Тема 2.2. Федеративное устройство РФ
план-конспект урока
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 5»
Обособленное подразделение №2
Конспект теоретического занятия
по ОГСЭ.07. Основы права
для специальности 34.02.01. Сестринское дело
Тема 2.2. Федеративное устройство РФ
Разработала:
Лахно Мария Дмитриевна
Москва 2021 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_2.2._federativnoe_ustroystvo.docx | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 5»
Обособленное подразделение №2
Конспект теоретического занятия
по ОГСЭ.07. Основы права
для специальности 34.02.01. Сестринское дело
Тема 2.2. Федеративное устройство РФ
Разработала:
Лахно Мария Дмитриевна
Москва 2021 г.
Тема 2.2. Федеративное устройство РФ
Продолжительность занятия: 90 минут.
Тип занятия: изучение нового материал.
Цель: Сформировать представление у обучающихся о федеративном устройстве РФ
Задачи:
Образовательная:
- обучающиеся должны знать состав российской Федерации, принципы федеративного устройства.
Развивающая:
- учащиеся должны суметь охарактеризовать конституционно – правовой статус РФ и её субъектов.
Воспитывающая:
- формирование культуры диалога.
Место проведения: учебная аудитория
Оснащение занятия:
Учебники, конспекты, конституция РФ
Ожидаемые результаты:
После изучения данной темы
Обучающийся должен уметь:
- понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить;
- выдвигать предположения и доказывать их;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на занятии.
Обучающийся должен знать:
- состав российской Федерации, принципы федеративного устройства.
План урока
1. Организационный момент (сообщение темы и цели урока).
2. Изучение нового материала:
- Форма государственного устройства;
- Федеративное устройство Российской Федерации.
3. Закрепление изученного материала.
4. Домашнее задание.
Тема 2.2. Федеративное устройство РФ
- Цель: познакомить учащихся с основами федеративного устройства России.
Тема: «Федеративное устройство РФ».
- Изучение нового материала:
- Форма государственного устройства
Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.
Для характеристики территориальной организации федеративного государства чаще применяется термин «политико-территориальное устройство», поскольку он подразумевает наличие некоторой самостоятельности у территориальных частей государства. В то же время в отношении унитарного государства чаще используется термин «административно-территориальное устройство», характеризующий территориальную структуру органов государственной власти единого государства. Оба названных термина являются синонимами термина «форма государственного устройства» и применяются по отношению к нему с одинаковым значением.
В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:
- Простая форма (унитарное государство);
- Сложная форма (федерация, конфедерация).
Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.
Отличительные признаки унитарного государства:
- Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;
- Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);
- Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);
- Наличие единого гражданства.
Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой и Сенегамбией).
В своё время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776—1789, 1861—1865), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария, согласно Конституции, формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.
Признаки конфедерации:
- Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;
- Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;
- Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единое законодательство, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);
- Нет единого гражданства конфедерации;
- Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.
- Федеративное устройство Российской Федерации
В области государственно – территориального устройства Россия является федеративным государством.
Федеративное государство, или федерация (от лат. foederatio – союз, объединение) – это форма государственного устройства, представляющая объединение или союз территориальных образований, обладающих в определённых в сферах государственной самостоятельностью.
Иными словами, при федеративном устройстве в государстве осуществлён раздел полномочий между общегосударственными (федеральными) органами власти и органами власти отдельных территорий – субъектов федерации.
Субъект Федерации – государственное образование в составе российской Федерации с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией и Федеративным договором.
Среди элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации, характерных для федеративного государства можно выделить следующие:
- Российская Федерация является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) на своей территории.
- Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов, включающую сушу, внутренние воды и территориальное море и воздушное пространство над ними. Субъекты Федерации не имеют права выхода из состава федерации. Территория РФ является пространственным пределом власти РФ.
- Российская Федерация характеризуется наличием общих для всей Федерации органов государственной власти. РФ имеет Президента — главу государства; Федеральное Собрание — представительный и законодательный орган РФ; Правительство, осуществляющее исполнительную власть РФ; Конституционный Суд, Верховный Суд, осуществляющие высшую судебную власть в РФ. Систему органов прокуратуры во главе с Генеральным прокурором РФ.
- Российская Федерация имеет единую федеральную систему права. Она включает федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты органов субъектов федерации; и нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
- Российская Федерация имеет единое гражданство, единые вооруженные силы. РФ имеет государственный язык и государственные символы.
- Российская Федерация характеризуется наличием единой денежной и кредитной системы и собственного имущества.
Российская Федерация есть добровольное объединение отдельных территорий – её субъектов. Это объединение было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992г., а позднее нашло отражение Конституции РФ.
В ч. 3 ст. 5 Конституции РФ определено, что «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».
В соответствии с этим к принципам федеративного устройства Российской Федерации относятся:
— государственная целостность;
— равноправие и самоопределение народов Российской Федерации;
— равноправие субъектов Федерации;
— единство системы государственной власти.
Принцип государственной целостности выражается в том, что Российская Федерация — единое государство со своим суверенитетом и территорией. Он связан с концепцией суверенитета народа, который выражается в государственном суверенитете. Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации.
Суверенитет Российской Федерации не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит только Российской Федерации в целом.
Государственный суверенитет распространяется не только на внутренние и внешние дела, но и на всю территорию страны, а также на континентальный шельф и в исключительную экономическую зону Российской Федерации (ст. 67 Конституции РФ).
Государственная целостность РФ государства выражается в том, что территория РФ едина и неделима, власть органов РФ распространяется на всю территорию страны, субъекты РФ не обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из Федерации, а также в том, что РФ не может изменить свой субъектный состав в одностороннем порядке.
Равноправие народов означает, что государство учитывает и обеспечивает равное положение всех народов, представленных как мононациональными, так и многонациональными группами людей, их право на участие в федеративных отношениях.
Под самоопределением народа понимается право народа на самоуправление, а также на самостоятельное решение вопросов своей жизни, его право определить свою судьбу в государственно-правовом плане, либо в создании своего государственного образования в виде республики или автономии, либо в отказе от создания собственного государственного образования внутри Российской Федерации.
Принцип равноправия субъектов РФ выражается в том, что субъекты РФ равны в правах друг с другом и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, несмотря на, что субъекты РФ различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, его национальному составу, уровню развития экономики, историческому прошлому, национальной культуре и т.д. Принцип равноправия субъектов РФ проявляется в сфере их взаимоотношений с федеральными органами государственной власти; в обладании всеми субъектами одинаковым конституционно-правовым статусом; в одинаковой компетенции; в праве всех субъектов иметь свои законы и др. акты законодательства.
Принцип единства системы государственной власти в Российской Федерации, выражается в функционировании и взаимодействии органов государственной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ, построенном на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10).
Федеративное устройство российского государства выражается в принципе разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Этот принцип нашел свое отражение в ст. 71—73 Конституции РФ, которые устанавливают предметы исключительного и совместного ведения Федерации и ее субъектов, исходя из правила «что не в ведении Федерации, то в ведении субъектов». В этих статьях Конституции РФ говорится о предметах исключительного и совместного ведения Федерации и ее субъектов, предметах ведения субъектов, но не говорится о разграничение предметов ведения и полномочий между их органами. При этом под предметами ведения понимаются сферы общественных отношений государственной и общественной жизни, которые находятся в распоряжении субъектов или федерации.
Правовой статус республики определяется Конституцией РФ и Конституцией республики. Республика является государством в составе РФ, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Понятие «республика (государство)», использованное в ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации, не означает признание данного субъекта самостоятельным государством. Конституция Российской Федерации в ст. 6, устанавливает принцип единого гражданства Российской Федерации и не предусматривает гражданство республик либо других субъектов Российской Федерации.
Каждая республика имеет свою территорию, которая не может быть изменена без ее согласия.
Власть высших органов государственной власти республики распространяется на всю территорию республики.
Конституционно-правовой статус республики характеризуется также тем, что каждая республика имеет свою правовую систему, которая включает конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции. Республиканская конституционно-правовая система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части. Поэтому конституции, законы и иные нормативные правовые акты республик не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Республика самостоятельно определяет систему своих органов государственной власти. Каждая республика имеет свой представительный (законодательный) орган (парламент), высший исполнительный орган государственной власти во главе с высшим должностным лицом, свое правительство, вправе учреждать свой Конституционный Суд. Вопросы владения, пользования и распоряжения указанными объектами регулируются законодательством РФ и законодательством республик. Республики вправе устанавливать свои государственные языки и обладают ограниченной международной правосубъектностью. Наконец, республики вправе иметь государственную символику, включающую Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн, а также столицу. Края, области, города федерального значения являются государственно-территориальными образованиями в составе РФ. Правой статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом.
Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа образуют органы законодательной и исполнительной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, федеральных законов, а также уставов и законов этих субъектов. Они вправе иметь свою символику. Края, области, автономная область и автономные округа имеют свои административные центры.
Автономия в РФ — это самостоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участии соответствующей автономной единицы.
Российская автономия построена по национальному признаку. Это означает, что она создается с учетом национального состава населения, проживающего на ее территории. В зависимости от количества населения, уровня и перспектив развития экономики и др. факторов создаются различные виды автономии — автономный округ или автономная область.
Автономная область — это область, которая отличается особенностями быта, национальным составом, входит в состав РФ на началах административной автономии. В составе РФ находится одна автономная область (Еврейская).
Автономный округ — это национально-государственное образование, входящее в область или край и отличается национальными и бытовыми особенностями.
3. Закрепление изученного материала:
1. Что такое Федерация?
2. Какие субъекты входят в состав РФ?
3. Какая глава конституции рассматривает Федеративное устройство России.
4. Каково федеративное устройство Российской Федерации?
5. Что находится в ведении Российской Федерации?
6. Что относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации?
4. Домашнее задание: опираясь на текст Конституции РФ, заполнить таблицу, знать статьи 66,67, 68, 69, 70, 71.
субъекты | их количество, какие | их статус (положение) |
республика | ||
автономная область | ||
автономный округ | ||
край | ||
область | ||
город федерального значения | ||
всего: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка внеурочного занятия по ФГОС . Тема занятия:: « Классификация и общее устройство автомобилей. Общее устройство автомобиля. »
Данный конспект внеурочного занятия, построен в соответсвии с требовании ФГОС....
Разработка внеурочного занятия по ФГОС . Тема занятия:: « Классификация и общее устройство автомобилей. Общее устройство автомобиля. »
Данный конспект внеурочного занятия, построен в соответсвии с требовании ФГОС....
План урока. Тема урока: "Назначение и устройство токарно-винторезного станка"
Тема урока: Назначение и устройство токарно-винторезного станка....
ПМ.01.Раздел 2. Тема 2.3. Автоматические устройства систем газоснабжения и газораспределения
Изучение профессионального модуля 01 «Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления» МДК.01.02 Реализация проектирования систем газораспределения и газопотребления с использовани...
Мастер класс на тему "Назначение, классификация, общее устройство ДВС"
Мастер класс Назначение, классификация, общее устройство ДВС. Процессы, происходящие в цилиндре...
ПТЭ Тема "Обслуживание сооружений и устройств."
ТПЭ Тема "Обслуживание сооружений и устройств."...
Интегрированное занятие по информатике и устройству трелёвочных машин различных конструкций по теме: «Создание презентации с помощью программы «Microsoft Power Point» по теме: «Устройство харвестерной головки».
Интегрированное занятие по информатике и устройству трелёвочных машин различных конструкций по теме: «Создание презентации с помощью программы «Microsoft Power Point» по ...