Психологическая поддержка семьи при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья
статья

Кузичкина Наталья Алексеевна

Рекомендации родителям, в семье которых родился ребенок с ограниченными возможностями здоровья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая поддержка семьи при рождении ребенка с ограниченными  возможностями здоровья

Благополучное будущее семьи в  которой родился ребенок с особенностями развития  зависит от умения родителей адаптироваться к создавшейся ситуации. У многих родителей возникают порой разные чувства по отношению  к своему ребенку,  они его любят  так, как если бы он был  здоровым, а потом вновь начинают ощущать всю тяжесть обрушившегося на  них горя. Так происходит потому, что в действительности они любят  ребенка, но не принимают его болезни и от этого страдают. Родители  пытаются решить проблему, посещая одного врача за другим и переходя  из одной больницы в другую в поисках специалиста, который предложил бы  их ребенку чудесное исцеление. Они испытывают огромное чувство вины,  пытаются вернуть себе душевное равновесие и компенсировать болезнь  ребенка двумя путями: начинают самоотверженно ухаживать за ним или же  с горячностью обвиняют врачей, социальных работников и учителей в  невнимании и безответственности. Часто у родителей прослеживаются обе  эти тенденции.

Без правильной психологической поддержки большинство огорченных родителей пробует достичь хоть какого-то согласия между собой, которое бы  облегчило их страдания, но нередко это происходит путем нарушения  отношений, как с больным ребенком, так и с остальными членами семьи. Наилучшим вариантом будет сохранение добрых нормальных отношений в  семье, однако родителям потребуется развить у себя дополнительные  качества для того, чтобы помогать ребенку преодолевать его проблемы.

Это значит, что ребенку нужно, чтобы его любили и относились к  нему, как к здоровому, воспринимая его таким, каков он есть, независимо от  его проблем. Подобное отношение, способствующее установлению  взаимного контакта между ребенком и остальными членами семьи,  позволит ему развивать свои личностные качества в наиболее благоприятной среде.

Возможно, что в будущем ребенок не станет  физически полноценным, но сумеет без особых конфликтов и разногласий  войти в мир, стать добрым, отзывчивым и полезным для окружающих, что,  собственно, и делает человека человеком. Как здоровый, так и ребенок с ограниченными возможностями здоровья, став взрослым, гораздо легче сможет достигнуть своего  благополучия и сыграть положительную роль в жизни общества, если растет  в радостной, дружной и сплоченной семье.  Даже учеба легче дается тому  ребенку, который в раннем детстве чувствовал себя в семье спокойно и  уверенно.

                                 Где искать решение этой проблемы?

Первое потрясение, которое получают родители, узнав о врожденной  болезни ребенка, может быть во многом смягчено информацией,  предоставляемой врачом в этот трудный для семьи период в осторожной и  доступной форме. Многие семьи не имеют такой информации, а их  трудности неуклонно возрастают. Если родители испытывают потребность  в большей помощи, чем та, что им предоставляется врачом, они должны  будут найти  организацию, которая могла бы  предложить им помощь на соответствующем профессиональном уровне.

Так же родителям необходимо создать условия для своего ребенка дома. Самым важным качеством, которым должна обладать семья,  является единство и согласие. Важно, чтобы оба родителя в полной  мере разделяли ответственность по воспитанию и уходу за своим ребенком.  Любая тенденция к взаимным обвинениям или к меньшему участию в  воспитании ребенка, или же, напротив, к взятию на себя одним из родителей  всей ответственности может стать разрушительной. Матери  склонны брать повышенную ответственность по уходу за больным  ребенком. Отцы же считают это в порядке вещей.  Чаще всего именно женщины испытывают  чувство вины, если ребенок рождается с нарушениями развития. Они  считают себя несостоятельными как жены и матери и думают, что теперь  они одни должны заниматься воспитанием ребенка.

Лучше всего, чтобы оба родителя  сплотились и начали  помогать друг другу, полностью разделяя между собой уход и воспитание ребенка. Муж должен осознать, что для жены  важно открыто поговорить о ребенке, о них самих,  почувствовать себя понятой. Родители с самого начала должны также  отдавать себе отчет в том, что потребности есть не только у ребенка, но и у  них, и нужно жить дальше. Родители еще нуждаются в том, чтобы побыть  друг с другом наедине; им нужны развлечения, друзья, походы в кино, в  театр;  нужно общаться с  другими детьми в семье. Любое ущемление нормальной семейной жизни  пойдет во вред как ребенку, так и его братьям и сестрам и самим родителям.  Не следует думать, что нужно пожертвовать всем на свете ради ребенка с  особенностями развития, который является тяжким бременем для чересчур  заботливых родителей. Ведь сам постоянно страдая, такой ребенок  заставляет страдать и остальных членов семьи. И в конце концов, семья от  этого может разрушиться. Муж, лишенный внимания жены, может  почувствовать ненависть к ребенку, на котором оно сконцентрировалось, и  даже может покинуть дом, чтобы найти утешение на стороне.

Братья и  сестры могут искать выход вне домашнего очага, в котором все подчинено  удовлетворению воображаемых потребностей брата или сестры с ограниченными возможностями здоровья. Не  нужно впадать в это заблуждение. Больной ребенок испытывает такие же  потребности в дружбе и понимании, как и здоровый. Ему необходима  любовь, а не избалованность; внимание, а не сострадание, и прежде всего,  возможности для развития, чтобы стать самостоятельным членом общества  и со временем суметь достичь в нем определенного положения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК» ОП.01.ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ по специальности 31.02.01. Лечебное дело (углубленная подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины Д.01.01. «Здоровый ребенок» является составной  частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31....

Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Основные тезисы: необходимость оказания психологической поддержки семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, или риском появления отклонений в развитии; понятие и сущность психологического сопровождения; сп...

Психологическая поддержка - основа созидательной интерпретации учебных ситуаций

Психологическая поддержка - основа созидательной интерпретации учебных ситуаций Доклад на конференции...

"Атмосфера жизни семьи, как фактор физического и психического здоровья ребенка"

Материал подготовлен с учетом особенностей воспитанников детского дома, Речь идет о "Семье" в детском доме об условиях их роживания....

Методическая разработка конкурса - игры «Организация медицинской помощи и психологическая поддержка людей в условиях ЧС»

Современным обществом востребованы специалисты, способные оказывать медицинскую помощь пациентам в пределах профессиональной компетенции. Осуществлению этой цели помогает решение задач:развивать у обу...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

laquo; Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»...

«К вопросу о влиянии семьи на самореализацию ребенка»

VI Международная дистанционная Педагогическая конференция «Спутник знаний-2017»....