Публикация: Икона Богородицы Казанская
план-конспект урока
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Конспект открытого урока в 5 классе по теме:
«ИКОНА БОГОРОДИЦЫ КАЗАНСКАЯ»
Подготовила:
Срибная Мария Павловна
с. Сотниковское, 2020 г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kazanskaya_ikona_odnknr.docx | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Конспект открытого урока в 5 классе по теме:
«ИКОНА БОГОРОДИЦЫ КАЗАНСКАЯ»
Подготовила:
Срибная Мария Павловна
с. Сотниковское, 2020 г
Тип урока:
комбинированный
Цель урока:
— учебные: познакомить с церковно-историческим преданием о Казанской иконе Богородицы, расширить знания об иконографической традиции в Церкви, о Богородичных иконах и особенностях Богородичных икон разного типа, о значении Казанской иконы в российской истории и культуре;
— воспитательные: способствовать формированию уважительного отношения к православной иконе, культуре, российской культурной идентичности, исторического сознания.
УУД
Личностные:
-самоанализ и самоконтроль результата;
-самоопределение;
-выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос;
-мотивация и познавательный интерес к новому материалу;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Регулятивные:
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
- работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные:
- в ходе практической работы определить, особенности Богородичных икон разного типа, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- формирование умения общаться в паре, группе.
-доносить свою позицию до других: высказывать
Основные понятия: праздник Казанской иконы Богородицы, Казанская икона Богородицы, Казань, Матрёна, чудотворная икона, День народного единства 4 ноября, Казанский собор в Москве, Казанский собор в Санкт-Петербурге, Михаил Илларионович Кутузов, Отечественная война 1812 г.
ХОД УРОКА
Организация деятельности учащихся. Презентация.
-Здравствуйте дети, садитесь.
Мотивация к учебной деятельности:
Будем отвечать активно
Хорошо себя вести
Чтоб на урок
Всем захотелось вновь прийти.
1.Сообщение темы и цели урока
-Откройте учебник на стр.63 и внимательно рассмотрите ее.
- Ответьте, пожалуйста, какая икона здесь изображена?
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (Тема нашего урока Икона Богородицы Казанская)
-Ребята, что мы узнаем сегодня на уроке?
- Для чего нам нужны эти знания?
-Дети, а какую икону мы с вами уже рассмотрели и изучили? (Мы на прошлом уроке уже рассмотрели и изучили Икону Богородицы Иверская)
2.Проверка дом. зад.
- Проверим, как вы усвоили прошлую тему урока.
Карточки
Иисус Христос | Путешествие по святым местам. |
Иконоборцы | Место общего жительство монахов. |
Ересь | Человек, который добровольно оставил семью, и посвятил свою жизнь Богу. |
Монастырь | Противники почитания икон. |
Монах | Богочеловек |
Паломничество | Неправильное, ошибочное мнение, учение. |
-Самостоятельно проверяем себя, ответы смотрим на доске (самопроверка)
-Кто получил «5», кто «4»?
3.Актализация знаний:
Работа с учебником:
-Рассмотрите внимательно иллюстрацию в учебнике: «Икона Богородицы Казанская»
-Давайте запишем с вами тему урока в тетрадь. (Запись в тетради темы урока.)
-Посмотрим в учебник на стр. 63 и начнем читать (стр.63-64, до рассмотрения.)
- Найдите карту 3 на стр. 258, отыщите на ней г. Казань и приложите желтый жетон
-Давайте проверим …
-Ребята, определите места праздника на Праздничном круге, откройте учебник на стр. 256, и приложите синий жетон
-Давайте проверим.
4.Физминутка
Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).
И вдруг проснулся (поморгать глазами).
Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).
Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).
Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).
Рассказ об истории обретения иконы.
- Будем читать с остановками, комментированием и обсуждением до задания на сравнение Казанской и Иверской икон.
- Откройте учебник на стр.63 и 56, давайте сравним Иверскую и Казанскую иконы Богородицы. что у них общего и в чем их различие?
- Давайте ознакомимся, кто такие чудотворцы и откроем учебник на стр.64
- И продолжим чтение и комментирование параграфа на стр. 65 (до рассказа о Дне народного единства.)
-Ребята, давайте, рассмотрим карту 3 на стр. 258 найдем Нижний Новгород, Москву и приложим желтый жетон к г Москва, а синий к г. Новгород.
-Найдите и прочитайте, когда отмечается праздник День Народного Единства.
–Зачитайте, когда был восстановлен Казанский собор на Красной площади в Москве и Казанский собор в Санкт-Петербурге (стр,67-68)
5.Усвоение новых знаний.
-Кто писал первые иконы Богородицы с Младенцем? (первые иконы Богородицы с младенцем писал святой апостол Лука)
-Есть в нашем храме с. Сотниковского икона Богородицы Казанская?
-Кто из вас ходит в храм и видел там эту икону?
(записать термины если будет время)
6.Физминутка
Вы, наверное, устали?
Встали! Руки вверх подняли!
Потянулись высоко
И вздохнули глубоко!
Опустили плавно руки...
На уроке - не до скуки!
Теперь за парты сели дружно.
Конечно, поработать нужно!
7.Закрепление и контроль знаний.
Тест
Когда отмечается праздник Казанской иконы Божией Матери? | В 1579 году |
В каком году была обретена икона?
| 4 ноября 2005 года |
Казанская икона
| 21 июля 4 ноября |
Когда отмечается праздник Народного единства? Чудотворцами называют | один из чудесных образов Пресвятой Богородицы иконы особо почитаемые христианами |
Проверка в парах.
- Поменяйтесь карточками и оцените соседа.
-Кто получил «5», кто «4»?
8.Подведение итогов.
- С какой темой мы сегодня познакомились?
- Когда отмечается праздник Казанской Богородицы?
- С какими новыми терминами мы сегодня познакомились?
9.Домашнее задание
- Рассказать родителям, в семье историю Казанской иконы Богородицы (по желанию). Выполнить задания 7, при необходимости с помощью родителей, взрослых. По желанию стихотворение в задании 9 выучить наизусть, подготовить выразительное чтение
10.Рефлексия.
-Кому было интересно на уроке? Поднимите желтый жетон.
-Кто испытывал небольшие трудности на уроке? Поднимите синий жетон.
-Кому было трудно и непонятно? Поднимите красный жетон.
-Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен. Спасибо за совместную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРАЗДНИК, ПОСВЯЩЁННЫЙ РОЖДЕСТВУ БОГОРОДИЦЫ (21 СЕНТЯБРЯ) И ДНЮ МАТЕРИ (26 НОЯБРЯ)
Разработка внеклассного мероприятия...
Покров Святой Богородицы
Развлекательное мероприятие...
Презентация на тему "Праздники в честь икон Пресвятой Богородицы"
Данную презентацию можно использовать для преподавания Основ православной культуры, проведению внеклассных мероприятий...
Сценарий праздника "Земная жизнь Богородицы"
Сценарий развлечения для старших дошкольников...
Методическая разработка мастер-класса изготовления иконы "Семистрельная Божья Матерь"
Методическая разработка мастер-класса изготовления иконы "Семистрельная Божья Матерь" составлена для участия в профориентационной работе со студентами. Методическая разработка рассказывает о...
Исследовательский проект "Церковь Рождества Богородицы в Путинках"
Исследовательский проект "Церковь Рождества Богородицы в Путинках" - победитель I Городского исследовательского культурологического фестиваля "История и культура храмов столицы - 2017&q...
«Оклад для иконы»
Конспект занятия по бисероплетению....