Программа самообразования
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Программа профессионального самообразования
педагога-психолога
МБОУ «Верхнежиримская СОШ»
Поповой Татьяны Андреевны
на 3 года
(2019 – 2022гг).
Самообразование предполагает развитие педагога-психолога как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений.
Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Многочисленные публикации на эту тему говорят о том, что каждое образовательное учреждение пытается найти в этой области практики свои специфические подходы к её организации.
В работе психолога на первый план выдвигается самоценность личности подрастающего человека, независимо от особенностей его развития и уровня здоровья.
Педагог-психолог должен обмениваться опытом на педсоветах, семинарах, тренингах, давать индивидуальный рекомендации по улучшению обучения и социализации детей с ОВЗ.
Методическая тема самообразования:
«Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в процессе введения ФГОС»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства в работе с детьми с ОВЗ.
Задачи:
✔Изучить методический материал по теме самообразования.
✔Повысить свой профессиональный уровень через обучение на курсах, участие в круглых столах, семинарах, вебинарах.
✔Апробировать современные методы коррекции в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ.
✔ Обобщить и распространить свой опыт среди коллег. Формы самообразования:
∙ индивидуальная – через индивидуальный план,
∙ групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений педагогов-психологов, а также через участие в жизни школы.
Форма отчета по работе над темой самообразования:
выступление на педсоветах, семинарах, родительских конференциях, участие в конкурсах.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Учебный год | Направление и формы работы | Время реализации |
2019-2020 учебный год | Изучение нормативных документов | систематически |
Изучение стандартов ФГОС | систематически | |
Организация работы по изучению и распространению передового психолого-педагогического опыта. | в течение года | |
Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации, передача опыта коллегам | в конце уч.года |
Использование современных психолого-педагогических технологий и ИКТ в области обучения и воспитания | систематически | |
Участие в профессиональных конкурсах, экспертных комиссиях ПМПК | в течение года | |
Оснащение кабинета материально-техническими средствами в соответствии с ФГОС | в течение года | |
2020-2021 учебный год | Работа по внедрению ФГОС в образовательное пространство среди обучающихся, перешедших на ФГОС | в течение года |
Совершенствование форм и средств организации психолого-педагогического сопровождения | систематически | |
Подбор диагностического инструментария для обучающихся, перешедших на ФГОС | в течение года | |
2021-2022 учебный год | Обобщение и распространение собственного опыта по внедрению ФГОС в образовательное пространство | в течение года |
Работа по внедрению ФГОС в образовательное пространство среди обучающихся, перешедших на ФГОС | в течение года | |
Подбор диагностического инструментария для обучающихся согласно требованиям ФГОС | в течение года |
Изучение литературы по профессиональной самоподготовке
№ п/ п | Название | Автор | Издательство, год |
Методическая литература ФГОС | |||
1 | Федеральный государственный образовательный стандарт для умственно отсталых детей (проект) | ||
2 | Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС | Зиновьева М.В., Никифорова Г.В. | Справочник педагога-психолога. Школа №4. 2012 г. |
3 | Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения | Шешерина Г.А. | авт.сост. Тамбов, 2011 |
4 | Ключевая роль в обновленной системе образования | Рубцов В.В. | Школьный психолог. № 1. 2010 г. |
5 | «Перспективы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в свете разработки федерального государственного образовательного стандарта» | Кантор В.З -проректор по учебной работе РГПУ им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор | Институт коррекционной педагогики РАО |
6 | «Проблемы адаптации ребенка в первый период обучения в начальной школе. Преодоление трудностей в обучении учащихся с неярко выраженными нарушениями развития» | Екжанова Е.А. доктор педагогических наук, профессор | Образовательног о Центра «Ясенево» г. Москва, автор учебно-методических пособий по коррекционной педагогике, выпускаемых издательством «Просвещение». |
7 | Отечественная система специального образования - фундамент инклюзивного обучения и воспитания | Кобрина Л.М. | Дефектология. 2012. № 3 |
8 | Специальная психология: Учебное пособие под науч. ред. Л.М. Шипицыной | Сорокин В.М. | СПб: «Речь», 2004 |
Литературы по психологии | |||
1 | Психология | Выготский Л.С | М: Апрель-пресс, Эксмо-пресс, 2000 г |
2 | Психология формирования и развития личности | Л.И. Анциферовой. - | М.: Просвещение, 1961 г |
3 | Неврологические нарушения у детей. Причины, профилактика, коррекция | А. Ф. Тумашенко | М.: Детство-Пресс, 2011 г. |
4 | Справочник педагога-психолога | Периодичное издание | ЗАО «МЦФЕР» 2015 год |
Изучение литературы по диагностикой, коррекционно-развивающей работе | |||
1 | Диагностика умственного развития детей | М. К. Акимова, В. Т. Козлова | М.: Просвещение, 2006 г. |
2 | Диагностика развития ребенка | А. А. Потапчук | М.: Генезис, 2007 г. |
3 | Методология и методика социально-педагогического исследования. | Загвязинский В.И. | М.: 1995. |
4 | Диагностика развития ребенка | А. А. Потапчук | М.: Генезис, 2007 г. |
5 | Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников | О. В. Хухлаева | М. «Академия», 2003 |
6 | Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья | София Забрамная | М.: Академия , 2011 г. |
7 | Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме | Е. М. Мастюкова, Г. В. Грибанова, А. Г. Московкина | СПб, 2006 г |
8 | Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников | О. В. Хухлаева | М. «Академия», 2003 г |
9 | Неврологические нарушения у детей. Причины, профилактика, коррекция | А. Ф. Тумашенко | М.: Детство-Пресс 2011 г. |
Изготовление методического материала
№ п/п | Название | Цель | Период изготовления | |
1 | Создание минут релаксации, психологических настроев | Снижение эмоционального напряжения всех участников общеобразовательного процесса | В течение года | |
2 | Создание картотеки диагностического инструментария | Организация оптимального мониторинга | В течение года | |
3 | Создание картотеки игр и упражнений | Коррекция и развитие психических процессов обучающихся | В течение года | |
4 | Изготовление памяток для педагогического коллектива | Повышение психологических знаний | В течение года | |
5 | Изготовление памяток для родителей | Повышение психологических знаний | В течение года | |
Предполагаемые результаты самообразования |
-разработка коррекционно-развивающих программ в соответствии с ФГОС для учащихся с ОВЗ;
-повышение качества преподаваемых занятий;
-повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета;
-формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с одноклассником, осуществлять поиск необходимой информации;
-участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе школьного и районного МО педагогов-психологов;
-разработка, апробирование статьей, психолого-педагогических программ, сценариев;
-разработка и апробирование дидактических материалов, создание электронного комплекта педагогических разработок;
-разработка и проведение открытых занятий, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
-доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях; -умение оказать практическую помощь коллегам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования
Программа расчитана на два учебных года. На каждый учебный год составляется план реализации программы....
План реализации программы самообразования на 2016-2017
Представленный план является 1 этапом в реализации программы самообразованию....
План реализации программы самообразования на 2017-2018
Представленный план является 2 этапом реализации программы самообразования...
Программа самообразования
Программа самообразования преподавателя Краевой Л.А....
Программа самообразования преподавателя
Наименование программы: Использование метода проектов при преподавании экономических дисциплинРазработчик программы: Уласик Марина Геннадьевна, преподаватель спец. дисциплин.Цель программы: обеспечени...
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС»
Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы повышения качества знаний учащихся, обратившись к теме: «Системно-деятельност...
Программа самообразования преподавателя
Наименование программы: Технологии работы с информацией при изучении профессиональных модулей.Разработчик программы: Пушкина Вероника Александровна, преподаватель спец.дисциплин.Цель программы: ...