ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
статья

Завражина Моника Александровна

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы адаптивной физической культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья. Адаптивная физическая культура даёт возможность ребёнку с ОВЗ сформировать качества, необходимые в любом виде деятельности; позволяет реализовать свои творческие способности в достижении результатов, превышающих, иногда, результаты здоровых людей.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, АФК, двигательная активность, коррекция, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, психо-физиологические отклонения, реабилитация., социальная адаптация.

Каждое государство в зависимости от уровня своего развития, приоритетных задач и возможностей формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

Осуществление этой политики зависит от множества факторов: развития системы здравоохранения, социально-экономического развития, состояния экологической среды, исторических и политических причин.

Увеличению числа детей-инвалидов способствует ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), детская заболеваемость, рост травматизма, отсутствие культуры здорового образа жизни, ряд переменных социально-педагогических и медицинских проблем. Специальные психологи работают над разрешением комплекса проблем лиц с ОВЗ.[1, с 10]

Во всем мире в последние годы делаются усилия по организации и развитию спорта для людей с ограниченными возможностями здоровья, с определенными нарушениями в двигательной или интеллектуальной функциях. Чтобы доказать себе и обществу право на активное существование в умственном и физическом плане лицам с ОВЗ нужен шанс, который ему может дать спорт.

В последние годы значительно повысился уровень популяризации спортивной деятельности лиц с ОВЗ. В городах России проводятся различные мероприятия по созданию необходимых условий для физического развития людей с психо-физиологическими отклонениями. Рост интереса общества к паралимпийским играм – яркий пример повышения толерантности общества к людям с ограниченными возможностями.

Изучением данной работы занимались многие учёные-исследователи, такие как М.М Айшервуд, Р.Д.Бабенкова, И.И. Мамайчук, И.А. Оботурова, А.Р. Малер, Е.М. Мастюкова, В.В. Ткачева, Е.М. Холостова и многие другие специалисты. В своих работах они делают акцент на то, как сделать жизнь инвалида полноценной.

В нашей стране спорт среди лиц с ОВЗ приобрел значительную известность и популярность. О чём свидетельствуют Паралимпийские игры по различным видам спорта: футбол; стрельба из лука, плавание, сидячий волейбол, гонки на колясках, баскетбол в колясках и др.

 

Паралимпийские игры проводятся каждые 4 года и инициатором их проведения стал Л. Гутман.

Наряду с Паралимпийскими играми широкое распространение получили сурдолимпийское движение для лиц с нарушением слуха и проведение специальных олимпиад для лиц с нарушением интеллекта.

Паралимпийцы служат примером для взрослых и детей по всему миру.

В 30-е гг. ХХ в., Л.С. Выготский выдвинул принцип коррекционно-развивающей направленности личности детей с ограниченными возможностями здоровья, который был поддержан и стал ведущим отечественной дефектологии (Дульнев Л.В., 1981; Лапшин В.А., Пузанов Б.П., 1990; и т.д.). Ученые-исследователи делают акцент на том, что педагогическое влияние должны быть направлено не только на ослабление физических и психических недостатков детей с ОВЗ, но и на активное развитие психических и физических процессов, развитие их познавательной деятельности и формированию нравственных качеств.

Воспитание лиц с ОВЗ очень сложный процесс, зависящий от множества различных факторов. Для осуществления этого процесса требуется наличие специальных средств и методов. Одним из средств воспитание личности является адаптивная физическая культура, которая использует физические упражнения, соревновательную и игровую деятельность наиболее подходящие для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важно использовать воспитательные возможности какого ребёнка в процессе занятий адаптивной физической культуры, а для этого нужно знать общую направленность и мотивы его личности: отношение к своему недугу, боязнь неудачи, достижение успеха, приобретение новых друзей, повышение самооценки и оценки окружающих людей. [2, с. 19]

Необходимо учитывать, что физический потенциал человека формируется в первые двадцать лет жизни.

Для процесса реабилитации и социальной адаптации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в окружающий мир являются физическая культура и спорт. У лиц с ОВЗ затруднён контакт с окружающим миром из-за его физического недостатка. Следствие этого ребёнок теряет уверенность в себе, чувство собственного достоинства и появляется чувство тревоги. С целю восстановления психического равновесия и возможности заниматься активной жизнедеятельностью ребёнку-инвалиду рекомендуют активные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия.

Двигательная активность детей-инвалидов значительно ограничена, это влечёт за собой гиподинамию. Физические упражнения направлены на развитие различных систем организма, на повышение уровня здоровья, стимулируют умственную деятельность и повышают иммунитет. [3, с 67]

Адаптивная физическая культура развивает двигательные и физические возможности, исправляет нарушения, улучшает здоровье и продвигает инвалидов в другие слои общества. В процессе занятий адаптивной физической культурой у детей с ОВЗ появляется осознанное отношение к своим силам и уверенности в них, возникает потребность в систематических занятиях физической культурой и, вообще, в введении ЗОЖ (здорового образа жизни).

Спортивная карьера – перспектива развития для многих людей с ОВЗ, пример «достижимости целей» и «реальности» полноценной жизни, включенности в социум, несмотря на инвалидность. Что, в свою очередь, влияет на процесс реабилитации таких людей, повышает их личностную мотивацию. [4, с. 14]

Английский нейрохирург Людвиг Гуттман считал, что инвалиды могут участвовать в некоторых видах спорта, тем самым, разрушил стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками. Им на практике было доказано, что для лиц в ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) спорт является средством для активной жизнедеятельности, восстановления психическое равновесия, что в свою очередь, дает возможность инвалиду приобщиться к полноценной жизни.

С древних времён известно о благотворном и оздоровительном влиянии физических упражнений на организм человека.

Проблема развития детско-юношеского спорта среди лиц с ограниченными возможностями на сегодняшний день в России является актуальной. Занятия профессиональным спортом помогают лицам с ОВЗ развиваться физически и личностно формируют волевые качества и навыки адаптации к условиям жизнедеятельности; благотворно влияют на психо-эмоциональную и психо-физиологическую сферу ребёнка, повышают общий тонус; дают большие возможности для коррекции и совершенствования моторики индивида.

Спорт для детей с ОВЗ особенно важен и потому, что является средством общения, заставляет их забывать о своих проблемах; поверить в себя, в свои силы и возможности; проявить лидерские качества. А это, в свою очередь, даёт им возможность почувствовать себя обычными детьми.

Всем детям, но детям с ограниченными возможностями вдвойне важны регулярные физические упражнения, которые тренируют сердце, нормализуют артериальное давление, повышают силу и выносливость, гибкость и координацию движений.

Государство поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов. Для развития детско-юношеского адаптивного спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимы системный подход и создание благоприятных условий для занятий физической культурой.

В реабилитационных воздействиях на детей с ОВЗ оказывают комплексные методы социально-педагогической направленности с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. [5, с 22]

Родители детей с ОВЗ, которые хотят приобщить ребёнка к занятиям физической культурой и сортом, должны начинать делать это постепенно с таких видов, которые не требуют больших материальных вложений и специализированных заведений. Это может быть настольный теннис, дартс, шахматы, бадминтон, шашки.

Таким образом, адаптивная физическая культура позволяет приобрести ребёнку качества, необходимые в любом виде деятельности; даёт возможности реализовать свои творческие способности и достичь таких результатов, которые, зачастую превышают результаты здоровых людей. Приведём в качестве примера имена таких людей, как Тамерлан, Франклин Рузвельт, Алексей Маресьев, Валентин Дикуль, Святослав Федоров, Ольга Скороходова и многих других, поистине волевых, целеустремленных и высоконравственных.

Развитию и закреплению различных форм заболеваний способствуют определенные условия, которые не дают возможности человеку успешно бороться за признание собственной личности окружающими и которые не предоставляют ему возможность испытать чувство удовлетворения от процесса самоутверждения и самореализации. Следовательно, укрепление и сохранение здоровья во многом обуславливаются активностью и устойчивостью человека к воздействию отрицательных факторов психической нагрузки.

Адаптивная физическая культура открывает резервные возможности организма ребёнка с ОВЗ и помогает ему заниматься спортивной деятельностью, что является важным средством компенсации нарушений в области социальной адаптации. Даже маленькие победы принесут положительные результаты и придадут ребёнку с ОВЗ уверенность в себе.

Библиографический список

  1. Основы специальной психологии: учебное пособие / [А.К. Акименко, Е.Д. Бурмистрова, Е.А. Георгица, Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, А.В. Шипова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ «Наука»,  2013. 335 с.
  2. Специальная педагогика: учеб.-метод. пособие / сост. С. Б. Нарзулаев, Г. Н. Попов, И. Н. Сафронова и др. Томск: Полиграф. Фирма «STAR», 2006. 147 с
  3. Дубровский В.И. Реабилитация инвалидов-спортсменов. – В кн.: Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заве дений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 411-417.
  4. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке). // Теория и практика физической культуры, 1998. №1.
  5. Комплексная реабилитация инвалидов, Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешихина и др.: Под ред. Т.В. Зозули. — М.: Издательский Центр «Академия», 2005. – 304 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_vospitanie_lichnosti_detey_s_ovz.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы адаптивной физической культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья. Адаптивная физическая культура даёт возможность ребёнку с ОВЗ сформировать качества, необходимые в любом виде деятельности; позволяет реализовать свои творческие способности в достижении результатов, превышающих, иногда, результаты здоровых людей.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, АФК, двигательная активность, коррекция, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, психо-физиологические отклонения, реабилитация., социальная адаптация.

Каждое государство в зависимости от уровня своего развития, приоритетных задач и возможностей формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

Осуществление этой политики зависит от множества факторов: развития системы здравоохранения, социально-экономического развития, состояния экологической среды, исторических и политических причин.

Увеличению числа детей-инвалидов способствует ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), детская заболеваемость, рост травматизма, отсутствие культуры здорового образа жизни, ряд переменных социально-педагогических и медицинских проблем. Специальные психологи работают над разрешением комплекса проблем лиц с ОВЗ.[1, с 10]

Во всем мире в последние годы делаются усилия по организации и развитию спорта для людей с ограниченными возможностями здоровья, с определенными нарушениями в двигательной или интеллектуальной функциях. Чтобы доказать себе и обществу право на активное существование в умственном и физическом плане лицам с ОВЗ нужен шанс, который ему может дать спорт.

В последние годы значительно повысился уровень популяризации спортивной деятельности лиц с ОВЗ. В городах России проводятся различные мероприятия по созданию необходимых условий для физического развития людей с психо-физиологическими отклонениями. Рост интереса общества к паралимпийским играм – яркий пример повышения толерантности общества к людям с ограниченными возможностями.

Изучением данной работы занимались многие учёные-исследователи, такие как М.М Айшервуд, Р.Д.Бабенкова, И.И. Мамайчук, И.А. Оботурова, А.Р. Малер, Е.М. Мастюкова, В.В. Ткачева, Е.М. Холостова и многие другие специалисты. В своих работах они делают акцент на то, как сделать жизнь инвалида полноценной.

В нашей стране спорт среди лиц с ОВЗ приобрел значительную известность и популярность. О чём свидетельствуют Паралимпийские игры по различным видам спорта: футбол; стрельба из лука, плавание, сидячий волейбол, гонки на колясках, баскетбол в колясках и др.

Паралимпийские игры проводятся каждые 4 года и инициатором их проведения стал Л. Гутман.

Наряду с Паралимпийскими играми широкое распространение получили сурдолимпийское движение для лиц с нарушением слуха и проведение специальных олимпиад для лиц с нарушением интеллекта.

Паралимпийцы служат примером для взрослых и детей по всему миру.

В 30-е гг. ХХ в., Л.С. Выготский выдвинул принцип коррекционно-развивающей направленности личности детей с ограниченными возможностями здоровья, который был поддержан и стал ведущим отечественной дефектологии (Дульнев Л.В., 1981; Лапшин В.А., Пузанов Б.П., 1990; и т.д.). Ученые-исследователи делают акцент на том, что педагогическое влияние должны быть направлено не только на ослабление физических и психических недостатков детей с ОВЗ, но и на активное развитие психических и физических процессов, развитие их познавательной деятельности и формированию нравственных качеств.

Воспитание лиц с ОВЗ очень сложный процесс, зависящий от множества различных факторов. Для осуществления этого процесса требуется наличие специальных средств и методов. Одним из средств воспитание личности является адаптивная физическая культура, которая использует физические упражнения, соревновательную и игровую деятельность наиболее подходящие для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важно использовать воспитательные возможности какого ребёнка в процессе занятий адаптивной физической культуры, а для этого нужно знать общую направленность и мотивы его личности: отношение к своему недугу, боязнь неудачи, достижение успеха, приобретение новых друзей, повышение самооценки и оценки окружающих людей. [2, с. 19]

Необходимо учитывать, что физический потенциал человека формируется в первые двадцать лет жизни.

Для процесса реабилитации и социальной адаптации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в окружающий мир являются физическая культура и спорт. У лиц с ОВЗ затруднён контакт с окружающим миром из-за его физического недостатка. Следствие этого ребёнок теряет уверенность в себе, чувство собственного достоинства и появляется чувство тревоги. С целю восстановления психического равновесия и возможности заниматься активной жизнедеятельностью ребёнку-инвалиду рекомендуют активные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия.

Двигательная активность детей-инвалидов значительно ограничена, это влечёт за собой гиподинамию. Физические упражнения направлены на развитие различных систем организма, на повышение уровня здоровья, стимулируют умственную деятельность и повышают иммунитет. [3, с 67]

Адаптивная физическая культура развивает двигательные и физические возможности, исправляет нарушения, улучшает здоровье и продвигает инвалидов в другие слои общества. В процессе занятий адаптивной физической культурой у детей с ОВЗ появляется осознанное отношение к своим силам и уверенности в них, возникает потребность в систематических занятиях физической культурой и, вообще, в введении ЗОЖ (здорового образа жизни).

Спортивная карьера – перспектива развития для многих людей с ОВЗ, пример «достижимости целей» и «реальности» полноценной жизни, включенности в социум, несмотря на инвалидность. Что, в свою очередь, влияет на процесс реабилитации таких людей, повышает их личностную мотивацию. [4, с. 14]

Английский нейрохирург Людвиг Гуттман считал, что инвалиды могут участвовать в некоторых видах спорта, тем самым, разрушил стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками. Им на практике было доказано, что для лиц в ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) спорт является средством для активной жизнедеятельности, восстановления психическое равновесия, что в свою очередь, дает возможность инвалиду приобщиться к полноценной жизни.

С древних времён известно о благотворном и оздоровительном влиянии физических упражнений на организм человека.

Проблема развития детско-юношеского спорта среди лиц с ограниченными возможностями на сегодняшний день в России является актуальной. Занятия профессиональным спортом помогают лицам с ОВЗ развиваться физически и личностно формируют волевые качества и навыки адаптации к условиям жизнедеятельности; благотворно влияют на психо-эмоциональную и психо-физиологическую сферу ребёнка, повышают общий тонус; дают большие возможности для коррекции и совершенствования моторики индивида.

Спорт для детей с ОВЗ особенно важен и потому, что является средством общения, заставляет их забывать о своих проблемах; поверить в себя, в свои силы и возможности; проявить лидерские качества. А это, в свою очередь, даёт им возможность почувствовать себя обычными детьми.

Всем детям, но детям с ограниченными возможностями вдвойне важны регулярные физические упражнения, которые тренируют сердце, нормализуют артериальное давление, повышают силу и выносливость, гибкость и координацию движений.

Государство поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов. Для развития детско-юношеского адаптивного спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимы системный подход и создание благоприятных условий для занятий физической культурой.

В реабилитационных воздействиях на детей с ОВЗ оказывают комплексные методы социально-педагогической направленности с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. [5, с 22]

Родители детей с ОВЗ, которые хотят приобщить ребёнка к занятиям физической культурой и сортом, должны начинать делать это постепенно с таких видов, которые не требуют больших материальных вложений и специализированных заведений. Это может быть настольный теннис, дартс, шахматы, бадминтон, шашки.

Таким образом, адаптивная физическая культура позволяет приобрести ребёнку качества, необходимые в любом виде деятельности; даёт возможности реализовать свои творческие способности и достичь таких результатов, которые, зачастую превышают результаты здоровых людей. Приведём в качестве примера имена таких людей, как Тамерлан, Франклин Рузвельт, Алексей Маресьев, Валентин Дикуль, Святослав Федоров, Ольга Скороходова и многих других, поистине волевых, целеустремленных и высоконравственных.

Развитию и закреплению различных форм заболеваний способствуют определенные условия, которые не дают возможности человеку успешно бороться за признание собственной личности окружающими и которые не предоставляют ему возможность испытать чувство удовлетворения от процесса самоутверждения и самореализации. Следовательно, укрепление и сохранение здоровья во многом обуславливаются активностью и устойчивостью человека к воздействию отрицательных факторов психической нагрузки.

Адаптивная физическая культура открывает резервные возможности организма ребёнка с ОВЗ и помогает ему заниматься спортивной деятельностью, что является важным средством компенсации нарушений в области социальной адаптации. Даже маленькие победы принесут положительные результаты и придадут ребёнку с ОВЗ уверенность в себе.

Библиографический список

  1. Основы специальной психологии: учебное пособие / [А.К. Акименко, Е.Д. Бурмистрова, Е.А. Георгица, Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, А.В. Шипова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ «Наука»,  2013. 335 с.
  2. Специальная педагогика: учеб.-метод. пособие / сост. С. Б. Нарзулаев, Г. Н. Попов, И. Н. Сафронова и др. Томск: Полиграф. Фирма «STAR», 2006. 147 с
  3. Дубровский В.И. Реабилитация инвалидов-спортсменов. – В кн.: Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заве дений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 411-417.
  4. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке). // Теория и практика физической культуры, 1998. №1.
  5. Комплексная реабилитация инвалидов, Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешихина и др.: Под ред. Т.В. Зозули. — М.: Издательский Центр «Академия», 2005. – 304 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптивная физическая культура и спорт как одно из средств реабилитации и социализации студентов с ограниченными возможностями

Многолетняя отечественная и зарубежная практика работы с инвалидами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, показывает, что физическая культура и спорт для них- наиболее действенные методы ...

Конспект урока по адаптивной физической культуре для детей с детским церебральным параличом среднего школьного возраста

Тема урока: Общая подвижностьЗадачи:Образовательная: закреплять технику выполнения поворотов, переворотов; учить комплекс упражнений корригирующей гимнастикиРазвивающая: развивать силу мышц ногВоспита...

Теоретическое обоснование реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры

АННОТАЦИЯВ статье рассматриваются повышение физических возможностей студентов-инвалидов посредством адаптивной физической культурой.КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВАИнвалидность,  адаптивная физическая культу...

комплект контрольно-оценочных средств по УД ОП.04 Анатомия специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Комплект оценочных средств разработан на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта среднего профессиональногообразования по специальности СПО 49.02.02 Адаптивная физическаякультур...

«Профессиональная направленность дисциплины «Профессиональный язык и культура речи» специальностей «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура»

Диссеминация опыта преподавания дисциплины "Профессиональный язык и культура речи" на специальностях 49.02.01 Физическая культура , 49.02.02 Адаптивная физическая культура в ГПОАУ АО "А...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной по ОГСЭ.06 Физическая культура специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОГСЭ.06 Физическая культура специальности 49.02.02. Адаптивная физическая культура ОГАПОУ СПК, созданные...

Методические указания по выполнению практических работ по ОГСЭ.06 Физическая культура специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Образовательный процесс в колледже предполагает не только обучение и воспитание, но и оздоровление подрастающего поколения. Научно-технический прогресс, ранняя компьютеризация образования, плотный рас...