«ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОУ»
методическая разработка
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОУ
План
1. Гигиеническая организация внешней среды в ДОУ.
2. Гигиенические требования к земельному участку, к оборудованию и содержанию территории.
3. Гигиенические требования к зданию ДОУ, планировке помещений и оборудованию.
4. Гигиенические требования к воздушной среде, тепловому режиму помещений, водоснабжению
5. Санитарное содержание дошкольных учреждений.
6. Гигиеническое воспитание детей. Санитарное просвещение родителей и персонала
1. Гигиеническая организация внешней среды в ДОУ
2.
Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – это учреждение по уходу и присмотру за детьми, направленное на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению.
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ5 от 22 июля 2010 г. № 91 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. СанПиН 2.4.1.2660-10» и на основании ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства. Будущие педагоги ДОУ должны знать и выполнять требования, которые предъявляются к земельному участку ДОУ и его функциональным зонам, зданию, помещениям и оборудованию.
2. Гигиенические требования к земельному участку, к оборудованию и содержанию территории
Размеры, планировка и оборудование участка могут быть различными и зависят от типа детского учреждения, контингента детей, их возраста. От правильного планирования и проектирования дошкольных учреждений зависит не только выполнение задач воспитания и обучения детей, но и в значительной мере состояние их здоровья, а также физическое и психическое развитие. Земельный участок является обязательной составной частью дошкольного учреждения, предназначен для воспитания, оздоровления и отдыха детей. Выбор земельных участков для строительства ДОУ, проекты зданий, привязка проектов допускается только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормам. Запрещается строительство детских учреждений в непосредственной близости от коммунальных и промышленных предприятий, гаражей, автостоянок. Через территорию ДОУ не должны проходить магистральные инженерные коммуникации. От зоны проезда транспорта до границ ДОУ должно быть не менее 25 м. При строительстве ДОУ в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10 следует учитывать радиус их пешеходной доступности (в городах не более 300 м, в сельских населенных пунктах и малых городах — не более 500 м).
В настоящее время вместимость вновь строящихся ДОУ не должна превышать 350 мест, а вместимость учреждений, пристроенных к торцам жилых домов и встроенных в жилые дома, — не более 150 мест.
Основным гигиеническим требованием к участку является чистота почвы, так как почва, загрязненная отбросами, может стать средой для сохранения и развития микроорганизмов — возбудителей инфекционных болезней и яиц глистов. Земельный участок должен быть сухим, с глубоким залеганием подпочвенных вод, следует отдавать предпочтение площадкам, несколько возвышающимся над местностью и имеющим склон для стока дождевой воды и тающего снега. Земельный участок должен иметь ограждение высотой не более 1,6 м. Не рекомендуются сплошные кирпичные или железобетонные ограждения. Участок дошкольного учреждения включает в себя зону застройки, групповые площадки, физкультурную площадку (одну или несколько), кольцевую дорожку, при достаточной площади огород-ягодник, хозяйственную зону,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gigienicheskaya_organizatsiya_dou.docx | 725.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«НАДЫМСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МДК 01.01 МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТЕМА: «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОУ»
г. Надым 2021
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОУ
План
1. Гигиеническая организация внешней среды в ДОУ.
2. Гигиенические требования к земельному участку, к оборудованию и содержанию территории.
3. Гигиенические требования к зданию ДОУ, планировке помещений и оборудованию.
4. Гигиенические требования к воздушной среде, тепловому режиму помещений, водоснабжению
5. Санитарное содержание дошкольных учреждений.
6. Гигиеническое воспитание детей. Санитарное просвещение родителей и персонала
- Гигиеническая организация внешней среды в ДОУ
Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – это учреждение по уходу и присмотру за детьми, направленное на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению.
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ5 от 22 июля 2010 г. № 91 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. СанПиН 2.4.1.2660-10» и на основании ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства. Будущие педагоги ДОУ должны знать и выполнять требования, которые предъявляются к земельному участку ДОУ и его функциональным зонам, зданию, помещениям и оборудованию.
2. Гигиенические требования к земельному участку, к оборудованию и содержанию территории
Размеры, планировка и оборудование участка могут быть различными и зависят от типа детского учреждения, контингента детей, их возраста. От правильного планирования и проектирования дошкольных учреждений зависит не только выполнение задач воспитания и обучения детей, но и в значительной мере состояние их здоровья, а также физическое и психическое развитие. Земельный участок является обязательной составной частью дошкольного учреждения, предназначен для воспитания, оздоровления и отдыха детей. Выбор земельных участков для строительства ДОУ, проекты зданий, привязка проектов допускается только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормам. Запрещается строительство детских учреждений в непосредственной близости от коммунальных и промышленных предприятий, гаражей, автостоянок. Через территорию ДОУ не должны проходить магистральные инженерные коммуникации. От зоны проезда транспорта до границ ДОУ должно быть не менее 25 м. При строительстве ДОУ в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10 следует учитывать радиус их пешеходной доступности (в городах не более 300 м, в сельских населенных пунктах и малых городах — не более 500 м).
В настоящее время вместимость вновь строящихся ДОУ не должна превышать 350 мест, а вместимость учреждений, пристроенных к торцам жилых домов и встроенных в жилые дома, — не более 150 мест.
Основным гигиеническим требованием к участку является чистота почвы, так как почва, загрязненная отбросами, может стать средой для сохранения и развития микроорганизмов — возбудителей инфекционных болезней и яиц глистов. Земельный участок должен быть сухим, с глубоким залеганием подпочвенных вод, следует отдавать предпочтение площадкам, несколько возвышающимся над местностью и имеющим склон для стока дождевой воды и тающего снега. Земельный участок должен иметь ограждение высотой не более 1,6 м. Не рекомендуются сплошные кирпичные или железобетонные ограждения. Участок дошкольного учреждения включает в себя зону застройки, групповые площадки, физкультурную площадку (одну или несколько), кольцевую дорожку, при достаточной площади огород-ягодник, хозяйственную зону, а также необходимые проезды и проходы. Зеленые насаждения должны составлять не менее 50% от площади участка. К ним относятся защитные полосы, живая изгородь, газоны, цветники, огород-ягодник и насаждения на групповых и общих площадках участка. Зеленые насаждения играют огромную роль в создании благоприятных условий воздушной среды в микроклимате как на участке, так и в здании дошкольного учреждения. Они снижают скорость движения ветра, увлажняют воздух, снижают интенсивность инсоляции, повышают содержание в воздухе легких ионов, снижают запыленность и загазованность воздуха. По периметру земельного участка располагается полоса деревьев или кустарниковых насаждений шириной не менее 1,5 м. Зона санитарного разрыва между групповыми площадками и хозяйственной зоной должна быть не менее З м. Для озеленения участка рекомендуется использовать насаждения, обеспечивающие наличие зелени в течение всего года. Не допускается посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами и колючками. Деревья и кустарники на участке рассаживают таким образом, чтобы они не препятствовали доступу солнечных лучей и дневного света в помещения: кустарники — не ближе 5 м, а деревья — не ближе 15 м от стен здания. Деревья не должны затенять более половины площади групповых и физкультурных площадок. На территории земельного участка должны быть установлены светильники для обеспечения искусственной освещенности (не менее 10 лк на поверхности земли).
Воспитательно-оздоровительная работа, проводимая на воздухе, учитывает принцип групповой изоляции и возрастных психофизиологических особенностей детей. Каждая возрастная группа имеет отдельную групповую площадку (вблизи выхода из помещения группы), изолированную от других групп кустарником. Площадь их определяется из расчета 7,2 м² на одного ребенка ясельного возраста и 9 м² - дошкольного возраста. Покрытие групповых площадок в зависимости от возрастной принадлежности детей может быть травяным или иметь утрамбованный грунт, беспыльным, в районах с вечномерзлыми грунтами — дощатым. Асфальтовое покрытие использовать не рекомендуется (при нагревании в жаркую погоду оно может выделять вредные химические продукты). Групповые площадки для детей ясельного возраста располагают в непосредственной близости от выходов из помещений этих групп, и они должны иметь сплошное травяное покрытие, за исключением подходов к теневым навесам и песочницам, так как трава в этих местах вытаптывается, образуя неровности на поверхности. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес из расчета 2 м² на одного ребенка. Деревянные полы навесов оборудуют на расстоянии не менее 15 см от земли. Теневые навесы, пристраиваемые к зданиям, не должны затенять помещения групповых ячеек. Навесы для детей ясельного возраста до 2 лет допускается пристраивать к зданию ДОУ и использовать как веранды. Игровые площадки для детей ясельного возраста до 1 года оборудуют манежем (2,5 х 2,5 м), настилом (5 х 6 м). На площадках для детей ясельного возраста устанавливают игровое оборудование. Игровые площадки для дошкольных групп оборудуют с учетом высокой активности детей в играх турниками, гимнастическими стенками, горками, лесенками, качелями, лабиринтами, крупными строительными наборами. Игровое оборудование должно соответствовать возрасту и росту детей и иметь документ, подтверждающий его качество в безопасность. Установка оборудования осуществляется согласно инструкции предприятия-изготовителя. Поверхность оборудования не должна иметь выступающих травмоопасных элементов. Для покрытия конструкций применяют материалы стойкие к воде, моющим и дезинфицирующим средствам. Все используемые полимерные материалы должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие санитарным правилам. Ежегодно (весной) на игровых площадках проводят смену песка, новый песок должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение. Песочницы на ночь закрывают крышками. В теплое время года 1 раз в месяц песок исследуют на степень биологического загрязнения. При обнаружении возбудителей кишечных инфекций, гельминтозов и других примесей, опасных для здоровья детей (химических, механических, радиологических), проводят смену песка. Для проведения физкультурных занятий на открытом воздухе на территории участка в ДОУ оборудуют одну или несколько физкультурных площадок. Они включают в себя зону с оборудованием для подвижных игр, зону с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами, беговую дорожку, яму для прыжков, полосу препятствий. Для проведения закаливающих процедур и игр с водой в летнее время вблизи физкультурной площадки предусматривается устраивать открытые плавательные бассейны площадью от 32 до 60 м² с переменной глубиной от 0,4 м до 0,8 м. При бассейне оборудуют ножную ванную шириной 1 м. Содержание и эксплуатация закрытых бассейнов (для обучения детей плаванию) должны соответствовать гигиеническим требованиям. Все групповые площадки объединяет кольцевая дорожка шириной 1,5 м для езды на велосипедах, педальных автомобилях, хождения на лыжах, изучения правил дорожного движения. Хозяйственная зона должна быть изолирована от остальных площадок, располагаться со стороны пищеблока в глубине (на границе) участка и иметь твердое покрытие и самостоятельный въезд. В хозяйственной зоне оборудуют площадку для сбора мусора и пищевых отходов. На площадке с твердым покрытием устанавливают раздельные промаркированные контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны.
Уборку участка проводят ежедневно: утром за 1—2 ч до прихода детей и по мере загрязнения территории. При сухой и жаркой погоде полив участка следует проводить не менее 2 раз в день, а уборку территории — после него. Очистку мусоросборников производят при их заполнении на 2/3 объема. После опорожнения мусоросборники очищают и дезинфицируют. Въезды и входы на территорию ДОУ, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, контейнерной площадке для сбора мусора покрывают асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием.
3. Гигиенические требования к зданию ДОУ, планировке помещений и оборудованию
Планируя строительство детского учреждения, надо предусматривать запасные лестницы и дополнительные выходы на случай быстрой эвакуации или изоляции групп. Даже в здании небольшого дошкольного учреждения, например яслей или детского сада, предназначенного для 25 детей, должно быть не менее двух выходов — основного и запасного. В ДОУ, рассчитанных на большее количество детей, допускается устройство общего входа в две группы ясельного возраста (при расположении одной из них на втором этаже). Устройство общего входа для групп дошкольного возраста допускается в дошкольном учреждении не более чем на четыре группы. Необходимо обратить внимание и на художественное оформление детских учреждений, так как оно воспитывает у детей вкус, любовь к красоте, создаст хорошее настроение.
Здания яслей и детских садов рекомендуется строить в два этажа. Наблюдения показали, что подъем детей и персонала на третий этаж и выше неблагоприятно сказывается на их сердечно-сосудистой и дыхательной системах. Большая этажность затрудняет быструю эвакуацию детей из здания (пожар, землетрясение и т.д.). В зданиях дошкольных учреждений, имеющих два этажа, второй этаж, как правило, надо отводить для детей старшего возраста. Ночные группы желательно размещать на первом этаже. Лестницы должны обеспечивать удобные и неутомительные подъем и спуск и возможность одновременного передвижения большое количество детей. При проектировании лестниц учитывают среднюю длину шага детей и высоту подъема ноги - поэтому глубина ступеней лестницы составляет 27-30 см, а высота подъема — 12-14 см. Ширина лестницы должна быть не менее 1,3 м, а каждый марш лестницы должен иметь не менее 10-13 ступеней. Лестницы ДОУ с целью предупреждения несчастных случаев и травм ограждаются решетками высотой 1,5 м с пролетами между прутьями не более 10 см. Лестницы должны иметь двойные перила: низкие (50 см от пола) для детей и более высокие — для взрослых (0,85 м). Перила окрашивают в яркие цвета. Главной частью здания ДОУ является групповые ячейки (изолированные помещения, принадлежащие каждой группе детей), состоящие из основных и вспомогательных помещений, имеющих удобную связь с остальными частями здания. В комбинированном дошкольном учреждении (ясли-сад) предусмотрены З группы помещений: для детей преддошкольного возраста, дошкольного возраста и административно-хозяйственные. Это обусловлено особенностями воспитательно-оздоровительных мероприятий, проводимых с детьми разных возрастов.
При проектировании дошкольных учреждений с большим числом групп целесообразна блочная или павильонная система. При этом возможна полная изоляция групп, что препятствует распространению инфекционных заболеваний в случае их возникновения. В состав групповой ячейки для детей ясельного возраста входят также приемная для родителей. Групповые ячейки детей ясельного возраста должны иметь самостоятельный вход с участка.
Для гимнастических и музыкальных занятий предусматриваются залы площадью 75 м², которые не должен быть проходным. В ДОУ старой постройки допускается один зал, общий для музыкальных и физкультурных занятий (при вместимости до 100 мест). При залах необходимо размещать кладовую для хранения физкультурного и музыкального инвентаря площадью 6 м².
Для обучения детей плаванию в яслях-садах по современным нормам предусматривается устройство крытого плавательного бассейна в соответствии с существующими требованиями6. Предусмотрены также помещение для занятий по развитию речи с применением технических средств обучения (36 м²). На первом этаже ДОУ предусмотрен блок медицинских помещений — медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор и туалет с местом для приготовления дезинфицирующих растворов. Состав обязательных вспомогательных помещений: кабинет заведующего, методический кабинет, хозяйственная кладовая, кладовая чистого белья, туалет для персонала. Пищеблок размещается на первом этаже и имеет самостоятельный вход. В него входят кухня с раздаточной, заготовочный цех, моечная кухонной посуды, кладовая для овощей и сухих продуктов, помещение с холодильным оборудованием. Площадь и состав помещений пищеблока зависит от вместимости дошкольного учреждения. В зданиях дошкольных учреждений может быть помещение для стирки белья (стиральная и гладильная). Входы для сдачи грязного и получения чистого белья должны быть раздельными, их не следует располагать против входов в помещение групповых ячеек и пищеблока. Не допускается, чтобы окна кухни и постирочных находились под окнами групповых (игровых) помещений и спален.
Высота от пола до потолка основных помещений ДОУ должна быть, в соответствии с новым СанПиН 2.4.1.2660-10, не менее 3 м. Стены и полы помещений ДОУ должны быть гладкими и иметь отделку, позволяющую делать уборку влажным способом. Поверхности стен основных помещений групповых ячеек, комнат для музыкальных и гимнастических занятий имеют матовую фактуру светлых тонов с коэффициентом отражения 0,6-0,7; они должны быть доступными для мытья и дезинфекции. Стены помещений пищеблока (кухни), буфетных, сушильно-гладильной и туалетных на 1,5 м от пола облицовывают глазурованной плиткой. В помещениях, предназначенных для детей, полы должны быть гладкими, нескользкими, без щелей и дефектов. В качестве материала для покрытия используют дерево, синтетические полимерные материалы, допускающие обработку влажным способом и применение дезинфицирующих препаратов. В помещениях пищеблока, постирочной, туалетах полы выстилают керамической или мозаичной шлифованной плиткой. Полы групповых (игровых), спален, изолятора должны быть утепленными, а на первом этаже отапливаемыми. Для поддержания в помещениях ДОУ необходимого теплового режима при наружных входах в здание, а также выходах на холодную веранду предусматривается устройство тамбура глубиной не менее 1,6 м. Предусматривается защита помещений от избыточной инсоляции и перегрева.
К оборудованию дошкольных учреждений относятся предметы, связанные с бытом детей и педагогическим процессом в учреждении: мебель, игрушки, строительный материал, дидактические пособия, а также инвентарь для работы на участке, уборки помещений. Оборудование должно соответствовать росту детей, способствовать их развитию и здоровью, не вызывать излишнего напряжения и тем более травм; оно должно быть безопасным в эпидемиологическом отношении, не загромождать помещений, не мешать свободному передвижению детей.
Оборудование раздевальной (приемной). В приемной младшей и средней групп раннего возраста должны быть пеленальные столы, шкафы для верхней одежды детей, шкафы для персонала. Основным оборудованием раздевальной является мебель для хранения верхней одежды. Обычно для этого используют индивидуальные шкафчики высотой 120-135 см. В шкафчике, помимо места для пальто, имеется вверху одна ячейка для шапок и шарфов, внизу — две ячейки: одна для грязных, другая для чистых тапочек или туфель. Для одежды персонала и родителей имеется отдельная вешалка. В раздевальной должны быть низкие диванчики или скамейки-приступки высотой 18-20 см, зеркало с подзеркальной тумбочкой, в которой могут храниться щетки для чистки одежды и обуви. Чтобы дети могли видеть себя в зеркале во весь рост и следить за тем, аккуратно ли они одеты, его следует подвешивать на расстоянии от пола не более чем на 25-30 см.
Оборудование групповых (игровых) комнат. Мебель изготовляют из легких прочных материалов (сухой выдержанный лес, алюминий, пластмасса и др.), покрывают светлыми безвредными красками или лаком, стойкими к воде, мылу и дезинфицирующим средствам. Поверхности детской мебели должны быть гладкими, все углы столов, стульев, шкафов и др. округлыми или со смягченными гранями.
В настоящее время вся мебель, которая используется в ДОУ, должна соответствовать новым стандартам: Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры столов ГОСТ 19301.1-94; Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры стульев ГОСТ 19301.2-94; Мебель детская дошкольная (взамен ГОСТ 19301.1,2-73). Стандарты не распространяются на игровые и трансформируемые столы. Для ДОУ утверждены определенные виды и размеры столов и стульев: столы четырехместные — для детей 1,5-5 лет; столы двухместные с изменяющимся наклоном крышки и ящиком для учебных пособий — для детей 5-7 лет; столы двухместные трапециевидные для детей от 1,5 года до 4 лет; столы одноместные — для использования в быту. Стулья должны быть профилированными по форме бедер и ягодиц. Углубление поверхности сиденья должно быть не менее 10 мм и занимать задние 2/3 минимальной глубины сиденья. Самая глубокая часть должна приходиться на точку, расположенную от передней кромки сиденья на 3/4 его минимальной глубины. Допускаются непрофилированное сиденье с наклоном 3° в сторону спинки, непрофилированная спинка стула с углом отклонения в верхней части 12-18°. В стандарте представлены менее жесткие требования к ростовой шкале, которая между отдельными типами столов в стульев составляет 15 см. Это позволило сократить группы мебели до пяти вместо ранее выпускаемых шести, что вряд ли можно признать целесообразным. К сожалению, в новом стандарте не предусмотрена цветовая маркировка столов и стульев, хотя практика показывает необходимость такой маркировки, чтобы ребенок мог самостоятельно находить стол и стул, соответствующие его росту. С этой целью мебель одного размера в каждой группе помечают одинаковым цветным рисунком или символом.
В каждой из групп желательно иметь «Карту рассаживания детей за столами», в которой отражают фамилию, имя ребенка, длину тела, состояние зрения и слуха, группу мебели, ряд и место, которое за ним закрепляется. При размещении детей учитывают состояние здоровья, зрения и слуха. Два раза в год медицинская сестра и воспитатель на основании данных измерения длины тела (роста) осуществляют контроль над рассаживанием детей с записью в Карту. В каждой группе нужно иметь не менее двух-трех размеров столов и стульев. В настоящее время проф. В.Ф. Базарный рекомендует использовать не только традиционную мебель, но и конторки. Предложенный автором метод размещения детей во время занятий значительно снижает общее и зрительное утомление, способствует формированию и закреплению правильной осанки. Во время занятий в групповой комнате надо правильно расставить мебель. Столы и стулья должны стоять на таком расстоянии друг от друга, чтобы воспитатель во время занятий мог свободно подойти к каждому, а каждый ребенок имел возможность, отодвинув стул в сторону, выйти из-за стола не мешая соседу. Для лучшего естественного освещения четырехместные столы желательно расставлять в два ряда узкой частью к окнам, двухместные — в три ряда. Зимой столы ставят ближе к окнам (50 см от окна), весной для предохранения глаз детей от ярких лучей солнца отодвигают в глубь помещения. Источник света для праворуких детей должен находиться слева, для леворуких – справа. Детей сажают за соответствующие их росту столы так, чтобы самые маленькие и с пониженным слухом находились ближе к воспитателю, с дефектами зрения — ближе к источнику света и доске. Нельзя сажать детей спиной к свету. Первый ряд столов для наилучшей видимости демонстрационного материала располагают от доски на расстоянии 2,0—2,5 м. В игральных и групповых помещениях столы и стулья ставят по числу детей в группе, они должны быть одной промаркированной группы. Кроме столов и стульев, в игральных и групповых комнатах имеются шкафы и полки для белья, игрушек, дидактического и строительного материала, доска для занятий изобразительной деятельностью, буфет для посуды. Расстояние между рядами столов — не менее 0,5 м; расстояние 1-го ряда столов от окна — 1 м, от доски—не ближе 2,5-3,0 м; высота подвеса нижнего края настенной доски — 0,7-0,8 м, размер настенной доски 0,75-1,5 м.
Кроме того, в групповой должно быть предусмотрено оборудование для уголка природы: тумба, подцветочница, стол для аквариума и террариума, который должен быть оборудован в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 (пункт 6.13).
Если в дошкольном учреждении есть 1-я группа раннего возраста, необходимо иметь не менее двух пеленальных столов, двухместный стол для кормления детей от 7 мес до 1 года, умывальник (для взрослых) с локтевым смесителем, а также один или два разборных манежа для бодрствующих детей в возрасте до 4-5 месяцев и от 4—5 до 8-9 мес. В группах раннего возраста для развития движения у детей необходимо иметь горки, мостики, доски, а также специальное оборудование для физических упражнений. Вместо стульев в этих группах рекомендуются кресла с подножками. для детей раннего возраста делают одноместные столы.
В детских садах, а также в дошкольных интернатах дети учатся ухаживать за овощами и цветами, убирать участок. Для этого каждое детское учреждение должно иметь набор необходимого инвентаря: деревянные и железные лопаты и грабли, тачки, носилки, лейки, ведра, совочки, которые должны отвечать определенным гигиеническим требованиям. Размеры и масса каждого из видов детского сельскохозяйственного инвентаря подбирают в строгом соответствии с возрастом и ростом ребенка. Для раздачи пищи и мытья посуды в каждой из групповых комнат есть буфетная. Она включает в себя следующее оборудование: шкаф-стол с мойкой, шкаф-стол кухонный, шкаф навесной, шкаф навесной для сушки посуды и стол сервировочный.
Оборудование спален. Спальни оборудуют стационарными кроватями (Функциональные размеры кроватей ГОСТ 19301.3—94). Конструкция кроваток (деревянных ил и металлических) должна соответствовать росту ребенка, а упругая поверхность ложа способствовать его быстрому засыпанию. Для оборудования спален яслей-садов используют кровати двух типов: с ограждением и переменной высотой ложа для детей до 3 лет (длина 120 см, ширина 60 см, высота ограждения от пола 95 см - предусматривается возможность уменьшения высоты бокового ограждения за счет его опускания не менее чем на 15 ем); для детей 3—7 лет (длина 140 см, ширина 60 см и высота 30 см). В кроватях первого типа для удобства пользования обязательно предусматривается возможность уменьшения высоты бокового ограждения за счет его опускания (не менее чем на 15 ем). Для использования двухярусных кроватей требуется специальное разрешение органов санитарно-эпидемиологического надзора. У каждой кровати ставят стул, сидя на котором, ребенок может снять и надеть свою одежду. Кровати размещают с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей — 0,65 м, от наружных стен — 0,6 м, от отопительных приборов — 0,2 м, между изголовьями двух кроватей — 0,3 м. Наиболее гигиеничными являются матрацы из волоса или морской травы, подушки — из мягкого пера, небольших размеров (30 х 30 см). Постельное белье должно быть промаркировано у ножного края. Необходимо иметь З комплекта белья и 2 смены наматрасников. Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. Для контроля над температурой воздуха в каждой из спален должен быть настенный термометр, подвешенный на высоте 1,2— 1,5 м от пола.
Оборудование туалетных. Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В туалетных, предназначенных для детей ясельного возраста, имеются три детских умывальника, один детский унитаз, слив, душевой поддон, шкаф-стеллаж с промаркированными гнездами для горшков, один умывальник взрослый, слив, детская ванна, хозяйственный шкаф. Туалетный стол и бак для грязного белья рекомендуется размещать близко от раковины, чтобы избежать лишних затрат времени на туалет детей. В туалетных дошкольных групп должно быть четыре детских раковины (в старшей и подготовительной группе - пять) и одна умывальная раковина для взрослых, один детский унитаз на 5 детей, один полотенцесушитель. Детские унитазы оборудованы закрывающимися кабинами, но без запоров. Размер кабины для детского унитаза составляет 1.0 х 0.75 м. а высота ограждения кабин — 1,2 м (от пола). Высота борта унитаза над полом равна длине голени ребенка со стопой (28 см), а ширина (поперечный размер) соответствует расстоянию между большими вертелами (22 см). Унитаз оборудуется детскими сиденьями или гигиеническими накладками из безвредных для здоровья детей материалов (с возможностью дезинфицирующей обработки). Сиденье обязательно должно иметь вырез в переднем секторе шириной 2,5 см, чтобы половые органы ребенка с ним не соприкасались. Обязательно должны быть ящики для туалетной бумаги, шкафы для хранения инвентаря, предназначенного для уборки помещений. В соответствии с новыми требованиями в старших и подготовительных к школе группах необходимо предусмотреть раздельные туалетные для мальчиков и девочек. В группах, где дети умываются самостоятельно, высота крана умывальника должна быть на уровне локтя согнутой руки ребенка, чтобы при умывании вода не затекала за рукава. Учитывая средний рост детей ясельного возраста, борт раковины располагают на расстоянии 0,4 м, для дошкольного возраста — 0,5 м над полом. В умывальной должны быть вешалки с изолированными гнездами для хранения индивидуальных предметов личной гигиены ребенка. Вешалки могут быть настенными или стоячими, одно- и двусторонними. Стоячие вешалки открытые односторонние обычно имеют 5—б ячеек, каждая шириной и глубиной 10—12 см. Ванны на постаментах располагают на уровне 0,9 м от пола; глубокий душевой поддон для детей среднего и старшего ясельного возраста (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона 1,5 м) — 0,9 м; мелкий душевой поддон для детей дошкольного возраста (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона 1,6 м) — 0,3 м. душевые сетки должны быть с гибким шлангом.
4. Гигиенические требования к воздушной среде, тепловому режиму помещений, водоснабжению
Воздушная среда помещений оказывает влияние на общее развитие и здоровье ребенка. Плохой химический состав воздуха в помещениях ДОУ, в которых дети проводят 8— 10 ч, очень высокая или очень низкая его температура и влажность могут вызвать нарушение нормальной деятельности организма. Потребность детей в чистом, свежем воздухе очень велика, так как вследствие большой частоты и малого объема дыхательных движений, обусловленных особенностями строения грудной клетки, интенсивность обмена газов между кровью и воздухом у них несколько ниже, чем у взрослых. Необходимо, чтобы химический, физический и биологический состав воздуха в помещениях, т. е. микроклимат, отвечал установленным гигиеническим нормам. Качественный состав воздушной среды помещений слагается из химических веществ антропогенного происхождения, компонентов мигрирующих из современных полимерных и лакокрасочных материалов, детских игрушек. Состав воздуха в ДОУ в результате длительного пребывания в них детей постепенно ухудшается: нарастает количество углекислого газа, водяных паров, тяжелых ионов, повышаются температура, запыленность, бактериальная загрязненность, появляются органические примеси, аммиак, сероводород и др., которые ухудшают самочувствие ребенка. Органические вещества: аммиак, летучие жирные кислоты, сероводород — человек выделяет через кожу, полость рта и кишечник. В воздухе помещений их тем больше, чем хуже уход за телом и детской одеждой. Особенно много органических веществ образуется в туалетных помещениях, прачечной, кухне. При наличии в кухне газовых плит воздух может ухудшаться и за счет попадания в него продуктов неполного сгорания топлива и образования окиси углерода. В помещениях постепенно изменяется ионный состав воздуха. Легкие ионы, оказывающие положительное влияние на человека, адсорбируются дыхательными путями детей, парами воды, пылевыми частицами, количество их постепенно уменьшается, в то время как количество тяжелых ионов, содержащихся в выдыхаемом детьми воздухе, увеличивается, ухудшая тем самым качество воздуха. Опасность для организма представляет воздух, насыщенный пылью, в которой задерживается огромное количество микроорганизмов, выделяемых при дыхании, кашле, чиханье. Следует внимательно следить за состоянием полости рта и слизистых оболочек дыхательных путей у детей. Групповые комнаты должны хорошо освещаться солнцем, так как под влиянием его ультрафиолетовых лучей многие болезнетворные микроорганизмы погибают, а организм ребенка становится менее восприимчивым к заболеваниям. Химический состав и физические свойства воздуха в жилых помещениях, как правило, изменяются по мере увеличения в нем уровня углекислого газа (СО²). Поэтому о качестве воздуха в помещениях принято судить по количеству содержащегося в нем углекислого газа. Установлено, что наиболее благоприятными для человека являются такие условия, при которых количество углекислого газа в воздухе не превышает 0,1 %. Чтобы предотвратить изменение физико-химических свойств воздуха, следует осуществлять воздухообмен. При расчете необходимого объема воздуха на ребенка в 1 ч принято исходить из количества выдыхаемого им за это же время СО² и предельно допустимой концентрации его в воздухе помещений. Выделенный СО² должен распределиться в воздухе помещения и не превысить предельно допустимого содержания, которое рассчитывают по формуле: С = К: Р — q, где С — объем воздуха, необходимый ребенку; К — количество угле- кислого газа (м³), выделяемое ребенком в течение 1 ч; Р — предельно допустимое содержание СО² в 1 м³ воздуха; q — содержание СО² в 1 м³ атмосферного воздуха. Количество углекислого газа в воздухе не превышает 0,1 %. При расчете необходимого объема воздуха на ребенка в 1 ч принято исходить из количества выдыхаемого им за это же время СО² и предельно допустимой концентрации его в воздухе помещений. Выделенный СО² должен распределиться в воздухе помещения и не превысить предельно допустимого содержания. Количество углекислого газа, выделяемого за 1 ч, зависит от возраста ребенка и характера выполняемой им работы. Дети дошкольного возраста выдыхают около 4 л СО², младшего школьного возраста — 8-10 л. Изменения химического состава воздуха в помещениях вызываются тем, что выдыхаемый человеком воздух значительно отличается от атмосферного.
Чтобы в помещениях дошкольных учреждений воздух был качественным, необходимы достаточная их кубатура и правильный воздухообмен. На каждого дошкольника в групповой комнате должно приходиться 7,5—8 м³ воздуха. Такая кубатура достигается в тех случаях, когда площадь пола на одного ребенка в групповой комнате составляет 2,0—2,5 м², а высота помещения достигает З м. Естественный обмен воздуха в помещениях (через поры строительного материала, щели в окнах, дверях под действием ветра и др.) недостаточен, поэтому помещения проветривают через открытые окна, фрамуги и форточки. В тех случаях, когда температура атмосферного воздуха не ниже —5 °С и отсутствует сильный ветер, в ДОУ проводится широкая аэрация помещений в присутствии детей. При проветривании необходимо избегать сквозняков. При низкой наружной температуре воздуха постоянный приток свежего воздуха в групповые комнаты обеспечивается аэрацией прилегающих помещений, а также использованием центральной вытяжной вентиляции. В отсутствие детей в помещениях проводят сквозное или угловое проветривание (открывают фрамуги, форточки или окна). Такое проветривание особенно необходимо после сна детей, приема пищи, а также в конце дня, когда воздух помещений особенно загрязнен. Длительность проветривания определяется температурой наружного воздуха. Сквозное проветривание при очень низких температурах наружного воздуха (ниже —20 ºС) проводится не более 2—3 мин., при более теплой погоде - проветривание должно проводиться одновременно с влажной уборкой помещения и заканчиваться за 30 мин до прихода детей. Для эффективного проветривания помещений ДОУ окна оборудуют откидными фрамугами с рычажными приборами и используют их для проветривания во все сезоны года. Отношение площади фрамуг к площади пола составляет 1:50. Правильно устроенные фрамуги имеют значительные преимущества перед форточками: фрамуги всегда делаются в верхней части окна, поэтому, когда они открыты, создается большая разница наружной и внутренней температур. При проветривании через фрамуги увеличиваются скорость движения и объем поступающего воздуха. Воздух через фрамугу поступает в верхнюю часть помещения. Холодный воздух за счет своей относительной массы, опускаясь вниз, проникает через теплые слои комнатного воздуха, отнимает у них часть тепла и успевает нагреться. Это позволяет в осенние и ранние весенние месяцы, а частично и зимой при отсутствии ветра и не очень большой разнице в температурах наружного и комнатного воздуха держать фрамуги открытыми в присутствии детей. Строительные организации не всегда выполняют гигиенические требования при устройстве фрамуг в детском учреждении. У правильно устроенной фрамуги створка во внутренней раме должна откидываться внутрь и вниз так, чтобы образовавшееся отверстие было направлено вверх; одновременно створка в наружной раме открывается наружу и вверх, чтобы отверстие было направлено вниз. В этом случае наружная створка фрамуги становится козырьком над наружным отверстием, защищая межоконное пространство от попадания дождя и снега. В холодное время года ни в коем случае нельзя заклеивать фрамуги и форточки. В групповых комнатах рекомендуется оставлять не заклеенным и одно окно, чтобы при необходимости можно было быстро проветрить помещение (в отсутствии детей). Все фрамуги и форточки должны иметь специальные приспособления (шнуры, палки, рычаги) для свободного их открывания и закрывания. Для улучшения проветривания помещений в дошкольных учреждениях оборудуется центральная вытяжная вентиляция. С ее помочью из помещений удаляется загрязненный воздух. Центральная вытяжная вентиляция используется в осенне-зимний период, с начала отопительного сезона и до наступления теплой погоды. Она работает на естественной тяге за счет разности температур наружного и комнатного воздуха. Вытяжные отверстия центральной вытяжной системы располагаются в верхней части стен, по два на каждую групповую комнату, вестибюль и зал и по одному в остальных помещениях. Для удаления некачественного воздуха из туалетных, кухни в изолятора центральная вытяжная система должна иметь отдельные шахты. Каждое вытяжное отверстие снабжено специальными жалюзи для регулирования оттока воздуха из помещений. Постоянное проветривание групповых ком ват и спален осуществляется также через приточные шкафы, которые встроены в одну из наружных стен помещения. Свежий воздух в эти шкафы проходит через специальное отверстие в наружной стене, обогревается радиаторами и через дырчатую филенку поступает в помещение. Приточное отверстие в шкафу имеет клапаны для регулирования притока воздуха. Уборка приточных шкафов должна проводиться ежедневно влажным способом с обязательным обтиранием внутренних стон и радиаторов. Запрещается использовать приточные шкафы для подсушивания детской одежды и обуви.
Температура окружающего воздуха оказывает большое влияние на организм ребенка. Если она слишком высокая, отдача организмом тепла затрудняется и ребенок перегревается. Слишком низкая температура, наоборот, усиливает отдачу тепла организмом и ребенок переохлаждается. Это неблагоприятно сказывается на самочувствии, работоспособности детей, затрудняет любую их деятельность. Отопление в ДОУ должно создавать условия теплового равновесия без резкого напряжения терморегуляции (тепловой комфорт). Комфортные тепловые условия ограничиваются определенными температурными пределами в соответствии с возрастом и зависят от состояния здоровья, вида деятельности и закаленности детей. В помещениях, предназначенных для здоровых детей от рождения до 7 лет, установлены определенные нормы температуры воздуха. В игровых и групповых, расположенных на первом этаже, температура поверхности пола в зимний период должна быть не менее 22 ºС. Относительная влажность воздуха в детских помещениях 40—60 %, скорость движения воздуха — не более 0,1 м/с; влажность воздуха в кухне и постирочной — 60—70%.
В ДОУ применяют различные системы отопления: центральное или автономное водяное, газовое и, редко, печное. Все эти системы должны соответствовать следующим требованиям: обеспечивать достаточную и равномерную температуру и влажность воздуха, не загрязнять его продуктами неполного сгорания топлива, быть пожаробезопасными. Наиболее широко используется центральное водяное отопление низкого давления с температурой нагрева воды в котлах не выше 95 ºС. При отоплении радиаторами тепло передается преимущественно конвекцией и оказывает влияние на кожные покровы, вызывая расширение поверхностных капилляров и перераспределение массы крови. В нагревательных приборах (радиаторах) при таком отоплении температура воды достигает 70 °С, что позволяет поддерживать температуру воздуха в помещениях на постоянном уровне, при этом колебание температуры в различных помещениях дошкольного учреждения в течение суток не превышает 2—3 °С. В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели. Конструкция радиаторов должна обеспечивать достаточную и равномерную отдачу тепла в окружающий воздух и возможность легкого удаления с них пыли. Наилучшими в этом отношении являются гладкие, одно- и двухканальные радиаторы, состоящие из отдельных секций. Во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы должны быть ограждены съемными деревянными решетками. Не допускается устройство ограждений из древесно-стружечных плит. При лучистом отоплении источники излучения размещаются в полу, стенах, потолке помещения. Если при использовании радиаторов тепло передается главным образом путем конвекции, то при лучистом — инфракрасным (длинноволновым) излучением. Использование этого вида отопления является оптимальным, так как оно проникает в глубь тканей, при этом теряется меньше тепла и оно благоприятно воздействует на клеточные системы организма ребенка. В городах дошкольные учреждения присоединяют к внешним источникам теплоснабжения: тепловым станциям ТЭЦ, районным и местным котельным.
Водоснабжение детского учреждения должно обеспечивать достаточное количество воды для питья, приготовления пищи, гигиенического содержания помещений, привития детям гигиенических навыков. Качество воды, которая используется в дошкольном учреждении, должна отвечать требованиям действующего стандарта. Детское учреждение должно обеспечиваться достаточным количеством воды в гигиенических целей. В яслях-садах с дневным пребыванием детей расход воды составляет 75 л на одного ребенка в сутки, с круглосуточным — 100 л. Холодным и горячим водоснабжением должны быть обеспечены групповые ячейки, изолятор, кабинет врача. Температура воды, подводимой к умывальникам и душам, должна быть не ниже 37 °С и не выше 60 ос. К системе горячего водоснабжения присоединяются нагревательные приборы в шкафах для сушки верхней одежды детей (в приемных и раздевальных), а также полотенцесушители в туалетных. В каждой группе ДОУ должна быть свежая питьевая вода. Ее хранят в закрытой стеклянной посуде (графин, кувшин). Для детей в старших группах на подносе, рядом с водой, должны быть опрокинутые вверх дном чистые чашки. После использования чашки ставят на дно в стороне от чистой посуды, регулярно убирают и промывают горячей водой. Не выпитую воду к концу дня выливают, а посуду, в которой она хранилась, тщательно промывают и оставляют до следующего дня без воды. Воду обновляют ежедневно. Водоснабжение дошкольных учреждений обеспечивается через городские (в городах) и поселковые (в сельской местности) центральные водопроводы. Там, где нет центрального водопровода, детские ясли и сады снабжаются водой от ближайших предприятий или учреждений, имеющих водопровод. Только в крайних случаях для детских учреждений строят местный водопровод или берут воду из колодцев. Воду из местных водоисточников подвергают тщательному химическому и бактериологическому анализу. При химическом анализе особое значение придают исследованию содержания в воде органических веществ, свидетельствующих о загрязнении источника воды животными отбросами (кал, моча, сточные воды), вместе с которыми в воду проникают болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Задача бактериологического анализа — выявить общее содержание микроорганизмов на 1 л воды. Наличие в воде кишечной палочки свидетельствует о загрязнении ее выделениями человека и животных. Оценивая качество воды, определяют также содержание в ней известковых и магнезиальных солей, обусловливающих так называемую жесткость воды. Жесткая вода, не представляя непосредственной опасности для организма, нежелательна потому, что в ней плохо развариваются некоторые продукты (мясо, овощи), плохо мылится мыло, она оставляет большую накипь на стенках котлов и кухонной посуды. Дошкольным учреждениям запрещается брать воду для питья и хозяйственных нужд из открытых водоемов (река, озеро, пруд и др.). В открытых водоемах физико-химический и бактериологический состав воды непостоянен, она легко загрязняется сточными водами, промышленными отходами, при купании людей и животных, стирке белья и пр. Нередко вода открытых водоемов содержит большое количество болезнетворных микроорганизмов и яйца глистов и служит причиной массовых заболеваний детей и взрослых.
5. Санитарное содержание дошкольных учреждений
Уборку участка проводят ежедневно: утром за 1-2 ч до прихода детей и по мере загрязнения территории. Мусор немедленно убирают в мусоросборники. В летнее время не менее двух раз в день (перед приходом или подъемом детей и перед дневным сном) необходимо поливать участок. Вывоз мусора с участка ДОУ должен производиться ежедневно за 1-2 ч до прихода детей или после их ухода, при закрытых окнах основного здания.
При входе в детское учреждение снаружи должны быть съемные скребки и деревянные решетки для очистки грязи с обуви, в тамбуре — маты, а в вестибюле — дорожки для окончательной очистки обуви от грязи и пыли. Приходя в детское учреждение, дети должны менять обувь.
Уборка помещений проводится ежедневно 2 раза влажным способом при открытых окнах или фрамугах с применением моющих средств. Полы следует мыть не менее 2 раз в день, при этом один раз с обязательным отодвиганием мебели; мебель, радиаторы, подоконники протирают влажной тряпкой; шкафчики для детской одежды протирают ежедневно и раз в неделю моют. Генеральную уборку всех помещений проводят один раз в месяц: мытье полов, осветительной арматуры, окон, дверей, протирание стен моющими и дезинфицирующими средствами. В комнате для музыкальных и гимнастических занятий уборку проводят после каждого занятия. Окна снаружи и изнутри моют по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью). Жалюзийные решетки вытяжных вентиляционных систем должны быть открытыми и систематически очищаться от пыли; прикрывать их следует только при резком перепаде температур воздуха помещений и наружного воздуха. Очистку шахт вытяжной вентиляции проводят два раза в год.
Столовая и чайная посуда выделяется дня каждой группы. Она может быть изготовлена из фаянса, фарфора (тарелки, блюдца, чашки), а столовые приборы (ложки, вилки, ножи) — из нержавеющей стали. Не допускается использовать посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и приборы из алюминия. Пищевые отходы в группах собирают в промаркированные металлические ведра с крышками или педальные бачки, очистка которых проводится по мере заполнения их не более чем на 2/3 объема. Ежедневно в конце дня ведра и бачки независимо от наполнения очищают. Посуду и столовые приборы моют в двух-трех гнездных ваннах, установленных в буфетных каждого группового помещения. Столовая посуда после механического удаления остатков пищи моется с добавлением моющих средств (первая ванна) с температурой воды не ниже 40 °С, ополаскивается горячей проточной водой с температурой не ниже 65 °С (вторая ванна) с помощью гибкого шланга с душевой насадкой и просушивается на специальных решетках. Чашки промывают горячей водой с применением моющих средств в первой ванне, ополаскивание горячей проточной водой производят во второй ванне и просушивают. Столовые приборы после механической очистки и мытья с применением моющих средств (первая ванна) ополаскивают горячей проточной водой (вторая ванна). Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых металлических кассетах в вертикальном положении ручками вверх. Столы моют горячей водой с мылом до и после каждого приема пищи специально выделенной для этого ветошью, которую затем простирывают, просушивают и хранят в специальной промаркированной посуде с крышкой. В ясельных группах бутылочки после молочных смесей промывают теплой проточной водой с помощью ерша и моющих средств, затем стерилизуют в автоклаве при температуре 120 °С в течение 45 мин или кипятят в воде в течение 15 мин и хранят в промаркированной закрытой эмалированной посуде. Ерши после использования промывают проточной водой и кипятят 30 мин, высушивают и хранят в сухом виде. Соски после употребления промывают, замачивают в 2 %-ном растворе питьевой соды в течение 15— 20 мин, потом промывают водой, кипятят З мин в воде и хранят в промаркированной емкости с закрытой крышкой. Мочалки, щетки для мытья посуды, ветошь для протирания столов при осложненной эпидситуации кипятят в течение 15 мин в воде с добавлением кальцинированной соды или замачивают в дезинфицирующем растворе, затем простирывают в конце дня с моющим средством, прополаскивают, сушат и хранят в специальной промаркированной таре.
В помещениях пищеблока ежедневно проводят уборку: мытье полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников; еженедельно с применением моющих средств проводят мытье стен, осветительной арматуры, очистку стекол от пыли и копоти и т. п. Один раз в месяц необходимо проводить генеральную уборку с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря. В буфетных, моечных столовой и кухонной посуды, а также возле всех ванн, которые используют для обработки инвентаря, вывешивают инструкции по режиму мытья посуды и обработки инвентаря с указанием концентраций моющих и дезинфицирующих средств, используемых в данный момент, правил приготовления рабочих растворов.
Полы в туалетных, унитазы моют два раза в день горячей водой и моющими средствами. В ясельных и младших дошкольных группах полы следует мыть после каждого пользования горшками. Санитарно-техническое оборудование подлежит обеззараживанию независимо от эпидемиологической ситуации. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом ежедневно. Горшки моют после каждого пользования при помощи квачей и моющих средств. Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день квачами или щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств («Лиолит», «Доместос», «Белор», «Амфолан Д», гипохлорид натрия, ПФК). Если в дошкольном учреждении нет канализации, необходимо для выделений иметь ведро с крышкой, баки для дезинфицирующего раствора, ведра с чистой водой для споласкивания горшков после обработки их дезраствором, ковш. Весь уборочный инвентарь после пользования промывают горячей водой с моющими средствами. дезинфицирующие растворы хранят в темной посуде в местах, недоступных детям. Уборочный инвентарь (тряпки, ведра, щетки) маркируют и хранят в специальном шкафу в туалетных. Оборудование участка (столы, скамьи, физкультурные снаряды и др.) ежедневно протирают. Песок в песочных ящиках меняют не реже одного раза в месяц, на ночь ящики закрывают крышками. Перед игрой песок слегка увлажняют, перелопачивают, загрязненный песок заменяют чистым.
6. Гигиеническое воспитание детей. Санитарное просвещение родителей и персонала
В дошкольном возрасте детям необходимо прививать гигиенические навыки и привычки, которые помогут предупредить многие заболевания и укрепить здоровье. Обязательными условиями выработки гигиенических навыков и превращения их в привычку являются их систематичность и единство требований в ДОУ и в семье; самостоятельность действий ребенка (подбор соответствующих их росту мебели, полок, шкафов для хранения одежды, игрушек, книг и т.п.; самим убирать постель, игрушки, свой стол, поддерживать порядок и чистоту в комнате); положительные эмоции (например, при умывании - душистое мыло, красивое полотенце, потешки). В дошкольный период необходимо сформировать навыки личной и общественной гигиены: содержать руки, лицо, тело, волосы в чистоте, мыть мылом руки перед едой, после игры с животными, посещения туалетной, пользования общими игрушками, книгами, после прогулки; мыть перед сном ноги; чистить зубы утром после сна и вечером перед сном, полоскать рот после каждой еды. В гигиенических целях необходимо, чтобы каждый ребенок имел предметы индивидуального пользования: мыло, зубную щетку, расческу, мочалку, полотенце, кружку для полоскания рта, посуду. Ребенка необходимо приучить соблюдать чистоту и аккуратность в одежде, комнате, на рабочем месте, бережно обращаться с игрушками, книгами, поддерживать порядок в шкафах и на стеллажах. Дошкольники должны твердо усвоить и гигиенические запреты: не брать различные предметы и игрушки в рот; не есть немытые фрукты и овощи, пищу, упавшую на пол, на землю, неизвестную зелень, ягоды с куста. Ребенку запрещают во время сна закрываться одеялом с головой, т.к ему приходится дышать не свежим воздухом, а своими испарениями. Перед сном следует снять дневное нательное белье и надеть ночное, нельзя спать только на одном боку или «калачиком», лучше всего спать на спине, в свободной позе, для предупреждения деформации черепа, грудной клетки, позвоночника. По утрам не нужно давать ребенку долго лежать в постели; проснувшись, он должен сразу вставать и делать утреннюю зарядку. Дошкольникам целесообразно сообщать элементарные сведения о болезнях, которые передаются от человека к человеку через грязные руки, немытые овощи и фрукты. Необходимо познакомить их с понятием «осанка» во время ходьбы, сна, на занятиях и в доступ ной для детского восприятия форме сообщить о значении соблюдения ее для здоровья и красоты. Для здоровья ребенку необходимо соблюдать режим дня. Взрослые должны разъяснить им важность его соблюдения, заложить положительное отношение к этому процессу (вовремя ложиться спать, делать утреннюю зарядку, проводить закаливающие процедуры и т.д.). В последний год пребывания в детском саду воспитанников знакомят с режимом дня школьника. Гигиеническое воспитание помогает решать общие задачи воспитания, способствует развитию воли, дисциплинированности и других черт характера.
Заведующие ДУ организуют воспитательный процесс т.о., чтобы обеспечить, прежде всего, охрану и укрепление здоровья детей. Они создают гигиенические условия воспитания и развития детей. В их обязанности входит организация полноценного питания, правильного режима дня, пребывания детей на свежем воздухе, закаливающих процедур; контроль соблюдения гигиенических требований на занятиях, прогулках, во время игр, приема пищи, сна и др.; обеспечение методической подготовки воспитателей, оказание им административной помощи; осуществление контакта с родителями для обеспечения единства гигиенических требований в ДОУ и в семье. В большей степени гигиеническое воспитание детей в группах осуществляют воспитатели. Гигиенические навыки и представления дети приобретают и на занятиях по развитию речи, физической культуре, труду и др. Важно научить детей проводить анализ своих действий на основе уже имеющихся гигиенических представлений и сформированных навыков. Для этого не следует давать детям прямое указание, что надо сделать. Например, можно сказать, что игра закончилась, через 10 мин будет обед или дневной сон. Дети сами должны догадаться, что пора мыть руки или готовиться ко сну. Такой прием хорошо обнаруживает сознательное применение закрепленного навыка. При проведении гигиенического обучения воспитатели, учитывая особенности конкретного восприятия и мышления детей дошкольного возраста, должны использовать игры, прогулки, книжки-картинки, плакаты на заданные темы и просить детей рассказывать по ним.
Санитарное просвещение представляет систему государственных, медицинских и общественных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья, предупреждение болезней, сохранение активного долголетия, высокой работоспособности. Оно призвано постоянно и целенаправленно повышать уровень санитарной культуры населения. Гигиеническое обучение и воспитание определяются комплексом мероприятий, обеспечивающих углубленные санитарно-гигиенические знания и прививающих соответствующие умения разным группам населения. Кроме общегосударственных программ, сохранение и укрепление здоровья зависит от уровня санитарной культуры самого человека, который должен овладеть в период развития знаниями в области профилактической медицины и гигиены и выполнять гигиенические и профилактические правила. Для повышения санитарного уровня работников ДОУ организуются специальные курсы, на которых рассматриваются вопросы профилактики инфекционных заболеваний, пути и источники их распространения, меры их предупреждения, вопросы личной гигиены, санитарные правила уборки помещения и территории дошкольного учреждения, правила гигиенического обслуживания детей.
Контрольные вопросы
1. Какие требования предъявляются к микроклимату дошкольных учреждений?
2. Что способствует загрязнению воздуха в дошкольных учреждениях?
3. Какие изменения происходят в воздушной среде помещений во время и после переодевания детей?
4. Обоснуйте необходимость санитарно-гигиенического просвещения детей дошкольного возраста, родителей, сотрудников ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия по гигиеническому воспитанию детей дошкольного возраста "Волшебница вода"
Проведение санитарно-гигиенического обучения населения, а особенно детей, одно из важных направлений в работе медицинского работника. Знания о профилактике заболеваний, правила ведения ЗОЖ необх...
Вспомогательные гигиенические мероприятия по повышению работоспособности
Вспомогательные гигиенические мероприятия по повышению работоспособности...
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЫПОЛНЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
Здоровый человек - это полноценный член общества, отличающийся высоким уровнем физической и умственной работоспособности, хорошим самочувствием, внутренним душевным комфортом. Одним из мероприятий, ок...
Гигиеническая регламентация пищевых добавок в продуктах питания
Гигиеническая регламентация пищевых добавок в продуктах питания...
Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков детей средней группы
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гиги...
Разновидности ходьбы, бега, с оздоровительно –гигиенической направленностью для проведения подготовительной части урока.
Разновидности ходьбы, бега, с оздоровительно –гигиенической направленностью для проведения подготовительной части урока....
Тема 1.3. "Практическая работа №1 Организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки".
Рациональное питание способствует сохранению здоровья, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, высокой физической и умственной работоспособности, активному долголетию. Суть...