Физическое воспитание в специальных медицинских группах колледжа
статья на тему

Каширская Клавдия Ивановна, Астраханский   музыкальный  колледж

  преподаватель физического воспитания

 

Физическое воспитание в специальных медицинских группах  колледжа

 

Педагогический смысл физической культуры для студентов специальной медицинской группы – физкультурное воспитание и самовоспитание личности, соматическое, психическое и нравственное здоровье, повышение двигательной активности и работоспособности, общефизических и координационных способностей, развитие познавательных и творческих способностей, отказ от вредных привычек, привлечение к систематическим занятиям спортом, играми, двигательной рекреацией.

В работе со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, преподаватели физического воспитания АМК соблюдают три основных принципа  методики занятий физическими упражнениями.

Первый принцип заключается в оздоровительной, лечебно-профилактической направленности использования средств физической культуры.

Для студентов специальной медицинской группы этот принцип является главенствующим, ему подчинен выбор средств физической культуры, он пронизывает все особенности методики и организации занятий и объясняется большим объемом оздоровительных задач.

Второй принцип физического воспитания студентов специальной медицинской группы состоит в дифференцированном подходе к использованию средств физической культуры в зависимости от характера и выраженных структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных патологическим процессом.

Третий принцип, который соблюдается в процессе физического воспитания студентов специальной медицинской группы, заключается в профессионально-прикладной направленности проводимых занятий.

Проводя занятия по физическому воспитанию со студентами специальной медицинской группы, перенесшими ранее заболевания, преподаватели физического воспитания помогают студенческой молодежи приобрести необходимые для хорошего освоения профессии двигательные навыки, при помощи методов физической тренировки отшлифовать их, подготовить центральную нервную систему и другие функциональные системы организма.

На разных этапах занятий со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, преподаватели физического воспитания АМК решают различные задачи.

На первом этапе они обеспечивают быстрейшее восстановление нарушенных заболеванием функций, повышают приспособительные возможности организма студентов к восприятию физических упражнений за счет привычных форм двигательной активности.

Затем, на фоне достигнутых результатов, преподаватели приступают к осторожной тренировке нарушенных в ходе заболевания функций, обеспечивая тем самым восстановление общей работоспособности организма.

На заключительных этапах занятий решаются задачи развития профессионально важных двигательных качеств, обеспечивающих в своей совокупности высокий уровень специальной работоспособности студентов.

В работе со студентами специальной медицинской группы наши преподаватели придерживаются общепринятой структуры построения занятия, а содержание практических занятий по физической культуре различно с учетом времени их проведения в течение дня и соответствует основным задачам, решаемым в каждой его части, а также программе физической культуры для средних специальных учебных заведений.

Последовательность упражнений, используемых в подготовительной части занятия, заключается в начальном участии мелких и средних мышечных групп, а затем постепенном включении «нагрузочных» упражнений, связанных с участием в работе мышц спины, живота и ног.

Характерным для этой части занятия является большое количество одновременных движений в нескольких суставах, доступных по координации. Упражнения, сочетающие работу мышц ног и плечевого пояса, больше всего стимулируют обмен веществ и кровообращение, активизируют работу ЦНС.

Главной задачей основной части занятия является тренировка опорно-двигательного аппарата, кардио-респираторной системы и развитие основных физических качеств. Основная часть занятия насыщена более сложными – специальными упражнениями, в выполнении которых участвуют многие мышечные группы, большая часть мышечной массы тела.

Упражнения выполняются не только в положении стоя, но и лежа, упорах,  висах, в различном темпе, исходя из конкретных физических возможностей занимающихся студентов. Включаются также упражнения со смещением центра тяжести тела – на равновесие, упражнения, корригирующие нарушения осанки студента.

Наиболее широко в основной части урока по физической культуре со студентами специальной медицинской группы представлены упражнения для создания и укрепления мышечного «корсета» позвоночника, мышц спины, брюшного пресса, ягодичных мышц, мышц бедра и голени. Упражнения с махами ног в различных направлениях, наклонах туловища, приседаниях, подскоках выполняются в сочетании с движениями рук в статике и динамике.

Задачей заключительной части занятия является выведение организма студента из состояния повышенной двигательной деятельности и подготовка к последующей умственной деятельности и поэтому в ней выполняются упражнения с мячами – ловля, передачи, броски в цель, удары по мячу ногой или рукой, игровые упражнения с мячом, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения.

При выполнении упражнений в этой части занятия преподаватели физического воспитания уделяют внимание нормализации психоэмоциональной сферы студента, снимают возникшее в ходе занятия утомление, улучшают способность к вниманию и концентрации, координации и ориентации двигательных действий студента.

Таким образом, определяя содержание каждого занятия, преподаватели физического воспитания подбирают и используют наиболее рациональные средства и методы физического воспитания, отвечающие состоянию здоровья и уровню физической подготовленности студентов, и при этом учитывают медицинские противопоказания и педагогические рекомендации.

Обобщая результаты работы, преподаватели физического воспитания Астраханского   музыкального колледжа считают, что высокая эффективность занятий по физической культуре со студентами СМГ в нашем учебном заведении достигается правильным выбором средств, методов и методических приемов физической культуры.

Эффективная реализация принципа оздоровительной и профессионально – прикладной направленности физического воспитания обеспечивает полное функциональное восстановление организма и хорошую подготовленность студентов к предстоящей трудовой деятельности после любого из перенесенных заболеваний.

Реализация принципа дифференцированного подхода к физическому воспитанию студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, не сводится только к количественным характеристикам используемых физических нагрузок и является фактором целенаправленного регулирования степени напряжения, приходящегося на различные функциональные системы организма.

Решающим фактором высокой эффективности занятий по физической культуре со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, является достигнутый уровень адаптации студентов к условиям физических нагрузок и перевод их из этой группы в подготовительную или основную.

 

Литература

1. Сетяева Н. Н. Физическое воспитание в специальных медицинских группах педагогического вуза / Н. Н. Сетяева // Теория и практика физической культуры. — 2010. - № 2. — С. 34- 38.

2. Тимошина И. Н. Показания и противопоказания по содержанию занятий по физической культуре в специальной медицинской группе / И. Н. Тимошина // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 4. —
С. 65 - 68.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kashirskaya_klavdiya_ivanovna.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

 Каширская Клавдия Ивановна, Астраханский   музыкальный  колледж

  преподаватель физического воспитания

Физическое воспитание в специальных медицинских группах  колледжа

Педагогический смысл физической культуры для студентов специальной медицинской группы – физкультурное воспитание и самовоспитание личности, соматическое, психическое и нравственное здоровье, повышение двигательной активности и работоспособности, общефизических и координационных способностей, развитие познавательных и творческих способностей, отказ от вредных привычек, привлечение к систематическим занятиям спортом, играми, двигательной рекреацией.

В работе со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, преподаватели физического воспитания АМК соблюдают три основных принципа  методики занятий физическими упражнениями.

Первый принцип заключается в оздоровительной, лечебно-профилактической направленности использования средств физической культуры.

Для студентов специальной медицинской группы этот принцип является главенствующим, ему подчинен выбор средств физической культуры, он пронизывает все особенности методики и организации занятий и объясняется большим объемом оздоровительных задач.

Второй принцип физического воспитания студентов специальной медицинской группы состоит в дифференцированном подходе к использованию средств физической культуры в зависимости от характера и выраженных структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных патологическим процессом.

Третий принцип, который соблюдается в процессе физического воспитания студентов специальной медицинской группы, заключается в профессионально-прикладной направленности проводимых занятий.

Проводя занятия по физическому воспитанию со студентами специальной медицинской группы, перенесшими ранее заболевания, преподаватели физического воспитания помогают студенческой молодежи приобрести необходимые для хорошего освоения профессии двигательные навыки, при помощи методов физической тренировки отшлифовать их, подготовить центральную нервную систему и другие функциональные системы организма.

На разных этапах занятий со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, преподаватели физического воспитания АМК решают различные задачи.

На первом этапе они обеспечивают быстрейшее восстановление нарушенных заболеванием функций, повышают приспособительные возможности организма студентов к восприятию физических упражнений за счет привычных форм двигательной активности.

Затем, на фоне достигнутых результатов, преподаватели приступают к осторожной тренировке нарушенных в ходе заболевания функций, обеспечивая тем самым восстановление общей работоспособности организма.

На заключительных этапах занятий решаются задачи развития профессионально важных двигательных качеств, обеспечивающих в своей совокупности высокий уровень специальной работоспособности студентов.

В работе со студентами специальной медицинской группы наши преподаватели придерживаются общепринятой структуры построения занятия, а содержание практических занятий по физической культуре различно с учетом времени их проведения в течение дня и соответствует основным задачам, решаемым в каждой его части, а также программе физической культуры для средних специальных учебных заведений.

Последовательность упражнений, используемых в подготовительной части занятия, заключается в начальном участии мелких и средних мышечных групп, а затем постепенном включении «нагрузочных» упражнений, связанных с участием в работе мышц спины, живота и ног.

Характерным для этой части занятия является большое количество одновременных движений в нескольких суставах, доступных по координации. Упражнения, сочетающие работу мышц ног и плечевого пояса, больше всего стимулируют обмен веществ и кровообращение, активизируют работу ЦНС.

Главной задачей основной части занятия является тренировка опорно-двигательного аппарата, кардио-респираторной системы и развитие основных физических качеств. Основная часть занятия насыщена более сложными – специальными упражнениями, в выполнении которых участвуют многие мышечные группы, большая часть мышечной массы тела.

Упражнения выполняются не только в положении стоя, но и лежа, упорах,  висах, в различном темпе, исходя из конкретных физических возможностей занимающихся студентов. Включаются также упражнения со смещением центра тяжести тела – на равновесие, упражнения, корригирующие нарушения осанки студента.

Наиболее широко в основной части урока по физической культуре со студентами специальной медицинской группы представлены упражнения для создания и укрепления мышечного «корсета» позвоночника, мышц спины, брюшного пресса, ягодичных мышц, мышц бедра и голени. Упражнения с махами ног в различных направлениях, наклонах туловища, приседаниях, подскоках выполняются в сочетании с движениями рук в статике и динамике.

Задачей заключительной части занятия является выведение организма студента из состояния повышенной двигательной деятельности и подготовка к последующей умственной деятельности и поэтому в ней выполняются упражнения с мячами – ловля, передачи, броски в цель, удары по мячу ногой или рукой, игровые упражнения с мячом, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения.

При выполнении упражнений в этой части занятия преподаватели физического воспитания уделяют внимание нормализации психоэмоциональной сферы студента, снимают возникшее в ходе занятия утомление, улучшают способность к вниманию и концентрации, координации и ориентации двигательных действий студента.

Таким образом, определяя содержание каждого занятия, преподаватели физического воспитания подбирают и используют наиболее рациональные средства и методы физического воспитания, отвечающие состоянию здоровья и уровню физической подготовленности студентов, и при этом учитывают медицинские противопоказания и педагогические рекомендации.

Обобщая результаты работы, преподаватели физического воспитания Астраханского   музыкального колледжа считают, что высокая эффективность занятий по физической культуре со студентами СМГ в нашем учебном заведении достигается правильным выбором средств, методов и методических приемов физической культуры.

Эффективная реализация принципа оздоровительной и профессионально – прикладной направленности физического воспитания обеспечивает полное функциональное восстановление организма и хорошую подготовленность студентов к предстоящей трудовой деятельности после любого из перенесенных заболеваний.

Реализация принципа дифференцированного подхода к физическому воспитанию студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, не сводится только к количественным характеристикам используемых физических нагрузок и является фактором целенаправленного регулирования степени напряжения, приходящегося на различные функциональные системы организма.

Решающим фактором высокой эффективности занятий по физической культуре со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, является достигнутый уровень адаптации студентов к условиям физических нагрузок и перевод их из этой группы в подготовительную или основную.

Литература

1. Сетяева Н. Н. Физическое воспитание в специальных медицинских группах педагогического вуза / Н. Н. Сетяева // Теория и практика физической культуры. — 2010. - № 2. — С. 34- 38.

2. Тимошина И. Н. Показания и противопоказания по содержанию занятий по физической культуре в специальной медицинской группе / И. Н. Тимошина // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 4. —
С. 65 - 68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания (на примере отделения спортивных игр)

1.Методические принципы физического воспитания. 2. Средства и методы физического воспитания. 3. Основы и этапы обучения движения 4.Воспитание физических качеств....

Формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа по средствам физического воспитания

Направленность средств физического воспитания на формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа...

Особенности организации занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы.

Забота о здоровье – важнейшая обязанность государства. Охрана здоровья населения является обязанностью всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Особое внимание уделяется ох...

Методическая разработка внеклассного мероприятия ПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумом Тема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими технологиями с практикумом Специальность: 050715 Коррекц

Методическая разработка внеклассного мероприятияПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумомТема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими тех...

Тест по МДК. 01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Тест по темам "Формирование у дошкольников двигательных умений и навыков в процессе обучения движениям", "Методы обучения дошкольников движениям"...

Особенности проведения занятий в специальной медицинской группе на примере работы преподавателей физической культуры ГАПОУ РБ «Белебеевский медицинский колледж»

В последние годы из-за неблагоприятной экологической обстановки, неправильного питания, нарушения режима дня, малоактивного образа жизни и многих других отрицательных факторов число физически ослаблен...