«Оклад для иконы»
план-конспект занятия по теме

Лявина Наталья Владимировна

Конспект занятия по бисероплетению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korspekt_oklad_dlya_ikony.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО ДДТ р.п. Башмаково Башмаковского района Пензенской области

Конспект занятия

«Оклад для иконы»

Участники: воспитанники ДДТ

Возраст: 7-12 лет

Подготовила:

Педагог ДО Лявина Н.В.

р.п. Башмаково

Январь, 2018

Тема: «Оклад для иконы»

Цель: Развивать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способствовать формированию нравственных суждений.

Задачи:

  1. Продолжить закреплять навыки работы с бисером и клеем в процессе выполнения рамки.
  2. Познакомить с христианскими традициями домашнего иконостаса.
  3. Воспитывать у детей чувства уважения, любви, терпения.

Оборудование: готовый образец, фотографии икон, бисер, баночка, салфетки, клей, стенд с иконами, компьютер.

План занятия:

1. Орг. момент. (2 мин.)

2. Повторение раннее изученного материала. (10 мин)

3. Изучение нового материала. (10 мин)

4. Подготовка к практической работе. (5 мин.)

5. Практическая часть. (15  мин.)

6. Итог. (3 мин)

Ход занятия:

1. Орг. момент. (2 мин.)

- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас проводится открытое занятие. Слово «открытое» говорит о том, что на занятии присутствуют гости. Поприветствуем их.

Занимайте свои места и готовимся к занятию.

2. Повторение раннее изученного материала. (10 мин)

- На прошлом занятии мы уже говорили с вами об иконах, о храме, нас посетил священнослужитель отец Виктор.

 Ответьте на вопросы:

- Что такое икона? ( Икона (от греч. eikón — изображение, образ), в христианской религии в широком смысле — изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, котором церковь приписывает священный характер; является предметом культа)

- Какой праздник отмечается 19 декабря? (День святителя Николая Чудотворца)

- А вы помните, какое событие произойдет у нас в юго-западном районе 19 декабря? (Открытие храма Николая Чудотворца)

- О чем говорил вам отец Виктор? (О храме – доме Божием, о его устройстве, об изображении храма. Об иконах, об истории первой иконы – нерукотворной. О чудотворных иконах)

- Кто с ним пришел? (Матушка Ольга)

- О чем она вам рассказывала? (О Николае Чудотворце, о святом покровители, об ангеле)

- Давайте посмотрим видео и вспомним, как это было. (Просмотр видео)

3. Изучение нового материала. (10 мин)

- Раньше в каждом доме были иконы, так называемые образа. Они освещали дом. Считалось, что комната без образов - как без окон.

- Подумайте и ответьте, как называлось место в доме, в котором находились иконы? (Место в доме, в котором находились иконы, называлось красный угол)

- Красный угол - самое важное и почетное место в доме. Дом христианина - это символ храма. И как в каждом храме есть самое святое помещение - алтарь, так и в избе аналогом алтаря был красный (значение: красивый, хороший, светлый) угол.

(1) Красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, наискосок  от печи. Это всегда была самая освещенная часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. (Показ слайдов)

(2) Иконы размещались в божнице - специальном открытом шкафчике или полочке с лампадкой. Иконы обязательно должны были стоять, а не висеть.

Божница изготавливалась из дерева и всячески украшалась резьбой, росписью и т. д.

(3) Иногда образа в божнице украшались иконником - длинным и узким полотенцем домотканого холста, украшенным вдоль одной стороны и на концах вышивкой.

(4) Иконник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики.

(5) Кроме икон, на божнице хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо.

- Кто-нибудь знает, зачем из церкви приносят вербу? (На Руси верба ассоциировалась с пальмовыми ветками, которыми толпа людей встречала и приветствовала въезжавшего Иисуса Христа в Иерусалим. На праздник принято освещать вербу и хранить ее дома  за иконами. Считается, что верба имеет свойство наделять здоровьем людей, предостерегать от болезней и от нечистой силы)

Иногда там размещали Евангелие, Псалтирь, молитвослов и иные книги, необходимые при молитве. Там же лежало крылышко для обметания икон, лампадное масло, ладан, свечи т. д.

Образа освещали дом и всю жизнь семьи. Перед ними молились по одиночке и все вместе. Перед образами строго воспрещалось злословить, обижать слабого.

Когда в дом приходил сосед, то он прежде молился, глядя на икону, а уж потом начинал разговор с хозяевами. Самых дорогих гостей выходили встречать с иконой. Ее бережно снимали с полки и на чистом белом полотенце выносили на крыльцо. Гости осеняли себя крестным знамением и прикладывались к образу.

При пожаре спасали икону в первую очередь. Их передавали из поколения в поколение.

Маленькие иконы, величиной меньше ладони, хранили на груди и брали в дальний путь. Женщины вручали их мужчинам, когда те уходили на войну. Верили, что святой образ поможет в беде и не даст оступиться на дороге жизни.

4. Подготовка к практической работе. (5 мин.)

1. Показ и анализ готового образца.

- Сегодня на занятии мы продолжим делать вот такую рамку к иконе. Что это за икона?

( Это Владимирская икона Божией Матери  - самая чтимая икона Русской церкви)

Педагог:

- А вы выполняете рамку к иконе Николая Чудотворца.

- Что было уже сделано на прошлом занятии? (Окантовка с внутренней стороны рамки – зеленый бисер, узор на рамке – красный бисер)

- Как это мы делали? (При помощи клея «Момент кристалл» наклеивали на рамку бисер)

- Что нам осталось сделать? (Фон рамки – желтый бисер)

2. Проверка готовности рабочего места.

- Девочки, давайте проверим готовность рабочего места. Что нам понадобится? (Баночка с бисером желтого цвета, бумажная салфетка, клей момент, тканевая салфетка, заготовки рамки)

5. Практическая часть. (15 мин.)

1. Повторение правил безопасной работы.

Бисер

1. Хранить бисер лучше в пузырьках и баночках с плотной крышкой или в закрывающихся целлофановых пакетиках.

2. Не следует смешивать бисер разного вида и цвета.

3. В процессе работы удобно насыпать немного бисера на ворсистую ткань, однотонную фланель, драп, сукно. С такой ткани легко поддевать бусинку и иглой и бисеринки не будут раскатываться и подпрыгивать.

4. В изделии бусинки должны ложиться плотно друг к другу, не провисая.

5. Нить не следует натягивать слабо или слишком туго, иначе изделие будет неровным.

6. Следует подбирать одинаковый по размеру бисер, это позволит выдержать форму изделия.

7. При работе следует быть особо внимательными, набирать бисер по счету и цвету, согласно выбранной схеме плетения, не допуская ошибок и неточностей.

8. Если обнаружите ошибку, не ленитесь, распустите изделие, исправьте свою ошибку.

Клей

  1. Клей – опасное химическое вещество. При работе с ним необходимо соблюдать осторожность.
  2. Работая с клеем, пользуйтесь кисточкой.
  3. При попадании клея на кожу или в глаза промойте их водой. При необходимости обратитесь к врачу.
  4. По окончании тщательно вымойте руки с мылом.

2) Разминка для рук «Шарики»

3) Самостоятельная работа детей.

4) Физминутка

Упражнение для глаз

1.  Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2.  Движения глазными яблоками.

глаза вправо - вверх.

глаза влево - вверх.

глаза вправо - вниз,

глаза влево - вниз.

3. Физминутка-релаксация.

Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опущены. Закройте глаза. Представьте, что вы дерево. Ноги – корни – крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол – тело – ровен и гибок, слегка покачивается. Ветви – руки – свободно “колышутся” вдоль ствола, листья – пальцы – легко “шелестят”, слегка задевая друг друга. Крона – голова – чиста и свежа. Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверенны в себе и спокойны. У вас всё получится.

У каждого человека есть ангел хранитель и святой покровитель. Они оберегают нас, помогают нам. Святые покровителя изображаются на иконах, которые называются именными. Т.е. именная икона — икона с изображением святого-покровителя, в честь которого при крещении дано имя её владельцу.

На прошлом занятии я просила  вас найти своих святых и дни их памяти. Сейчас вы называете своего покровителя. А я показываю вам слайды с изображением ваших святых.

  1. Александра Романова - 10 февраля, 17 июля
  2. Анастасия Романова - 10 февраля, 17 июля
  3. Екатерина Александрийская - 7 декабря
  4. Елены Константинопольская – 19 марта 3 июня.
  5. Ирины Египетской  - 1 декабря
  6. Светлана Римская - 26 февраля
  7. София Римская - 30 сентября
  8. Иулия Анкирская - 31 мая

6. Итог. (3 мин)

- Итог урока мы подведем в виде экзамена. На столе у меня лежат листы бумаги с вопросами. Каждый из вас по очереди подходит к столу, тянет вопрос и отвечает на него

  1. - Что означает с древнегреческого «икона»?
  2. - Как называется место в доме, в котором находились иконы?
  3. - Назовите одну из самых чтимых реликвий Русской Церкви?
  4. – Как называется икона, на которой изображаются святые покровители?
  5. – Назовите своего святого покровителя?
  6. - Какой праздник отмечается 19 декабря?
  7. - Какое событие произойдет у нас в юго-западном районе 19 декабря?
  8. - Рамку к какой иконе мы сегодня с вами сделали?

- Анализ и оценка готовых работ.

Посмотрите, какая красивая и аккуратная рамка у нас получилась. Сразу видно, что вы вложили в работу свою любовь, свою душу.

Эта икона будет стоять у нас в кабинете. Пусть она хранит нас от всяких бед и напастей.

Занятие окончено. До свидания.

-  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Праздники в честь икон Пресвятой Богородицы"

Данную презентацию можно использовать для преподавания Основ православной культуры, проведению внеклассных мероприятий...

Методическая разработка мастер-класса изготовления иконы "Семистрельная Божья Матерь"

Методическая разработка мастер-класса изготовления иконы "Семистрельная Божья Матерь" составлена для участия в профориентационной работе со студентами. Методическая разработка рассказывает о...

Публикация: Икона Богородицы Казанская

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №4»Конспект открытого урока в 5 классе по теме:«ИКОНА БОГОРОДИЦЫ КАЗАНСКАЯ»Подготовила:Срибная Ма...