Музейное дело
материал
Музейное дело
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перечень экспонатов
№ п/п | Наименование | Количество (шт.) |
1 | Береза | 1 |
2 | Варган | 1 |
3 | Женские украшения - накостники | 1 |
4 | Игольница | 1 |
5 | Кисы | 1 пара |
6 | Книги, календари | 10 |
7 | Колыбель | 1 |
8 | Костюмы (современный, традиционный) | 2 |
9 | Куклы | 3 |
10 | Манекены под костюмы | 2 |
11 | Маски ритуальные | 4 |
12 | Музыкальные инструменты (бубен, бубенцы, копытца, наркас – юх) | 4 |
13 | Нарты | 2 |
14 | Платки | 2 |
15 | Посуда из бересты | 1 комплект |
16 | Стенд с куколками | 1 |
17 | Стенд колледжа | 1 |
18 | Стенд с грамотами и кубками | 1 |
19 | Флаги г. Нижневартовска и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры | 2 |
20 | Шкуры оленьи | 2 |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Музейное дело
Нижневартовский медицинский колледж – одно из 3 учебных заведений в ХМАО-Югре, отметивший 34-летие.
Большую роль в воспитательной работе, проводимой колледжем, играют музейные уголки. созданный в 2010 году.
В музее колледжа есть разделы:
- История колледжа
- Руководители колледжа
- Наши выпускники – наша гордость
- Ветераны педагогического труда
- Музей народов ханты и манси
- Сталинградская битва
- Героев Самотлора
И т.д.
Значительную часть музейных экспонатов составляют фотоальбомы (около 100 штук), грамоты, дипломы, статьи из газет, письма и т.д.
В музее хранятся средства обучения, использовавшиеся в 80- 90 –е годы: фотоаппарат, шприцы, иглы, системы для капельного вливания лекарственных препаратов, макеты, муляжи и др.
Музей работает по плану, утверждаемому директором учебного заведения. Актив музея осуществляет поиск материалов, пополняет экспонаты, готовит тематические экскурсии.
Традиционно каждую первую неделю сентября для обучающихся-первокурсников организуются экскурсии в музей. В нем же проводятся встречи с выпускниками колледжа, ветеранами труда.
Музей принимает активное участие в областных конференциях и интернет-проектах «Музеи учебных заведений профобразования» и других.
В текущем учебном году актив музея продолжит поиск материалов для раздела «Они защищали Родину», посвященного 75-летию Победы нашего народа в Великой отечественной войне.
А.А. Кабардаева, руководитель музея.
Авторы курса: Кабардаева Айщат Асламбековна, Сарбаш Елена Николаевна
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Музейное дело» разработана на основании современных задач модернизации российского образования в соответствии с Приказом Министерства Образования РФ № 1312 от 09.03.2004 г., Базисным учебным планом.
Данная программа может быть реализована в качестве элективного курса в рамках внедрения Концепции предпрофильного обучения, утверждённой Приказом Министерства образования РФ №2783 от 18.07.2002г. Она может быть использована также в системе работы учреждений дополнительного образования детей.
Предлагаемая программа углубляет знания по истории родного края, знакомит с основами музейной работы; отбором музейных материалов, систематизацией фондов, исследованием документационной ценности предметов, исследование музейных предметов в качестве экспонатов, подготовке экспозиций, подготовке и проведению экскурсий, пропаганде музея.
Элективный курс позволяет овладеть умениями художественной деятельности.
Курс является практико – ориентированным, так как его содержание непосредственно связано с жизнью.
Цель курса: приобретение определённого социального опыта профессиональной деятельности.
В соответствии с поставленной целью предлагаемая программа призвана решить следующие задачи:
1) Включение старшеклассников в разные виды деятельности.
2) Овладение способами фондовой, научно – исследовательской, оформительской, экскурсионной, моделирующей, информационной деятельности.
3) Формирование новых психологических, социальных установок учащихся.
Исходя из направленности курса, используются следующие формы организации деятельности; практические занятия, экскурсии, мастерские.
Основными формами подведения итогов являются: макеты музейных предметов, картотека музейных предметов, экспозиции, экскурсии, презентации.
Курс рассчитан на 34 часа (из расчёта 1 час в неделю), разбит на 4 блока.
Результат: - организация деятельности школьного краеведческого музея.
Выход: - на исследовательскую и проектную работу; Культура русского народа Костромской области.
Основной документ после овладения деятельностью каждого блока – удостоверение о прохождении, овладении определённым видом деятельности.
Динамика интереса в процессе овладения курсом фиксируется путём проведения анкетирования на первом и последнем занятии, а также путём проведения собеседования после выполнения каждого вида деятельности (3 раза за весь цикл обучения).
Итоговой формой отчётности является проведение экскурсий для учащихся школы, приглашённых посетителей с использованием результатов (экспозиции, макеты, сувениры, буклеты) деятельности.
Тематическое планирование элективного курса
«Музейное дело»
Блок 1 «Документирование и исследование музейных предметов». (8 ч.)
№ п\п | Тема | Организационная форма |
1. | Введение. Научное документирование музейных предметов | Лекция практическое занятие |
2. | Инвентаризация музейных предметов (вещественных источников). | практическое занятие |
3. | Инвентаризация музейных предметов (письменных источников). | практическое занятие |
4. | Оформление каталожной карточки. | практическое занятие |
5 – 7. | Составление описания предмета. | практическое занятие |
8. | Презентация картотеки. | презентация |
Блок 2. «Искусство музейной экспозиции». (8 ч.)
№ п\п | тема | организационная форма |
1. | Выбор темы, подбор музейных предметов и материалов. | беседа практическое занятие |
2. | Составление проекта экспозиции (плана), обсуждение. | индивидуальная работа |
3. | Построение композиции с выделение акцентных моментов. | индивидуальная групповая работа |
4. | Подготовка фона и места экспозиции. | индивидуальная групповая работа |
5 – 7. | Построение экспозиционного ансамбля. | индивидуальная групповая работа |
8. | Защита проекта | презентация |
Блок 3. «Изготовление макетов, сувениров, буклетов». (10 ч.)
№ п\п | тема | организационная форма |
1 - 6 | Изготовление макета (метод проектов) | практическое занятие |
7 - 8 | Изготовление сувениров | мастерская |
9 - 10 | Изготовление буклета (компьютерная графика) презентация | практическое занятие |
Блок 4. «Подготовка и проведение экскурсий» (8 ч.)
№ п\п | Тема | Организационная форма |
1. | Определение темы, изучение выставки и подбор литературы | групповая работа |
2. | Определение маршрута экскурсии | практическое занятие |
3. | Составление плана экскурсии | практическое занятие |
4. | Составление структуры экскурсии (подтема, порядок, объект показа) | индивидуальная работа |
5. | Составление развёрнутого плана экскурсии (цели, экспонаты, тексты, логические переходы, выводы) | индивидуальная работа |
6. | Апробация на практике | практическое занятие |
7. | Составление методической разработки экскурсии | индивидуальная работа |
8. | Проведение экскурсии. Защита проекта. | экскурсия |
Литература.
- Бугамбаев М. Гончарное дело «Феникс», 2000г.-320 с.
- Герасимов Т.А. Самодельные макеты и модели по истории (альбом чертежей) М. «Просвещение»-1967 г.
- Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. М. «Просвещение» 1985 г.
- Лазарев А.В. Плетение лозой, соломой, берестой, рогозом. ООО «Аделант», 2004 г. 192 с.
- Левыкин К.Г. Музееведение. Музеи исторического профиля. М. «Высшая школа» 1988 г.- 431 с.
- Литвинов В.В. Практика современной экспозиции. М. «Плакат» 1989 г.
- Постникова М.М.- Лосева. Золотое и серебряное дело 15 – 20 вв. М. «Наука»1983 г.
- Стриженов. Искусство музейной экспозиции. М. 1977г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Музейная среда формирует навыки системного восприятия окружающего мира, развитию креативного мышления.
«История живет в музее нашем» Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х г.г . и было заимствовано из немецкой терминологии.
Цель Развитие у обучающихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам
Задачи формировать умение выявлять предметы музейного значения в окружающей действительности и оценивать их как частицу культуры, истории; усиление акцента на изучение истории и культуры Отечества и родного края;
формирование патриотических чувств и сознания, на основе исторических ценностей и роли России в судьбе мира; изучение истории и культуры родного края; консолидация и координация деятельности колледжа, общественности в патриотическом воспитании; формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству Задачи:
Целевые группы: педагоги; обучающиеся; родители; общественность города Основные методы реализации программы: 1. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность. 2. Экскурсии.
С целью выявления уровней формирования музейной культуры предлагается следующий уровень градации: I. Уровень репродуктивный. II. Уровень продуктивный. III. Уровень творческий. Контроль за реализацией программы :
В своих работах-ответах обучающиеся должны проявить следующие навыки, умения: видеть в предметах окружающей среды широкий историко-культурный контекст; эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существование; уметь составлять и проводить мини-экскурсии самостоятельно, используя источники информации.
I. Этап - разработка концепции и модели будущего проекта. II. Этап - организация музейной, развивающей среды в студенческом пространстве с привлечением родителей и обучающихся. III. Этап-разработка учебно-тематического плана, мероприятий. IV. Этап - работа по данному проекту. План реализации:
Начало экспозиции «История живет в музее нашем » В 2011 году открыт музейный уголок, посвященный нефтяникам Самотлора . Впервые в 2013 году директору колледжа Исупову П.В. было предложено участвовать в Традиционном студенческом Фестивале национальных культур «МЫ ВМЕСТЕ!», посвященном ценностям семьи в Екатеринбурге, который организовал Свердловский областной медицинский колледж. Была организована встреча с директором МБУ «Центр национальных культур» Князевой Еленой Александровной, которая предложила представить культуру народов ханты на фестивале вместе с Президентом НГОО «ЦКНС «ТОРНАЙ» И.С. Антоновой .
После успешного совместного выступления в Екатеринбурге в колледже был создан музей коренных малочисленных народов севера. С тех пор дружба между колледжем и центром национальных культур становилась крепче. Колледж во главе с директором Исуповым П.В. участвует во многих мероприятиях, проводимых МБУ «Центр национальных культур»; привлекает преподавателей колледжа, обучающихся и членов своей семьи. В 2013 году колледж участвовал в фестивале национальных культур в г. Сургуте. Представляли культуру адыгского народа. Результатом участия стало получение диплома в номинации «Угощение от прабабушки». В музее открыт уголок, посвященный культуре народов Кавказа.
Выставка, посвященная Сталинградской битве В рамках 70-летия Сталинградской битвы в музее истории колледжа открылась выставка. На выставке представлены экспонаты с раскопок города Волгограда.
Экспозиции и выставки музея
Анализ опыта организации деятельности музеев по патриотическому воспитанию обучающихся позволяет сделать вывод о том, что практическая работа музея у нас в колледже основана на привлечении обучающихся к участию в экспозиционно-выставочной, культурно- просветительской работе, использовании в деятельности музеев новых культурно-образовательных форм, инновационных технологий музейной педагогики, интеграция музея в учебно-воспитательный процесс, подтвердило ее эффективность. Выводы
В ходе опытно-экспериментальной работы были использованы следующие формы организации педагогического сопровождения деятельности музеев по патриотическому воспитанию учащихся: проведение методических семинаров, консультаций, мастер-классов. Музеи имеют значительный образовательный потенциал в воспитании патриотизма обучающихся, который может быть реализован при создании соответствующих педагогических условий. К данным условиям можно отнести: вовлеченность обучающихся и всего педагогического коллектива в работу музея, использование в деятельности музеев новых культурно- образовательных форм, инновационных технологий музейной педагогики, психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение деятельности педагогов колледжа Выводы
Музей колледжа имеет значительный потенциал для воспитания патриотизма обучающихся, формирования у них бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию. Целью и результатом патриотического воспитания является развитие у обучающихся патриотических чувств, формирование у них соответствующих ценностных ориентаций, убеждений, установок, позиций на базе знаний истории и культуры родного края. Заключение
Заключение Успешная реализация образовательного потенциала музея в патриотическом воспитании у обучающихся базируется на использовании уникальных возможностей музейной среды и музейного предмета. Ряд новых технологий, которые разрабатываются в области музейной педагогики, позволили в экспериментальном исследовании обогатить новым содержанием такие формы традиционной деятельности как экскурсии, конференции, семинары и разработать инновационные: урок в музее, музейное занятие, олимпиада.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшей научной разработки методологии музейной педагогики применительно к деятельности музея образовательной организации. В настоящее время особые возможности в решении актуальных проблем совершенствования учебно- воспитательного процесса, повышения качества образования предоставляют методы и формы музейной педагогики, позволяющие включить музейные предметы и экспозиции в учебный процесс. Заключение
Предварительный просмотр:
Журавский Александр Викторович
Сарбаш Елена Николаевна
Музейный уголок Сталинградской битвы в Нижневартовском медицинском колледже
Актуальность: Современные колледжи - это самоопределяющиеся организации с собственной концепцией и потенциалом развития. Музейное окружение несет неоценимый развивающий потенциал для учащихся, педагогов, родителей. Взаимодействие с развивающей средой музея приводит в действие активные психологические функции, которые способствуют продвижению ребенка по пути сознания мира и собственной личности. Музейная среда формирует навыки системного восприятия окружающего мира, развитию креативного мышления. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнение, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия себя и Вселенной.
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в нашу отечественную педагогическую практику.
Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Об этом ещё говорил Аврелий Августин (Августин Блаженный), отмечая, что никто ничего не делает хорошо, если это против воли, даже если человек делает что-то хорошее. В связи с этим работа по формированию патриотического сознания заключается в тонком искусстве преподавания верности Отечества, гуманизма, благородства, гражданской чести.
Цель: развитие у студентов активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах деятельности; самореализация студентов через организацию развивающей музейной среды в студенческом пространстве.
Задачи:
- формировать умение выявлять предметы музейного значения в окружающей действительности и оценивать их как частицу культуры, истории;
- усиление акцента на изучение истории и культуры Отечества и родного края;
- формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству;
- формирование патриотических чувств и сознания, на основе исторических ценностей и роли России в судьбе мира;
- изучение истории и культуры родного края;
- консолидация и координация деятельности колледжа, общественности в патриотическом воспитании.
Целевые группы:
- педагоги;
- обучающиеся;
- родители;
- общественность города.
Основные методы реализации программы:
- Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность.
- Экскурсии.
Контроль за реализацией программы:
С целью выявления уровней формирования музейной культуры предлагается следующий уровень градации:
- Уровень репродуктивный.
- Уровень продуктивный.
- Уровень творческий.
В своих работах-ответах обучающиеся должны проявить следующие навыки, умения:
- видеть в предметах окружающей среды широкий историко-культурный контекст;
- эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существование;
- уметь составлять и проводить мини-экскурсии самостоятельно, используя источники информации.
Прогнозируемый результат:
- Возрождение гражданского патриотизма.
- Возрождение традиций работы со студентами и родителями в сотрудничестве.
- Повышение общественно полезной и социальной активности обучающихся.
- Устойчивый интерес у обучающихся к музею как к уникальному феномену культуры.
План реализации программы.
- Этап - разработка концепции и модели будущего проекта.
- Этап - организация музейной, развивающей среды в студенческом пространстве с привлечением родителей и обучающихся.
- Этап-разработка учебно-тематического плана, мероприятий.
- Этап - работа по данному проекту.
В 2011 году открыт музейный уголок, посвященный нефтяникам Самотлора.
Впервые в 2013 году директору колледжа Исупову П.В. было предложено участвовать в Традиционном студенческом Фестивале национальных культур «МЫ ВМЕСТЕ!», посвященном ценностям семьи в Екатеринбурге, который организовал Свердловский областной медицинский колледж. Была организована встреча с директором МБУ «Центр национальных культур» Князевой Е.А., которая предложила представить культуру народов ханты на фестивале вместе с Президентом НГОО «ЦКНС «ТОРНАЙ» И.С. Антоновой. После успешного совместного выступления в Екатеринбурге в колледже был создан музей коренных малочисленных народов севера. С тех пор дружба между колледжем и центром национальных культур становилась крепче. Кабардаева А.А., Сарбаш Е.Н. во главе с директором Исуповым П.В. участвуют во многих мероприятиях, проводимых МБУ «Центр национальных культур»; привлекают преподавателей колледжа, обучающихся и членов своей семьи.
В 2013 году колледж участвовал в фестивале национальных культур в г. Сургуте. Представляли культуру адыгского народа. Результатом участия стало получение диплома в номинации «Угощение от прабабушки». В музее открыт уголок, посвященный культуре народов Кавказа.
В рамках 70-летия Сталинградской битвы в музее истории колледжа открылась выставка. На выставке представлены экспонаты с раскопок города Волгограда.
Музейный комплекс посвящен одному из решающих сражений Великой Отечественной войны — Сталинградской битве, ставшей началом коренного перелома в войне. В его составе находится крупнейшая панорама России «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом». В музее представлены фотографии, документы, вещи военного времени, среди которых реликвийные экспонаты: снайперская винтовка сталинградского воина, шинель генерала В.А. Глазкова со 160 пулевыми и осколочными пробоинами; комсомольские и партийные билеты со следами прострелов, залитые кровью; боевые знамена частей и соединений, сражавшихся в Сталинграде; личные комплекты выдающихся полководцев, их живописные портреты
Экспонаты музея: лопатка саперная, лопатка (немецкая), пулемет Дегтярева, ствол от станкового пулемета РКК (СССР), заплатка на автокамеру (СССР), гильза большая (немецкая), механизм подъема стекла от автомобиля, гильз от снаряда (пушка) (СССР), баночка немецкая фарфоровая, крышка от фляжки (немецкая), остатки от ботинка (немецкий), механизм связистов (немецкий), подкова (немецкая), ножницы медицинские (немецкие), вилка (немецкая), крышка бочки для пищевых продуктов (немецкая), цепь (немецкая), ящик для переноса пулеметных снарядов, ящик для переноса минометных снарядов, магазин от винтовки Мосина, ручка от котелка (СССР), для патронов от зенитки (немецкий), крепление палатки (немецкое), патроны от винтовки Мосина, осколки мин (немецкие), колышек для палатки (немецкий), ручка от гранаты РГД (СССР), крышка от ящика для патронов (СССР), колышек (немецкий), осколок бутылки (немецкий), отражатель от ручки фонарика , крепление колеса к автомобилю (немецкое), крепление колышка от палатки, шомпол для чистки оружия (немецкий), шомпол для чистки оружия ствола винтовки Мосина (1891 г.), диск от пистолета автомата ППШ, крепление от минометного ящика (немецкое), щетка для чистки оружия (немецкая), ключ, нипель от колеса (немецкий), запор от оружейного ящика, от станковского пулемета, пуговица (немецкая), ствол от пистолета I мировой войны, патрон от ППШ (СССР), пулеметное орудие (СССР), ручка от котелка (немецкая), осколок от гранаты Ф 1, пуля футляр средств винтовки в прикладе винтовки, пулеметная лента (немецкая), магазин от винтовки Мосина, цепь (немецкая), заплатка на автокамеру (СССР), штык нож от винтовки Мосина (запрещенный Венской конвенцией), патрон от Вальтера (немецкий), железные крепления от палатки (СССР), пенал для хранения чистящих средств (винтовки), крышка от расширенной бочки автомобиля, свечной ключ от автомобиля (немецкий), магазин от винтовки К 98 (немецкий), кольцо от гранаты Ф1, колышки от палатки (немецкий), уголки от ящиков (СССР), кусок консервной банки (немецкий), ключ (немецкий), карабин
Выводы:
Анализ опыта организации деятельности школьных музеев по патриотическому воспитанию учащихся позволяет сделать вывод о том, что практическая работа музея у нас в колледже основана на привлечении обучающихся к участию в экспозиционно-выставочной, культурно- просветительской работе, использовании в деятельности школьных музеев новых культурно-образовательных форм, инновационных технологий музейной педагогики, интеграция музея в учебно-воспитательный процесс, подтвердило ее эффективность.
В ходе опытно-экспериментальной работы были использованы следующие формы организации педагогического сопровождения деятельности школьных музеев по патриотическому воспитанию учащихся: проведение методических семинаров, консультаций, мастер-классов. школьные музеи имеют значительный образовательный потенциал в воспитании патриотизма учащихся, который может быть реализован при создании соответствующих педагогических условий. К данным условиям можно отнести: вовлеченность учащихся и всего педагогического коллектива в работу музея, использование в деятельности школьных музеев новых культурно- образовательных форм, инновационных технологий музейной педагогики, психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение деятельности педагогов школы.
Заключение:
Музей колледжа имеет значительный потенциал для воспитания патриотизма обучающихся, формирования у них бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию. Целью и результатом патриотического воспитания является развитие у школьников патриотических чувств, формирование у них соответствующих ценностных ориентаций, убеждений, установок, позиций на базе знаний истории и культуры родного края. Успешная реализация образовательного потенциала школьного музея в патриотическом воспитании учащихся базируется на использовании уникальных возможностей музейной среды и музейного предмета. Ряд новых технологий, которые разрабатываются в области музейной педагогики, позволили в экспериментальном исследовании обогатить новым содержанием такие формы традиционной деятельности как экскурсии, конференции, семинары и разработать инновационные: урок в музее, музейное занятие, олимпиада. Вместе с тем, проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшей научной разработки методологии музейной педагогики применительно к деятельности музея образовательного учреждения. В настоящее время особые возможности в решении актуальных проблем совершенствования учебно- воспитательного процесса, повышения качества образования предоставляют методы и формы музейной педагогики, позволяющие включить музейные предметы и экспозиции в учебный процесс.
Список литературы:
1. Видер И. Катастрофа на Волге. — М: Прогресс, 1965. — С. 58,59.
2.Виталий Коровин. Они погибли, чтобы жили мы.. Первый Волгоградский (24 августа 2006 года).
3.Дёрр Г. Поход на Сталинград. — Воениздат. — М, 1957. — С. 117. — 140 с. Советский Союз в годы ВОВ. Наука. Москва 1976, с. 318
4.Э. Манштейн. Утерянные победы. АСТ. Москва 2002. с 401
Предварительный просмотр:
Сарбаш Елена Николаевна
г. Нижневартовск
МУЗЕЙ НИЖНЕВАРТОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
Актуальность. Современные колледжи - это самоопределяющиеся организации с собственной концепцией и потенциалом развития. Музейное окружение несет неоценимый развивающий потенциал для обучающихся, педагогов, родителей. Взаимодействие с развивающей средой музея приводит в действие активные психологические функции, которые способствуют продвижению человека по пути сознания мира и собственной личности. Музейная среда формирует навыки системного восприятия окружающего мира, развитию креативного мышления. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнение, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия себя и Вселенной.
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х г.г. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в нашу отечественную педагогическую практику.
Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Об этом ещё говорил Аврелий Августин (Августин Блаженный), отмечая, что никто ничего не делает хорошо, если это против воли, даже если человек делает что-то хорошее. В связи с этим работа по формированию патриотического сознания заключается в тонком искусстве преподавания верности Отечества, гуманизма, благородства, гражданской чести.
Цель: развитие у обучающихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах деятельности; самореализация обучающихся через организацию развивающей музейной среды в студенческом пространстве.
Задачи:
- формировать умение выявлять предметы музейного значения в окружающей действительности и оценивать их как частицу культуры, истории;
- усиление акцента на изучение истории и культуры Отечества и родного края;
- формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству;
- формирование патриотических чувств и сознания, на основе исторических ценностей и роли России в судьбе мира;
- изучение истории и культуры родного края;
- консолидация и координация деятельности колледжа, общественности в патриотическом воспитании.
Целевые группы:
- педагоги;
- обучающиеся;
- родители;
- общественность города.
Основные методы реализации программы:
1. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность.
2. Экскурсии.
Контроль за реализацией программы:
С целью выявления уровней формирования музейной культуры предлагается следующий уровень градации:
I. Уровень репродуктивный.
II. Уровень продуктивный.
III. Уровень творческий.
В своих работах-ответах обучающиеся должны проявить следующие навыки, умения:
- видеть в предметах окружающей среды широкий историко-культурный контекст;
- эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существование;
- уметь составлять и проводить мини-экскурсии самостоятельно, используя источники информации.
Прогнозируемый результат:
1. Возрождение гражданского патриотизма.
2. Возрождение традиций работы с обучающимися и родителями в сотрудничестве.
3. Повышение общественно полезной и социальной активности обучающихся.
4. Устойчивый интерес у обучающихся к музею как к уникальному феномену культуры.
План реализации программы.
I. Этап - разработка концепции и модели будущего проекта.
II. Этап - организация музейной, развивающей среды в студенческом пространстве с привлечением родителей и обучающихся.
III. Этап-разработка учебно-тематического плана, мероприятий.
IV. Этап - работа по данному проекту.
В 2011 году открыт музейный уголок, посвященный нефтяникам Самотлора.
Впервые в 2013 году директору колледжа Исупову П.В. было предложено участвовать в Традиционном студенческом Фестивале национальных культур «МЫ ВМЕСТЕ!», посвященном ценностям семьи в Екатеринбурге, который организовал Свердловский областной медицинский колледж. Директор колледж Исупов П.В. организовал встречу с директором МБУ «Центр национальных культур» Князевой Е.А., которая предложила представить культуру народов ханты на фестивале вместе с Президентом НГОО «ЦКНС «ТОРНАЙ» И.С. Антоновой. После успешного совместного выступления в Екатеринбурге в колледже был создан музей коренных малочисленных народов севера. С тех пор дружба между колледжем и центром национальных культур становилась крепче. Кабардаева А.А., Сарбаш Е.Н. во главе с директором Исуповым П.В. участвуют во многих мероприятиях, проводимых МБУ «Центр национальных культур»; привлекают преподавателей колледжа, обучающихся и членов своей семьи.
В 2013 году колледж участвовал в фестивале национальных культур в г. Сургуте. Представляли культуру адыгского народа. Результатом участия стало получение диплома в номинации «Угощение от прабабушки». В музее открыт уголок, посвященный культуре народов Кавказа.
В рамках 70-летия Сталинградской битвы в музее истории колледжа открылась выставка. На выставке представлены экспонаты с раскопок города Волгограда.
Выводы:
Анализ опыта организации деятельности музеев по патриотическому воспитанию обучающихся позволяет сделать вывод о том, что практическая работа музея у нас в колледже основана на привлечении обучающихся к участию в экспозиционно-выставочной, культурно- просветительской работе, использовании в деятельности музеев новых культурно-образовательных форм, инновационных технологий музейной педагогики, интеграция музея в учебно-воспитательный процесс, подтвердило ее эффективность.
В ходе опытно-экспериментальной работы были использованы следующие формы организации педагогического сопровождения деятельности музеев по патриотическому воспитанию обучающихся: проведение методических семинаров, консультаций, мастер-классов. Музеи имеют значительный образовательный потенциал в воспитании патриотизма обучающихся, который может быть реализован при создании соответствующих педагогических условий. К данным условиям можно отнести: вовлеченность обучающихся и всего педагогического коллектива в работу музея, использование в деятельности музеев новых культурно- образовательных форм, инновационных технологий музейной педагогики, психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение деятельности педагогов колледжа.
Заключение:
Музей колледжа имеет значительный потенциал для воспитания патриотизма обучающихся, формирования у них бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию. Целью и результатом патриотического воспитания является развитие у обучающихся патриотических чувств, формирование у них соответствующих ценностных ориентаций, убеждений, установок, позиций на базе знаний истории и культуры родного края. Успешная реализация образовательного потенциала музея в патриотическом воспитании обучающихся базируется на использовании уникальных возможностей музейной среды и музейного предмета. Ряд новых технологий, которые разрабатываются в области музейной педагогики, позволили в экспериментальном исследовании обогатить новым содержанием такие формы традиционной деятельности как экскурсии, конференции, семинары и разработать инновационные: урок в музее, музейное занятие, олимпиада. Вместе с тем, проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшей научной разработки методологии музейной педагогики применительно к деятельности музея образовательной организации. В настоящее время особые возможности в решении актуальных проблем совершенствования учебно - воспитательного процесса, повышения качества образования предоставляют методы и формы музейной педагогики, позволяющие включить музейные предметы и экспозиции в образовательный процесс.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья для участия в Межрегиональной научно-пратической конференции " Гражданское и патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики"...
Музейно-педагогическая программа музея ОГАОУ СПО "Яковлевский политехнический техникум"
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ музея Боевой славы заключается в формировании у учащихся объективно-исторического подхода к изучению прошлого страны и родного края...
Музейное занятие "Применение древесных растений"
В данной работе представлена разработка музейного занятия биологии, которое может быть использовано при прохождении тем «Значение древесны растений», «Уровни организации живого»; «Модификационная изме...
Рабочая программа занятия по выбору «Музейное дело»
Рабочая программа школьного кружка «Музейное дело» составлена на основе авторской программы дополнительного образования «Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Краеведение и музейное дело»
Программа дополнительного образования для объединения "Краеведение и музейное дело" рассчитана на 2 года реализации с нагрузкой 9 часов в неделю. Включает в себя разделы по музееведению и кр...
Рабочая программа допобразования Музейное дело
Рабочая программа дополнительного образования Музейное дело (обучающиеся 1-2 курса)Музейное дело объединяет музейную политику (музейное законодательство, музейное строительство, организацию управ...
Музейное дело
Музейное дело (методист)...