Игровые технологии как вид педагогических технологий
статья
В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами.
ься» от существующих шаблонов и штампов профессиональной деятельности, расширяет его возможности в развитии (и саморазвитии), в творчестве уже на подготовительном этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии как вид педагогических технологий
Масальская Мария Сергеевна
Преподаватель КЭМТ, г.Котлас
В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами.
Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.
Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.
Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Чем же вызвано возрастание интереса к игре в настоящее время? С одной стороны, оно вызвано развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности.
В психологии, игра рассматривается как средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.
Если рассматривать игру как деятельность, то в ее структуру органично будут входить целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект.
В структуру игры как процесса входят роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; замещение реальных предметов игровыми; реальные отношения между играющими; сюжет
(содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в
творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. В современной методике преподавания игровая технология используется в следующих случаях:
• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
• как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
• в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
• как технология внеклассной работы.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся должна быть построена
на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
• дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
• учебная деятельность подчиняется правилам игры;
• учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом .
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок – соревнование, урок –конкурс, урок – путешествие, урок – КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных групп одной параллели.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других
функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра – один из приёмов преодоления пассивности учеников.
Таким образом, игра – исторически обусловленный, естественный элемент культуры, представляющий собой вид произвольной деятельности индивида. В качестве средства, метода и технологии обучения разнообразные игры широко используются в педагогическом процессе. Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый вид игр помогает в развитии студента, как здорового человека, так и здоровой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое мероприятие для подростков с применением современной психолого – педагогической технологии – технологии сотрудничества.
Открытое мероприятие с применением современной психолого – педагогической технологии – технологии сотрудничества. Направленно на приобретение навыков коммуникации, включая уверенное поведени...
Информационный справочник "Современные педагогические технологии: краткий путеводитель по технологиям для аттестующихся педагогов"
В справочнике собраны описания педагогических технологий, которые могут быть легко адаптированы как для преподавания обеобразовательных дисциплин, так и для дисциплин и модулей профессионального цикла...
«Информационно-коммуникационные технологии как интегрированная педагогическая технология».
Сотрудничество ООО и СПО. Профессиональная ориентация учеников ООО поступающих на технические профили СПО...
2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций"
2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные пе...
Статья "Игровые педагогические технологии"
Любая технология обучения предпологает использование средств,активизирующих деятельность обучающихся.Сущность таких технологий состоит в том, что они опираются не только на процессы воспри...
План урока с использованием игровой педагогической технологии в процессе обучения по профессии 15.01.05 «Сварщик(ручной и частично механизированной сварки(наплавки))»
представлена разработка методики проведения урокf с использованием игровых технологий при подготовке по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки))», что спосо...
статья "Игровая педагогическая технология в процессе обучения по профессии 15.01.05 «Сварщик(ручной и частично механизированной сварки(наплавки))» "
В статье представлена разработка методики проведения уроков с использованием игровых технологий при подготовке по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки))&r...