Слуховой анализатор. Методическая разработка практического занятия.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 6»
Методическая разработка практического занятия
«СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР»
ОП.02 «Анатомия и физиология человека»
РАЗДЕЛ 10.
«Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма»
Специальности: 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело
Москва 2020г.
ОДОБРЕНО ПЦК ОПД Протокол № ____ от «__» _________ 2021г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело |
Председатель ПЦК ОПД _____________/Пашедко О.В. |
Автор – Парфенова Любовь Фоминична, учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека», высшей квалификационной категории ГБОПУ ДЗМ «МК № 6»
Рецензенты:
Пашедко Ольга Викторовна, преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК № 6» высшей квалификационной категории.
Зулунова Гулбахор Турсуновна, преподаватель учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека», высшей квалификационной категории.
РЕЦЕНЗИЯ
На методическую разработку практичекского занятия
по дисциплине «Анатомия и физиология человека».
Тема: «Слуховой анализатор».
Автор: Парфёнова Любовь Фоминична, преподаватель учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека» ГБПОУ ДЗМ «МК № 6» высшей квалификационной категории. Методическая разработка написана на основе рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС и предназначена для практического занятия. Технологическая карта помимо учебных целей (знать, уметь) содержит развивающие и воспитательные цели, формирующие коммуникативные навыки студентов. Мотивация занятия направлена на осознание обучающимися важности изучаемой темы в будущей профессиональной деятельности. Информационная часть представлена опорными конспектами, которые рекомендованы как для аудиторной, так и для внеаудиторной работы обучающихся, включает много иллюстративного материала. Перед изложением лекционного материала даётся контроль исходного уровня знаний обучающихся, позволяющий определить степень готовности их к занятию. Излагаемый материал сопровождается презентацией. После самостоятельной работы, необходимо ответить на вопросы для закрепления знаний. Вопросы на закрепление знаний с использованием иллюстративного материала, что позволяет обучающимся наиболее качественно изучить данную тему и выявляет умение работать самостоятельно. Педагогические технологии, применяемые при создании данной разработки, направлены на активную деятельность обучающихся, вызывают интерес, побуждают к творческой деятельности.
Заключение: Методическая разработка соответствует требованиям ФГОС, современным психолого-педагогическим технологиям. Разработка написана на высоком профессиональном уровне, соответствует высшей квалификационной категории, может быть использована при проведении практических занятий.
Рецензенты:
1. Пашедко Ольга Викторовна, преподаватель высшей квалификационной категории, председатель ПЦК ОПД.
2. Зулунова Гулбахор Турсуновна, преподаватель Анатомии и физиологии человека высшей квалификационной категории.
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Слуховой анализатор» с обучающимися 1 курса специальности 31.02.02 Акушерское дело и 34.02.01 Сестринское дело в рамках дисциплины ОП.02 «Анатомия и физиология человека», раздел № 10 «Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма».
В разработку включена краткая информация по теме (опорный конспект), вопросы исходного уровня знаний, самостоятельная работа обучающихся, вопросы на закрепление знаний, иллюстративным материал.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка по теме: «Слуховой анализатор» разработана на основе ФГОС СПО по специальности 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело и предназначена для проведения практического занятия.
Разработка включает методический блок, информационный блок, блок контроля и приложение.
Актуальность практического занятия заключается в акцентировании внимания обучающихся на важности данной темы, даёт возможность использовать полученные знания при изучения физиологического и патологического акушерства, сестринского ухода при различных состояниях и заболеваниях, её практическом значении для медицинского работника. Медицинский работник должен знать строение органов и систем, понимать как устроен организм, какие функции выполняют органы, важно знать изменения, происходящие в организме беременной женщины или пациента лечебного учреждения.
Занятие проводится в интерактивной форме, логически структурировано в соответствии с целями. В структуру занятия включен контроль исходного уровня знаний, самостоятельная деятельность обучающихся, вопросы на закрепление знаний. Основная часть занятия включает в себя самостоятельную деятельность обучающихся, сопровождающуюся презентацией, демонстрацией муляжей, работой с рисунками по теме.
Тема занятия непосредственно связана с предыдущими и последующими темами анатомии. Применение презентации в программе «Power point» не только иллюстрирует различные этапы занятия, но и помогает при проверке различных заданий, наглядно демонстрируя правильные ответы, что способствует усвоению материала.
Занятие поможет сформировать ответственное отношение к обучению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
Занятие необходимо начинать с изучения разработки, ознакомиться с общими и профессиональными компетенциями, которые необходимо освоить.
Обучающиеся озвучивают цели занятия, междисциплинарные связи, мотивацию. Отвечают на вопросы исходного уровня знаний в виде фронтального опроса. Выполняют задания занятия. Самостоятельные задания сопровождаются презентацией, иллюстративным материалом по теме. По завершению работы, обучающиеся отвечают на вопросы на закрепление знаний. В конце занятия обучающиеся получают оценку в соответствии с критериями знаний. Методическая разработка может быть использована для проведения практического занятия с обучающимися 1 курса по специальностям 31.02.02. Акушерское дело и 34.02.01 Сестринское дело.
Тема теоретического занятия: «Слуховой анализатор»
Количество часов: 2 академических часа
Место проведения занятия: кабинет анатомии, аудитория № 25
Вид занятия: практическое
Тип занятия: комбинированный урок
Цели занятия: Общая цель.
Занятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций.
1. Общие:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях,
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
2. Профессиональные:
ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии
Конкретные цели занятия:
1. Дидактические
Обучающийся должен знать
- Строение наружного уха
- Строение среднего уха
- Строение внутреннего уха
- Названия нерва, выходящего из органа слуха и равновесия
- Функции органа слуха и равновесия
Обучающийся должен уметь
- Использовать анатомическую и медицинскую терминологии.
- Показать орган слуха и равновесия на муляжах и таблицах.
- Распознавать на таблицах, в атласе, муляжах части органа слуха и равновесия.
2. Развивающие
- Развивать способности к самоанализу.
- Развивать творческое мышление.
- Формировать познавательную активность.
3. Воспитательные
- Научить бережному отношению к материально-техническому оснащению, к методическому материалу.
- Научить обобщать полученный результат.
- Научить пользоваться полученными знаниями на практике.
МОТИВАЦИЯ
Слуховой анализатор (орган слуха и равновесия) играет очень важную роль в жизни человека, в общении с внешней средой, с людьми и животными. В процессе эволюции слуховой анализатор прошёл сложный путь от простых клеток, до сложно устроенного органа, способного улавливать звуковые волны от 16 до 20000 герц. С помощью слухового анализатора можно относительно точно определить расстояние до источника звука. Наиболее точная оценка удалённости звука происходит на расстоянии около 3 см. Различают 2 вида передачи звуковых колебаний: воздушную и костную проводимость звука. Достигнув совершенства, орган слуха у человека улавливает звуки внешнего мира, трансформирует звуковое раздражение в нервный импульс. Необходимо знать строение и функции органа слуха и равновесия, что бы уметь предположить патологию и направить пациента к специалисту. Также эти знания необходимы для изучения патологии органа слуха на клинических дисциплинах.
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Методическое
- Рабочая программа по дисциплине, календарно-тематический план, методическая разработка практического занятия;
- опорные конспекты;
- раздаточный материал: рисунки, иллюстрации, таблицы;
- методический материал для обучающихся;
- мультимедийная презентация.
2. Материальное
- Таблицы органов чувств;
- Таблицы органа слуха и равновесия;
- Муляж торса человека;
- Муляжи органа слуха и равновесия.
3. Техническое
- Мультимедийный проектор;
- Компьютер;
- Экран.
Источники информации:
Основная литература.
1. Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., В.А. Сагун В.А. Анатомия и физиология человека. Учебник. М. ГЕОТАР-МЕДИА 2018г.
2. Смольянникова, Н. В. Анатомия и физиология человека: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2020г.
Дополнительная литература.
1. Гайворонский, И. В. Анатомия и физиология человека: учебник/ Гайворонский И. В. [и др. ] - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019.
2. Сапин, М. Р. Анатомия человека: атлас: учебное пособие для медицинских училищ и колледжей / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина, С. В. Чава. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019г.
Методы и приемы:
- устный опрос;
- письменный опрос;
- наглядные методы.
Самостоятельная работа обучающихся, выполняемая на занятии;
- последовательное выполнение заданий;
- работа с немыми рисунками;
- ответы на вопросы.
Объясните, как связана сегодняшняя тема с другими темами анатомии, с ранее изученными дисциплинами, с темами общепрофессиональных и клинических дисциплин.
Этап занятия | Время | Методы обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
Организационная часть | 3 мин | Контролирует внешний вид обучающихся, готовность к занятию. | Готовятся к занятию. | |
Мотивация. | 3 мин | Изложение | Излагает значение темы в практической деятельности медицинской сестры. | Обсуждают и излагают значение изучаемой темы. |
Междисциплинарные и внуридисциплинарные связи. | 3 мин | Дискуссия. | Настраивает каждого обучающегося проследить междисциплинарные и внутридисциплинарные связи. | Обучающиеся прослеживают внуридисципли-нарные и связи со смежными дисциплинами. |
Активизация базисных знаний (исходный уровень). | 7 мин | В виде фронтального опроса. | Инструктирует обучающихся о том, как работать с материалом исходного уровня знаний. | Отвечают на вопросы исходного уровня знаний. |
Самостоятельная деятельность. | 55 мин | Практический | Инструктирует обучающихся, как будет проводиться изучение нового материала. | Изучают новый материал. |
Итоговый контроль знаний. | 17 мин | Вариативный. | После изложения нового материала необходимо ответить на вопросы на закрепление знаний. | Обучающиеся выполняют итоговый контроль. |
Подведение итогов. | 4 мин | Дискуссия. | Предлагает обучающимся обобщить результаты работы. Проанализировать ошибки. Отмечает успехи. Наиболее активным обучающимся выставляет итоговые оценки. | Подводят итоги занятия. Анализируют ошибки. Оценивают индивидуальную степень достижения целей. |
Домашнее задание. | 3 мин | Задаёт домашнее задание. Даёт рекомендации по организации внеаудиторной работы. | Записывают домашнее задание. |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
При подведении итогов занятия, оцениваются активность на занятии, правильность и полнота ответов на предложенные вопросы.
За каждый правильный ответ на вопросы исходного уровня знаний 1 балл. При самостоятельной деятельности за каждое правильно выполненное задание 1-2 балла. За ответы на вопросы на закрепление знаний студент получает 1 балл. За ответы на вопросы по рисунку № 1 — максимум 13 баллов, № 2 — 4 балла, № 3 — 9 баллов, № 4 — 4 балла, № 5 — 6 баллов.
Если при подведении итогов обучающийся набирает 78-85 баллов, он получает оценку 5 (отлично).
Если набирает 70-77 баллов, получает оценку 4 (хорошо.)
Если набирает 62-69 балл, получает оценку 3 (удовлетворительно).
Если менее 62 баллов, получает оценку 2 (неудовлетворительно)
Домашнее задание:
Тема: «Слуховой анализатор»
1. Задание. Прочитайте опорные конспекты по теме занятия. Внимательно рассмотрите иллюстрационный. Выучите строение наружного, среднего, внутреннего уха, физиологию органа слуха и равновесия.
2. Задание. Причитайте тему занятия «Слуховой анализатор» в учебнике Анатомия и физиология человека под редакцией Смольянниковой Н.В., Фалиной Е.Ф., Сагун В.А. Ответьте на вопросы.
Основная литература.
Использовать: Теоретический материал. Учебник Анатомия и физиология человека. Н.В. Смольянникова, Е.Ф. Фалина, В.А. Сагун М. ГЕОТАР-МЕДИА 2018г В электронной библиотеке.
Дополнительная литература.
Гайворонский, И. В. Анатомия и физиология человека: учебник / Гайворонский И.В. (и др.) – Москва: ГЕОТАР-Медиа,2019г.
Сапин М.Р. Анатомия человека: атлас: учебное пособие для медицинских училищ и коллджей/М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, С.В. Чава. – Москва: ГЕОТАР-Медиа, 2019г.
Опорные конспекты
«СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР»
Преддверно-улитковый орган почти полностью расположен в пирамиде височной кости и делится на 3 отдела.
Наружное ухо.
1. Ушная раковина.
2. Наружный слуховой проход.
Среднее ухо.
1. Барабанная полость с цепью слуховых косточек.
2. Евстахиева труба.
Внутреннее ухо.
1. Костный лабиринт.
2. Перепончатый лабиринт внутри костного лабиринта.
I. Наружное ухо.
I. Ушная раковина. Она образована эластическим хрящом сложной формы, покрытым кожей. В ней различают завиток, образованный свободным изогнутым краем хряща, и идущий параллельно ему валик - противозавиток. У переднего края ушной раковины выделяется выступ - козелок. Кзади от него - противокозелок, который отделён от козелка вырезкой. Козелок и противокозелок ограничивают наружное слуховое отверстие. Между козелком спереди и нижней частью противозавитка сзади находится углубление – полость раковины, которая продолжается в наружный слуховой проход. Внизу ушная раковина заканчивается кожной складкой, не имеющей хряща – ушной долькой раковины, или мочкой. Ушная раковина прикрепляется к височной кости связками и имеет рудиментарные мышцы, являющиеся остатками мышц, хорошо выраженных у животных. Ушная раковина концентрирует звуковые колебания и направляет их в наружное слуховое отверстие.
2. Наружный слуховой проход. Он представляет собой S-образную трубку, открывающуюся снаружи наружным слуховым отверстием, и слепо заканчивающуюся в глубине. Для осмотра надо отогнуть ушную раковину кверху и назад. От полости среднего уха проход отделён барабанной перепонкой. Длина наружного слухового прохода 36 мм. Диаметр в широкой части 9 мм. В узкой – 6 мм. Проход состоит из хрящевой и костной частей. Хрящевая часть – это продолжение хряща ушной раковины и состав имеет 1/3 его длины, а 2/3 – это костная часть височной кости. В месте перехода одной части в другую наружный слуховой проход сужен и изогнут. Самая узкая его часть – перешеек находится в середине костной части. Знать это необходимо, чтобы избежать возможного проталкивания инородного тела за перешеек при попытке его удалить инструментом.
Наружный слуховой проход покрыт кожей, являющейся продолжением кожи ушной раковины. В коже хрящевой части есть волосы, сальные железы и железы, секретирующие ушную серу. Кожа здесь толще –1-2 мм. В костной части прохода, кожа тонкая – 0,1 мм. В ней нет желёз, волос. В этой части кожа переходит на наружную поверхность барабанной перепонки, которая находится на границе между наружным и средним ухом.
Барабанная перепонка – это овальная тонкая полупрозрачная фиброзная пластинка, втянутая внутрь барабанной полости. Она стоит наклонно, образуя острый угол с нижней стенкой прохода. Снаружи барабанная перепонка покрыта истончённой кожей, изнутри слизистой оболочкой. Верхняя меньшая часть перепонки очень тонкая и не содержит фиброзной основы – ненатянутая часть. Здесь кожа прилежит к слизистой оболочке. Большая нижняя часть перепонки – натянутая часть. Она имеет фиброзную основу. В центре барабанной перепонки снаружи есть углубление – пупок. С внутренней стороны к этому месту прикрепляется рукоятка молоточка.
II. Среднее ухо.
Среднее ухо лежит внутри пирамиды височной кости и состоит из барабанной полости, содержащей цепь слуховых косточек и слуховой (евстахиевой) трубы, соединяющее среднее ухо с носоглоткой.
1. Барабанная полость – это пространство между наружным слуховым проходом и внутренним ухом. В ней расположены слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко.
Молоточек имеет головку и рукоятку с двумя отростками – латеральным и передним. Масса молоточка ~ 30 мг.
Наковальня состоит из тела с суставной ямкой для сочленения с головкой молоточка и двух ножек – короткой и длинной, с утолщением на конце – чечевицеобразном отростком для соединения с головкой стремени. М ~ 27 мг.
В стремени различают головку и 2 ножки – переднюю и заднюю, соединённые основанием.
Косточки соединены при помощи суставов подвижно и покрыты слизистой оболочкой. Они передают колебания барабанной перепонки лабиринту. Молоточек своей рукояткой сращён с барабанной перепонкой. Его головка посредством сустава соединяется с наковальней. Наковальня подвижно соединена с головкой стремени. Основание стремени закрывает окно преддверия.
По форме барабанная полость напоминает низкий цилиндр (барабан), поставленный на ребро и наклонённый в сторону наружного слухового прохода. Объём её 0,75 - 1 см3. Стенки барабанной полости выстланы слизистой оболочкой. Она сообщается с полостями сосцевидного отростка височной кости и носоглоткой.
В барабанной полости различают шесть стенок.
- Наружная стенка латеральная – перепончатая, образованная барабанной перепонкой.
- Внутренняя стенка медиальная – лабиринтная, является наружной стенкой внутреннего уха. В ней 2 отверстия: овальное окно преддверия, закрытое основанием стремени, и окно улитки, круглое закрытое вторичной барабанной перепонкой.
- Задняя стенка – сосцевидная, отделяет сосцевидный отросток височной кости от барабанной полости. Отверстие в ней ведёт в сосцевидную пещеру, которая сообщается с сосцевидными ячейками.
- Передняя сонная стенка служит границей с сонным каналом. На ней находится барабанное отверстие слуховой евстахиевой трубы, через которое барабанная полость сообщается с носоглоткой.
- Верхняя стенка – покрышечная, прилежит к средней черепной ямке. В ней имеются небольшие отверстия, через которые проходят сосуды, несущие кровь от твёрдой мозговой оболочки к слизистой среднего уха.
- Нижняя стенка — ярёмная, прилежит к ярёмной ямке височной кости.
Мышечный аппарат представлен двумя мышцами:
1. Мышца, напрягающая барабанную перепонку.
2. Стремянная мышца.
Эти мышцы удерживают слуховые косточки в состоянии напряжения, наиболее благоприятном для проведения звука, и защищают внутреннее ухо от чрезмерных, звуковых раздражений.
2. Слуховая (евстахиева) труба, является образованием, через которое барабанная полость сообщается с внешней средой, и открывается в область носоглотки. Она состоит из 2-х частей: короткой костной – 1/3 канала и длинной хрящевой – 2/3. Длина у взрослых 3,5-4 см. Ширина – 2 см. В месте перехода хрящевой части в костную часть, образуется перешеек самое узкое место -1-1,5 мм в диаметре. Глоточное отверстие слуховой грубы вдвое шире барабанного и лежит на 1-2,5 см ниже его. Оно находится на боковой стенке глотки на уровне нижней носовой раковины. Барабанное отверстие слуховой трубы находится на сонной стенке. Слуховая труба покрыта однослойным реснитчатым эпителием. Она служит для поступления воздуха из носоглотки в барабанную полость для поддержания давления на барабанную перепонку, одинаковое с внешним, через наружный слуховой проход.
III. Внутреннее ухо.
Внутреннее ухо состоит из костного лабиринта и включённого в него перепончатого лабиринта.
1. Костный лабиринт находится в глубине пирамиды височной кости. Латерально он граничит с барабанной полостью, медиально с задней черепной ямкой, с которой сообщается посредством внутреннего слухового прохода.
Костный лабиринт, состоит из 3 частей – преддверие, улитка, полукружные каналы.
Преддверие – это полость неправильной формы. Кзади от преддверия система полукружных каналов, а спереди от преддверия улитка. На его латеральной стенке есть овальное окно или окно преддверия. Оно закрыто основанием стремени. Есть круглое окно или окно улитки, затянутое вторичной барабанной перепонкой. На задней стенке есть пять небольших отверстий полукружных каналов. На передней стенке – отверстие, ведущее в канал улитки. На медиальной стенке преддверия есть гребень, который делит его полость на два углубления. Переднее – сферическое и заднее – эллиптическое. Сферическое углубление преддверия сообщается с улиткой через лестницу преддверия, эллиптическое – с полукружными каналами.
Полукружные каналы. Их три, они расположены в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях кзади от преддверия.
- Наружный – в горизонтальной плоскости.
- Верхний – во фронтальной плоскости.
- Задний – в сагиттальной плоскости. Каждый полукружный канал имеет 2 костные ножки. Одна из них расширена – ампулярная. Другая простая. Простая ножка одного канала сливается с ампулярной ножкой другого канала. Всего образуются 5 ножек, и они открываются пятью отверстиями в эллиптическое углубление преддверия.
Улитка. Она лежит спереди от преддверия. Представляет собой костный спиральный канал, имеющий 2,5 оборота вокруг костного стержня, от которого отходит винтообразно внутрь канала костная спиральная пластинка. Эта пластинка, вместе с перепончатой пластинкой, являющейся её продолжением, делит канал улитки на два спиральных коридора - верхний и нижний. Верхний коридор – лестница преддверия, нижний - барабанная лестница. Обе лестницы изолированы друг от друга и только у верхушки улитки сообщаются между собой через отверстие улитки. Более широкая часть улитки – основание обращено медиально, в сторону внутреннего слухового прохода. Суженная часть – купол улитки направлен латерально в сторону барабанной полости.
2. Перепончатый лабиринт представляет собой систему каналов и полостей, которые повторяют форму костного лабиринта.
Перепончатый лабиринт включает.
1.Улитковый проток.
2. Преддверие, представленное: эллиптический мешочек или маточка и сферический мешочек.
3. Три полукружных протока.
По объёму перепончатый лабиринт меньше костного, поэтому между ними образуется перилимфатическое пространство, заполненное перилимфой. Стенки его образованы тонкой соединительнотканной пластинкой. Перепончатый лабиринт образует эндолимфатическое пространство, которое анатомически замкнуто и содержит эндолимфу. С анатомической и физиологической точек зрения во внутреннем ухе различают 2 аппарата.
1. Слуховой – находится в перепончатой улитке.
2. Вестибулярный аппарат, объединяющий мешочки преддверия и три перепончатых протока.
Перепончатая улитка. Она начинается слепо в преддверии и идёт внутрь спирального канала улитки. Представляет собой спиралеобразный канал – улитковый ход с расположенным внутри него рецепторным аппаратом – спиральным или кортиевым органом. На разрезе улитковый проток имеет форму треугольника. Одна его стенка срастается со стенкой костного канала улитки, две другие отделяют его от перилимфатического пространства, и называются базилярной и преддверной мембранами. Проток разделяет перилимфатическое пространство улиткового канала на 2 лестницы: барабанную, сообщающуюся с областью расположения окна улитки и преддверную, сообщающуюся с перилимфатическим пространством преддверия.
В преддверии лабиринта имеются 2 мешочка: эллиптический мешочек или маточка и сферический мешочек. Маточка - пятью отверстиями сообщается с полукружными перепончатыми каналами. Сферический мешочек соединяется узким каналом с перепончатым улитковым протоком.
Перепончатые полукружные каналы или три полукружных протока расположены в костных полукружных каналах и повторяют их строение. В местах расширений костных полукружных каналов – костных ампулах каждых перепончатый полукружный проток имеет перепончатую ампулу.
На внутренней поверхности ампул есть небольшой выступ -гребень, а на внутренней поверхности сферического и эллиптического мешочков – пятна.
Это специальные чувствительные волосковые клетки, воспринимающие колебания эндолимфы при движениях, поворотах, наклонах головы. Эти сенсорно-эпителиальные клетки, которые имеют одну эксцентрично лежащую ресничку – киноцилия и 40-80 специальных жестких микроворсинок различной величины – стереоцилии. Они погружены в слой студенистого вещества – отолитовую мембрану. Она содержит кристаллы карбоната кальция. Киноцилии и стереоцилии ампул погружены в студенистое вещество, не содержащее отолитов (кристаллов кальция). Общее число сенсорных клеток в мешочках – 7000- 9000. В ампулах – 16000-17000.
В этих рецепторных клетках заканчиваются периферические отростки клеток вестибулярного узла, расположенного во внутреннем слуховом проходе (первый нейрон). А центральные отростки образуют вестибулярную – преддверную часть преддверно-улиткового нерва. Они подходят в составе 8 пары нервов к ядрам ромбовидной ямки (второй нейрон). Эти ядра имеют связи с двигательными ядрами ствола мозга, мозжечком и спинным мозгом. Отростки клеток вестибулярных ядер идут в таламус (третий нейрон) и к коре больших полушарий.
Отолитовый аппарат преддверия воспринимает прямолинейное движение, ускорение или замедление. Наклоны головы и тела в сторону, тряску и качку.
Гребешки ампул воспринимают угловые ускорения, или замедления, вращательные движения вокруг своей оси.
Три полукружных канала расположены в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях. И движения головы в любом направлении вызывает движение эндолимфы. Человек привык к движениям в горизонтальной плоскости. Непрерывные движения вверх или вниз или в стороны при подъёме в лифте или при морской качке могут вызвать головокружение.
Рецепторы вестибулярного аппарата раздражаются от наклона или движения головы. При этом происходит рефлекторное сокращение мышц, которые способствуют выпрямлению тела и сохранению соответствующей позы. При помощи рецепторов вестибулярного аппарата происходит восприятие положения головы в пространстве движения тела.
На нижней стенке улиткового протока (спиральная мембрана), расположен спиральный кортиев орган, состоящий из базилярной пластинки, рецепторных сенсорно-эпителиальных (волосковых) клеток и разнообразных опорных клеток.
- Базилярная пластинка образована пучками коллагеновых микрофибрилл, представляющих собой 20000 слуховых струн. Струны имеют разную длину и реагируют на колебания разной частоты – от 16 до 20000 герц. Реакция на высокочастотные колебания максимальна у основания улитки, на низкочастотные – у её верхушки.
- Сенсорно-эпителиальные клетки делятся на два типа: наружные и внутренние волосковые клетки. Внутренние волосковые клетки грушевидной формы. Они расположены в один ряд и имеют 50-70 стереоцилий. Всего их 3500. Наружные волосковые клетки призматической формы. Они расположены в 3-5 рядов и имеют 100-300 стереоцилий, расположенных в 3-4 ряда. Концы их погружены в желеобразную покровную мембрану. Эта мембрана нависает над всем кортиевым органом.
- Поддерживающие клетки делят на 5 типов:
- Клетки-столбы.
- Внутренние пограничные клетки.
- Наружные пограничные клетки.
- Наружные поддерживающие клетки.
- Клетки Беттхера, выполняющие функции всасывания и секреции.
Звуковые колебания воздуха улавливает ушная раковина, направляет их в наружный слуховой проход. Барабанная перепонка воспринимает колебания и передаёт их на слуховые косточки. Косточки передают колебания перилимфе преддверной, а затем барабанной лестнице. Колебания перилимфы в барабанной лестнице передаются эндолимфе улиткового протока через базилярную мембрану. При этом волоски сенсорных клеток кортиевого органа касаются покровной мембраны, деформируются и в рецепторах возникает рецепторный потенциал, а в окончаниях слухового нерва – нервные импульсы. По улитковой части нерва импульс идёт в продолговатый мозг, к нижним холмикам крыши среднего мозга. К медиальным коленчатым телам и к височной доле коры большого мозга.
Первый нейрон центральных отростков улиткового нерва находится в спиральном узле улитки. Второй в продолговатом мозге. Третий в медиальном коленчатом теле. Четвёртый в височных долях больших полушарий головного мозга.
Ухо человека может воспринимать диапазон звуковых частот: от 16 до 20000 Гц. (герц). Частоты выше 20000 герц называют ультразвуковыми. Ниже 16 герц – инфразвуковыми. Единицей громкости звука является бел. В практике используют в качестве единицы громкости децибел. Он равен 0,1 бела. Максимальный порог громкости, вызывающий болевые ощущения, равен
130-140 дБ. Определяется порог слышимости с помощью метода аудиометрии.
Слуховой анализатор способен к адаптации. Длительное действие звуков приводит к снижению чувствительности слухового анализатора (адаптация к звуку), а отсутствие звуков - к её повышению (адаптация к тишине). С помощью слухового анализатора можно относительно точно определить расстояние до источника звука. Наиболее точная оценка удалённости звука происходит на расстоянии около 3 см. Различают 2 вида передачи звуковых колебаний: воздушную и костную проводимость звука. При воздушной проводимости звука звуковые волны улавливаются ушной раковиной и передаются по наружному слуховому проходу на барабанную перепонку и затем через систему слуховых косточек перилимфе и эндолимфе. Человек при воздушной проводимости способен воспринимать звуки от 16 до 20000 Гц. Костная проводимость звука осуществляется через кости черепа, которые также обладают звукопроводимостью. Воздушная проводимость звука выражена лучше, чем костная.
ВОПРОСЫ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ.
1. Назовите пять органов чувств.
2. Что такое рецептор?
3. Что такое анализатор?
4. Где расположен орган слуха и равновесия?
5. Назовите три отдела органа слуха и равновесия.
6. Где расположен орган зрения?
7. Перечислите, что относят к органу зрения.
8. Назовите месторасположение органа обоняния.
9. Назовите месторасположение органа вкуса.
10. Перечислите производные кожи.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Сопровождайте свои ответы демонстрацией органа слуха и равновесия на таблицах и муляжах.
Задание 1. Назовите три отдела органа слуха и равновесия. Перечислите, что относят к каждому отделу.
Назовите нерв. Какие две функции несёт в себе этот нерв?
Задание 2. Что относят к наружному уху? Нарисуйте ушную раковину и подпишите названия каждого образования.
Какую функцию выполняет наружный слуховой проход?
Опишите кратко его строение.
Задание 3. Что относят к среднему уху?
Перечислите стенки барабанной полости.
Нарисуйте и подпишите слуховые косточки и главные части косточек. Какие мышцы содержатся в барабанной полости?
Кратко опишите слуховую трубу. Какие имеет два отверстия их место положение. Функция Евстахиевой трубы?
Задание 3. Что относят к внутреннему уху?
Нарисуйте и подпишите части костного лабиринта.
Нарисуйте и подпишите части перепончатого лабиринта.
Функция внутреннего уха.
Задание 4. Какие образования перепончатого аппарат отвечают за слух?
Какие образования перепончатого аппарат отвечает за равновесии?
Как называется орган, непосредственно отвечающий за слух?
Где находится перелимфа?
Где находится эндолимфа?
Задание 5. Опишите последовательно путь слуховой волны от ушной раковины до кортиева органа.
ВОПРОСЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
1. На рисунке 1. обозначьте отделы уха: I, II, III. Подпишите названия в соответствии с цифрами:1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Рис.1
2. Что изображено на рисунке № 2? Подпишите названия вместо цифр 1, 2, 3, 4.
1. 2. 3. 4.
Рис. 2
3. Определите, что изображено на рисунке № 3. Вместо цифр напишите правильные названия частей органа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Рис. 3
4. Определите, что изображено на рисунке № 4. Вместо цифр напишите правильные названия частей органа: 1, 2, 3.
Рис. 4
5. Определите, что изображено на рисунке № 5. Вместо цифр напишите правильные названия частей органа: 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Рис. 5
6. Какой диапазон звуковых частот может воспринимать ухо человека?
7. Как называют частоты выше 20000 герц?
8. Как называют частоты ниже 16 герц?
Приложение 1
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.
Ответы на вопросы вопросы исходного уровня знаний.
1. Орган зрения, орган слуха и равновесия, орган вкуса, орган обоняния, орган осязания (кожа и её производные)
2. Это чувствительное нервное окончание.
3. Это такие аппараты, которые разлагают внешний мир на элементы и затем трансформируют раздражения в ощущение.
4. В пирамиде височной кости.
5. Наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо.
6. В полости глазницы лицевого черепа.
7. Глазное яблоко и вспомогательный аппарат.
8. Область верхней носовой раковины.
9. Преимущественно в эпителии сосочков языка и в слизистой оболочке зева, нёба, надгортанника, миндалин.
10. Брови, ресницы, веки, слёзный аппарат, мышцы глаза.
Ответы на вопросы самостоятельной деятельности обучающихся.
Задание 1. Наружное ухо. Относят: ушную раковину и наружный слуховой проход. Среднее ухо. Относят: барабанную полость и евстахиеву трубу. Внутреннее ухо. Относят: костный лабиринт и перепончатый лабиринт, находящийся внутри костного. Нерв: преддверноулитковый. Отвечает за слух и равновесие.
Задание 2. К наружному уху относят ушную раковину, которая улавливает звуковые волны. И наружный слуховой проход, который проводит волну к среднему уху. Ушная раковина образована эластическим хрящом сложной формы, покрытым кожей. В ней различают завиток, противозавиток. У переднего края ушной раковины выделяется выступ - козелок. Сзади от него — противокозелок. Козелок и противокозелок ограничивают наружное слуховое отверстие. Между козелком и противозавитком есть полость раковины, которая продолжается в наружный слуховой проход. Внизу ушная раковина заканчивается кожной складкой, не имеющей хряща – ушной долькой раковины, или мочкой.
Наружный слуховой проход представляет собой S-образную трубку, открывающуюся снаружи наружным слуховым отверстием, и слепо заканчивающуюся в глубине. От полости среднего уха проход отделён барабанной перепонкой. Длина наружного слухового прохода 36 мм. Диаметр в широкой части 9 мм. В узкой – 6 мм. Проход состоит из хрящевой и костной частей. Хрящевая часть – это продолжение хряща ушной раковины и состав имеет 1/3 его длины, а 2/3 – это костная часть височной кости. В месте перехода одной части в другую наружный слуховой проход сужен и изогнут. Самая узкая его часть – перешеек находится в середине костной части.
Наружный слуховой проход покрыт кожей, являющейся продолжением кожи ушной раковины. В коже хрящевой части есть волосы, сальные железы и железы, секретирующие ушную серу. Кожа здесь толще –1-2 мм. В костной части прохода, кожа тонкая – 0,1 мм. В ней нет желёз, волос. В этой части кожа переходит на наружную поверхность барабанной перепонки.
Задание 3. К среднему уху относят барабанную полость со слуховыми косточками и слуховую трубу. В барабанной полости различают шесть стенок.
- Наружная стенка латеральная – перепончатая.
- Внутренняя стенка медиальная – лабиринтная. В ней 2 отверстия: овальное
- окно преддверия, закрытое основанием стремени, и окно улитки, круглое
- закрытое вторичной барабанной перепонкой.
- Задняя стенка – сосцевидная. Отверстие в ней ведёт в сосцевидную пещеру.
- Передняя сонная. На ней находится барабанное отверстие слуховой
- евстахиевой трубы, через которое барабанная полость сообщается с
- носоглоткой.
- Верхняя стенка – покрышечная, прилежит к средней черепной ямке.
Нижняя стенка — ярёмная. В барабанной полости расположены слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко.
Молоточек имеет головку и рукоятку с двумя отростками – латеральным и передним. Наковальня состоит из тела с суставной ямкой для сочленения с головкой молоточка и двух ножек – короткой и длинной. В стремени различают головку и 2 ножки – переднюю и заднюю, соединённые основанием.
Мышечный аппарат представлен двумя мышцами:
1. Мышца, напрягающая барабанную перепонку.
2. Стремянная мышца.
Слуховая (евстахиева) труба, является образованием, через которое барабанная полость сообщается с внешней средой, и открывается в область носоглотки. Она состоит из 2-х частей: короткой костной – 1/3 канала и длинной хрящевой – 2/3. Длина у взрослых 3,5-4 см. Ширина – 2 см. В месте перехода хрящевой части в костную часть, образуется перешеек самое узкое место -1-1,5 мм в диаметре. Она служит для поступления воздуха из носоглотки в барабанную полость для поддержания давления на барабанную перепонку, одинаковое с внешним, через наружный слуховой проход.
Задание 4. Внутреннее ухо состоит из костного лабиринта и включённого в него перепончатого лабиринта. 1. Костный лабиринт состоит из 3 частей – преддверие, улитка, полукружные каналы.
Преддверие – это полость неправильной формы. Кзади от преддверия система
полукружных каналов, а спереди от преддверия улитка. На его латеральной
стенке есть овальное окно или окно преддверия. Оно закрыто основанием
стремени. Есть круглое окно или окно улитки, затянутое вторичной
барабанной перепонкой. На задней стенке есть пять небольших отверстий
полукружных каналов. На передней стенке – отверстие, ведущее в канал
улитки. На медиальной стенке преддверия есть гребень, который делит его
полость на два углубления – сферическое и эллиптическое.
Полукружные каналы. Их три, они расположены в трёх взаимно
перпендикулярных плоскостях кзади от преддверия.
Каждый полукружный канал имеет 2 костные ножки. Одна из них расширена – ампулярная. Другая простая. Всего образуются 5 ножек.
Улитка. Она лежит спереди от преддверия. Представляет собой костный спиральный канал, имеющий 2,5 оборота вокруг костного стержня, от которого отходит винтообразно внутрь канала костная спиральная пластинка. Эта пластинка делит канал улитки на два спиральных коридора - верхний и нижний. Верхний коридор – лестница преддверия, нижний - барабанная лестница. Перепончатый лабиринт представляет собой систему каналов и полостей, которые повторяют форму костного лабиринта. Перепончатый лабиринт включает.
1. Улитковый проток. 2. Преддверие, представленное: эллиптический мешочек или маточка и сферический мешочек. 3. Три полукружных протока.
С анатомической и физиологической точек зрения во внутреннем ухе различают 2 аппарата. 1. Слуховой – находится в перепончатой улитке. 2. Вестибулярный аппарат, объединяющий мешочки преддверия и три перепончатых протока.
Слуховой – находится в перепончатой улитке. Кортиев орган.
Вестибулярный аппарат, объединяет мешочки преддверия и три перепончатых протока. На внутренней поверхности ампул есть небольшой выступ - гребень, а на внутренней поверхности сферического и эллиптического мешочков – пятна.
Это специальные чувствительные волосковые клетки, воспринимающие колебания эндолимфы при движениях, поворотах, наклонах головы.
По объёму перепончатый лабиринт меньше костного, поэтому между ними образуется перелимфатическое пространство, заполненное перелимфой. Перепончатый лабиринт содержит эндолимфу.
Задание 5. Звуковые колебания воздуха улавливает ушная раковина, направляет их в наружный слуховой проход. Барабанная перепонка воспринимает колебания и передаёт их на слуховые косточки. Косточки передают колебания перилимфе преддверной, а затем барабанной лестнице. Колебания перилимфы в барабанной лестнице передаются эндолимфе улиткового протока через базилярную мембрану. При этом волоски сенсорных клеток кортиевого органа касаются покровной мембраны, деформируются и в рецепторах возникает рецепторный потенциал, а в окончаниях слухового нерва – нервные импульсы. По улитковой части нерва импульс идёт в продолговатый мозг, к нижним холмикам крыши среднего мозга. К медиальным коленчатым телам и к височной доле коры большого мозга.
Ответы на вопросы на закрепление знаний
Рис. 1. I — наружное ухо, II — среднее ухо, III — внутреннее ухо.
1. ушная раковина, 2. наружный слуховой проход, 3. барабанная перепонка, 4. молоточек, 5. наковальня, 6. стремя, 7. полукружные каналы, 8. улитка, 9. слуховая/ труба, 10. преддверноулитковый нерв.
Рис. 2. 1. барабанная перепонка, 2. молоточек, 3. наковальня, 4. стремя.
Рис. 3. 1. верхний канал, 2. ампулярная ножка, 3. простая и ампулярная ножки вместе, 4. улитка, 5. купол улитки, 6. верхний канал, 7. наружный канал, 8. простая ножка, 9. овальное окно преддверия.
Рис. 4. 1. улитковый проток, 2. маточка, перепончатые полукружные каналы.
Рис. 5. 1. лестница преддверия, преддверная мембрана, 3. кортиев орган, 4. улитковый проток, 5. базилярная мембрана, 6. барабанная лестница.
6. Ухо человека может воспринимать диапазон звуковых частот от 16 до 20000 герц.
7. Частоты выше 20000 герц называют ультразвуковыми.
8. Частоты ниже 16 герц – инфразвуковыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"
Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»
Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...
Методическая разработка практического занятия Слуховая сенсорная система. Вкусовая сенсорная система. Обонятельная сенсорная система. ОП.02 «Анатомия и физиология человека» Специальности: 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело
Орган слуха - у человека он парный – позволяет воспринимать и анализировать все многообразие звуков внешнего мира. Благодаря слуху человек не только различает звуки, распознает их характер...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по 01.01.4 Пропедевтика в акушерстве и гинекологии ПМ01 Тема занятия: Проведение диагностики ранних и поздних сроков беременности и обследования беременных, обследования внутриутробного состояния пло
Методическая разработка практического занятия. 2021г....
Методическая разработка практического занятия "Повторительно-закрепляющее занятие по разделу пищеварительная система"
Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Анатомия и физиология человек...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента
Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...