Воспитательное мероприятие Битва за Днепр
классный час
Воспитательное мероприятие Битва за Днепр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnoe_meropriyatie_bitva_za_dnepr.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий воспитательного мероприятия по теме : «Битва за Днепр».
Мастер п/о Феденько И.А.
Цель: воспитание чувства патриотизма, гражданского долга, национальной гордости за Великую победу русского народа, за славные боевые подвиги советских солдат.
Задачи:
Обучающая: познакомить учащихся с одним из самых тяжелых сражений Великой Отечественной войны.
Развивающая: развитие устной речи, выразительности чтения наизусть, творческих способностей учащихся.
Воспитывающая: воспитание патриотизма, любви к Родине, уважение к людям старшего поколения.
Средства обучения
электронная презентация, интерактивная доска, видеоматериал.
Ведущий: Битва за Днепр состояла из двух этапов. На первом этапе (в августе — сентябре) части Красной Армии освободили Донбасс, Левобережную Украину, с ходу форсировали Днепр и овладели рядом плацдармов на его правом берегу. Битва за Днепр началась 26 августа. В октябре — декабре наступил второй этап битвы, когда велась ожесточенная борьба по расширению и удержанию плацдармов.
- Это была крупномасштабная операция, в которой было задействовано 2 650 000 человек, 51 000 орудий, 2400 танков и 2850 самолетов.
- Всего в операциях было задействовано 36 общевойсковых, 4 танковых и 5 воздушных армий.
Приказ соорудить комплекс оборонных сооружений у Днепра, известный как «восточная стена», был отдан немецкой ставкой 11 августа 1943 года и был приведен в исполнение незамедлительно.
На одном из совещаний в Берлине Гитлер в своей обычной хвастливой манере заявил: «Скорее Днепр потечет обратно, нежели русские преодолеют его – эту мощную водную преграду шириной в 700 – 900 м, правый берег которой представляет цепь непрерывных дотов, природную неприступную крепость».
Учащийся1: И русские преодолели Днепр, проявляя исключительные мужество и отвагу.
Ты увидел бой, Днепр, отец - река
Мы в атаку шли под горой
Кто погиб за Днепр, будет жить века
Коль сражался он как, герой.
После Курской битвы Геббельс успокаивал немецкий народ рассказами о неприступности «Восточного вала». И когда «вал» развалился, газеты рейха писали о нем как о существующем: «…немецкие повара черпают для своих кухонь днепровскую воду».
Учащийся 2: Форсирование крупной водной преграды во многих случаях осуществлялось с ходу, когда вышедшие к реке части еще не располагали необходимыми переправочными средствами, следовавшими за войсками. Поэтому передовые подразделения переправлялись на местных подручных средствах под огнем врага.
В днепровских волнах ныряли небольшие плотики, лодки, бревна, и все они были облеплены солдатами, боровшимися со стихией. Над ними носились вражеские самолеты, из которых одна за другой с воем падали бомбы. Взрывы поднимали огромные водяные столбы. Некоторые плотики перевертывались или разваливались. Бойцы падали в воду, но все же вплавь двигались вперед, толкая плот или бревно. Потери были огромными.
Героические подвиги совершили не десятки и не сотни, а тысячи людей. Это был массовый героизм.
Учащийся 3: Четверо гвардейцев - Петухов, Семенов, Сысолятин и Иванов - на партизанской лодке первыми из своего подразделения пересекли Днепр и заняли позицию на правом берегу. Приняв на себя огонь противника, воины-гвардейцы отвлекли его внимание от переправы и дали возможность своей роте успешно форсировать Днепр.
На одном из участков на правый берег Днепра переправлялся на рыбачьей лодке расчет со станковым пулеметом. Когда лодка уже приближалась к берегу, неожиданно налетели вражеские самолеты. От близкого разрыва бомбы лодка опрокинулась, и пулемет пошел ко дну. Наводчик Сергеев и его помощник Каринбаев, нырнув в холодную воду, вытащили пулемет и вместе с ним вплавь достигли правого берега. Через двадцать минут из этого пулемета они уже вели огонь по врагу.
Ведущий: Важная роль при форсировании Днепра отводилась артиллерии. Воины-артиллеристы самоотверженно сражались с врагом, сочетая мужество с высоким мастерством. Батарея старшего лейтенанта Деркача, переправившись через Днепр, прикрывая переправу остальных подразделений, отразила многократные яростные танковые атаки врага. Батарею атаковали до 60 танков. Но артиллеристы отразили все атаки и уничтожили 11 танков, 12 автомашин с войсками и грузами, при этом были убиты 490 фашистских солдат.
Учащийся 4 : Наравне с воинами-мужчинами при форсировании Днепра сражались и женщины. Так, в ночь на 23 сентября вместе с двенадцатью пехотинцами переправилась на первой лодке через Днепр и ротная санитарка 835-го стрелкового полка 237-й стрелковой дивизии 40-й армии Мария Щербаченко. Когда во время сильного артобстрела лодка села на мель, а до правого берега было уже недалеко, она прыгнула в воду и с криком "Вперед!" увлекла бойцов в атаку. Промокшие, перепачканные в тине и ожесточенные боем солдаты с криком "Ура!" преодолели обрывистый берег и, уничтожив вражеское охранение, отбили небольшой клочок родной земли. Под прикрытием горстки храбрецов успешно форсировали реку и другие подразделения. Десять дней шли кровопролитные бои на плацдарме. Мария Щербаченко перевязывала раненых, ободряла солдат, а нередко и сама с автоматом в руках участвовала в атаках.
Ведущий: Массовый героизм, высокое мастерство советских войск при форсировании Днепра признавали и наши враги. Бывший генерал немецко-фашистской армии Меллентин писал: "Русские навели через Днепр несколько переправ, причем проявили настолько большое искусство в этой области, что сумели построить мосты для переправы войск и лошадей с настилом ниже уровня воды".В ходе битвы за Днепр Красная Армия освободила более 38 тыс. населенных пунктов, в том числе 162 города. В ходе общего стратегического наступления советские войска развернули боевые действия на фронте в 2000 км и разгромили 118 дивизий противника. Однако победа в ходе летне-осенней кампании 1943 г. досталась советским войскам дорогой ценой. Потери Красной Армии в битве за Днепр составили свыше 1,5 миллиона человек. по свидетельствам очевидцев, Днепр покраснел от крови, а тела, словно каменная стена, останавливали воду...
Учащийся 5: Писатель Виктор Астафьев, который принимал участие в форсировании Днепра, вспоминает: «Двадцать пять тысяч воинов входит в воду, а выходит на том берегу три тысячи, максимум пять. И через пять-шесть дней все погибшие всплывают. Представляете?» ОН писал, что самыми страшными были немецкие пулемёты, особенно лёгкие, с лентой на 500 патронов. «Все они были предварительно пристреляны и теперь вроде бы узких шеек брандспойтов поливали берег, остров, реку, в которой кипело месиво из людей. Старые и молодые, сознательные и несознательные, добровольцы и мобилизованные военкоматами, штрафники и гвардейцы, россияне и не россияне - все они кричали одни и те же слова: «МАМА! ГОСПОДИ! БОЖЕ! ПОМОГИТЕ!»... а пулемёты секли и секли, поливая разноцветными смертельными струйками. Хватаясь друг за друга, раненные и те кого ещё не зацепили пули, вязанками шли под воду, река холмилась пузырьками, вздрагивала от человеческих судорог, пенилась красными бурунами».За форсирование Днепра 2438 воинам было присвоено звание Героя Советского Союза, что больше, чем суммарное количество награждённых за всю предыдущую историю награды. Такое массовое награждение за одну операцию было единственным за всю историю войны.Битва за Днепр наряду со Сталинградом и Курском стала одним из трех крупнейших сражений 1943 года. Она показала, что германская армия уже не в состоянии сдержать наступление противника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по внеклассному воспитательному мероприятию тема «Дружба, любовь» Направление нравственность
Внеклассное мероприятие предназначено для студентов 18-20 лет. Проводится в форме игры "Любовь с первого взгляда". Так же здесь рассматриваются вопросы не только о любви, но и о дружбе...
Внеклассная работа. Сценарий классных часов ("Я бы в армию пошёл", "Современный специалист: каков он?)."Методическая разработка на тему : "Методика проведения дискуссионных воспитательных мероприятий"
1. "Я. бы в армию пошёл"2. "Современный специалист: каков он?"3. "Методика проведения дискуссионных воспитательных мероприятий"...
Воспитательное мероприятие «Татьянин день»
Мероприятие можно провести в день Святой Татьяна 25 января!...
Конспект воспитательного мероприятия К празднику Святого Валентина
Желательно провести в день святого Валентинна 14 февраля. Дети и педагог готовятся к нему заранее, готовят Валентинки и пекут сладкие сердечки. Если в группе нет мальчиков, можно пригласить ребят из д...
Методическая разработка открытого воспитательного мероприятия (классного часа), посвящённого 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Санкт-Петербургский колледж управления и коммерции» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого ...
Методическая разработка мероприятия "Битва под Москвой "
Цель данного мероприятия:1. Формирование у молодежи духовно-нравственных основ при выборе жизненной позиции.2. Воспитание у студентов патрио...
Воспитательное мероприятие Битва за Кавказ
Воспитательное мероприятие Битва за Кавказ...