Физическое воспитание как учебный предмет в колледже
статья
Физическое воспитание в колледжах является обязательным учебным предметом.
Существенно отличаясь по своему содержанию от других учебных предметов, физическое воспитание вместе с тем составляет неотъемлемую часть процесса обучения и воспитания. Оно служит целям укрепления здоровья, физического и духовного совершенствования обучающихся, призвано обеспечить всестороннюю физическую готовность будущих специалистов к избранному виду трудовой деятельности и защите Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskoe_vospitanie_kak_uchebnyy_predmet_v_kolledzhe.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическое воспитание как учебный предмет в колледже
Физическое воспитание в колледжах является обязательным учебным предметом.
Существенно отличаясь по своему содержанию от других учебных предметов, физическое воспитание вместе с тем составляет неотъемлемую часть процесса обучения и воспитания. Оно служит целям укрепления здоровья, физического и духовного совершенствования обучающихся, призвано обеспечить всестороннюю физическую готовность будущих специалистов к избранному виду трудовой деятельности и защите Родины.
Изучая теоретическое содержание данного учебного предмета, необходимо прежде всего подробно рассмотреть и уяснить основные понятия предмета. К ним относятся: « Физическая культура», «Физическое совершенство», «Физическое воспитание», «Физическая подготовка», «Спорт», «Спортивная тренировка». Усвоение их обучающимися позволяет не только познать суть явлении, которые отражают эти понятия, но и приобрести в систематизированном виде необходимые знания по предмету, правильно ориентироваться в содержании теоретического и практического материала по физическому воспитанию.
Физическая культура - самое широкое по своему содержанию понятие. При этом различают: физическую культуру общества и физическую культуру личности.
Физическая культура общества представляет собой специальную часть общей культуры, одну из сфер социальной деятельности.
В содержание физической культуры входит созданная в процессе развития общества совокупность специальных духовных и материальных ценностей.
К духовным ценностям физической культуры относятся многочисленные знания о физическом воспитании, например о средствах и методах воспитания физических качеств, формирования двигательных навыков, о построении спортивной тренировки, а также о влиянии физических упражнений на организм; к материальным ценностям — созданные для обеспечения занятий физической культурой различные сооружения (стадионы, спортивные залы, бассейны), специальный инвентарь и оборудование.
Использование средств и методов физической культуры позволяет удовлетворять естественные потребности человека в двигательной активности и на этой основе поддерживать и укреплять здоровье, обеспечивать физическую подготовленность, необходимую в жизни, трудовой деятельности и для защиты Родины. В режиме рабочего дня средствами активного отдыха — физическими упражнениями — можно снижать утомление и повышать работоспособность организма.
Физическая культура в нашей стране служит одним из важнейших средств воспитания. Систематические занятия различными видами физической культуры, спортом содействуют всестороннему и гармоническому развитию личности, формированию высоких моральных и волевых качеств, эстетических вкусов, развитию умственных способностей. Физическая культура включает в себя многие формы полезного и эмоционального досуга и отдыха, ускоряет процесс приобщения молодого человека к общественной жизни.
В системе учебно-воспитательной деятельности колледжей использование средств и методов физической культуры не только обеспечивает укрепление здоровья и снижение заболеваемости обучающихся, всестороннее развитие у них физических способностей, двигательных навыков, но и способствует освоению профессии, создает предпосылки для высокопроизводительного труда.
Высокая и особая ценность физической культуры состоит в том, что посредством ее можно существенно увеличивать функциональные резервы организма, повышать уровень его общей дееспособности и устойчивости ко многим неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Физическая культура, как и культура в целом, развивается в ходе созидательной деятельности общества. На каждом историческом этапе она имеет свои характерные особенности. В современный период физическая культура в России обогащается новыми формами, такими, как профессионально-прикладная физическая подготовка, формы послерабочего восстановления в физкультурно-оздоровительных центрах; кондиционная тренировка, проводимая самостоятельно, в группах общей физической подготовки, оздоровительного бега и плавания, фитнеса и пр.
Под физической культурой личности понимается достигнутый уровень в физическом совершенствовании человека и степень использования приобретенных двигательных качеств, навыков и специальных знаний в повседневной жизни.
Наиболее важными показателями физической культуры личности являются:
уровень развития основных физических качеств — силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости;
объем освоенных двигательных умений и навыков, прежде всего жизненно необходимых навыков в беге, прыжках, метаниях, плавании, передвижении на лыжах;
имеющиеся физкультурные знания;
гигиенические навыки и привычки повседневно заботиться о своем здоровье, закаливании организма и физической подготовленности;
соблюдаемый режим физической активности;
устойчивые интересы и мотивы личности к физическому совершенствованию.
Под физическим совершенством понимают оптимальный уровень двигательной подготовленности и физического развития человека применительно к современным условиям жизни (особенностям трудовой и оборонной деятельности, связанной с использованием многообразной сложной техники и необычными факторами воздействия внешней среды на организм и др.). Вместе с тем физическое совершенство выражает достаточно высокую степень индивидуальной физической одаренности человека.
Физическое совершенство характеризуется полноценным здоровьем, высокоразвитыми физическими качествами (силой, быстротой, выносливостью и др.), достаточной и устойчивой физической работоспособностью, владением многими прикладными и спортивными и способностью эффективно использовать свои двигательные возможности в трудовых и иных действиях, гармоничным развитием форм тела и другими показателями.
Физическое совершенство составляет одну из сторон всестороннего и гармоничного развития личности. В современный период возрастают значение и возможности воспитания гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Физическое воспитание — вид воспитания, осуществляемый в целях формирования физически совершенного, социально активного и морально стойкого подрастающего поколения, готового к высокопроизводительному труду и защите Родины.
В педагогическом процессе физического воспитания решаются специфические в отличие от других видов воспитания задачи. Это обучение различным двигательным умениям и навыкам, передача знаний о физической культуре (образовательная сторона); направленное улучшение физического развития обучающихся (осанки, физических качеств — силы, выносливости, быстроты и д р.).
Для юношей и девушек, обучающихся в колледжах, систематические занятия по физическому воспитанию имеют особое значение, поскольку в 15—18 лет происходит интенсивное развитие организма.
В процесс физического воспитания также создаются широкие возможности для формирования качеств личности. Воздействие на физическую сферу занимающихся обязательно затрагивает и их психическую сферу (сознание, волевые процессы, эмоции), так как человеческий организм представляет собой единое целое. Поэтому физическое воспитание при надлежащей постановке содействует формированию у обучающихся высокой нравственности, волевых качеств и черт характера, совершенствует личность в эстетическом и интеллектуальном отношении. Это достигается преимущественно средствами и методами физической культуры и специфическими условиями занятий, воспитательной деятельностью физкультурного коллектива, спортивной команды.
Специфическими средствами физического воспитания служат разнообразные физические упражнения, а также гигиенические факторы (соблюдение температурных и других норм гигиены на занятиях, рационального режима труда, учебы и отдыха) и естественные силы природы (использование солнца, воздуха и воды для закаливания организма).
В тех случаях, когда физическое воспитание приобретает специализированный характер применительно к конкретной трудовой и спортивной деятельности, употребляют термин «физическая подготовка». Например, физическая подготовка определенного профиля, физическая подготовка футболистов, волейболистов, баскетболистов и пр.
Спорт в сфере физической культуры — составная ее часть - представляет вид деятельности, направленной на достижение наивысших результатов в реализации физических и непосредственно связанных с ними возможностей человека. Следует при этом различать спорт высших достижений, ориентированный на рекордные результаты, включая достижения международного масштаба, и массовый спорт, который обеспечивает достижение уровня, доступного для большого числа людей при систематической тренировке. Массовый спорт широко используется для укрепления здоровья, повышения общей физической подготовленности молодёжи.
Вместе с тем содержание и социальное значение спорта выходит за рамки педагогического процесса физического воспитания. Спорт служит важным фактором вовлечения людей в активную общественную жизнь, формой общения, межчеловеческих контактов, включая международные связи; спорт как зрелище оказывает большое психологическое воздействие на зрителей.
Современный спорт многообразен. Достаточно сказать, что действующая Единая всероссийская спортивная классификация, в соответствии с которой присваиваются спортивные разряды, охватывает более 100 видов спорта.
К сфере физической культуры относятся виды спорта, которые представляют средства физического воспитания. Это прежде всего те виды, которые являются наиболее действенными. Они нашли отражение в государственных программах для учащейся молодёжи: лёгкая атлетика, гимнастика, плавание, лыжный спорт, борьба, спортивные игры.
Спорт наиболее эффективен в достижении физического совершенства. Кроме того, через многолетние занятия спортом не только достигается высокий уровень развития физических способностей, но и воспитывается сильная воля и совершенствуются другие духовные свойства личности. Специфическую особенность спорта составляют состязания. Соревновательная деятельность предопределяет предельные физические и психические нагрузки, в ходе тренировочных занятий осуществляется углублённая спортивная специализация. Поскольку занятия спортом оказывают значительное влияние на организм, то должен осуществляться тщательный контроль за здоровьем и физической подготовленностью обучающихся, учитываться их возрастные, половые и индивидуальные особенности в процессе спортивной тренировки.
Спортивная тренировка представляет собой педагогический процесс физического воспитания применительно к требованиям избранного занимающимся вида спорта. Ее основными разделами являются физическая, спортивно-техническая, тактическая и морально-волевая подготовка. Важное значение при спортивном совершенствовании придается повышению у тренирующихся уровня знаний по избранному виду спорта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа по средствам физического воспитания
Направленность средств физического воспитания на формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа...
ПРЕДПОСЫЛКИ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА .
В любом образовательном учреждении учебный процесс предполагает использование педагогических технологий, которые имеют неодинаковые потенциальные возможности в аспекте влияния на здоровье уча...
Методическая разработка внеклассного мероприятия ПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумом Тема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими технологиями с практикумом Специальность: 050715 Коррекц
Методическая разработка внеклассного мероприятияПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумомТема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими тех...
Физическое воспитание в специальных медицинских группах колледжа
Каширская Клавдия Ивановна, Астраханский музыкальный колледж преподаватель физического воспитания Физическое воспитание в специальных медицинских группах коллед...
Методические указания для студентов колледжа к практическим занятиям по дисциплине ОП.06 Гигиенические основы физического воспитания
В методических указаниях представлены практические занятия по основным разделам дисциплины Гигиенические основы физического воспитания, которые предназначены для студентов специальности 49.02.02...
Рабочая программа по предмету "Теория и методика физического воспитания и развития детей младшего школьного возраста с практикумом"
Рабочая программа по предмету...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 848041) учебного предмета «Физическая культура» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
При создании рабочей программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы з...