Публикации
статья
1. Региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» 2017г. / Сборник тезисов выступлений и научных работ по итогам региональной научно-практической конференции, 08 декабря 2017 года / Под общей ред. к.п.н Н.П. Коробовой. - Нижневартовск: издательство Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа, 2018. – с
2. Развитие. Сборник материалов II-й международной научно-практической студенческой конференции (Россия, г.Липецк, 30 октября 2017г). / Отв.ред. Е.М. Мосолова. - Липецк: «РаДуши», 2017. - 200с.
3. Сборник статей студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава. По результатам XV Международной научной конференции «Человекознание», 30 октября 2017 г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анализ зарубежного опыта дистанционного обучения инвалидов: возможность использования в работе.
Спеяну Дойна Ивановна, преподаватель БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж», г.Нижневартовск, doina-speyanu@mail.ru Терегулова Айгуль Айратовна, преподаватель БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж», г.Нижневартовск, |
В современных условиях образование является необходимым атрибутом жизнедеятельности людей. Не могут быть лишены шанса получать образование инвалиды и люди с ОВЗ. Одной из актуальных задач российской системы образования является обеспечение доступа к качественному обучению всех категорий населения, в независимости от места проживания, состояния здоровья, национальности и материального состояния обучаемого. Одним из перспективных способов удовлетворения образовательных потребностей людей с инвалидностью является дистанционное образование. [1].
В современном мире дистанционное обучение выступает в роли не только надежной альтернативы традиционному образованию, но и уникальной системы интеграции, где учащиеся могут активно участвовать в учебном процессе, физически не пребывая в образовательных организациях.
Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с инвалидами. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: учащийся занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.
Под дистанционными образовательными технологиями понимается совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению материала, а также в процессе обучения [2].
Особую актуальность дистанционное обучение приобретает в условиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, где преобладают суровые климатические условия, режимы низких температур, сложные коммуникационные связи, связанные с низкой плотностью населения, распределенного по обширной территории округа. Указанные факторы часто затрудняют получение качественных образовательных услуг на отдаленных территориях и становятся проблемой для инвалидов и лиц с ОВЗ, которые часто ограниченны в движении. Решению этой задачи способствует дистанционное обучение. Рассмотрим опыт применения дистанционного образования людей с инвалидностью в разных странах.
Недостаточность собственного практического опыта в данном направлении делает необходимым прибегнуть к анализу зарубежного опыта организации дистанционного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (США, Канада, Великобритании, Малайзия, Индия, Япония, Германия, Испания, Финляндия и др.).
Развитие дистанционного образования наблюдается во всем мире, но в экономически успешных странах оно особенно динамично. Большой интерес для изучения подобного опыта представляют развитые североамериканские государства - США и Канада, поскольку они во многом обладают схожими географическими и административными условиями с Россией. Этот опыт примечателен и в силу накопленных здесь традиций, и в силу статуса дистанционного обучения.
США
Проблема создания доступной среды для людей с ограниченными возможностями начала обсуждаться на государственном уровне в США после окончания Второй мировой войны, когда домой вернулись люди, получившие физические увечья на фронте. Параллельно возникло движение родителей детей-инвалидов, которые отстаивали возможность их детям посещать обычные школы. На тот момент в стране еще не было законов, гарантировавших равный доступ к образованию всех групп населения. Только в 1975 году в США появляется закон об образовании для лиц с инвалидностью, который радикально поменял роль государства в отношении проблемы инвалидности.[3] Оно уже не выступает в виде опекуна над слабыми гражданами, а обеспечивает им доступ к образованию, давая, таким образом, возможность изучать навыки, необходимые для обеспечения своих потребностей и полноценного участия в жизни общества.
В США до 1990-х гг. обучение с применением дистанционных технологий пользовалось популярностью у работающего населения, которое позволяло получить образование одновременно продолжая рабочую деятельность. В 2000 гг. дистанционное образование ориентируется не только на работающих граждан, но и на социальные группы, в числе которых и люди с инвалидностью. Росту применения технологий с использованием дистанционного обучения способствовал также научно-технический прогресс. Появляются новые виды дистанционного образования: видеоконференции, аудиоконференции, видеолекции, веб-уроки,обучение в системе реального времени, которые позволяют в полной мере использовать возможности дистанционного образования людям с ограниченными возможностями. В США среди Университетов, использующих дистанционное образование, можно выделить The University of Washington (UW) (Университет Вашингтона).[4] В этом Университете разрабатываются специальное программное обеспечение, ориентированное, в том числе, и на людей с ограниченными возможностями. Разработанный компанией Computing & Communications курс MyUWCourse имеет специальный, адаптированный интерфейс, позволяющий использовать систему дистанционных технологий для людей с инвалидностью. Однако при использовании данной программы люди с нарушениями слуха и зрения испытывают ряд трудностей, которые не позволяют в полной мере принимать участие в образовательном процессе. Университетская программа дистанционного обучения, способствуют использованию технологии для повышения доступности дистанционных курсов университета. Они также обеспечивают обзор проблем доступа и решение для людей с ограниченными возможностями. [5]
КАНАДА
В Канаде система дистанционного образования также получила широкое распространение. Можно выделить два основных момента, которые способствовали формированию потребности в дистанционном образовании различных категорий граждан. Прежде всего, Канада является одной из высокоразвитых стран, обладающая современными технологиями, где научно-технический прогресс развивается быстрыми темпами. Также, Канада занимает обширную территорию и население размещено неравномерно на этой территории.
Канада является первой страной, включившей в свою Конституцию положение о равенстве инвалидов: «Каждый индивидуум равен перед законом без всякой дискриминации, в том числе по признаку расы, национальности, религии, пола, возраста, умственных или физических недостатков».[6] Сегодня дистанционные программы предлагает большинство университетов и колледжей Канады (хотя бы один дистанционный курс предлагают свыше 65% колледжей и большинство университетов.). Существуют объединения университетов, созданных исключительно для координации целей дистанционного обучения. В частности, Canadian Virtual University (CVU), созданный в 2000 году, объединяет 12 ведущих канадских вузов и предлагает 280 дистанционных программ различного уровня: от получения дипломов и профессиональных сертификатов, до степеней бакалавра или магистра. В настоящее время в Канаде реализуется программа дистанционного обучения: GLADNET — обучение детей с ограниченными возможностями. Среди студентов канадских университетов не менее 1 процента составляют инвалиды.[7] В настоящее время в Канаде реализуется пятая часть всех мировых программ дистанционного обучения.[8] К услугам студентов с ограниченными возможностями масса специализированных сайтов и виртуальных библиотек, возможность сдачи экзаменов в режиме он-лайн, электронная почта и пр.
Динамичность развития дистанционного образования в США и Канаде обусловлена потребностью общества, различные структуры которого, объединив свои усилия с государством, организуют целенаправленный и планомерный рост национального дистанционного образования. Более того, на современном этапе уже можно смело говорить о его интеграции в государственную образовательную систему. Здесь приняты государственные программы развития дистанционного образования, правительство финансирует соответствующие проекты. Анализ позволяет предполагать, что в дальнейшем количество предложений электронного обучения здесь только увеличится, будет усилено технолого-методическое, нормативное и кадровое обеспечение дистанционного обучения, будет расти взаимодействие различных субъектов в области внедрения дистанционного образования.
В Западной Европе дистанционное обучение развивается в основном открытыми университетами, которые повсеместно финансируются правительствами. Одним из первых учебных заведений этого типа был Британский Открытый университет, созданный по инициативе правительства.[9] Его открытие в 1969 г. стало важнейшим событием в развитии высшей школы Великобритании. Университет предлагает широкий спектр учебных курсов, разнообразные сроки их проведения, формы занятий, учитывающие образовательные запросы различных категорий студентов, в том числе и людей с инвалидностью. Британский Открытый университет имеет многочисленные филиалы не только на территории страны, но и за ее пределами. Дистанционное обучение используется и в традиционных университетах Великобритании. В стране более 50 % программ на степень магистра в области управления проводится с использованием дистанционного обучения. Характерно, что лидерство в этой области держит школа бизнеса британского Открытого университета. [4].
МАЛАЗИЯ
Малайзия является многонациональной страной с населением около 31 миллиона человек, состоящим из малайцев, китайцев, индийцев и других этнических групп, практикующих различные религии. Малайский язык является национальным языком страны, однако, людям не запрещено использовать и другие языки.
Правительство страны предоставляет возможность обучения для людей с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всей жизни, при этом предоставляя финансовую помощь: руководство образовательных организаций не вправе отказывать инвалидам в приеме документов на обучение.
Созданы центры образования, которые работают с учреждениями специального назначения в предоставлении профессиональных услуг (например, диагностика и лечение нарушений, связанных с восприятием звуков; организация лечебных мероприятий, консультирование студентов), помощи и консультаций по специальному образованию, социальной поддержки, образования и карьерного развития для лиц с ОВЗ, предоставление информационно-справочных материалов, связанных со специальным образованием.[4]
Кроме того, Министерство образования создало специальные школы, которые обучают студентов с нарушениями зрения и слуха. Для дополнительного стимула Министерством образования предоставляется учебные пособия на обучающихся-инвалидов с целью объединения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общество.
ИНДИЯ
Рассматривая вопрос инвалидности в Индии, необходимо подчеркнуть, что из 1,241 млрд. людей, 70 миллионов – это люди с ограниченными возможностями здоровья, что составляет около 6 %.[10]
В Индии действует Билль об инвалидах, в котором предусматривается позитивная дискриминация инвалидов. Дети с ОВЗ имеют право на бесплатное образование, используя различные формы обучения (специальное, интегрированное, неформальное). Также для облегчения доступа детей-инвалидов к образованию осуществляется преобразование и адаптация программ по дисциплинам.
Во многих странах правительство разрабатывает законопроекты, подчеркивающие равноправность инвалидов со всеми членами общества и способствующие созданию условий для осуществления ими своих человеческих прав.
В Индии инвалиды делятся на несколько категорий: люди с нарушением зрения, опорно-двигательной системы, с ослабленным слухом, глухонемые и умственно отсталые. [4]
В рамках Комплексного плана развития в интересах детей правительство Индии учредило 1,31 млн. центров «Анганвади», которые предоставляют детям с ОВЗ право получения бесплатного специального или интегрированного образования.[4]
В 2009 году в Индии запустили проект, целью которого было создание информационного общества через ИКТ для развития инвалидов: была создана библиотека Брайля online – это первая библиотека, предоставляющая доступ к 12 000 экземпляров книг на 10 различных языках в удобном для использования формате.
Национальный центр по изучению проблем инвалидности в Индии в ноябре 2006 года создал Университет имени Индиры Ганди, с целью расширения возможностей людей с ограниченными способностями и формирование благоприятного для них общества.[11] Миссией Центра является в предоставлении высококачественного образования обучающимся с инвалидностью. Центр был создан для разработки и реализации программ для различных специальностей, методов профессиональной подготовки и реабилитации детей с инвалидностью; поддержки в проведении исследований по вопросам инвалидности; для выявления и создания подходящих ИКТ и программного обеспечения для качественной подготовки кадров по вопросам инвалидности; и для присуждения выплат стипендии за успешное обучение студентов с инвалидностью.
ЯПОНИЯ
Япония является одной их самых развитых государств на земле с высоким уровнем жизни. По данным, общее число лиц с ОВЗ в Японии, составляет около 7,09 млн. чел., что составляет приблизительно 6% всего населения.[4]
Ранее образование детей-инвалидов в Японии называли «специальным образованием», однако с 2007 года стало употребляться понятие «специализированное образование».
Национальный университет Corporationof Tsukuba Universityof Technology (NTUT) был создан в 2006 году, как единственное высшее учебное заведение для слабослышащих и слабовидящих в Японии. [12] Целью создания учебного заведения было предоставление права обучающимся с нарушениями слуха и зрения учиться в безбарьерной образовательной среде, развивать свои способности, чтобы вести более социально самостоятельную жизнь и в дальнейшем брать на себя руководящую роль в обществе для улучшения жизни людей с ограниченными возможностями.
Цели университета – это подготовка квалифицированных, социально независимых специалистов; разработка специализированных образовательных методов и технологий для каждого типа и характеристик ограниченных возможностей с использованием самых современных научных технологий. В учебном заведении проводится научная работа и осуществляется разработка новых педагогических методов, систем поддержки и усовершенствование работы со студентами.
Политика университета базируется на индивидуальном подходе к студенту с ОВЗ, обеспечивающего помощь студентам с ОВЗ при выборе программы обучения и курсов, предоставление учебного материала, аудио- и видео- дисков, проведение консультаций, отправка заданий по электронной почте, оказание помощи при подготовке к экзаменам.
Университет призывает объединить усилия в изучении каждого типа и характеристик ограниченных возможностей, и постараться разработать новые вспомогательные устройства и системы в целях создания безбарьерной среды обучающихся. Национальный университет стремится взаимодействовать с университетами, обучающих студентов с нарушениями зрения и слуха, в Японии и других странах для развития образования для людей с ОВЗ.
Таким образом, подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что по статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2015 году в мире проживало более одного миллиарда людей с ОВЗ, что составляет около 15 % от всего населения.[4] В мире имеется тенденция к увеличению числа инвалидов среди населения. Образование – это один из факторов, который может помочь людям с ограниченными возможностями здоровья преодолеть свои собственные ограничения. В частности, технология дистанционного образования открыла новые горизонты для этой категории населения, чтобы каждый из них чувствовал уверенность в себе и занимал активную жизненную позицию.
Активное развитие информационных технологий способствует созданию новых возможностей для обучения этой уязвимой группы. Во многих развитых странах уже достигнут значительный прогресс в сфере предоставления доступа к высшему образованию для студентов с ОВЗ в обычной и дистанционной формах обучения. В учебные организации с системой предоставления дистанционного обучения наблюдается увеличение набора студентов с инвалидностью.
В мире до недавних пор уделялось очень мало внимания системе дистанционного образования, однако с развитием информационно-коммуникационных технологий этот вопрос стал актуален.
Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья с применением системы дистанционного обучения предоставляет доступ к образованию инвалидам и людям с ОВЗ.
Литература
[1] Набиев И. М. Перспективы дистанционного образования // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 799-801.
[2] Леонов В. В., Краснов А. М., Коростелева Н. А. Актуальность практического использования дистанционных образовательных технологий в вузах Казахстана с целью повышения качества образовательных услуг // Молодой ученый. — 2014. — № 8. — С. 814-817.
[3] Научный журнал «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» [Электронный ресурс] – URL: http://pochit.ru/pshologiya/55269/index.html
[4] Официальный сайт University of Washington [Электронный ресурс] – URL: http://www.washington.edu/
[5] Официальный сайт Учебно-методического центра ВПО студентов с инвалидностью [Электронный ресурс] – URL: http://umcvpo.ru/experience
[6] Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс] – URL: http://xn----8sbhecagi3dhax6m.xn--p1ai/zakonodatelstvo-raznyh-stran-o-pravah-invalidov/
[7] Сайт информационно-справочного ресурса Миопатия.BY [Электронный ресурс] – URL: http://mioby.ru/novosti/obzor-prava-invalidov-a-kak-za-granicej/?_utl_t=wh
[8] Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья». Сборник материалов. - Кемерово, 2014. C 8 -9.
[9]Официальный сайт Международного института менеджмента ЛИНК [Электронный ресурс] – URL: http://www.ou-link.ru/ou.html
[10] Международный студенческий научный вестник. Монографический анализ положения людей с ограниченными возможностями в азиатских странах. Полежаева К.В., Кабакович Г.А.[Электронный ресурс] – URL: https://www.scienceforum.ru/2014/524/6426
[11] Сайт программы удаленного обучения и второго высшего и дополнительного образования в университетах Европы, США и Азии. [Электронный ресурс] – URL: http://www.second-chance.ru/razvitie-distancionnogo-obrazovaniya-v-azii.html
[12] Официальный сайт [Tsukuba University of Technology.Электронный ресурс] – URL: http://www.tsukuba-tech.ac.jp/english/index.html
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикации
В данном разделе представлены публикации из сборников научно-практических конференций...
Публикации
В данном разделе представлены материалы, опубликованные в сборниках ...
Программа профессионального модуля "ПМ 02. Хранение передача и публикация цифровой информации"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Хранение, передача и публикация цифровой информации...
Тест дифференцированного зачета по МДК. 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации» по профессии «Мастер по обработке цифровой информации»
Тестдифференцированного зачета по МДК. 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации»по профессии «Мастер по обработке цифровой информации»...
Рабочая программа ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации
Рабочая программа ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации....
ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации
ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации...
Методическая разработка урока по МДК 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации» ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации Группа 35 Профессия 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» Тема урока: «Создание we
В данной работе представлена разработка урока по МДК 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации»ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информацииМетодическая р...