Сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга по средствам возрождения народных художественных промыслов
статья

Культурное наследие — духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranenie_kulturnogo_naslediya.docx15 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга по средствам возрождения народных художественных промыслов

Культурное наследие — духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом.

Постиндустриальная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей — основа развития цивилизации.

Среди мировых мегаполисов Санкт-Петербург - уникальный по масштабу памятник, сохранивший в основных чертах грандиозный исторический центр и ожерелье пригородных ансамблей. Образ города создают не только шедевры архитектуры, но и целостная архитектурно-пространственная среда. Высокая степень сохранности и подлинности исторических территорий послужила основанием для включения в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО исторического центра Санкт-Петербурга вместе с группами памятников пригородов.

Качественный уход и надлежащая эксплуатация - наиболее эффективный, единственно щадящий метод сохранения наследия. Своевременные профилактические и консервационные работы увеличивают сроки межреставрационных периодов. В определенном смысле консервация (различные способы защиты уязвимых конструкций, частей сооружения и декора) может быть альтернативой дорогостоящей реставрации.

Реставрация - мера вынужденная, чрезвычайная, она предусматривает глубокое вмешательство в подлинную ткань памятника, влечет за собой элементы воссоздания и уносит частицу подлинности.

Методы воссоздания и комплексной научной реставрации определили специфику реставрационной школы Ленинграда. 

Особенность нашего колледжа в том, что мы обучаем по профессиям, которые направлены, в том числе и на сохранение традиций по изготовлению изделий народных художественных промыслов. Например: «Резчик», «Изготовитель художественных изделий из дерева», «Изготовитель художественных изделий из ткани с художественной росписью» и «Реставратор строительный».

В процессе освоения профессии, обучающиеся изучают историю ремёсел в России; виды народных художественных промыслов и их национально – культурные традиции и стилистические особенности; основы технологии изготовления изделий народных художественных промыслов; меры государственной поддержки народных художественных промыслов, осваивают технику выполнения различных росписей (городецкая, хохломская, гжель и т.д.), национальные особенности и традиционные техники резьбы по дереву и камню.

На занятиях учебной практики мастера п/о передают обучающимся секреты мастерства (резьба по дереву, изготовление изделий из бересты, резьба по камню, роспись ткани и т.д., а также техники и методики сохранения изделий, дошедших до нас из прошлых веков).

В процессе внеурочной деятельности обучающиеся посещают музеи и выставки, знакомятся с экспонатами прикладного искусства, наглядно иллюстрирующие многообразие народных художественных промыслов. Результатом обучения и передачи традиций народного мастерства является участие в различных выставках, конкурсах декоративно-прикладного творчества. (реставрационные мастерские Эрмитажа, Русского музея, подвалы Исаакиевского собора)

Участие педагогических работников и обучающихся в ежегодной городской выставке творческих работ «Мастер-ученик», организованной ресурсным центром СПб ГБПОУ РКТК.

Участие обучающихся в городской выставке-конкурсе творческих работ «Золотое кольцо – уникальный культурно-исторический памятник России» и международной выставке-конкурсе творческих работ «Культурно-историческое наследие Северо-Западного региона России», организованными ресурсным центром СПб ГБПОУ РКТК.

Участие в городском конкурсе профессионального мастерства среди обучающихся государственных профессиональных образовательных учреждений «Шаг в профессию!»: по профессии «Изготовитель художественных изделий из тканей с художественной росписью»

Участие обучающихся в Городской выставке-конкурсе декоративно-прикладного творчества «Мозаика ремесел», организованной ГБОУ ДОД ДУМ СПб.

В ходе профориентационной работы педагогические работники и обучающиеся колледжа знакомят учащихся школ с техниками выполнения изделий народных художественных промыслов (проведение конкурсов рисунков, мастер-классы по изготовлению изделий и т.д.)

Проведение конкурсов профессионального мастерства, включающего задания по выполнению элементов народной росписи.

Это должно повысить достоинство профессии, ценность и социально-экономическую значимость реставрации и ремесел, а, следовательно, открыть новые перспективы трудоустройства и личностной реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»

Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...

«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»

Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...

Внеклассное мероприятие к 100-летию Октябрьской революции 1917 г. "Революционное наследие Санкт-Петербурга"

В рамках празднования 100-летия Октябрьской революции 1917 г. студентами СПб ГБПОУ «Пожарно-спасательного колледжа «Санкт-Петербургского центра подготовки спасателей», был подготовле...

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: ИЗУЧЕНИЕ, СОХРАНЕНИЕ, ТРАНСЛЯЦИЯ

В работе проанализированы  основные угрозы по сохранению историко-культурного потенциала  Северного Кавказа. Предложены механизмы активизации и  популяризации культурного наследия регио...

Сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга по средствам возрождения народных художественных промыслов

Настоящая стратегия определяет основные приоритеты, критерии и направления охраны культурного наследия Санкт-Петербурга. Она раскрывает проблемы охраны, реставрации и использования памятников, ан...

Программа ОП 01. История народных художественных промыслов в России и КТП.

Программа учебной дисциплины «История народных художественных промыслов в России»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионал...

Технология лозоплетения как средство возрождения одного из забытых народных промыслов

      Государственное казенное учреждение социального обслуживания              Московской области Семейный центр...