Презентация к уроку педагогики по теме: "Характеристика концепций обучения"
презентация к уроку
Данная презентация может использоваться для проведения урока педагогики по теме: "Характеристика концепций обучения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_harakteristika_kontseptsiy_obucheniya.ppt | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ассоциативно - рефлекторная теория обучения Авторы - психологи, педагоги С.Л. Рубинштейн; А.А. Смирнов; Ю.А. Самарин; П.А. Шеварев
В основе теории – закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга И.М. Сеченов И.П Павлов
Образование условного рефлекса
От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании, зависит индивидуальность каждой личности В мозгу человека идет постоянный процесс образования условно - рефлекторных связей - ассоциаций
Основные положения ассоциативно-рефлекторной теории обучения 1.Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций - простых и сложных.
2. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы: восприятие учебного материала; его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий; запоминание и сохранение в памяти изученного материала; применение усвоенного в практической деятельности.
4.Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий: формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых; подача учебного материала в определенной последовательности; демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности; применение знаний в учебных и служебных целях, и т. п. 3. Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач
Практические выводы 1. Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. 2. Для улучшения восприятия учебной информации важно привлечь органы чувств: слуховые; зрительные; двигательные и др.
3. Если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы: выделять главное; применять подчеркивание; использовать цвет; предлагать обратить особое внимание и т. д.
4. Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был: доступным; логически взаимосвязанным; правильно понятым; актуализированным 5. В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. Для этого необходимо: составление конспекта изученного; повторение; рассказ; объяснение; показ усвоенного товарищу; применение полученных знаний в практической деятельности.
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий А.Н. Леонтьев П.Я.Гальперин Д. Б. Эльконин Н.Ф.Талызина
Основные положения теории: Идея о принципиальной общности строения внутренней и внешней деятельности человека. Умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации , т. е. поэтапным переходом "материальной" (внешней) деятельности во внутренний умственный план.
2. Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочной (управляющей); исполнительной (рабочей); контрольно-ориентировочной. 3. Каждое действие характеризуется определенными параметрами: формой совершения; мерой обобщенности; мерой развернутости; мерой самостоятельности; мерой освоения и др.
4. Качество приобретаемых знаний, навыков и умений, понятий развитие умственных способностей зависит от правильности создания ориентировочной основы деятельности (ООД). ООД - текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия и система условий его успешного выполнения
5. Этапы теории поэтапного формирования умственных действий: мотивационный предварительное ознакомление с действием выполнение материализованного действия в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме внешняя речь обучаемого (ученики проговаривают вслух действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают) беззвучная устная речь (ученики проговаривают про себя действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают) автоматическое выполнение отрабатываемых действий
Теория проблемно-деятельностного обучения Основные принципы обучения: принцип проблемности принцип деят - ти
Этапы познавательной учебной деятельности учеников: восприятие и осмысление обучаемыми созданной учителем проблемной ситуации. Ученики знакомятся с ситуацией, анализируют ее, выделяют лежащее в ее основе противоречие и осознают сущность своего затруднения. ученики создают и обосновывают модель своих возможных действий по разрешению проблемной ситуации. Обучаемые пробуют разрешить возникшую проблему на основе имеющихся у них знаний, а когда это не удается, они путем догадки, логических рассуждений или в ходе самостоятельного поиска новых знаний в учебниках, учебных пособиях выстраивают мысленную модель своих действий по ее решению. индивидуальные действия в соответствии с созданной моделью. Во время практических действий уточняется и корректируется принятое решение. анализ проведенного действия и проверка правильности решения проблемы. анализ мышления в ходе проведенного действия. Анализ того, как обучаемый мыслил в ходе практического действия, способствует развитию его интеллектуальных способностей, выходу за пределы традиционных решений, отказу от шаблонов и стереотипов в мыслительной деятельности.
Концепция программированного обучения ПО - управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.)
Виды программ: линейные разветвленные адаптивные комбинированные
Виды программ: Линейные - последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольными заданиями. Разветвленная программа - представляет дополнительную учебную информацию, которая позволяет выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новый блок учебной информации. Адаптивная программа - предоставляет возможность самостоятельно выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения и обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям. Комбинированная программа - включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.
Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я Гальперин) 1. Формирование мотивационной основы действий 2. Предварительное ознакомление с действием 3. Выполнение материзованного действия 4. Внешнеречевой этап 5. Действие с проговариванием 6. Отказ от речевого сопровождения Поэтапное формирование умственных действий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок педагогики по рейтингово - накопительной системе по теме "Методы контроля в процессе обучения" Образовательное учреждение: колледж Бокситогорского института (филиала) АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина» г. Пикалево Л
Урок педагогики по рейтингово - накопительной системе разработан для студентов СПО по специальности 050146 Преподавание в начальных классах. Урок, разработанный по рейтингово - накопительной сис...
Урок педагогики по рейтингово - накопительной системе по теме "Методы контроля в процессе обучения" Образовательное учреждение: колледж Бокситогорского института (филиала) АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина» г. Пикалево Л
Урок педагогики по рейтингово - накопительной системе разработан для студентов СПО по специальности 050146 Преподавание в начальных классах. Урок, разработанный по рейтингово - накопительной сис...
Урок по коррекционной и специальной педагогике с использованием технологии проблемного обучения на тему: "Специфические и неспецифические методы коррекции нарушения поведения"
Урок по коррекционной и специальной педагогике с использованием технологии проблемного обучения на тему: "Специфические и неспецифические методы коррекции нарушения поведения" для студентов, обучающих...
Презентация к уроку "Концепция устойчивого развития"
Концепция устойчивого развития. История возникновения концепции....
Презентация к уроку педагогики по теме: "Обучение как составная часть целостного педагогического процесса, его особенности в условиях разных типов и видов образовательных учреждений"
Данная презентация может быть использована при проведении урока педагогики по теме: "Обучение как составная часть целостного педагогического процесса, его особенности в условиях разных...
Презентация к уроку педагогики по теме: «Классификация методов обучения»
Презентация разработана для проведения урока по учебной дисциплине "Педагогика" для преподавателей, а также студентов, обучающихся по педагогическим специальностям....
Rонспекта занятия по МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания на тему "Характеристика практических методов обучения"
Данный конспект разработан в соответствии с требованиями к проведению открытого урока. Конспект участвовал в конкурсе "Лучший преподаватель 2021"...