1. Технология оценки результативности программы:

Критериями оценки достижений планируемых результатов может считаться наличие положительной динамики в сплочение коллектива и улучшении психологического климата по результатам итоговой диагностики и положительные отзывов об удовлетворенности результатами занятий подростков.  

  1. Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы

Критериев ограничения и противопоказания на участие в освоение программы нет.

  1. Гарантия прав участников программы, описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников группы:

Гарантия прав участников программы обеспечиваются и определяются Конвенцией о правах ребенка, конституцией Российской Федерации, а также уставом СПб ГБ ПОУ «Малоохтинский колледж».

Способы обеспечения гарантий прав участников программы:

  • студенты извещены о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации;
  • психолог информирует студентов результатах реализации программы, доводит до сведения любую интересующую их информацию, которая была выявлена в ходе занятий и касается данного студента.
  1. Требования к условиям реализации программы

Участие в программе «Тренинг командообразования» принимают все студенты-первокурсники в составе своих учебных групп.

Количество участников занятия 20 до 27 человек.

Для реализации программы требуется следующее оснащение: листы бумаги, мяч.

  1. Требования к квалификации специалистов, реализующих данную программу: программа реализуется педагогом-психологом СПб ГБ ПОУ «Малоохтинский колледж» с высшим психологическим образованием.

Учебный план

Наименование блоков (разделов)

всего часов

в том числе

Форма контроля

теоретических

практических

1

Знакомство

5 мин.

-

5 мин.

2

Создание работоспособности

5 мин.

-

5 мин.

3

Укрепление сплоченности

30 мин.

5 мин.

25 мин.

4

Обратная связь

5 мин.

-

5 мин.

Рефлексия, диагностика

Итого

45 минут

Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество минут

Всего минут

Форма контроля

теоретических

практических

1

Командообразование

5 мин.

40 мин.

45

Содержание занятий

Командообразование

Цель: знакомство, создание доброжелательной атмосферы, сплочение коллектива.

Упражнение №1. Снежный ком.

Цель: знакомство, разрядка обстановки.

Время: 5 минут.

Техника проведения: участники по очереди называют свое имя. Следующий по кругу называет своё имя и имя предыдущего участника.

Перечень правил:

  • Добровольность участия при четком определении своей позиции: выполнение задания и проговор только с согласия участника.
  • Правило «Стоп»: если не хочешь обсуждать тему всегда можно сказать «стоп».
  • Конфиденциальность. Все обсуждение только в круге.
  • Правило «Здесь и теперь», говорить только о том, что происходит внутри группы.
  • Активность.
  • Искренность в общении.
  • Оценивается только поступок, а не личность человека.
  • Уважение к говорящему.

Участники могут предложить свои правила. Составляется свод правил, затем все участники ставят под ними свои подписи в знак того, что будет их соблюдать.

Упражнение №2. Путаница.

Цель: разрядка обстановки, создание рабочей атмосферы.

Время: 5 минут.

Техника проведения: Участники становятся в круг. Слова психолога: «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг, и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого их нас оказалась чья-то одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».

После того как психолог убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Психолог и классный руководитель/куратор группы тоже принимают участие в упражнении, но при этом активного влияния на «распутывание» не оказывают. Во время выполнения упражнения достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае психолог должен спокойно сказать: «Эта задача решаемая, распутаться можно всегда».

Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:

  1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали

2. Участники группы образуют два или больше независимых круга.

3.  Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке.

Теоретический блок.

Цель: познакомить участников с понятием «Командообразование», объяснить стадии формирования коллектива.

Время: 5 минут.

Упражнение №3. Совместный счет.

Цель: формирование сплоченности и умения договариваться.

Время: 5 минут.

Техника проведения: психолог задает счет по количеству участников в учебной группе. Считать необходимо поочередно, но не сговариваясь. Если оба члена команды называют цифру вместе, игра начинается сначала; разговаривать запрещено;
допустимо использование мимики, жестов.

Упражнение №4. Квадрат.

Цель: формирование сплоченности и умения договариваться.

Время: 5 минут.

Техника проведения: участники становятся в круг. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат.  После того, как квадрат будет построен, психолог не разрешает открывать глаза. Психолог спрашивает, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, психолог предлагает участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Упражнение №5. Тропинка.

Цель: формирование сплоченности и умения договариваться.

Время: 15 минут.

Материалы: листы бумаги формата А4.

Техника проведения: предварительно раскладываются змейкой 15 — 17 кирпичей (листы бумаги). Они располагаются друг к другу на расстоянии человеческого шага, но этот шаг большой. Они символизируют болото и тропинку через него, состоящую из кочек.

Держась за руки, команда добирается от начала «болота» до его конца по «кочкам».

Все участники должны находиться в постоянном контакте друг с другом. Если контакт разорвался, то участники начинают прохождение болота заново.

Если кто-нибудь касается земли, вся команда начинает «тонуть в болоте» и упражнение так же начинается сначала.

Групповая рефлексия.

Цель: обсуждение впечатлений от занятий.

Время: 3 минут.

Техника проведения: каждый участник должен закончить фразу «Когда я буду вспомнить сегодняшнее занятие, то я вспомню…»

Упражнение №6. Прощание.

Цель: завершение занятия.

Время: 2 минут.

Техника проведения: участники становятся по кругу, кладут свои руки на плечи друг другу и все вместе говорят: «До свидания».

Список литературы:

1.Григорьев Н.Б. Психотехнологии группового тренинга. СПб: СПб-ГИПСР, 2008. – 176 с.

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф., Грабенко Т. М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд. СПб: Речь, 2011. - 304 с.
  2. Сартан Г.Н. Тренинг командообразования. СПб: Речь, 2019. – 187 с.
  3. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб: Речь, 2014. – 272 с.
  4. Шаповаленко, И. В.  Психология развития и возрастная психология. – М.: Издательство Юрайт. – 2019. – 457 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Практическое вождение транспортных средств» (первый год обучения)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности «Практическое вождение транспортных средств»(первый год обучения)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Солнечные грани"

Данная программа художественной направленности составлена для детей от 6,6 лет до 9 лет, срок реализации - 3 года. Создана на основе: примерная программа по учебному предмету «Основы изобразител...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности “Транспортная логистика”

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности“Транспортная логистика”. Программа реализуется в рамках проекта по Дополнительному образованию учащи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Батик" (разноуровневая)

В период занятий по данной программе проводятся теоретические и практические занятия по композиции, цветоведению, истории возникновения и развития художественной росписи ткани, современному состоянию ...

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности

Особенностью предложенного материала программ является то, что все объекты природы представлены в ней как ценность, а гуманное отношение к живому - принцип поведения каждого воспитанного человека....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Балаганчик»

Настоящая рабочая программа театрального кружка старшей группы «Пчелки» МБДОУ «Детский сад «Рябинка» города Гагарин Смоленской области разработана воспитателями Ивановой ...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа технической направленности «Занимательное программирование и робототехника» 108ч, 2021

Программа «Занимательное программирование и робототехника» (далее – программа) предназначена для использования на занятиях по робототехнике в системе дополнительного образования дете...