Оформление результатов педагогического учебного исследования в виде презентации (для преподавателей СПО)
методическая разработка

Хабарова Мария Валерьевна

Разработка презназначена для педагогов, которые помогают студентам создать презентацию к докладу – визуализацию того, о чем говорит докладчик. Часто студенты воспринимают необходимость делать презентацию как лишнее задание и подходят к нему формально. Однако правильно составленный ряд слайдов позволяет структурировать собственное выступление, поможет докладчику наиболее полно и наглядно передать содержание курсового исследования, а комиссии оценить проделанную работу. Поэтому грамотно составленная презентация может значительно увеличить шансы на хорошую отметку. В разработке описана последовательность подготовки презентации, перечислены основные ошибки, приведены рекомендации по размещению объектов на слайде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл habarova_razrabotka_o_prezentatsii.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Оформление результатов педагогического учебного исследования в виде презентации (для преподавателей СПО)

Презентация к курсовой работе – это визуализация того, о чем говорит докладчик. Часто студенты воспринимают необходимость делать презентацию как лишнее задание и подходят к нему формально. Однако правильно составленный ряд слайдов позволяет структурировать собственное выступление, выступает «законной» подсказкой.Презентация поможет докладчику наиболее полно и наглядно передать содержание курсового исследования, а комиссии оценить проделанную работу. Поэтому грамотно составленная презентация может значительно увеличить шансы на хорошую отметку.Помимо этого, докладчику не нужно  будет учить последовательность текста доклада наизусть: защита курсовой работы становится близка к пересказу слайдов своими словами.

Для эффективного планирования рекомендуется выполнение следующих шагов:

  • Определить цели и задачи выступления (представить курсовую работу).
  • написать текст доклада в логике и стилистике научного повествования.
  • Определить идею презентации  – то, о чем докладчик будет озвучивать и что будет показывать).
  • Выбрать вариант шаблона в программе.
  • Упростить текст и представить в виде схем то, что будет демонстрироваться в аудитории.
  • Создать структуру презентации, соотнеся ее с текстом доклада (указывать в докладе номер слайда).
  • Проверить логичность подачи материала, а также то, насколько точно она визуализирует ваши слова.

Необходимо обдумать оформление презентации с учетом законов восприятия (композиция, цвет, эффекты). Рекомендуется сначала написать текст сопровождающей речи, а потом на листах бумаги нарисовать каждый слайд, разметив, что и как должно быть на нем размещено. После такой работы будет проще переходить к созданию своей презентации в конкретной программе.

Необходимо использовать единый стиль презентации, грамотно подбирать цвет фона и шрифта. Сочетание цвета текста и цвета фона существенно влияет на зрителя: некоторые пары цветов (красный – зеленый) не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу. Традиция нашего восприятия связана с тем, что фон должен быть светлым, а текст темным. Этот контрастный образ (как правило, черный – белый) пришел от «книжного» текста. Однако экран генерирует излучение, и поэтому резкий контраст цвета и фона утомителен для глаза. Лучше выбрать фон и цвет в одной гамме, только сделать фон максимально светлым, а шрифт – темным (светло-голубой – темно-синий; светло-бежевый – темно-коричневый). Использование рисунков и фотографий (даже размытых и полупрозрачных)  в качестве фона не всегда удачно из-за трудностей с подбором шрифта.

Шрифт – сложный элемент дизайна, и испортить слайд неумелым использованием шрифтов очень просто. Желательно выбрать 1 или 2 шрифта и во всей презентации использовать только их. При оформлении основного текста необходимо использовать кегль от 20 пунктов (для заголовков – от 28 пунктов), если размер кегля будет меньше, то текст будет плохо виден. Не следует использовать выделения подчеркиванием, потому что в восприятии активных пользователей Интернет подчеркивание связано с гиперссылкой.

Текстовая перегруженность – одна из основных ошибок при создании на презентации. Один слайд – одна идея, если только у докладчика нет цели показать взаимосвязь нескольких мыслей. Например, нельзя на одном слайде размещать цели и задачи; цели и актуальность и т.п. Нельзя помещать на слайд целиком то, что предполагается сказать словами: текст большого объема очень трудно воспринимать. Текст на слайде не должен повторять текст речи. Текст в презентации должен быть простым и лаконичным; исключением может быть цитата.
Для сжатия текста необходимо:
- максимально сократить длину предложений,
- отдать предпочтения ключевым словам и словосочетаниям, а не предложениям;
- отказаться от вводных конструкций и усложняющих грамматических структур.

Еще один существенный недочет, который допускают авторы презентаций, это орфографические, синтаксические, пунктуационные и типографские ошибки (например, замена тире дефисом, пробел перед знаком препинания, отсутствие пробела после знака препинания, точки в заголовках), которых в презентации быть не должно. При наборе текста необходимо внимательно следить за расстановкой пробелов, двойных пробелов быть не должно.

Использование схем в слайдах, созданных при помощи инструментов Автофигур, делает презентацию более эффективной. Любые схемы должны подчиняться принципу уместности и быть аккуратными. Следует выравнивать ряды блоков схемы при помощи сетки и направляющих линий; добавлять соединительные стрелки. Не следует использовать в качестве схем отсканированные рисунки: качество таких схем часто неудовлетворительно.
Любая схема в презентации должна быть мотивирована ее идеей. Нет смысла, например, выстраивать иерархию в виде пирамиды, если следует перечисление каких-либо фактов. Весы, шестеренки, стрелки в презентации могут появляться только потому, что будут иметь определенное значение – равноценные/неравноценные идеи, взаимосвязь, вывод.

При оформлении презентации визуализация имеет большое значение.  К типичным ошибкам можно отнести:
- использование рисунков, изображений, фотографии плохого качества. Нельзя скачивать с Интернета первое кажущееся соответствующим изображение, так как оно может быть не всегда хорошего качества.
 - Некорректное использование иллюстративного материала (иллюстрация не соответствует содержанию слайда); использование рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления (фото «для галочки»).
- Резкий контраст цвета графических изображений с общим стилевым оформлением слайда;
- Отсутствуие пояснительных надписей.
- Нерациональное использование пространства слайда при размещении графических объектов.
Желательно, чтобы изображение было иллюстрацией, равной по смыслу самому тексту, дополняющей или даже заменяющий текст, чтобы помочь аудитории по-новому его понять и раскрыть.

При размещении объектов на слайде нужно учитывать особенности восприятия, которые сложились в европейской традиции: информация, особенно при просмотровом чтении, воспринимается слева направо и сверху вниз – в соответствии с движением глаза.
Если текст более важен, а графический объект иллюстрирует его, то лучше разместить текстовый фрагмент в левом верхнем пространстве слайда, а графический объект – внизу справа. Если же графический объект является смысловой доминантой слайда, а текст – это комментарий к рисунку, то в этом случае взаимное расположение нужно сделать иначе: рисунок сверху слева, а текст – внизу справа.

Значительное влияние на подсознание человека оказывает анимация – быстро сменяющиеся картинки. Однако использование анимации должно быть также оправдано. Нечитаемые, быстро или чересчур долго появляющиеся и сразу исчезающие, мигающие объекты вызывают раздражение. Анимация, как правило, допустима для демонстрации динамичных процессов, изобразить которые иначе было лбы нелогичным (например, для поэтапного вывода на экран схемы). Отметим, однако, что любой движущийся объект изменяет восприятие, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания.

Основная же роль анимационных эффектов в презентациях – это решение вопроса дозирования информации. Люди, как правило, лучше воспринимают информацию небольшими, завершенными со смысловой точки зрения фрагментами. Поэтапный ввод информации хорош для логических схем, блок-схем, которые строятся на глазах у слушателей, отражая логику говорящего.
Использование аудио и видео может как способствовать усилению эффекта, так и утомить. Не рекомендуется использовать фоновую музыку, если она не несет смысловую нагрузку (трудно одновременно слушать речь и музыкальное сопровождение). 
​Требования к созданию презентации
Для создания презентации используется стандартная программа PowerPoint из пакета Microsoft Office, которую можно скачать бесплатно. С основными возможностями программы можно ознакомиться на официальном сайте.
На защиту дается 5-7 минут, поэтому важно, чтобы слайды точно и емко подтверждали сказанное автором.

Структура презентации

Слайд 1, как и в научных работах, является титульным. Он должен содержать все необходимые данные:
название учебного заведения
ФИО студента полностью, группу
Специальность с кодом и расшифровкой
ФИО научного руководителя полностью
тему работы
год защиты
 
Все слайды должны иметь название в поле «заголовок слайда». Если слайд называется «цель исследования», слова «цель исследования» на самом слайде повторять не нужно.
Слайд 2-3 – актуальность выбранной темы. Это не должен быть текст, а основные, ключевые слова и понятия. Можно сослаться на требования ФГОС НОО.
Слайд 4 - цель работы
Слайд 5 - задачи исследования, по возможности повторяющиеся слова сокращаются.
 
Далее идет основная часть – это содержание научной работы, в котором отражены ведущие ее пункты – возрастные особенности детей, особенности объекта работы, возможности выбранного средства решения проблемы и т.п. Один из слайдов должен содержать пример-описание интересного приема, который применяется для решения проблемы. Это также не должен быть текст! Ключевые понятия, словосочетания; можно нумеровать пункты.
Например:

Игровое упражнение «Я беру с собой»
Цель: развитие логического мышления, развитие речи.
Возраст: 6 – 7 лет

Дидактические материалы: карточки с изображением разных предметов.
Проведение: 
- выбор предметов, которые пригодятся заданной ситуации (например, на пикнике, в театре, в гостях, в школе и т.д.);
- аргументация выбора.

Ожидаемый результат: объяснение ребенка, понадобится ли ему тот или иной предмет, аргументированное свое решение.

Таким образом, на слайде содержится лишь ключевая информация. Ход упражнения, особенности проведения, вариации проведения (например, усложненный вариант: объяснить, почему я беру в школу покрывало; почему я беру в гости компьютерную мышь и т.п.) озвучивается в докладе.

Слайд о результатах проделанной работы – заключение или выводы. Это могут быть значимые обобщения того, что вы сделали или собственное мнение об изученном материале – насколько глубоко изучена тема, решены ли все проблемы связанные с ней. Не текст! Ключевые понятия, словосочетания, можно нумеровать пункты.
 
В конце каждой презентации включают слайд “Спасибо за внимание!”.

Итак, грамотная, продуманная презентация выгодно дополнит речь и будет способствовать реализации поставленных целей. Следует тщательно отрепетировать собственную речь и сопровождающую презентацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема 4.2 Оформление результатов работы

Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПОРаздел 4. НАПИСАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫТема 4.2 Оформление результатов работыПлан:1.  Написание введения исследовательской работ...

Рабочая программа ПМ 04. «Обработка и оформление результатов анализа» .

   Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии  СПО в соответствии с ФГОС по профессии СПО...

Результаты анкетирования: Маркетинговые исследования СТАМ

Результаты маркетингового исследования были проанализированы студентами и представлены в виде диаграмм. сделан общий вывод....

Результаты педагогического исследования

В исследовании приняли участие 9 учащихся 5 класса....

Методическая разработка учебного занятия "Основные виды педагогической деятельности"

Методическая разработка учебного занятия по МДК.01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности...