Проект "Инновации в выявлении и поддержке талантливых детей".
проект
Таланты создают особое творческое напряжение в молодежной среде и в обществе в целом, стимулируя творческую активность своего ближайшего окружения. Поиск талантов, создание условий для их развития и последующего применения — это неотъемлемая часть образования, без планомерного осуществления которой не решить проблему создания инновационной экономики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 28.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект "Инновации в выявлении и поддержке талантливых детей".
Таланты создают особое творческое напряжение в молодежной среде и в обществе в целом, стимулируя творческую активность своего ближайшего окружения. Поиск талантов, создание условий для их развития и последующего применения — это неотъемлемая часть образования, без планомерного осуществления которой не решить проблему создания инновационной экономики.
Всем известно, что от рождения все мы наделены разнообразными способностями, проявляющиеся в многообразии форм деятельности. Однако, у некоторой категории людей способности проявляются более ярко, выделяя их, тем самым из общей массы. О таких людях говорят, что они наделены талантом.
Что такое талант? Какова природа его происхождения? Каково сочетания природного и социального в данном явлении? Эти вопросы не перестают быть предметом дискуссий, как педагогического, так и психологического сообществ. В словаре иностранных слов сказано, что талант – это выдающиеся природные способности, дарование. Однако, ученые, занимающиеся исследованием природы таланта, вряд ли согласятся с данным определением. Самая популярная концепция трактует талант как биосоциальное явление. Т.е. природа наделяет индивида задатками, но, чтобы они развились в способности наивысшего уровня, необходимы социальные условия.
К сожалению, современная система общего образования рассчитана на «среднего» ученика. Ученики отстающие, и идущие вперед, в какой-либо деятельности, как правило, страдают от дефицита внимания. Конечно, для любой образовательной организации, важно решить проблему с отстающими учениками, но, важно не забывать, что дети наделенные способностями также нуждаются в особом подходе. Поэтому данная тема является актуальной.
Цель проекта – разработать педагогическую модель для выявления и поддержки талантливых детей в основной школе.
Задачи проекта:
1. Раскрыть концептуальные положения понятия «детского таланта».
2. Охарактеризовать методы и формы работы с талантливыми детьми.
3. Составить педагогическую модель по выявлению и развитию талантливых детей.
Практическая значимость проекта: заключается в том, что данные методические рекомендации могут быть использованы практикующими педагогами в образовательных учреждениях.
Этапы реализации проекта:
1. Организационный. Анализ характеристики учеников, индивидуальные беседы с учениками и их родителями, тестирование, социологический опрос с целью сбора сведений о высоких успехах в какой- либо деятельности.
2. Непосредственная реализация проекта.
3. Оценочный этап.
Концептуальное положение проекта.
Главная задача системы образования в условиях реализации ФГОС - это создание условия для развития всесторонней развитой личности, способной реализоваться в современном обществе и быть конкурентоспособной на рынке труда.
Работая с детьми, важно помнить:
1. Неспособных детей нет.
2. Есть дети, наделенные особыми способностями, позволяющие им осуществлять социально значимую деятельность. Их принято называть талантливыми или одаренными.
3. Талан часто путают с обученностью. Т.е. имея равные природные способности, дети из семей, где обучению придают особую значимость, будут учиться лучше, чем ребенок, для которого не были созданы аналогичные условия. Но, это не говорит о том, что ребенок, который учится успешно, талантлив.
4. Признаки таланта проявляются в реальной деятельности, и могут быть выделены, только в том случае, если в образовательной организации действует система работы по развитию одаренных детей.
5. Данная система работы должна включать в себя все уровни, от педагога предметника и классного руководителя, до административного аппарата, слаженная работа которых обеспечивает единое доступное пространство, обеспечивающее необходимые условия, для проявления каждым ребенком своего потенциала в различных видах деятельности.
Виды талантливости:
1. Общая интеллектуальная;
2. Академическая, в том числе математическая;
3. Творческая;
4. Художественная эстетическая;
5. Коммуникативная, в том числе, лидерская;
6. Практико-техническая;
7. Физическая.
Современная образовательная организация, должна обеспечить развитие представленных видов деятельности в рамках педагогического процесса, на основе инновационных методов работы с одаренными детьми.
Методы и формы работы с талантливыми детьми.
К теоретической составляющей относятся знание, понимание основных принципов работы с талантливыми детьми . Перечислим некоторые из них:
– принцип понимания уникальности каждого подростка;
– принцип повышенной трудности в работе с талантливыми обучающимися;
– принцип реализации скрытого потенциала способностей.
К практической составляющей относятся умения диагностировать, общаться, обучать, воспитывать талантливых подростков. Ведущими педагогическими идеями технологии развития творческих способностей обучающихся являются поэтапное и поступательное выявление и поддержка талантливых обучающихся, которые включают, на наш взгляд, три условных направления:
– социальное (соответствует современным условиям воспитания и обучения и требованиям общества);
– психолого-педагогическое (отображает основные направления деятельности педагогических работников и обучающихся в их взаимодействии);
– личностное (представляет собственно процесс развития творческой личности и характеризует представление педагога и самого обучающегося о его ближайшей и будущей творческой самореализации).
Организационные формы: проведение психолого-педагогических диагностик, в совместной работе психологов и классных руководителей, на выявление способностей учащихся основной школы. Проведение родительских собраний, по ознакомлению с результатами диагностик. Необходимость донести до родителей мысль о том, что способности могут развиваться только при поддержке взрослых. Развитие тьюторской системы.
Педагог-тьютор - педагог-наставник, за которым закреплена группа учеников, для которых он разрабатывает индивидуальные образовательные маршруты.
Классно урочные формы:
Технология дифференцированного обучения направленная на организацию учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.
Технология проектного обучения - это такой способ обучения, при котором ученик самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Исследовательский метод- метод обучения, направленный на освоение обучающимся, всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет Ученик, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.
Внеурочные формы:
- факультативы;
- кружки;
- конкурсы и интеллектуальные марафоны;
- участие а олимпиадах;
- участие в научно-исследовательской деятельности;
- индивидуальное и групповое участие в образовательных и социальных проектах.
Основные трудности, которые могут возникнуть при организации работы с одаренными детьми:
1. Научно-методические, связанные с наличием многообразия форм работы с одаренными детьми;
2. Психолого-педагогические, связанные с необходимостью обоснования педагогическому коллективу, родителям, детям важности системной работы, направленной на поддержку талантливых ребят.
3. Организационные, т.е. создание реально функционирующей системы работы по выявлению и поддержки талантливых учеников.
4. Кадровые, требующие специальной подготовки педагогов по работе с одаренными детьми. Трудность состоит не только в обучении и повышении квалификации педагогического состава, но и в нагрузке. Необходима, стабильная материальная поддержка из стимулирующих фондов для педагогов, работающих с одаренными детьми.
5. Материально-технические, необходимость создать базу, на которой будет осуществляться данный проект.
Исходя из концептуальных основ, нами была предпринята попытка разработки системной модели по выявлению и поддержки талантливых детей в рамках основного общего образования.
Технологии дистанционного обучения Автоматизация планирования и управления учебным процессом с использованием средств ДТ. Организация автоматизированных рабочих мест учителя и учеников. Особенности применения ДТ при организации занятий и самостоятельной работы учащихся. Конференции в режиме дистанционного обучения. Организация аудио и видеоконференций. Программные и технические средства для их проведения. Программное обеспечение удаленного доступа (Symantec pcAnywhere, Logmein, Ammyy Admin, Classroom Spy Professional и др.).
Система социально-педагогической поддержки талантливых обучающихся.
Социальное направление | психолого-педагогическое | личностное |
Формирование профессионала с выраженной гражданской позицией, личности, которая четко ориентируется в современных условиях и перспективах социокультурной динамики XXI в.; развитие личностных качеств обучающихся в социальном проектировании творческой деятельности; использование основы народной культуры в формировании творческих способностей. | Создание творческой атмосферы; создание комфортной среды для развития творческой личности (доброжелательность педагога, отсутствие жесткой критики); создание условий для конструктивного взаимодействия обучающихся независимо от уровня их способностей; предоставление обучающимся возможности активно задавать вопросы, выдвигать оригинальные идеи, гипотезы; использование педагогом современных технологий поиска и обработки информации, активное привлечение обучающихся к работе с разными информационными базами данных; выступление педагога в роли консультанта, позволяющее обучающимся выстраивать творческий процесс самостоятельно. | Воспитание навыков самопознания, самообразования и самореализации, лидерской позиции личности. |
Педагогическую модель по выявлению и развитию талантливых детей.
Элементы модели | Содержание |
Административный элемент | 1. Обеспечить со стороны администрации школы прохождение педагогами курсов повышения квалификации, стимулировать стремление к самообразованию и развитию. 2. Создание системы мониторинга для работы с талантливыми детьми; 3. Создание рабочего научно-методического совета по работе с одаренными детьми, как органа, осуществляющего работу данного направления. Состав: Замдиректора, психолог, начальники методических объединений педагогов-предметников.
|
Научно-методический элемент: | В рамках методических объединений педагогов предметников: 1. обеспечить проведение организацию и проведение предметных недель; 2. развивать систему тьюторского сопровождения детей по координации их работы во внеурочной, научно-исследовательской (НОУ) и проектной деятельности; 3. Подготовка, проведение школьных олимпиад; 4. создание творческой атмосферы, и конкурентной среды в которой может проявить себя каждый ребенок, развить свои личностные качества. 5. проведение обучающих семинаров, лекториумов, индивидуальных консультаций для детей участвующих в олимпиадном движении; 6. со стороны классных руководителей: провести родительские собрания с предоставлением информации о территориальных организации системы дополнительного образования, а так же работы школьных кружков и творческих объединений. |
Информационно-технический элемент | 1. Создание информационной базы для развития самообразования педагогов; 2. Создание и пополнения банка олимпиадных заданий, которые могут быть использованы в научно-методической работе. 3. Создание информационного банка онлайн олимпиад и творческих конкурсов для индивидуальной и групповой работы учащихся. 4. создание платформы дистанционного обучения и поддержки талантливых учеников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ, СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ ШИРОКОГО КРУГА МОЛОДЁЖИ К ИСКУССТВУ.
Данная статья может помочь в настоящее время при общении с молодёжью, развитию молодого поколения как отдельных личностей, а так же рассматривает интересы подрастающего поколения...
Организация работы по выявлению и поддержке профессионального развития одаренной молодежи в учреждениях профессионального образования
В статье представлен опыт работы с талантливой молодежью...
Портфолио достижений на "Всероссийский конкурс профессионального мастерства специалистов, работающих в сфере развития и поддержки одарённых и талантливых детей и молодёжи"
Портфолио достижений преподавателя специальных дисциплин высшей квалификационной категории ГАПОУ СО "Балаковский промышленно-транспортный техникум" Денисовой Натальи Александровны на "Всероссийс...
Педагогическая поддержка одаренных детей в учреждении дополнительного образования.
В статье речь идет о психолого-педагогической составляющей одарённости ребёнка. Работая с незаурядными детьми, можно заметить, что дети в высоким умственным уровнем нередко вдвойне нуждаются в о...
Программа "Большая сцена - талантливым детям"
Программа по выявлению творческих способностей обучающихся...
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей "Литературное мастерство"
Актуальность программы заключается в комплексном изучении литературного мастерства детьми среднего школьного возраста, обеспечивающем развитие способности создавать художественный текст, моделировать ...
Семинар "Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей, детей с ОВЗ в образовательном учреждении"
В соответствии плана реализации приоритетного федерального проекта «Доступное дополнительное образование», одной из задач которого является обеспечение равного доступа к дополн...