Программа по стрессоустойчивости
рабочая программа
Программа «Психолого-педагогическая коррекция по повышению стрессоустойчивости несовершеннолетних» направлена на профилактику суицидов среди несовершеннолетних путем повышения стрессоустойчивости, самооценки; на активизацию самопознания подростков; создание условий для формирования позитивной Я-концепции; развитие умений преодоления стресса (эмоциональной и поведенческой саморегуляции).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_stressoustoychivosti.docx | 36.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
«Ю Г О Р С К И Й П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й К О Л Л Е Д Ж»
Программа
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Югорск, 2021
У Т В Е Р Ж Д Е Н О Директором БУ «Югорский политехнический колледж» ____________/С.В.Карманов Приказ от « 16 » _марта 2021г. № __ |
Разработчик: Белоусова Елена Сергеевна, педагог-психолог.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация | |
Паспорт программы | |
Нормативно-правовое обеспечение программы | |
Концепция | |
Описание программы | |
Список источников и литературы | |
- АННОТАЦИЯ
Программа «Психолого-педагогическая коррекция по повышению стрессоустойчивости несовершеннолетних» направлена на профилактику суицидов среди несовершеннолетних путем повышения стрессоустойчивости, самооценки; на активизацию самопознания подростков; создание условий для формирования позитивной Я-концепции; развитие умений преодоления стресса (эмоциональной и поведенческой саморегуляции).
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Психолого-педагогическая коррекция по повышению стрессоустойчивости несовершеннолетних |
Дата принятия решения о разработке Программы | 03.03.2021. |
Заказчики Программы | Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры |
Основной разработчик Программы | Белоусова Елена Сергеевна – педагог-психолог |
Цели и задачи Программы | Цель – профилактика суицида среди несовершеннолетних путем повышения стрессоустойчивости. Задачи:
|
Сроки и этапы реализации Программы | 2021-2025 учебный год |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
|
- НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовые акты.
- Конституция Российской Федерации (статьей 20 устанавливается общеконституциональное право любого человека на жизнь).
- Федеральный Закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В соответствии со статьей 14 на образовательные учреждения возложена обязанность оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, выявлять подростков и семьи, находящиеся в социально-опасном положении. Органы образования должны незамедлительно сообщить в комиссию, инспектору по делам несовершеннолетних, органы прокуратуры о фактах семейного неблагополучия, ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей (ст. 9).
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон четко определяет информационную продукцию, недопустимую для детской аудитории, и регламентирует проведение экспертизы информационной продукции.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Статья 41 регламентирует обеспечение безопасности обучающихся и профилактику несчастных случаев во время их пребывания в образовательной организации. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: проведение профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Согласно данному постановлению в соответствии с критериями оценки информации, утвержденными межведомственным приказом Роскомнадзора, ФСКН России и Роспотребнадзора от 11.09,2013 г. № 1022/368/666 проводится экспертиза ссылок в сети Интернет. При наличии запрещенной информации о способах совершения самоубийства и (или) призывов к их совершению принимается решение о блокировании данных ссылок
- Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. №1351. В Концепции предусмотрено сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы.
- Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. За жестокое обращение с детьми 50 (физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка)) в зависимости от его тяжести предусмотрено привлечение родителей к административной ответственности (ст. 5.35 КоАП РФ).
- Уголовный кодекс Российской Федерации. 'Гак как нанесение вреда здоровью может быть причиной суицидального поведения среди детей и подростков, предусмотрена уголовная ответственность (статьи 110, 115- 118, 125, 156).
- Семейный кодекс Российской Федерации. За ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей предусмотрена гражданско-правовая ответственность в виде лишения родительских прав (ст. 69), ограничения (ст. 73), отобрания ребенка при угрозе его жизни и здоровья (ст. 77).
Ведомственные документы по профилактике суицидального поведения:
Информационное письмо Минобрнауки России от 26.01.2000 г. №22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков».
Информационное письмо Минобрнауки России от 29.05.2003 г. № 03-51-102ин/22-03 «О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков».
Письмо Рособрнадзора от 20.09.2004 г. №01-130/07-01 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков». Рекомендации по ограничению доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования .
Информационное письмо Минобрнауки России от 27.02.2012г. № 06-356 « О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся» Информационное письмо Минобрнауки России от 18.01.2016г. № 07-149 «О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида»
- КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Важнейшей и остроактуальной проблемой, стоящей перед современным обществом, является сохранение психологического здоровья подрастающего поколения. Трудные жизненные ситуации, кризисы, стресс могут перегружать психологические, физиологические, адаптационные возможности человека и представят собой серьезную медицинскую, социальную и психолого-педагогическую проблему.
В условиях трудной жизненной ситуации свойственные подросткам размытый образ Я, несформированность основных социальных навыков, заниженная самооценка приводят к ощущению бесперспективности и безнадежности и способны привести к деструктивному поведению подрастающего поколения. Высокая учебная нагрузка, непонимание педагогами и родителями, сложности в установлении контакта с ровесниками, трудности в решении внутриличностных противоречий провоцируют негативные изменения самооценки, образа «Я», повышают уровень тревожности, снижают уровень стрессоустойчивости подростка.
Повышение стрессоустойчивости, изучение и освоение способов снижения стресса являются универсальным и эффективным способом профилактики суицидов. Подход к повышению стрессоустойчивости должен быть основан на формировании у подростков чувства оптимизма, уверенности в себе, коммуникабельности, повышении уровня эмпатии. Суицидальные мысли не возникнут, если подросток знает, что трудные времена обязательно пройдут, что он способен преодолеть неблагоприятные обстоятельства, что в обществе он сможет найти помощь, а полученные опыт и знания помогут ему в дальнейшем достичь успеха.
Цель нашей программы - профилактика суицида среди несовершеннолетних путем повышения стрессоустойчивости.
Задачи:
- Определить контингент обучающихся с высоким уровнем суицидальной наклонности посредством тестирования на определение уровня тревожности, сформировать список данных несовершеннолетних, находящихся в «зоне риска», кризисной ситуации.
- Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних.
- Создать условия для формирования психологической стабильности несовершеннолетних.
- ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа психолого-педагогической коррекции по повышению стрессоустойчивости несовершеннолетних состоит из следующих направлений:
- Диагностическая деятельность.
- Информационно-просветительская деятельность.
- Коррекционно-развивающая деятельность.
- Консультативная деятельность.
№ п/п | Содержание работы | Цель | Сроки исполнения | ||
| |||||
1.1. | Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» | Изучение личностного потенциала социально-психологической адаптации | Сентябрь | ||
1.2. | Шкала самооценки тревожности Спилбергера-Ханина | Определение уровня личностной и ситуативной тревожности. | Октябрь, февраль | ||
1.3. | Тест стрессоустойчивости | Определение текущего уровня стрессоустойчивости личности | Январь | ||
1.4. | Методика оценки суицидального риска «Сигнал» (компьютерный вариант) | Уровень риска суицидальных реакций | Февраль-март | ||
| |||||
2.1. | Лекция «Стресс и стрессоустойчивость» | Формирование представлений о стрессе и стрессоустойчивости. | Октябрь | ||
2.2 | Лекция «Повышение стрессоустойчивости» | Изучение способов и рекомендации по повышению стрессоустойчивости. | Ноябрь | ||
2.3. | Лекция «Повышение самооценки» | Повышение самооценки обучающихся. | Декабрь | ||
2.5. | Памятка для родителей и кураторов групп «Как повысить стрессоустойчивость»» | Повышение психолого-педагогической компетенции | Декабрь | ||
2.6. | Памятка для родителей, педагогов и кураторов групп «Как повысить самооценку и уверенность в себе» | Повышение психолого-педагогической компетенции | Январь | ||
2.7. | Памятка для родителей «Советы родителям по снижению тревожности у подростков» | Повышение психолого-педагогической компетенции | Февраль | ||
| |||||
3.1. | Тренинг развития адаптивности | Развитие адаптационных возможностей подростков к социуму, обучение навыкам конструктивного поведения и взаимодействия с окружающими. | Октябрь | ||
Коррекционные занятия по снятию тревожности | Помощь в преодолении и снятии тревожного состояния, приобретение навыков и умений регуляции психоэмоциональных проявлений. | В течение учебного года | |||
3.2. | Индивидуальное коррекционное занятие «Стресс и способы его снижения» | Помощь в преодолении и снятии напряженного состояния методом релаксации. | В течение учебного года | ||
3.3. | Коррекционные занятия по работе с обучающимися «группы риска» | Восстановление позитивного отношения к самому себе и окружающему миру | В течение учебного года | ||
| |||||
4.1. | Индивидуальное консультирование студентов, родителей и преподавателей | Оказание психологической помощи и предоставление рекомендаций по гармонизации ситуации. | В течение учебного года |
6. ЛИТЕРАТУРА
1. Канавина С.С. Профилактика суицидов среди несовершеннолетних путем
повышения стрессоустойчивости: методические рекомендации /под ред. О.П. Ворсиной. – Иркутск: ООО ПИФ «Круг», 2015. –176 с.
2. Малкина-Пых И.Г. «Экстремальные ситуации» - справочник практического психолога, Москва - 2014 г.
3. А.Кучер, А.Крохмелев, И.Соловьев. Пройти и преодолеть. - Пермь, 2010. - 52с.
4. Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы № 1, 2015г.
5. Л.Ю. Субботина Стресс. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2014.
6. А.В. Алексеев Я спокоен. Как защитить себя от стресса./ Серия «Здоровье нации». - Ростов - н/Д: «Феникс», 2014г. - 160с.
7. С. Успенская Культура эмоций// Школьный психолог январь 2014г. №2.
8. Психогимнастика в тренинге, Под ред. Н.Ю Хрящевой. - СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий с целью создания благоприятного микроклимата в детском коллективе и повышения стрессоустойчивости младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"
В наши дни проблема здоровья школьников стала приоритетной, ...
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК НЕОТЪЕМЛИМАЯ ЧАСТЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Стресс, одна из главенствующих проблем в современном обществе, но при этом нет единого мнения, о его роли в жизни человека. Простому обывателю навязывается стереотип единой причины неприятностей челов...
Стрессоустойчивость в период самоизоляции
Любой человек может потерять контроль во время напряженной ситуации. Одни паникуют и переживают, на других накатывают вспышки гнева, третьи просто неспособны принять какое-то решение. Люди могут...
"Влияние депрессии и скрытой агрессии на стрессоустойчивость будущих медицинских работников”
В работе описаны методики выявления у студентов профессионально недопустимых форм поведения...
Формирование стрессоустойчивости студентов как актуальная проблема современности
Аннотация: В период обучения формируется будущий профессионал, уровень стрессоустойчивости которого непосредственно повлияет на успешность деятельности и стиль жизни в дальнейшем. Именно поэтому сегод...
Эмоциональная стрессоустойчивость педагога
Знакомство с понятием стресс, его видами и причинами возникновения...
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК СОСТОВЛЯЮЩАЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
СтрСтресс становится одной из проблем современного общества, при этом нет однозначного мнения о роле стресса в жизни человека. Массовое сознание навнавязывает обывателю стереотип универсальной причины...