Рабочая программа кружка " Юный конструктор"
рабочая программа
Программа кружка «Юный конструктор» имеет техническую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_yunyy_konstruktor.doc | 235 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образование
Центр внешкольной работы «ЭКО»
Принята на заседании Утверждена
педагогического совета Директор МБУ ДО ЦВР «ЭКО»
Протокол № «29» августа 2020г. __________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
технической направленности
«Юный конструктор»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст учащихся: 7-10 лет
Автор программы:
Гиниятуллина Гулина Амировна,
педагог дополнительного образования
2020г.
Пояснительная записка.
В современную эпоху научно-технического прогресса и интенсивного развития информационных технологий в России востребованы специалисты с новым стилем технического мышления. Этот стиль предполагает учет не только конструктивно-технологических, но и психологических, социальных, гуманистических и морально-этических факторов. Формирование такого современного юного техника желательно начинать уже с младшего школьного возраста, так как техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства. Интерес детей к технике поддерживается и средствами массовой информации. Они в доступной и увлекательной форме знакомят младших школьников с историей техники, её настоящим и будущим.
Объединения начального технического моделирования являются наиболее удачной формой приобщения младших школьников к техническому творчеству.
Обучение по общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный конструктор» позволяет удовлетворить познавательные и коммуникативные интересы детей, сформировать навыки деятельности на уровне практического применения; способствует формированию у учащихся преобразующего мышления, навыков проектной работы, знаний конструкторско-технологических процессов: развитию умственных способностей, логического мышления, способности к оценке, видению проблем и других качеств, характерных для человека с развитым интеллектом.
Направленность программы. Программа кружка «Юный конструктор» имеет техническую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей младшего школьного возраста, начальное техническое моделирование обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный конструктор» разработана в соответствии с:
- Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013 № 1008);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242).
Программа соответствует с Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844), утверждена на Педагогическом совете МБУ ДО ЦВР "ЭКО" от 29 августа 2020г.
Уровень освоения содержания программы: базовый.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы: Программа направлена на развитие самостоятельной творческой деятельности учащихся по созданию макетов и моделей несложных объектов, познавательного процесса у младших школьников, формирование политехнических знаний и умений. Начальное техническое моделирование – это путь к овладению техническими специальностями в жизни человека, развитие интереса к технике, конструкторской мысли. Занятия дают возможность учащимся участвовать в полном цикле познавательного процесса от приобретения, преобразования знаний до их практического применения. Помимо средства занятости свободного времени учащихся они еще и помогают адаптироваться к новым экономическим условиям современной жизни. Соединение обучения, труда и игры в единое целое обеспечивает решение познавательных, практических и игровых задач. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить. Знания, полученные учащимися в области конструирования и моделирования, дает возможность по окончании обучения по программе, определиться с выбором занятий в других видах технического творчества.
Цель программы – формирование специальных компетентностей у учащихся в области технического моделирования и конструирования, способствующих развитие творческих способностей личности ребёнка.
Задачи:
личностные:
- воспитание нравственных норм поведения; уважительного отношения к своей культуре;
- воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству, самостоятельности мышления, удовлетворения потребности в труде;
метапредметные:
- формирование умения поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- формирование умения анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения; умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- развитие навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самоанализа;
- развитие у учащихся любознательности, смекалки, находчивости, фантазии, внимания, памяти, воображения, изобретательности и активности в познании окружающего мира;
образовательные (предметные):
- формирование знаний и умений учащихся в моделировании и конструировании игрушек, поделок из бумаги, картона и разнообразных нетрадиционных материалов;
- формирование у учащихся умений учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование умения читать чертежи, схемы технических игрушек, поделок;
- закрепление умений и навыков работы с инструментами и материалами.
Планируемые результаты реализации программы
Личностные результаты:
У учащегося сформируются:
- нравственные нормы поведения; уважительное отношения к своей культуре;
- трудолюбие, усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе;
- мотивация к познанию и творчеству, трудовой деятельности, самостоятельность мышления.
Метапредметные результаты:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- фантазировать, воображать, изобретать и быть активными в познании окружающего мира.
Сформируются у учащихся универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с педагогом совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
У учащегося сформируется достаточный уровень специальных компетенций:
- поисково-исследовательская: формирование и развитию мыслительных, экспериментальных, исследовательских способностей учащихся: целенаправленные наблюдения и опыты с бумагой и картоном, простейшие лабораторные работы;
- коммуникативная: на основе совместной продуктивной деятельности: коллективные работы, групповые проекты;
- личностное самосовершенствование: способность активно побуждать себя к критическим действиям, без побуждения извне, умение самостоятельно контролировать свои поступки, достигать намеченного;
- производственная - уровень самостоятельности, степень сформированности умений и навыков, аккуратность, точность в выполнении работы, качество изготовленных изделий;
- политехническая - уровень знаний смежных технических дисциплин: технологии, черчения, математики: вычерчивание отдельных деталей для изготовления планеров, самолетов, автомобилей, построек, расчет количества деталей в конструкции; знание исторических сведений, фактов (из истории развития техники, бумаги, ножниц и др.), назначение материалов различного происхождения и инструментов ручного труда, физических и технологических свойств материалов и способов их обработки, умение оперировать различными видами инструментов, сформированных обобщенных технологических умений.
- самостроительная - навыки самоконтроля, самоанализа, самооценки, умение выступать и вести дискуссию: анализ своих действий, видеть и исправлять ошибки, допущенные при конструировании поделки, защита проектов, презентация, участие учащихся в творческих конкурсах.
Предметные (программные) результаты 1 года обучения:
понимают:
- назначение ручных инструментов для обработки бумаги, картона, природного материала, пустых капсул от киндер-сюрпризов, упаковочных коробок, пенопласта;
- простейшие графические изображения;
умеют:
- подбирать нужные материалы, инструменты и размещать их на рабочем месте;
- определять название, материал, форму, размеры изделия;
- экономно использовать бумагу, картон и обрезки от них;
- самостоятельно изготавливать изделия (по образцу, по собственному замыслу);
- изготавливать игрушки из нетрадиционных материалов;
владеют:
- способами изготовления деталей и их сборки;
- общими сведениями о профессиях, связанных с техникой;
- приемами разметки с помощью шаблонов и чертежно-измерительных инструментов (линейки, угольника, циркуля);
- навыками организации рабочего места и поддержания порядка во время работы;
- навыками правильного пользования ручными инструментами и приспособлениями;
- знаниями по истории развития технического моделирования;
- техническими приемами работы с бумагой и картоном;
- приемами декоративно-художественного оформления моделей и игрушек;
- правилами безопасности труда при работе с ножницами и другими ручными инструмент
Предметные (программные) результаты 2 года обучения:
понимают:
- схемы и чертежи моделей, инструкционных карт;
- алгоритм изготовления моделей и поделок;
умеют:
- выполнять проекты с элементами исследования по заданному алгоритму;
- проявлять творчество, фантазию, художественно-эстетический вкус в оформлении своих работ;
- вносить изменения в конструкцию с целью ее усовершенствования;
переносить знания, умения и опыт в новую ситуацию;
- изготавливать по образцу, техническому рисунку и без образца эскизы игрушек и полезных предметов из картона и различных материалов.
владеют:
- способами обработки различных материалов: бумаги, картона, проволоки, природных материалов, картонных упаковок, пластмассы, гофрированного картона, металлических банок;
- навыками работы с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами;
- навыками мыслительной деятельности, самостоятельности при выполнении творческого проекта с элементами исследования;
- навыками правильного пользования ручными инструментами и приспособлениями;
- навыками работы в малых группах.
В процессе реализации программы у учащихся формируются следующие компетенции (по Хуторскому):
Ценностно-смысловые компетенции:
- творческая индивидуальность каждого учащегося;
- развитие самостоятельности, целеустремленности, инициативы;
- способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Общекультурные компетенции:
- уважительное отношение к родному краю, своей семье, истории;
- осознание особенности национальной и общечеловеческой культуры;
- умения оценивать свою деятельность и поступки других людей.
Учебно-познавательные компетенции:
- умения формулировать новые понятия;
- знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; проведения оценки качества выполнения работы по образцу;
- умения проведения рефлексии.
Информационные компетенции:
- навыки работы с дополнительной и специальной литературой, Интернет-ресурсами; работы с компьютером;
- навыки подготовки сообщения, реферата на заданную тему, презентации творческих проектов с элементами исследования.
Коммуникативные компетенции:
- готовность работать в группе;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение договариваться, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность разрешать конфликты в группе.
Социально-трудовые компетенции:
- сформированность у учащихся общетрудовых умений, мотивации к труду; ответственность.
Компетенции личностного самосовершенствования:
- мотивация к обучению, самообразованию и саморазвитию;
- соблюдение правил личной гигиены, забота о своем здоровье и здоровье окружающих людей;
- обладание духовно-нравственной, коммуникативной культурой;
- развитие навыков самоконтроля, настойчивости и определенных волевых усилий;
- развитие самостоятельности и решительности в действиях, чувство ответственности.
Отличительные особенности программы - является интеграция разных техник декоративно-прикладного искусства и технического творчества (аппликация, оригами, бумагопластика, конструирование, моделирование). Применение информационно – коммуникативных технологий при сборке моделей и макетов, проведение экспериментов по исследованию различных материалов, способствуют достижению таких метапредметных результатов освоения программы дополнительного образования - владение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, поиск новых технических решений, работа с технической литературой, Интернет-ресурсами. Такая деятельность способствует готовности учащегося к самостоятельному поиску методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности, достижению межпредметных результатов по математике, геометрии, черчении и окружающего мира, в процессе интеграции с которыми совершенствуются и закрепляются специальные компетенции учащихся в области технического моделирования
Особенностью данной программы является также интеграция в практическую деятельность учащихся национально-регионального компонента: изготовление на практических занятиях поделок, отражающих быт и культуру народов Ямала, использование в оформлении изделий элементов национальных орнаментов.
Адресат программы: младший школьный возраст от 7-10 лет.
Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 1 год, количество учебных часов по программе – 144 часа (теории - 14 ч., практики – 130 ч.);
Условия набора в учебное объединение: свободный.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий – групповая (групповая в сочетании с индивидуальной работой). Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41.
Занятия проводятся в 2 раза неделю по 2 часа
Наполняемость учебных групп: не менее 10 учащихся.
Формы аттестации:
Промежуточная аттестация учащихся проводится в конце первого года обучения в форме контрольного практического занятия, выставка.
Используемые методы: тестирование, практическое задание, творческое задание, опрос, наблюдение, оценивание.
Итоговая аттестация проводится по окончании обучения по образовательной программе в следующих формах: итоговое занятие, защита творческих проектов, выставка.
Используемые методы: самостоятельная практическая работа, тестирование, наблюдение, опрос, оценивание.
Программа итоговой аттестации содержит методику проверки теоретических знаний учащихся и их практических умений и навыков (при любой форме проведения итоговой аттестации). Содержание программы итоговой аттестации определяется на основании содержания дополнительной образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.
Результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в протоколах. Копии протоколов итоговой аттестации вкладываются в журналы учёта работы педагога дополнительного образования в объединении.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Контроль предметных (программных) знаний, умений и навыков, учащихся проводится 3 раза в год, контроль общеучебных умений и навыков (ОУУиН) - 2 раза в год (сентябрь, май).
Виды контроля предметных (программных) знаний, умений и навыков учащихся:
- начальный контроль – в начале освоения программы с 15 по 25 сентября;
- стартовый контроль – в начале каждого последующего года обучения с 15 по 25 сентября;
- контрольный срез – с 20 по 26 декабря;
- промежуточная аттестация –с 20 по 30 апреля текущего учебного года;
- итоговая аттестация – в конце освоения программы с 12 по 19 мая.
Контроль предметных (программных) знаний, умений и навыков, учащихся проводится в следующих формах: контрольное занятие; творческие занятия; практическая работа с творческим заданием; защита творческих проектов, презентаций; выставка.
Методы контроля: опрос, тестирование, собеседование, наблюдение, практическая работа, оценивание.
Контроль ОУУиН проводится в форме наблюдения в сроки, установленные для начального и итогового контроля, данные заносятся в соответствующий протокол. Контроль ОУУиН осуществляется по следующим критериям: организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки.
Критерии оценки результатов освоения программы
На 1 году обучения:
Начальный уровень ЗУН (с 15 по 25.09):
- умение планировать трудовые действия по образцу и готовому чертежу;
- навыки аккуратности при выполнении операций сгибания, резания бумаги и картона при заготовке (по линиям разметки) и сборки изделий, выбор лучшего порядка сборки;
- навыки работы с инструментами и материалами.
Контрольный срез ЗУН (с 20 по 26.12):
- знания по правилам безопасной работы ножницами, способы соединения деталей технических поделок из бумаги и картона;
- умения самостоятельно размечать детали круглой и неправильной формы по шаблонам и трафаретам;
- умения вносить изменения в образец изделия в зависимости от размеров материала, из которого оно выполняется;
- навыки аккуратности в резании, вырезывании, сгибании, склеивании деталей из бумаги разного цвета и формы.
Промежуточная аттестация (20.04. по 31.04.):
- знания изготовления поделок из бумаги и разнообразных материалов;
- умение определять порядок сборки моделей и поделок;
- навыки надсекания картона ножом, циркулем (фальцевание);
- навыки соблюдения правил гигиены и безопасности труда на рабочем месте.
II год обучения
Стартовый контроль ЗУН (с 15.09-25.09):
- знания чертёжных инструментов и принадлежностей, их назначение и правила пользования;
- умения анализировать модели по образцу и самостоятельно изготовить поделку;
- навыки конструкторских приемов выполнения объемных моделей транспортной техники.
Контрольный срез ЗУН ((20.12 – 26.12):
- знания элементов художественного конструирования и оформления изделий на примерах изобразительного искусства;
- умение читать чертёж и выполнять разметку деталей из бумаги, картона;
- умения самостоятельно обрабатывать картон, бумагу;
- навыки соблюдения правила гигиены на рабочем месте, безопасной работы с ножницами.
Итоговая аттестация с 12.05-19.05:
- знания технических понятий, терминов, техники безопасности при работе с различными материалами и инструментами;
- умение создавать поделки своей конструкции из картона и различных материалов;
- умение проявить выдумку, инициативу в решении трудовых задач;
- навыки самостоятельного выполнения разметки, сборки поделки.
- навыки аккуратности, соответствие образцу, техническому назначению.
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих её обеспечения:
Учебное помещение (класс, игровая комната, кабинет), соответствующее санитарным нормам и правилам, утверждённым Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности. Кабинет оборудован раковиной для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, укомплектован медицинской аптечкой для оказания доврачебной помощи. Кабинет должен быть чистым, освещённым.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер;
- мультимедиа проектор;
- доска – 1 шт., столы, стулья, наборы инструментов (подробное описание необходимых инструментов дано в содержании программы по каждой теме).
- Материалы и инструменты: бумага, картон, клей, нетрадиционный материал, готовые промышленные конструкторы (подробное описание в содержании программы по каждой теме).
- Знание правил техники безопасности и их соблюдение на занятиях.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, методист, педагог-психолог, учащиеся, родители.
Методическое и дидактическое о6еспечение. В процессе работы по программе используются информационно-методические материалы, имеющиеся в методическом кабинете Центра внешкольной работы, в библиотеке школы:
- учебная, методическая литература, детская литература, журналы «Дети, техника, творчество», «Мастерилка»;
- методические разработки и планы - конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
- развивающие и диагностические процедуры: тесты, игры, кроссворды, викторины, конкурсы;
- сценарии воспитательных мероприятий;
- зрительный ряд: фотоальбомы, репродукции картин;
- литературный ряд: стихи, легенды, сказки, высказывания, рассказы;
- наглядные пособия: образцы поделок, шаблоны, развертки моделей, схемы, чертежи,
- инструкционные карты, таблицы;
- раздаточный и дидактический материал.
Учебный план 1 года обучения
|
|
|
| |||
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Первого года обучения
- I. Вводное занятие (3 часа)
- Теория (1час): Задачи и содержание реализуемой программы. Показ образцов готовых работ. Материалы и инструменты. Правила организации рабочего места. Техника безопасной работы. Свойства бумаги и картона. Простейшие опыты на прочность с бумагой и картоном;
- Практическая работа (2часа)
- Практическая работа: мини - исследование «Что лучше?», сравнение свойств бумаги и картона для изготовления определённого изделия.
- Изготовление поделок из бумаги, их художественное оформление. Обсуждение работ. Примерная тематика: Воспоминание о лете; Моя любимая игрушка.
- Форма организации и проведения занятия: индивидуально – групповая; учебное занятие, практическое занятие.
- Методы и приёмы обучения: объяснительно - иллюстративный, беседа, объяснение, инструктаж.
- Дидактическое обеспечение: образцы готовых работ, текст инструктажа по технике безопасности.
- Оборудование, материалы и инструменты: цветная бумага, ватман, клей ПВА, ножницы.
- Формы и методы контроля: беседа-диалог, мини – выставка, наблюдение, опрос.
- II. Графическая подготовка (12часов)
- Теория (2часа): Закрепление и расширение знаний о чертежных инструментах: линейке, угольнике, циркуле. Их назначение и правила пользования. Линии чертежа: линия видимого контура, линии невидимого контура, линии сгиба, центровая линия (осевая), сплошная тонкая.
Расширение понятия об осевой симметрии, симметричных фигурах. Диаметр. Радиус. Закрепление знаний об условных обозначениях диаметра.
- Практическая работа (10часов)
- 1. Упражнения на вычерчивание круга, разрезание его на части.
- 2. Изготовление часового циферблата с подвижными стрелками. Беседа «Все о часах».
- 3. Лягушка с подвижными деталями, божья коровка и ворон с подвижными крыльями. Мини-выставка.
- 4. Изготовление спортивного планера с целью закрепления умений учащихся применять в работе линии чертежа.
- 5. Изготовление игр-головоломок из квадрата методом деления на части с целью закрепления умений в разметке по линейке без шаблонов. Использование всех частей квадрата для сборки различных фигур в соответствии с правилами игры.
- Педагогические задачи в этих играх: развитие комбинаторских способностей, смекалки, сообразительности, воображения и творчества; развитие навыков взаимопомощи.
- Форма организации и проведения занятия: индивидуально-групповая, работа в парах, под контролем педагога; учебное занятие, практическое занятие, контрольное занятие.
- Методы и приёмы обучения: собеседование, словесно-иллюстративный с показом трудовых действий, объяснение, инструктаж.
- Дидактическое обеспечение: рисунки с изображением часов, инструкционная карта «Работа с циркулем», образцы работ, тексты бесед.
- Оборудование, материалы и инструменты: линейки, циркули, карандаши, картон, цветная бумага, клей ПВА, ватман, ножницы.
- Формы и методы контроля: мини – выставки, занятие – соревнование, контрольное занятие; опрос, наблюдение, анализ работ, самооценка, тестирование, практическая работа.
- Форма подведение итогов по теме: самостоятельная работа с творческим заданием на тему: «Изготовление планера».
III. Работа с конструктором (42 часа)
- Теория (2ч.): Познавательная беседа о русских изобретателях и конструкторах. Виды конструкторов.
- Практическая работа (40 ч.)
- 1. Конструирование моделей из деталей конструкторов: по образцу; по собственному замыслу.
- Форма организации и проведения занятия: групповая, работа в парах; учебное занятие,
- Методы и приёмы обучения: беседа, словесно-иллюстративный, объяснение, инструктаж.
- Дидактическое обеспечение: Фотопортреты русских изобретателей, комплекты конструкторов разных наименований.
- Оборудование, материалы и инструменты. Столы для поделок из конструкторов, инструменты для сборки конструкторов.
- Формы и методы контроля: наблюдение, опрос, защита работ, мини- выставка, практическое занятие.
- Форма подведения итогов по теме: выставка «Конструктор живет рядом».
- IV. Конструирование и моделирование объемных моделей из бумаги и картона
- (48 часов)
- Теория (6 часов): Закрепление знаний по правилам безопасной работы ножницами и шилом. Правила резания ножницами (по прямой, кривой, вырезание отверстий), фальцевание линий сгиба. Прокалывание отверстий шилом. Способы соединения деталей технических поделок из бумаги и картона. Подвижные и неподвижные соединения (клей, заклепки из мягкой проволоки). Художественное оформление изделий из бумаги, картона с применением красок, карандашей, фломастеров. Оформление поделок в технике аппликации. Цветовое сочетание в оформлении работ. Расширение и углубление знаний о геометрических фигурах. Сопоставление формы окружающих предметов и их частей, а также частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами.
- Практическая работа (42 часа).
- Создание образа модели технического объекта по собственному замыслу путем манипулирования моделями геометрических тел из деталей, изготовленных по шаблонам и готовых упаковочных коробок.
- Изготовление паровоза с основной деталью котла- цилиндра.
- Изготовление моделей вагонов на основе разверток из тонкого картона или плотной бумаги. Путешествие по страницам детской книги с иллюстрациями железнодорожной техники.
- Изготовление подарочной коробки. Художественное оформление изделия.
- Изготовление автомобильного транспорта на основе разверток. Видоизменение развёрток по собственному замыслу. Познавательная беседа: «Необычные автомобили на наших дорогах», «Из истории автомобилей», «Путешествие в страну дорожных знаков». Викторины по ПДД. Игры с поделками.
- Изготовление моделей самолетов различных марок. Познавательная беседа об истории развития воздушного транспорта. Соревнование на дальность полета. Игра «Перелет с планеты на планету». Проект «Бумажная авиация». Опыты с готовыми поделками «От чего зависит дальность полета самолета».
- Изготовление водного транспорта. Глиссер. Проведение опытов и наблюдений, в процессе которых дети устанавливают, что корпус корабликов можно изготавливать из бумаги, древесной коры, фольги, пенопласта. Беседа –диалог: «Кто бывает в нашем порту». Игра «Регата».
- Мини-проект «Изготовления подъемного крана с двигающейся стрелой».
- Объемные поздравительные открытки ко Дню защитника Отечества, 8-е Марта. Конкурсы на лучшую открытку.
- Изготовление вертолета с вращающимися лопастями. Познавательная беседа «Северными просторами».
- Изготовление ветряной мельницы. Познавательная беседа «Необычная энергия».
- Проект изготовления новогодних игрушек. Изготовление игрушек с подвижными деталями: «Дед Мороз». Беседа-диалог «Дед Мороз и Санта Клаус».
- Изготовление игрушек из конусов: «Рождественский ангел». Познавательная беседа о Рождестве.
- Изготовление куклы на основе конуса (по собственному замыслу).
- Форма организации и проведения занятия: индивидуальная, групповая, работа в парах, проектирование; учебное занятие, занятие - творческая мастерская, практическое занятие, занятие –фантазия.
- Методы и приёмы обучения: беседа, словесно-иллюстративный с показом трудовых действий, объяснение, инструктаж.
- Дидактическое обеспечение: иллюстрации автомобилей, самолетов, вертолетов; инструкционные карты, рисунки, образцы работ.
- Оборудование, материалы и инструменты: картон, ватман, цветная бумага, клей ПВА, карандаши, фломастеры, шило, проволока, ножницы, линейки.
- Формы и методы контроля: защита проекта, конкурсы, опрос, наблюдение, собеседование, самоанализ,
- Форма подведения итогов по теме: практическая работа с творческим заданием: «Сувенир в подарок маме».
Формы и методы контроля среза ЗУН: контрольное занятие; самостоятельная практическая работа с творческим заданием, тестирование, наблюдение, опрос.
- V. Моделирование и конструирование поделок из нетрадиционных материалов
(30часов)
- Теория (3ч.): Инструменты, материалы, правила безопасной работы с ними. Основные приемы обработки конкретного материала. Расширение знаний о нетрадиционных материалах — тарный картон, упаковочные коробки различной величины и формы, пустые капсулы от киндер-сюрпризов, проволока, стружка от цветных карандашей, пенопласт.
- Практическая работа (27 ч.)
- 1. Изготовление из тарного картона сюжетной аппликации (методом наклеивания тонких полосок ребром).
- 2. Изготовление сюжетных аппликаций в пустых коробках из-под конфет.
- 3. Изготовление роботов, животных из пустых капсул от киндер-сюрпризов и проволоки. Простейшие опыты на прочность с бумагой и картоном;
- 4. Моделирование поделок по собственному замыслу из пружинок, изготовленных методом накручивания на карандаш, пустых стержней от ручек (в зависимости от величины изделий) и пластилина.
- 5. Занятие – фантазия. Изготовление сюжетных картинок из разноцветной стружки от карандашей.
- 6. Изготовление из пенопласта лодочек с парусами. Художественное оформление изделия красками.
- 7. Изготовление из упаковочных коробочек мебели для кукол. Проект по изготовлению кукольной мебели «Комната для куклы».
- 8. Коллективная тематическая композиция из разнообразных коробочек на тему: «Зоопарк».
- Форма организации и проведения занятия: индивидуально-групповая, коллективная работа, работа в парах; учебное занятие, практическое занятие, занятие - фантазия, занятие коллективного творчества, мини-выставка.
- Методы и приёмы обучения: беседа, словесно-иллюстративный с показом трудовых действий, объяснение, инструктаж, самостоятельная практическая работа.
- Дидактическое обеспечение: образцы изделий, рисунки, текст беседы по технике безопасности, иллюстрации поделок из бросового материала.
- Оборудование, материалы и инструменты: цветной картон, тарный картон, пустые капсулы от киндер-сюрпризов, пластилин, трубки от капельниц, проволока, упаковочный картон, цветная бумага, клей ПВА, карандаши, фломастеры, шило, ножницы.
- Методы контроля: опрос, выставка, наблюдение, анализ работ, самостоятельная работа с творческим заданием.
- Форма подведения итогов по теме: выставка «Чудесные поделки из ненужных вещей», защита творческих проектов.
VI. Экскурсии (3 часа)
- 1. Экскурсия в музеи.
- 2. Экскурсия на производство
- Форма организации и проведения занятия: групповая; познавательная экскурсия.
- Методы и приёмы обучения: словесно - иллюстративный, беседа, объяснение, инструктаж.
- Дидактическое обеспечение: тетради для зарисовок и записей.
- Методы контроля: наблюдение, собеседование, опрос.
- VII. Подведение итогов работы за год (6 часов)
- Итоговые выставки: «Данила – мастер», «Марья – искусница» (3ч.)
- Итоговый праздник «Вот и стали мы на год взрослее…». (3ч.)
- Дидактическое обеспечение: иллюстрации с изображением техники, дипломы и грамоты для вручения учащимся, текст методической разработки праздника.
- Оборудование, материалы и инструменты: экспонаты лучших детских работ. Стенды для оформления выставки.
- Формы подведения итогов по теме: праздник, итоговая выставка творческих работ детей.
- Формы и методы промежуточной аттестации: контрольное занятие; практическая работа с творческим заданием, защита творческих проектов, тестирование.
Тематика проектных и проектно-исследовательских работ
- 1 года обучения
- - простейшие опыты на прочность с бумагой и картоном;
- - мини - исследования «Что лучше?», сравнение свойств бумаги и картона для изготовления определённого изделия;
- - проект изготовления новогодних игрушек;
- - проект «Бумажная авиация».
- - опыты с готовыми поделками «От чего зависит дальность полета самолета»;
- - мини - проект «Подъемный кран с подвижной стрелой»;
- - проект по изготовлению кукольной мебели «Комната для куклы».
Методическое обеспечение
При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:
- единства обучения, развития и воспитания;
- последовательности: от простого к сложному;
- систематичности;
- активности;
- наглядности;
- интеграции;
- прочности;
- связи теории с практикой.
методы обучения:
- словесный метод: беседа, рассказ, объяснение, сообщение, обсуждение, чтение книги, диалог, консультация, инструктаж;
- наглядно - демонстрационный метод: демонстрации таблиц, схем, иллюстраций, картин, рисунков, предметов, информационного материала;
- практический метод: выполнение работ с применением полученных знаний, практические задания;
- проектно-исследовательский: творческие проекты с элементами исследования
- диалогический метод;
- метод информационной поддержки: самостоятельная работа со специальной литературой, журналами, Интернет-ресурсами.
- игровые;
- методы опроса: собеседование, тестирование;
- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, дискуссионный метод;
- метод воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация и др.
формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая, работа в паре, коллективная работа.
формы организации учебного занятия – беседа - диалог, занятие –фантазия, занятие-игра, занятие – мастерская, занятие коллективного творчества, занятие-соревнование, защита творческих проектов, конкурсы, праздник, практическое занятие, презентация, экскурсия, выставки (мини-выставки, выставки к знаменательным датам, итоговые выставки).
педагогические технологии - технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия
Блоки | Этапы | Этап учебного занятия | Задачи этапа | Содержание деятельности |
Подготовительный | 1 | Организационный | Подготовка детей к работе на занятии. | Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. |
2 | Проверочный | Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция. | Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. | |
Основной | 3 | Подготовительный (подготовка к новому содержанию) | Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. | Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, познавательная задача, загадка - вопрос, сюжетная игра). |
4 | Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. | Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей. | |
5 | Первичная проверка понимания изученного | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция. | Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. | |
6 | Закрепление новых знаний, способов действий и их применение | Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения. | Применение творческих заданий, которые выполняются самостоятельно детьми. | |
7 | Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостного представления знаний по теме. | Использование бесед, практических и самостоятельных заданий. | |
8 | Контрольный | Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий. | Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого). | |
Итоговый | 9 | Итоговый | Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы. | Педагог совместно с детьми подводит итог занятия. |
10 | Рефлексивный | Мобилизация детей на самооценку. | Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы. |
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
- Геронимус Т.М. Учимся мастерить: Учеб.-тетрадь №1 по трудовому обучению для учащихся 1-4 кл. четырехлет. Нач. шк. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.-32с.
- Геронимус Т.М. Мои помощники инструменты: Учеб.-тетрадь №2 по трудовому обучению для учащихся 1-4 кл. четырехлет. Нач. шк. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.-16с.
- Геронимус Т.М. Бумажкино царство: Учеб.-тетрадь №3 по трудовому обучению для учащихся 1-4 кл. четырехлет. Нач. шк. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.-16с.
- Геронимус Т.М. Справочник маленького мастера: Учеб.-тетрадь №4 по трудовому обучению для учащихся 1-4 кл. четырехлет. Нач. шк. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.-32 с.
- Геронимус Т.М. Правила безопасной работы на уроках труда в 1-4 классах: Учеб.-тетрадь №4 по трудовому обучению для учащихся 1-4 кл. четырехлет. Нач. шк. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.-16 с.
- Геронимус Т.М. Серебряная паутинка: Учеб.-тетрадь №4 по трудовому обучению для учащихся 1-4 кл. четырехлет. Нач. шк. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.-80 с.
- Давыдова М.А. Поурочные разработки по технологии: 3 класс. - М., 2009. - 256 с.
- Журавлёва Т.М. Начальное техническое моделирование. // Программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ «Техническое творчество учащихся». -М.: Просвещение, 1995. -160 с.
- Крылова О.Н. Поурочные разработки по трудовому обучению. 3 класс. Учебное пособие/О.Н.Крылова, Л.Ю. Самсонова. – М.; 2008. - 270с.
- Конышева Н.М. Наш рукотворный мир: Методические рекомендации к учебнику по технологии. 3 класс., 2004-80 с.
- Крылова О.Н. Поурочные разработки по трудовому обучению: 4 класс к учебнику Т.Н. Просняковой «Творческая мастерская. 4 класс/ О.Н.Крылова, Л.Ю Самсонова. – М.: 2008. - 253 с.
- Кристанини ди Фидио Дж., Беллини Страбелло В. Фантазии из проволоки – М.: Мой мир, 2008. - 64 с.: ил.
- Программа «Техническое творчество учащихся» - М.: Просвещение, 1995.
- Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах, 1988. – 160 с.: ил.
- Пандо Т.К. Практическое пособие «Ямальские мотивы в художественном конструировании из бумаги и другого материала», Надым 2009г.
- Технология. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Н.А. Цирулик, С.И. Хлебниковой, О.И. нагель, Г.Э. Цирулик «Ручное творчество» для 4 класса/, 2006.-167с.
- Узорова О.В. Физкультурные минутки: Материал для проведения физкультурных пауз, 2005.- 96с.
- Ищук В.В., М.И. Нагибина, Календарные праздники, 2000. - 160с., ил.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе:
- Журнал: Оригами искусство складывание из бумаги, №1-2 (16) январь-апрель 1999г., - 64с.
- Журнал: Оригами искусство складывание из бумаги, №4 (14) июль-август 1998г., -64с.
- Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами/ Сержантова Т.Б.: М.: 2006. -208с.:
- Соколова С. Сказки из бумаги., 1998.- 224.
- Пандо Т.К. Практическое пособие «Ямальские мотивы в художественном конструировании из бумаги и другого материала», Надым 2009г.
- Уроки детского творчества. Перевод: Пронина Л. Редактор: Дюмина Г., Москва 1999
- Интернет ресурсы:
https://www.google.ru/search Поделки из бумаги.
http://www.podelki-rukami-svoimi.ru Поделки своими руками.
https://www.google.ru Поделки из бумаги своими руками. Поделки в технике квилинг и оригами. Поделки к 23 февраля. Поделки машинки своими руками. Поделки самолеты из бумаги. Поделки из бумаги на новый год. Поделки из бросового материала.
ГЛОССАРИЙ (СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ)
Аппликация - произошло от латинского слова прикладывать- это вид декоративно- прикладного искусства, при котором на основе, принятой за фон, закрепляются детали изображения будущей композиции.
Динамические игрушки- подвижные игрушки самых разнообразных видов (дергунчики, стукалки или колотушки, марионетки, игрушки- сюрпризы).
Контур- линия, которая передает очертания предмета.
Композиция- расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое.
Кривошип- прямоугольный изгиб (колено) на проволочной оси, который превращает вращательное движение в возвратно- поступательное.
Оригами- древнейшее искусство складывания из бумаги различных объемных фигурок.
Разметка- нанесение на бумагу или картон контурных линий выкройки, детали, место прорези, сгиба, клея и т.п.
Радиус- отрезок прямой линии, соединяющий центр с любой точкой окружности.
Рицовка- надрез по линии будущего сгиба примерно до середины толщины бумаги.
Силуэт- заполненное контурное изображение предмета или темное пятно, которое передает очертание предмета. Контур можно нарисовать, начертить, а если вырезать его ножницами по контурной линии, то образуется силуэт.
Симметричное вырезание- вырезание с использованием оси симметрии. Симметричное вырезание основано на предварительном складывании бумаги для одновременной передачи при вырезании одинаковых частей.
Трафарет- приспособление для разметки, которая проводится по внутреннему контуру.
Циркуль- инструмент, который используется для вычерчивания окружностей. У него две ножки. Одна ножка установлена неподвижно, а на другой закреплен грифель или карандаш. У циркуля- измерителя на двух ножках закреплены иглы.
Чертеж- изображение детали, начерченное с помощью чертежных инструментов.
Фальцовка- процесс сгибания бумажного листа.
Шаблон- приспособление, имеющее форму необходимой для работы детали, используется для разметки по внешнему контуру.
- Словарь педагогических терминов
- Воспитание – целенаправленный организованный процесс педагогического управления развитием личности.
- Воспитанность – это качественная характеристика уровня образования и воспитания человека. Она отражает высокую образованность, нравственное совершенство и этичность поведения.
- Воспитательная система – целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания цели, субъекты воспитания содержание и способы деятельности, общение, отношение, управление и обладающей такими интегральными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.
- Взаимодействие – процесс непосредственного и опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структуры. Воспитательное пространство или территория, на которых и осуществляется воспитание подрастающего поколения во всех её модификациях.
- Диагностика – учение о методах и принципах распознания объектов, основанное на сопоставлении признаков, характеристик исследуемого объекта с признаками и характеристиками других известных объектов, в результате чего делается вывод о наиболее правдоподобном сопоставлении.
- Задачи - это пути и способы достижения цели. Индивидуальный подход в воспитании, осуществляемый педагогический процесс с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов, в значительной степени влияющих на его поведение в различных ситуациях.
- Концепция – ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности, в том числе педагогической.
- Метод – в самом общем значении, способ достижения цели – определённым образом упорядоченная деятельность, совокупность приёмом практического
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа кружка "Юный эколог"
программа "Юный эколог"...
рабочая программа кружка "Художественная композиция"
Программа кружка «Художественная композиция» предназначена для учреждений среднего профессионального образования.Основная цель данной программы – обеспечение условий для творческой активности и саморе...
Программа кружка "Юные экскурсоводы"
Программа кружка "Юные экскурсоводы"...
ПРОГРАММА КРУЖКА "ЮНЫЙ ПАТРИОТ"
ПОДГОТОВКА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ К ВОЕННОЙ СЛЕЖБЕ И ВОСПИТАНИЕ УВАЖЕНИЯ К РОССИЙСКОЙ АРМИИ...
программа кружка "Юный экономист"
Программа "Юный экономист" дает возможность студетам расширить и закрепить навыки полученные на теоретических занятиях, развить профессиональные умения а также проявить свои и...
Рабочая программа Дружины юных пожарных.
Рабочая программа создана для Дружины юных пожарных. Программа включает 34 часа, из расчета 1 час в неделю. В программа предусмотрены вопросы итории пожарной охраны, предупреждения возникновени...
Программа кружка "Юный коммерсант"
Профессиональный кружок является одной из таких форм, он позволяет формировать у обучающихся как профессиональные, так и общие компетенции. Занятия кружка развивают творческий характера деятельности, ...