МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП. 02 Психология для студентов специальности 44.02.01. Дошкольное образование
рабочая программа
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплинеОП.02 Психология для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование составлены в соответствии с рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС СПО. Настоящий сборник методических рекомендаций предназначен в качестве пособия при проведении самостоятельной работы по программе «Психология» для студентов специальности 44.02.01. «Дошкольное образование» содержит характеристики заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов и условия выполнения каждого вида заданий; приложения (памятки для студентов, таблицу контроля над выполнением внеаудиторной СР для педагога)
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«КОГАЛЫМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации внеаудиторной самостоятельной работы
по учебной дисциплине ОП. 02 Психология
для студентов специальности
44.02.01. Дошкольное образование
г. Когалым, 2018
РАССМОТРЕНО
МО ________________________________
Протокол № ______ от ________________
Председатель ________________________
ОДОБРЕНО
Методическим советом БУ «Когалымский политехнический колледж»
Составитель: Васюкова И. Г. преподаватель БУ «Когалымский политехнический колледж»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С введением ФГОС нового поколения значение самостоятельной работы существенно возрастает. Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д. Субъектная позиция обучающегося в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе – овладения компетенциями. Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения самостоятельной работы, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений. В связи с этим качественно изменяется часть работы преподавателей, которая находит отражение в индивидуальных планах в части, касающейся учебной и учебно-методической работы. В условиях роста значимости внеаудиторной работы обучающихся наполняется новым содержанием деятельность преподавателя и обучающегося. Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с целью овладения студентом общими и профессиональными компетенциями , позволяющими сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. Роль студента заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.
Самостоятельная работа обучающихся – это организационно и методически направляемая преподавателем учебная, научно-исследовательская и общественно-значимая деятельность студентов, направленная на развитие компетенций, осуществляемая самостоятельно.
Задачи организации самостоятельной работы:
– систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование навыков работы с литературой;
- развитие познавательных способностей и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений.
Методическая разработка составлена в соответствии с рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС СПО.
Формирование умений самостоятельной работы студентов – важная задача всех преподавателей, в том числе и для преподавателя физики.
Если студент научится самостоятельно изучать новый материал, пользуясь учебником или какими-то специально подобранными заданиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения знаниями. Знания, которые усвоил студент сам, значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения преподавателя. В дальнейшем студент сможет самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении практических задач.
Настоящий сборник методических рекомендаций предназначен в качестве пособия при проведении самостоятельной работы по программе «Психология» для студентов специальности 44.02.01. «Дошкольное образование».
- Общие положения о самостоятельной работе студентов
Самостоятельная работа – это педагогически управляемый процесс самостоятельной деятельности студентов, обеспечивающий реализацию целей и задач по овладению необходимым объемом знаний, умений и навыков, опыта творческой работы и развитию профессиональных интеллектуально-волевых, нравственных качеств будущего специалиста.
Самостоятельная работа охватывает все формы организации учебного процесса. В зависимости от времени и места проведения, характера руководства со стороны преподавателя и способов контроля результатов самостоятельная работа делится на аудиторную, внеаудиторную и инициативную.
Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Психология»:
-работа с текстом учебной, справочной литературы и дополнительной и
оформление результатов в виде сообщений , докладов, презентаций;
-конспектирование отдельного вопроса пройденной темы;
-подготовка сообщений;
-подготовка презентаций;
-подготовка докладов;
-подготовка рефератов, рекомендаций, памяток, буклетов;
-подготовка группового проекта;
-обзор и анализ сайтов сети интернет и оформление результатов в виде сообщений, докладов, презентаций
-работа с таблицами
-решение задач, в том числе графических
-выполнение обязательных домашних заданий
- конспектирование отдельных вопросов пройденной темы
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
– формирование навыков самообразования, развитие познавательных и творческих способностей личности как основополагающего компонента компетентности выпускника;
– формирование научно-исследовательских компетенций обучающихся, способности к осуществлению самостоятельных научных проектов;
– внеаудиторное формирование общекультурных, профессиональных компетенций в рамках учебных дисциплин (модулей), позволяющее в ходе аудиторной работы перенести акцент с репродуктивных методик преподавания на инновационные технологии обучения.
Время на внеаудиторную самостоятельную работу студентов берется в расчете 50% от всего учебного времени отведенного на изучение дисциплины. Основной формой контроля за самостоятельной работой студента являются практические и лабораторные занятия, защита групповых проектов, рефератов, сообщений и докладов, обзор найденной информации Интернет-сайтов на лекциях и семинарах, контрольные занятия.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умение студента использовать теоретические знания при решении задач;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
- Характеристика заданий для внеаудиторной
самостоятельной работы студентов
Задание 1.
Подготовка сообщений
Информационное сообщение – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на лекции, семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч.
Цель задания :
-углубление и расширение знаний по предложенной теме и необходимости ее изучения для будущей профессии;
-формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
-развитие познавательных способностей, ответственности.
Содержание задания :
-чтение указанной литературы;
-написание сообщений;
-подготовка устного сообщения на данную тему.
Срок выполнения:
-подготовить к следующему теоретическому занятию
Основные требования к результатам работы :
в сообщении должны быть освещены следующие моменты
-сущность понятий темы
-необходимость и важность изучения темы для будущей профессии
-оформление сообщения на бумажном или электронном носителе
Критерии оценки:
- актуальность темы, 1 балл;
- соответствие содержания теме, 1 балл;
- глубина проработки материала, 1 балл;
- грамотность и полнота использования источников, 1 балл;
- наличие элементов наглядности, 1 балл.
- Максимальное количество баллов: 5
- Оценка выставляется по количеству набранных баллов.
Форма контроля:
Проверка наличия сообщений у каждого студента и опрос устно несколько человек или собеседование
Задание 2
Подготовка реферата, рекомендаций
Цель задания :
-формирование умений использовать учебную и энциклопедическую литературу;
-развитие познавательных способностей, самостоятельности, ответственности;
-умение пользоваться сетью Интернет
Содержание задания:
-чтение указанной литературы:
-оформление реферата соответственно требованиям
-подготовка устных сообщений на уроке
Срок выполнения:
-подготовиться к следующему теоретическому занятию
Ориентированный объем работы:
4-6 страниц печатного текста на бумажном или электронном носителе
Основные требования к результатам работы:
В реферате должны быть раскрыты следующие вопросы:
-сущность понятий темы
-необходимость и важность изучения темы для будущей специальности
Критерии оценки:
-актуальность темы, 1 балл;
-соответствие содержания теме, 3 балла;
-глубина проработки материала, 3 балла;
-грамотность и полнота использования источников, 1 балл;
-соответствие оформления реферата требованиям, 2 балла;
-доклад, 5 баллов;
-умение вести дискуссию и ответы на вопросы, 5 баллов.
Максимальное количество баллов: 20.
19-20 баллов соответствует оценке «5»
15-18 баллов – «4»
10-14 баллов – «3»
менее 10 баллов – «2»
Форма контроля
- проверка наличия докладов у каждого студента;
Задание 3
Подготовка докладов
Цель задания:
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать специальную литературу;
-развитие познавательных способностей: самостоятельности, ответственности
Содержание задания:
- чтение указанной литературы;
- написание докладов;
- подготовка устного сообщения по данной теме.
Срок выполнения:
-подготовить к следующему теоретическому занятию.
Ориентированный объем работы:
Одна-две страницы рукописного текста на бумажном или электронном носителе
Основные требования к результатам работы:
в докладе должны быть освещены следующие моменты:
-сущность понятий темы
-необходимость и важность изучения темы для будущей специальности
Критерии оценки:
- актуальность темы, 1 балл;
- соответствие содержания теме, 1 балл;
- глубина проработки материала, 1 балл;
- грамотность и полнота использования источников, 1 балл;
- соответствие оформления доклада требованиям, 1 балл.
- умение вести дискуссию и ответы на вопросы, 5 баллов.
Максимальное количество баллов: 10.
9-10 баллов соответствует оценке «5»
7-8 баллов – «4»
5-7 баллов – «3»
менее 5 баллов – «2»
Форма контроля:
- проверка наличия докладов у каждого студента;
- опрос нескольких студентов.
Задание 4
Конспектирование отдельных вопросов пройденной темы
Цель задания:
-углубление и расширение теоретических знаний;
-формирование умений использовать дополнительную и справочную литературу;
-развитие самостоятельности
Содержание задания:
- чтение дополнительной и справочной литературы;
-выполнение конспекта на заданную тему
Срок выполнения:
-подготовить к следующему теоретическому занятию
Ориентированный объем работы:
Одна страница альбомного листа
Основные требования к результатам работы:
- повторение пройденного материала
Критерии оценки:
- содержательность конспекта, соответствие плану, 3 балла;
- отражение основных положений, результатов работы
автора, выводов, 5 баллов; - ясность, лаконичность изложения мыслей студента, 3 балла;
- наличие схем, графическое выделение особо значимой
информации, 1 балл; - соответствие оформления требованиям, 1 балл;
- грамотность изложения, 1 балл;
- конспект сдан в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
Форма контроля:
-проверка наличия конспектов у каждого студента;
- опрос нескольких студентов.
Задание 5
Работа с текстом учебной, дополнительной и справочной литературы
Чтобы успешно работать с учебной и научной литературой, необходимо владеть определенными учебными умениями и навыками, к ним относятся:
- умение накапливать информацию;
- умение творчески ее перерабатывать;
- умение выдавать новую информацию;
- умение находить на все это время.
Цели чтения:
- информационно-поисковая - найти нужную информацию
- усваивающая - понять информацию и логику рассуждения
- аналитико-критическая - осмыслить текст, определить к нему свое отношение
- творческая - на основе осмысления информации дополнить и развить ее.
Методика обработки полученной информации
Информация, полученная путем чтения, предназначается для дальнейшего использования, а для этого ее фиксируют: делают пометки, подчеркивания, лучше на вкладных листах; разного вида записи (выписки, план, тезисы, аннотации, конспект и др.); схемы. Для лучшего запоминания полезно пересказать текст с опорой на сделанные записи, при этом, не забывая, что начинать любого вида записи следует с библиографических данных текста.
Рекомендации
- Составляя план при чтении текста, прежде всего, старайтесь определить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам давайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен «поворот» содержания, уточните формулировки.
- Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией.
- Чтобы облегчить роботу, самые важные места в книге отмечайте, используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки.
Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.
Срок выполнения:
-подготовить к следующему теоретическому занятию
Основные требования к результатам работы:
-повторение пройденного материала
Критерии оценки:
-уровень освоения студентом справочного и дополнительного материала
Форма контроля:
-фронтальный опрос на лекции
Задание 6
Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (приложение). Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч
Рекомендации по созданию презентации
Общие требования к презентации:
- Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
- Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; наименование колледжа,
- Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
- Дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
- В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов.
- последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.
Практические рекомендации по созданию презентаций
Создание презентации состоит из трех этап
I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:
1.Определение целей.
2.Сбор информации об аудитории.
3.Определение основной идеи презентации.
4.Подбор дополнительной информации.
5.Планирование выступления.
6.Создание структуры презентации.
7.Проверка логики подачи материала.
8.Подготовка заключения.
II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
Требования к оформлению презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов:
Стиль | -Соблюдайте единый стиль оформления -Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. -Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). |
Фон | Для фона предпочтительны холодные тона |
Использование цвета | -На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. - Для фона и текста используйте контрастные цвета. - Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). Таблица сочетаемости цветов в приложении. |
Анимационные эффекты | - Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. - Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. |
Представление информации:
Содержание информации
| -Используйте короткие слова и предложения. -Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. -Заголовки должны привлекать внимание аудитории. |
Расположение информации на странице | -Предпочтительно горизонтальное расположение информации. -Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. -Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. |
Шрифты | - Для заголовков – не менее 24. - Для информации не менее 18. - Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. -Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. -Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. -Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). |
Способы выделения информации | Следует использовать: - рамки; границы, заливку; - штриховку, стрелки; - рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. |
Объем информации | -Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. -Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: - с текстом; - с таблицами; - с диаграммами. |
Критерии оценивания презентаций
Общие баллы | Область оценивания | Параметры для оценивания | Базовый уровень (от 1 до 4) | Средний уровень (от 5 до 7) | Высший уровень (от 8 до 10) | Общие баллы |
15 | Стиль | 1. Единый стиль оформления. 2. Избегайте стиля, которые будет отвлекать от самой презентации. 3. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не преобладают над основной информацией (текстом, иллюстрациями). | ||||
10 | Содержание | 1.Содержание раскрывает цель и задачи исследования. | ||||
30 | Информация | 1.Достоверность (соответствие информации действительности, истинность информации). 2.Полнота (отражение источником информации всех существенных сторон исследуемого вопроса). 3.Ссылки и обоснования (наличие ссылок, сведений о происхождении информации). 4.Отсутствие неопределенности, неоднозначности. 5. Современность источника. 6.Разумная достаточность (ограничения с точки зрения используемых источников). | ||||
35 | Текст | 1.Научность (построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе). 2.Логичность (наличие логических связей между излагаемыми понятиями). 3.Доступность (текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено). 4.Однозначность (единое толкование текста различными учащимися). 5.Лаконичность (текстовое изложение должно быть максимально 6.Завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено). 7. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок. | ||||
10 | Оформление | 1.Использование эффектов (цвета, анимации и звуковых эффектов) |
Пояснения: 0-30 баллов – неудовлетворительно
31-60 баллов – удовлетворительно
61-90 баллов - хорошо
91-100 баллов - отлично
Срок выполнения:
-подготовить к следующему теоретическому занятию.
Форма контроля:
-защита презентации на лекции, собеседование.
Задание 7
Подготовка и защита группового проекта
Научно-исследовательская (проектная) деятельность студента, – этот вид деятельности предполагает самостоятельное формулирование проблемы и ее решение, либо решение сложной предложенной проблемы с последующим контролем преподавателя, что обеспечит продуктивную творческую деятельность и формирование наиболее эффективных и прочных знаний (знаний-трансформаций).
Рекомендуемая тематика проектов:
- Автомобили и экология.
- Автомобиль будущего.
- Физика в конструкции автомобиля.
- Лучшая соловая установка для автомобиля.
- Физика автомобильной фары.
- Трение и движение автомобиля.
Цель: развитие у студентов исследовательского, научного мышления, формирование устойчивого интереса к будущей профессии.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ
(оформление, содержание и структура, творческий результат, технологическая документация, презентация)
1.Требования к оформлению
Проект может быть написан от руки разборчивым почерком или представлен в электронном варианте через 2 интервала на стационарных листах бумаги (формат А4) с одной стороны. Размер полей: левое, верхнее и нижнее поле —20 мм, правое —10 мм.
Проект имеет хорошо организованную структуру, выполнен аккуратно и удобен для чтения, отличается внешней привлекательностью.
Культура изложения проекта:
- отсутствие орфографических и грамматических ошибок, стилистическая грамотность;
- использование специальной терминологии;
- полнота приложений (приложения: таблицы, схемы, чертежи, фотографии, иллюстрации и т.д. называются и нумеруются);
- содержит различную анимацию, соответствующий фон и цвет;
- графический дизайн (картинки и изображения правильно подобраны и размещены и соответствуют содержанию).
2.Требования к содержанию и структуре проекта
Содержание:
-цель и тема проекта ясно изложены;
-связь с программой дополнительного образования;
-содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия;
-самостоятельные исследования обучающихся понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы;
-оригинальность: исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование широкого спектра первоисточников, материалы проекта богаты элементами мультимедиа, усиливающие содержательную часть проекта и помогающие восприятию сложных вопросов;
-практическое применение проекта: описание проекта отображает четкую последовательность мероприятий по его внедрению, компоненты проекта хорошо подготовлены для использования.
Структура:
- Титульный лист /1 стр./
В верхней части титульного листа- название образовательного учреждения, объединения, в центре титульного листа - название темы проекта, ниже темы справа -сведения об авторе: Ф.И.О. обучающегося, год рождения, возраст и год обучения в общеобразовательном учреждении; Ф.И.О. педагога, внизу листа — год написания проекта.
2.Содержание / 2 стр. и далее /
Содержание, как правило, состоит из следующих частей:
введения, основной части, заключения, списка литературы, названия полученного продукта проекта. Могут быть дополнения: приложения (таблицы, диаграммы, схемы, чертежи, образцы, иллюстрации, фотографии и т.п.), общие сведения об авторе.
*Введение
Содержит обоснование актуальности и новизны темы, цель проекта, историю возникновения. Необходимо показать, почему данный вопрос может представлять интерес или иметь практическое значение. Здесь же раскрываются задачи, которые автор ставит при написании работы. Можно сказать об основных этапах выполнения проекта и перечислить методы его выполнения / например, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение литературы, анализ, сравнение, обобщение, сопоставление с известными фактами, выполнение практического задания и др./.
*Основная часть.
Содержит материал, отобранный для рассмотрения и написания темы, проблемы. Показываются разнообразные теории по данному вопросу, сопоставление нескольких источников информации и приводятся самостоятельно решенные задачи. Выполнение заданий и упражнений, подразумевающих взаимосвязь разных объединений. Здесь же можно сказать о достигнутых результатах и по отдельным вопросам темы. Проводится демонстрация приложений / технологическая карта изделия, схемы, чертежи, таблицы, рисунки, эскизы, сколки, фотографии, образцы изделий, иллюстрации, диаграммы и т.д. / и полученного результата проекта.
*Заключение.
Оценка результата. Содержит основные выводы и заключения, к которым автор пришел в ходе работы над проектом. Можно представить отношение автора к выполненному проекту/ что было сложно или что нового открыл для себя/.
3. Список литературы.
Источники перечисляются в алфавитном порядке: Ф.И.О. автора, название работы, место издания, название издательства, год издания.
4. Название полученного результата проекта (творческий продукт).
3. Требования к творческому результату проекта:
— результат проекта может быть мультимедийной презентацией, сценкой, письменным отчетом, изготовленным макетом, изделием, моделью;
— качество выполненного готового изделия / эстетическое, конструктивное, технологическое, экономически обоснованное/.
4. Требования к технологической документации результата (изделия, модели, макета).
Назначение изделия, эскиз, технологическая карта, чертеж, материалы, инструменты, оборудование, правила техники безопасности, расход материалов и расчет цены изделия, удобство пользования и оригинальность применения, дизайн изделия, использование традиций народной культуры.
Технологическая карта изделия — документ / в виде таблицы/, в котором описан весь технологический процесс, состоящий из ряда последовательных операций, с указанием материалов, инструментов и графического рисунка.
5. Требования к презентации.
Автору проекта необходимо готовиться к презентации проекта как к публичному выступлению, говорить громко, четко объясняя содержание и поддерживая зрительный контакт с аудиторией.
На презентацию проекта отводится до 5 минут.
В публичном выступлении требуется:
- обращение — приветствие к участникам конференции, членам жюри, гостям;
- мотивировать выбор темы, дать общую характеристику структуры проекта;
- ориентироваться во времени выступления;
- осведомленность автора во всех областях проекта;
- умение автора проекта выделять главное в тексте;
- выразительность и эмоциональность выступления;
- умение автора усиливать общее впечатление от материалов презентации единством элементов дизайна и содержанием;
- охарактеризовать полезность результата проекта;
- использование ИКТ;
- в завершении выступления необходимо сделать выводы.
Критерии оценки:
Оформление проекта, 10 баллов
1. Соответствие стандартным требованиям.
2. Единый стиль оформления.
3. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
4. Общий дизайн, отвечающий требованиям эстетики.
5. Сочетание фона с графическими элементами.
6. Творчество и оригинальность
Содержание проекта, 30 баллов
1. Аргументированность выбора темы, наличие целей проектирования.
2. Обоснование потребности.
3. Практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.
4. Выполнение принятых этапов проектирования.
5. Законченность проекта, выбор профессии.
6. Самостоятельность, подготовленность проекта к восприятию
другими людьми.
Иллюстративный материал, 20 баллов
1. Соответствие изображений, диаграмм и таблиц основному
содержанию проекта.
2. Изображения интересны, привлекательны, размещены корректно, не накладываются на текст.
3. Качество помещаемых изображений
Объем информации, 20 баллов
1. Информация должна быть точной, полезной, исчерпывающей,
выводы логически обоснованными, краткими, точными.
2. Полнота библиографии, цитаты
Оценка защиты проекта, 20 баллов
1. Композиция, полнота представления работы.
2. Объем и глубина знаний по теме.
3. Коммуникативная ориентация, культура речи.
4. Использование наглядных средств, чувство времени, удержание
внимания аудитории.
Максимальное количество баллов: 100.
90-100 баллов соответствует оценке «5»
75-89 баллов – «4»
55-74 баллов – «3»
менее 55 баллов – «2»
Основные требования к учебному проекту
1.Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, социально значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы.
2.Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта.
3.Исследовательская работа обучающихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительные черты проектной работы - поиск информации.
4.Результатом работы над проектом является продукт.
5.Представление продукта заказчику - презентация продукта и защита самого проекта.
Структура учебного проекта
Этапы | Задачи | Деятельность обучающихся | Деятельность педагога |
1. Начинание | Определение темы, уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей группы | Уточняют информацию Обсуждают задание | Мотивирует обучающихся Объясняет цели проекта Наблюдает |
2. Планирование | Анализ проблемы Определение источников информации Постановка задач и выбор критериев оценки результатов Распределение ролей в команде | Формулируют задачи Уточняют информацию (источники) Выбирают и обосновывают свои критерии успеха | Помогает в анализе и синтезе (по просьбе) Наблюдает |
3. Исследование | Сбор и уточнение информации Обсуждение альтернатив (“мозговой штурм”) Выбор оптимального варианта Уточнение планов деятельности | Работают с информацией Проводят синтез и анализ идей Выполняют исследование | Наблюдает Консультирует |
4. Выполнение | Выполнение проекта | Выполняют исследование и работают над проектом Оформляют проект | Наблюдает Советует (по просьбе) |
5. Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого Анализ достижения поставленной цели | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке | Наблюдает Направляет процесс анализа (если необходимо) |
6. Защита проекта | Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов Коллективная защита проекта Оценка | Защищают проект Участвуют в коллективной оценке результатов проекта | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
Виды презентаций проектов
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:
- демонстрации видеофильма (продукта, выполненного на основе
- информационных технологий)
- научной конференции
- научного доклада
- рекламы
- соревнования
Формы продуктов проектной деятельности
- Web-сайт- Мультимедийный продукт
- Видеофильм- Прогноз
- Модель
Структура ознакомительно – ориентировочного типа проектов
1.Цель проекта и его актуальность
2.Источники информации и их обработка ( анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы)
3.Результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.)
4.Презентация (публикация в сети, обсуждение в телеконференции и пр.)
Задание 8
Обзор и анализ сайтов сети интернет
- поиск и обработка информации по теме
- анализ существующих рефератов в сети на данную тему, их оценивание
- написание своего варианта плана лекции или ее фрагмента
- подготовка доклада по теме
- подготовка сообщения по теме
- работа с web-квестом, подготовленным преподавателем или найденным в сети
Срок выполнения:
-подготовить к следующему теоретическому занятию
Форма контроля:
- проверка наличия работы у каждого студента
Критерии оценки поиска информации в Интернете
Оценка | 4-5 баллов «удовлетворительно» | 6-7 баллов «хорошо» | 8-9 баллов «отлично» |
Задание 9
Работа с таблицей
Цель работы:
-научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме в форме таблицы и оформлять отчет.
Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы (приложение 7). Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.
Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объема информации, сложности ее структурирования и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1 ч
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме - 1 балл
- логичность структуры таблицы - 2 балла
- правильный отбор информации - 2 балла
- наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации - 3 балла
- соответствие оформления требованиям - 1 балл
- работа сдана в срок - 1 балл
Максимальное количество баллов: 10.
9-10 баллов соответствует оценке «5»
7-8 баллов – «4»
5-7 баллов – «3»
менее 5 баллов – «2»
Методические рекомендации по составлению таблиц:
-запишите название таблицы
-подготовьте необходимую литературу
-внимательно прочитайте текст
-заполните таблицу
Отчет: оформить учебный материал в виде таблицы в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов».
Форма отчета для работы с таблицей: найденный материал оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Объем отчета – 2-3 страницы печатного текста. Содержание материала оформляется в виде таблицы.
Отчет должен иметь следующую структуру:
1.Титульный лист.2.
2.Лист (листы) с таблицей
Срок выполнения:
Подготовить к следующему теоретическому занятию.
Форма контроля:
Проверка наличия выполненного задания у каждого студента, собеседование
Таблицы, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1 балл.
Задание 10
Подготовка к семинару
Семинар – вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблематике, активное обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п.
С тематикой семинаров студенты знакомятся заранее, поэтому они могут подготовить ряд вопросов для выступления на семинарах. Для приобретения широкого видения проблемы студент старается осмыслить ее в общем объеме; познакомиться с темой по базовому учебному пособию или другой основной рекомендуемой литературе; выявить основные идеи, раскрывающие данную проблему; сверить их определения со справочниками, энциклопедией; подготовить план-проспект раскрытия данной проблемы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения; составить тезисы выступления на отдельных листах для последующего внесения дополнений и подготовить доклад или реферат для сообщения на семинаре; проанализировать собранный материал для дополнительной информации по темам семинара; готовясь к выступлению на семинаре, по возможности проконсультироваться с преподавателем; относиться к собранному материалу, как к источнику будущих исследований.
Цели работы:
-повторение теоретических знаний, усвоенных в рамках аудиторной работы;
-расширение и углубление знаний по теме занятия.
-формирование умений делать обоснованные выводы, владеть технологией рассуждений и аргументации своей позиции по конкретному вопросу
-формирование умений пользоваться полученными знаниями в профессиональной деятельности
Срок выполнения: к семинарскому занятию
Рекомендации по организации самостоятельной работы студента:
1.Ознакомиться с методическим обеспечением изучаемой дисциплины и планом семинара
2.Руководствоваться рекомендованной учебной литературой, которая имеется в фондах библиотеки
3.Использовать возможности сайта библиотеки и другие информационные ресурсы Интернета
4.Прочитать соответствующую теме главу учебника
5.Доработать конспект лекций
6.Разобраться в основных понятиях и терминах данной темы, используя для этого словари, учебники и учебные пособия
7.Весь собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов
8.Подготовить ответы на каждый вопрос плана
Форма контроля:
Семинар
Отчет:
Оформить подготовленный материал в письменной форме на бумажном или электронном носителе в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов» (Приложение А)
Критерии оценки работы по подготовке к семинару
№ п/п | Критерии оценки | Метод оценки | Работа выполнена | Работа выполнена не полностью | Работа не выполнена |
Высокий уровень 3 балла | Средний уровень 2 балла | Низкий уровень 1 балл | |||
1 | Правильность и самостоятельность выполнения всех этапов работы | Наблюдение преподавателя | Работа выполнена самостоятельно и правильно | При выполнении работы обучающийся допускал незначительные ошибки, часто обращался за помощью к преподавателю | 1.Работа не выполнена. 2.Обучающийся выполнял работу только с помощью преподавателя и других обучающихся 3.Обучающийся не имеет конспекта и заготовки отчета по работе. 3.Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований. |
2 | Наличие конспекта, материал которого соответствует теме работы Наличие заготовки отчета к работе | Наблюдение преподавателя | Имеется заготовка отчета к работе. Содержание конспекта полностью соответствует теме работы | Заготовка отчета имеется в наличии, но с недочетами, не полными таблицами и т.п. Конспект имеется в наличии, но содержит не полный материал теме работы | |
3 | Правильность оформления | Проверка работы | Оформление отчета полностью соответствует требованиям. | В оформлении отчета имеются незначительные недочеты и небольшая небрежность. |
Оценка | 4-5 баллов «удовлетворительно» | 6-7 баллов «хорошо» | 8-9 баллов «отлично» |
Перечень внеаудиторных самостоятельных работ и объемы времени
для студентов специальности
44.02.01. Дошкольное образование
№ | Вид и содержание внеаудиторных самостоятельных работ | Количество часов |
Раздел 1. Общие основы психологии | ||
Тема 1.1 Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой | 4 | |
1 | Подготовка сообщения по теме: «Отрасли психологии». Составление опорных схем (таблицы) основных категорий психологии | 4 |
Тема 1.2 Человек как индивид | 4 | |
1 | Конспектирование отдельных вопросов пройденной темы Составление рекомендаций для воспитателей по учету типов темперамента детей в педагогическом процессе. | 4 |
Тема 1.3 Психология личности | 8 | |
1 | Составление конспекта «Направленность личности». Сообщение «Развитие способностей у учителя». | 2 |
Раздел 2. Психология познавательных процессов | ||
Тема 2.1 Внимание | 3 | |
1 | Подготовка материала, необходимого для использования приема, игры в практической деятельности с младшими школьниками. Составление памятки для педагогов:«Подбор приемов (игр), способствующих развитию внимания младших школьников». | 2 |
Тема 2.2 Ощущения Тема 2.3 Восприятие | 2 | |
1 | Подготовить практический материал в форме реферата на тему «Подбор игр, способствующих сенсорному развитию дошкольников» | 2 |
Тема 2.4 Память | 4 | |
1 | Разработка памятки для педагогов: приемы (игр), способствующих развитию памяти дошкольников. Подготовка сообщения «Материалы, необходимые для использования приемов и игр в практической деятельности с дошкольниками» | 4 |
Тема 2.5 Мышление | 2 | |
1 | Подбор приемов (игр), способствующих развитию мышления и речи младших школьников. Подготовка материала, необходимого для использования игры в практической деятельности с младшими школьниками. | 2 |
Тема 2.6 Воображение | 6 | |
1 | Подбор приемов (игр), способствующих развитию воображения младших школьников. Подготовка презентации по теме «Использования игр с младшими школьниками в практической деятельности воспитателя» и выступление. | 4 |
Раздел 3. Возрастные особенности психического развития | ||
Тема 3.1 Ведение в возрастную психологию Тема 3.2 Теории возрастного развития Тема 3.3 Основные направления психического развития в младенчестве и раннем детстве Тема 3.4. Психическое развитие ребёнка дошкольного возраста | 4 | |
1 | Подготовка сообщения по теме: «Предпосылки учебной деятельности в дошкольном возрасте». Подбор методик для диагностики психологической готовности ребенка к школе. | 4 |
Тема 3.5. Особенности психического развития младшего школьника. | 4 | |
1 | Подбор методик для диагностики школьной дезадаптации. Выявление причин школьной дезадаптации. Подготовка сообщения: «Повышение мотивации к обучению в школе» | 4 |
Тема 3.6. Психологические особенности развития подростка. | 2 | |
1 | Подготовка сообщения на тему: «Девиантное поведение». Изучение темы: «Чувство взрослости – центральное новообразование подросткового возраста». Составить портрет девиантного подростка. | 2 |
Тема 3.7. Психическое развитие в юношеском возрасте. | 4 | |
1 | Групповой проект на темы (на выбор): «Социальная ситуация развития. Ведущий вид деятельности. Новообразования в юношеском возрасте». «Основные нравственные проблемы юности». «Аномальная эмоционально-психологическая симптоматика ранней юности. Развитие высших чувств. Становление личности в ранней юности» | 4 |
Итого: | 38 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
- Волкова А.И. Психология общения: Учебное пособие для СПО.-Ростов-на-Дону:Феникс,2006.-512с.
- Волков Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться. – М.: Академический Проект, 2004.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2008.
- Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека» – М.: Педагогическое общество России, 2006.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: АСТ, Астрель, 2009.
- Ефремова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2006.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие – М.: Сфера, 2009.
8. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ; СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.
9. Электронный ресурс Психология. Каталог сайтов по психологии. –
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения [Текст]: методическое пособие / Авт.-сост: Л.Н. Вавилова, М.А. Гуляева. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2012. – 180 с.
2. Управление самостоятельной работой [Текст]: методическое пособие / Т.Г. Аргунова, В.Н. Андреева, Л.А. Зубарева, Э.А. Курманова, З.И. Макарьева и др.; под общ. ред. И.П. Пастуховой. – М.: Библиотека журнала «СПО», 2006. – 192 с.
Приложение А
Правила оформления текстовых материалов
Текстовый материал набирается компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4.
Поля документа:
-верхнее, нижнее, левое – 2 см;
-правое – 1 см.
Гарнитура шрифта: Times New Roman
Высота шрифта (кегль): 14 пт.
Цвет шрифта: черный.
Абзацный отступ: 1,25 см.
Междустрочный интервал: 1,5 строки.
Отступ между абзацами: 0 пт.
Нумерация страниц: внизу страницы по центру; титульный лист не нумеруется (особый колонтитул для первой страницы).
Допускается выделение главного по тексту полужирным начертанием или курсивом.
Таблицы допустимо заполнять текстом с высотой шрифта 10-14 пт. Названия столбцов таблицы выделяются полужирным начертанием и расположением по центру ячейки. Названия строк таблицы выделяются полужирным начертанием и расположением по левому краю ячейки. Остальные ячейки таблицы заполняются шрифтом с нормальным начертанием. Текстовое содержание ячеек может располагаться как по центру ячейки, так и по левому краю, и по ширине. Цифровое содержание ячеек таблицы располагается только по центру ячейки. Не допускается заливка ячеек таблицы цветом, а также цветной текст.
Название таблицы оформляется вверху перед таблицей в виде: Таблица – Название таблицы. Форматируется название по ширине с абзацным отступом.
Схема оформляется графическим способом с применением плоских геометрических фигур (прямоугольников, квадратов, кругов, овалов) с указанием логических связей между ними при помощи линий и стрелок.
Текст внутри фигур схемы оформляется шрифтом Times New Roman, размер 8-10 пт, форматирование по центру.
Название схемы располагается под ней по центру и начинается словом Рисунок. Затем после тире следует название схемы в виде: Схема «Название схемы».
Приложение Б
Памятки для студентов
Памятка студенту по конспектированию текста
Конспект должен быть легко обозримым и легко читаемым. Для этого надо выполнить несложные правила оформления, которые заимствованы у зарубежных студентов:
- заголовок пишется цветной пастой;
- левая треть листа отводится под поле для отметок студента, 2/3 справа предназначены для конспектирования;
- подзаголовки пишутся темной пастой и подчеркиваются цветной;
- в тексте конспекта высота строчных букв 2 мм (бумага в клетку, записи в каждой строке);
- абзацы текста отделяются друг от друга пробельной строкой, чтобы облегчить чтение записей;
- в каждом абзаце ключевое слово подчеркивается цветной пастой;
- в конце изучаемой темы оставляется чистая страница для построения структурно - логической схемы или сжатой информации иного типа.
Памятка студенту по вдумчивому чтению
На этапе общего знакомства с книгой:
1.Познакомьтесь с титульным листом. Знакома ли вам фамилия автора, о чем она вам говорит? Какие произведения этого автора вам известны?
2.Проанализируйте заглавие. Все ли слова в нем понятны? Определите по заглавию, о чем пойдет речь в тексте, вспомните все, что вы уже знаете по теме, обозначенной в заглавии.
3.Обратите внимание на классификационную характеристику книги в подзаголовке (учебник, учебное пособие, словарь - справочник, монография и т. д.) Определите, для кого она предназначена.
4.Обратите внимание на год издания книги. Если она выпущена давно, то не исключено, что приведенные в ней сведения могли устареть. В этом случае вам потребуется ознакомиться и с новой литературой по интересующему вас вопросу.
5.Прочитайте оглавление книги, если есть - аннотацию, предисловие и послесловие к ней. Опираясь на них, представьте себе в общих чертах содержание книги, ее проблематику, главные положения работы. На основании этого оцените важность книги для разработки вашей темы.
На этапе чтения текста
1.Обращайте внимание на все непонятные слова и выражения. Отыскивайте их толкование в словарях или справочниках.
2.Подумайте, что вам непонятно в самом содержании текста. Попробуйте разобрать конкретные примеры - возможно, станет понятнее текст.
3.По ходу чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предложения о дальнейшем его содержании.
4.Проверяйте верность выдвинутых вами предложений при чтении последующих частей текста.
5.Спорьте с автором, выдавайте свои контрдоводы.
6.Старайтесь все время выделять в тексте главное, существенное. Подчеркивайте важную информацию, делайте выписки основных идей, положений. Обращайте внимание на фразы, выделенные курсивом или жирным шрифтом, так как именно они выражают понятия и мысли.
7.Особое внимание уделяйте первым фразам каждого абзаца, к которым потом «привязываются» все другие мысли, входящие в этот абзац.
После прочтения текста
1.Постарайтесь сформулировать главную мысль текста, его основные положения (тезисы).
2.Прочитайте повторно трудные для вас части текста, проверьте правильность их понимания, обращайтесь за советом к преподавателю.
3.Выработайте собственное отношение к предмету речи, придумайте аргументы в обоснование своей точки зрения.
4.Постарайтесь соотнести прочитанное с другой известной вам информацией по той же теме, определить сходства и расхождения.
5.Обобщая полученные сведения, сформулируйте собственные выводы на основе прочитанного.
Как отделять главное от второстепенного
Одним из основных для реферирования является умение выделять в тексте главную, наиболее существенную информацию. Главной является информация, имеющая наиболее существенное значение для понимания данной темы, вопроса. К ней относятся определения научных понятий, формулировки законов, правил, перечисление принципов, основные мысли (положения, утверждения) автора, его выводы, классификация явлений, фактов.
Второстепенная информация либо детализирует, разъясняет главную информацию, либо отражает вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации. К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явления, второстепенные факты (из биографии писателя, из истории создания произведения), а также разного рода комментарии (объяснительные замечания, толкования) тех или иных отрывков из произведений художественной литературы. После этого необходимо ознакомиться с сильными позициями в учебном и научном тексте это:1)заглавие,2)зачин (введение), 3)концовка (заключение).
Сильные позиции есть не только во всем тексте, но и в его частях. В абзаце наиболее информативным является первое (начальное) предложение, содержащее тезис, то есть основное положение автора, которое затем конкретизируется в основной части абзаца. В отдельном предложении более информативной является, как правило, вторая его часть, то есть предикат, который отражает новое.
Главная информация в тексте отражается не только позиционно, но и графически (курсивом, жирным шрифтом, подчеркиванием и другими способами).
Главную информацию нужно воспроизвести в реферате полностью, без каких - либо существенных сокращений, порой в буквальном смысле - дословно. Второстепенная же информация же должна быть подвергнута смысловой переработке и сжатию.
Памятка студенту по приемам сжатия текста
В науке известны три способа сжатия текста.
1 Исключение подробностей, деталей, конкретных предметов, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т. п.
Объектом сжатия, сокращения при реферировании может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить ее запись. Смысл предложения не изменится, и оно только выиграет от сжатия. Возможно также исключение последнего слова стиле, позволяющее избежать повтора близлежащих словоформ.
2 Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае студент должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем переформулировать мысль своими словами.
3 Сочетание исключения и обобщения
Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей конкретного текста.
Памятка студенту по составлению реферата
Реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления. Такой обзор должен давать представление о современном состоянии изученности той или иной научной проблемы, включая сопоставление точек зрения специалистов, и сопровождаться собственной оценкой их достоверности и убедительности. В отличие от научных статей, диссертаций, монографий, имеющих целью получения нового знания в ходе самостоятельного исследования и введение его в научный оборот посредством опубликования, реферат не предполагает изложения самостоятельных научных результатов. Его задача - обобщить достигнутое другими, самостоятельно изложить проблему на базе фактов почерпнутых из литературы.
Структура реферата
- Титульный лист
- Содержание (оглавление)
- Введение
- Основной текст
- Заключение (или выводы)
- Список использованной литературы
- Приложения (по усмотрению автора)
Оглавление (содержание) включает перечень всех частей и рубрик работы студента, а также номера соответствующих им страниц текста.
Во введении должна быть обоснована актуальность темы, сформулированы цели работы и основные вопросы, которые предполагается раскрыть в реферате, а также должно быть указано, с использованием каких материалов выполнена работа - дается краткая характеристика использованной литературы с точки зрения полноты освещения в ней избранной темы. Объем введения не должен превышать 1-1,5 страницы.
Основной текст. В этой части излагается содержание темы.
В заключении обобщается изложенный в основной части материал, формулируются общие выводы, указывается, что нового лично для себя вынес автор реферата из работы над ним. Делая выводы, необходимо учитывать опубликованные в литературе различные точки зрения на изложенную в работе проблему, сопоставить их и отметить, какая из них больше импонирует автору реферата. Во всей работе, особенно во введении и заключении, должно присутствовать личное отношение автора к раскрываемым вопросам. Заключение по объему, как правило, не должно превышать введения.
Составление списка использованной литературы и источников. Сведения об использованных источниках приводятся в соответствии с требованием ГОСТа. Каждый источник указывается строго в соответствии с его наименованием и нумеруется. В списке литературы для каждого источника приводятся: фамилии и инициалы автора, полное название, место издания (город), издательство, год издания. Например, Данилов А. А. История России IX-XIX вв. Справочные материалы. М.: Владос, 1997. Если место и год издания неизвестны, после названия произведения или источника указывается: Без м. и г. издания.
Содержание и оформление приложений. В приложения рекомендуется включать материал, который по разным причинам не приведен в основном тексте работы: заимствованные из литературы или самостоятельно составленные автором реферата таблицы, схемы, графики, диаграммы, карты, именной, тематический или географический указатель, словарь терминов, фотографии, ксерокопии, рисунки. Страницы приложения продолжают сквозную нумерацию реферата. Само приложение нумеруется арабскими цифрами, чтобы на него можно было сослаться в конце соответствующей фразы текста.
Виды рефератов. Обзорные – созданные на основе нескольких первоисточников. Монографические – созданные на основе одного первоисточника.
Приложение В
Таблица контроля над выполнением внеаудиторной самостоятельной работы
ПСИХОЛОГИЯ
Специальность «Дошкольное образование»
№ п/п | ФИО | Составление и защита презентации | Сообщение | Конспектирование | Доклад | Реферат | Подготовка и защита группового проекта | Работа с текстом учебной литературы, дополнительной и справочной литературой | Выполнил / Не выполнил | ||||
и т.д. | т.д. |
| и т.д. | и т.д. | |||||||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
15 | |||||||||||||
16 | |||||||||||||
17 | |||||||||||||
18 | |||||||||||||
19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (методические указания к курсовой и к контрольной работе)
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы закрепить и проверить знания, полученные студентами в процессе изучения учебного материала, а также выявить умение применять на практике методы анализа конкре...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов (учебная дисциплина "ОБЖ")
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по учебной дисциплине "Основы безопасности жизнедеятельности" предназначены для обучающихся по специальностям СПО и содержат характерист...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 Психология общения для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 Психология общения...
Методические рекомендации по организации практических работ по учебной дисциплине «Эффективное поведение на рынке труда» для профессии 43.01.09 Повар, кондитер
Методические рекомендации по организации практических работ по учебной дисциплине «Эффективное поведение на рынке труда» разработаны на основе Федерального государственного образовательног...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОП.09 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения
Методические рекомендации по выполнению практических работ составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, рабочим учебным планом, рабочей программой п...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ для обучающихся по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Психология общения» для обучающихся по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуат...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОП.11 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования систем газоснабжения
Методические рекомендации по выполнению практических работ составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, рабочим учебным планом, рабочей программой п...