ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО ТРУДА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
статья

Зверев Владимир Анатольевич

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО ТРУДА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО ТРУДА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Зверев В.А. (Санкт-Петербург, школа № 258)

Одной из важнейших задач при обучении физики является не только обучение собственно физике, но и формирование у школьников навыков самостоятельного учебного труда. Эти навыки, некоторым ученикам могут в будущем понадобиться, возможно, больше, нежели знания по физике. Ученики часто не решают задачи, не отвечают у доски не потому, что не могут или не хотят, а потому, что мы их не научили учиться.

Понятие “техника личного труда” включает в себя совокупность средств, орудий труда, а также простых, но совершенных приспособлений, автоматизированных приемов, применяемых в процессе учебной деятельности и способствующих ее эффективности. Научить технике личного труда эффективнее всего при выполнении домашних заданий.

Домашняя самостоятельная работа учащихся по физике – один из необходимых элементов учебного процесса. Она способствует закреплению и углублению знаний, выработке умения работы с книгой, вести наблюдения, ставить опыты, пробуждать желание самостоятельно разобраться в том или ином вопросе. Выполняя домашнее задание, учащиеся приучаются к добросовестности, ответственному отношению к своим обязанностям, умению рассчитывать свое время и планировать свое время, развивают навыки самоконтроля.  

У разных учеников по-разному развиты  учебные навыки, но некоторые общие приемы им все-таки можно предложить, а также помочь ученику сформировать свою собственную, удобную для него лично систему домашней учебной работы. Для этого учитель должен спланировать где, когда и в каком объеме он будет давать ученикам рекомендации.

В 7 классе надо начать с рекомендаций о том, как работать с учебником, познакомить с оглавлением, предметно-именным указателем, с содержанием форзацев, вопросами, заданиями, упражнениями. Необходимо также выяснить, что курсивом и жирным шрифтом выделяют наиболее главные мысли, законы, определения.

Приучать работать с книгой надо с первых уроков. Учащиеся на уроке читают, например, три абзаца, находят главные мысли и связи между ними. Далее составляют план ответа, а затем по плану рассказывают несколько учеников. После этого отмечаются наиболее удачные ответы. Объем рассказа через несколько уроков может быть увеличен до целого параграфа. Очень скоро ученики понимают, что легче выучить несколько мыслей и связей между ними, чем 2000 слов, содержащихся в параграфе. Слабым ученикам можно рекомендовать рассказать предполагаемый ответ родителям, другу, перед зеркалом, записать рассказ на магнитофон.

Необходимо приучать учеников отвечать на вопросы после параграфа. На первых уроках спрашиваем преимущественно ответы на вопросы, которые вынесены в конец параграфа. Отвечать надо ясно и лаконично. Как правило, опрашиваются несколько учеников подряд, и только потом выбирается лучший ответ, после чего предлагается еще раз повторить лучший вариант ответа. Дома ученикам рекомендуется пытаться отвечать на вопросы именно так.

Отдельно надо показывать, как учить выводы формул. Один из возможных вариантов такой: несколько учеников вызываются к доске. Через две минуты к доске вызывается следующий ученик, который должен исправить ошибки, или поставить оценку 5, если, по его мнению, все было написано правильно. Затем вызывается следующий ученик, который должен озвучить формулы. И, наконец, предлагаю поставить рекорд класса. В большинстве случаев находится ученик, который делает вывод и объясняет его примерно за 25 секунд. Если заниматься этим систематически и настойчиво рекомендовать ученикам дома выводить формулы на листочках на время, то вскоре можно освоить и больший объем, добавляя постепенно к рассказу рисунки, графики, опыты и т. д. Если формулы все-таки плохо запоминаются, то можно дома вывесить плакатики с этими формулами или постоянно их повторять по утрам вместо зарядки, по дороге в школу, перед сном и т.д.

Из урока в урок необходимо учить учащихся конспектированию, объяснить как, что и в каком объеме конспектировать, как разработать  систему значков и условных обозначений. Например, буква Э в конспектах с 7 по 11 класс означает: сделаем опыт; I Н , II Н, III Н  соответственно 1, 2, 3 законы Ньютона; IТ, IIТ – 1 и 2 законы термодинамики; формула в овальной рамочке – определение, в квадратной рамочке – формула получена из эксперимента, двойная рамочка – формула выведена из других; величина в квадратных скобках – единица измерения и т. д.

A=F.S.cos α          – определение

F = –kx                 – получена экспериментально.

P = 1/3nm0 υ2       – выводится

[A] = [F.S]= H.м = Дж   – единица измерения.

Конспект составляется для того, чтобы с его помощью быстро и легко вспомнить и воспроизвести учебный материал. Кроме того, составление конспекта учит учеников организовывать и систематизировать учебный материал.

Этапы обучения конспектированию  могут быть различны.

– Ученикам предлагается дома продолжить фразы по материалам параграфа:

Монокристалл –

Поликристалл  –

Анизотропия   –

Полиморфизм –

Аморфные тела –  и т.д.

– На следующем этапе формируются более сложные умения. Инструкции могут быть такими: 1). Оцени объем работы беглым просмотром текста; 2). Выдели смысловые части в тексте; 3). В пределах каждой части выдели ключевые (опорные) слова (идеи, мысли); 3). Вдумайся в смысл каждой части и дай ей название; 3). Составь план, а затем краткий конспект.

– На третьем этапе учим составлять опорный конспект. Главное на этом этапе показать, что конспект, составленный самостоятельно для ученика может быть гораздо полезнее и ценнее конспекта предложенного учителем, а варианты могут быть самыми разнообразными.

– Конспектирование примеров решения задач начинается с попытки самостоятельного решения и последующего сравнения своего  решения с решением в учебнике.

Тетради, безусловно, надо проверить, дать личные рекомендации, устроить выставку лучших тетрадей.

Специально надо рассказать, как изучать опыты и как проводить домашний эксперимент. Ученикам предлагается прочитать в книге об опыте, который подготовлен на демонстрационном столе. Опыт буден показан только после того, как ученики объяснят цель, расскажут об элементах установки, укажут, на что надо обратить внимание.

После демонстрации опыта и рассказа о нем ученикам дается образец записи. После этого ученики получают экспериментальное домашнее задание, включающее небольшой письменный отчет. Выполнение кратких письменных отчетов о домашней работе приучает грамотно и кратко выражать свои мысли, при этом вырабатываются навыки культуры записи: определенная система, четкость и последовательность в выполнении записей. Описание домашнего опыта заставляет ученика глубже продумать увиденное, выделить главное.

Учитель должен помочь ученикам организовывать свое время, а для этого научиться раскрывать цель и значение работы, понимать, что выучить, с чем просто ознакомиться. Соответствующие рекомендации учителя по выполнению и оформлению работы предупредить возможные затруднения, рекомендовать наиболее целесообразные способы самоконтроля.

В начале выполнения домашнего задания надо  вспомнить, что было на уроке, что из его содержания было самым главным. Начать работу надо с теории и только потом решать задачи. Если задача не решается, то ее следует пропустить, потом к ней надо вернуться повторно. Решая задачу, главное, вникнуть в ее суть, а не  угадывать необходимую формулу. По этому поводу ученикам рекомендуется изучить предисловие в задачнике П.А. Рымкевича.

Необходимо также дифференцированно подходить к развитию учебных навыков. Старшим школьникам надо рассказывать о психотренинге, особенностях памяти, мышления, внимания и т.д. Большинство учеников способны понять, что если у них имеется система знаний, то недостающие звенья могут быть логически выведены. Сильным ученикам можно рекомендовать защиту рефератов, олимпиадные задачи, вопросы, требующие обращения к справочной литературе и другой дополнительной литературе. У слабых учеников следует настойчиво формировать самые простые навыки, давать им посильные задания.

Все, что говорится школьникам, надо обязательно рассказать родителям на родительском собрании. Необходимо попросить их помочь своим детям организовать рабочее место, а также сам домашний учебный труд.

Если учитель систематически помогает ученикам организовать свой учебный труд, то в итоге у ученика формируется своя собственная, удобная для него лично система учебной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики"

Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики....

Предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся на уроке физики

Мы сталкиваемся в своей деятельности с следующими проблемами: низкий уровень усвоения учебного материала при изучении новой темы и проверочных работах на первичное закрепление. Нежелание выполнят...

Организация деятельности учащихся на уроках физики во время работы с текстом.

Основным направлением системы образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не только носителем знаний, но активно использовать их на практике, уметь лог...

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

физика, проблемное обучение, эксперимент, школа, активизация, информационные технологии, гипотеза, наблюдение, факультативное занятие, педагогика....

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

В современной педагогике существует достаточно богатый арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить технологию проектов.Стратегия современного образования состоит в том, чтобы дать воз...