Покров Святой Богородицы
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
«Покров Святой Богородицы»
(развлекательное мероприятие)
Цель: приобщение воспитанников к традициям и обычаям русского народа.
Задачи:
- продолжать знакомить воспитанников с традиционными русскими праздниками;
- развивать творческие способности и умение воплощаться в сказочных героев;
- воспитывать бережное отношение к традициям и обычаям русского народа, природе родного края.
Оборудование: шишки, каштаны, желуди, ягоды рябины, семечки подсолнуха, пластилин.
Предварительная работа: разучивание стихотворений и текста сказки, украшение группы осенними листьями.
Ход мероприятия:
I.Организационный момент.
Ведущая в русском народном костюме, на голове венок из осенних листьев – Листопадница.
Листопадница: На Руси всегда отмечали православные праздники. Сегодня 14 октября праздник Покрова. Говорят, что с Покрова до обеда осень стоит, а после обеда - зима. Закончились работы в садах и на полях, наступил первый осенний праздник Покров. Почему его так назвали?
II. Основная часть.
Листопадница: Почти 2000 лет назад в Воскресение Иисуса Христа люди Молились в Константинопольской церкви. Вдруг церковь озарилась светом, и все увидели Пресвятую Деву Марию. Она сняла свой белый платок - покров и махнула им, благословляя их. Она как бы закрыла своим покровом молящихся от бед и несчастий. И в это время пошёл сильный снег, покрывший сразу всю землю и всё чёрное стало белым. И сделался тут переход осени к зиме. С тех пор праздник так и назвали - Покров.
В тот день первый снег выпадает,
Белым покрывалом землю застилает.
Праздник Покров наступил, снегом землю покрыл.
А богатый урожай в закромах закрыл.
Листопадница: Послушайте ребята, какие приметы были на покров:
- чтобы дети не болели, их водили на порог и облевали водой сквозь решето или сито;
- хозяйки пекли блины, так как верили, что если на Покров испечь много блинов, то в доме всю зиму будет тепло;
- говорили, что если не утеплишь дом до Покрова, всю зиму будешь мёрзнуть.
Девчата и ребята в этот день собирались вместе, играли, водили хороводы, танцевали. Сейчас мы с вами будем водить хоровод, который называется «Капуста» (под русскую народную музыку дети водят хоровод, по окончанию садятся на свои места).
Листопадница: Издавна на Руси праздник Покров считается покровителем свадеб. Под этот праздник девушки гадали на своего суженого, приговаривая:
Суженый-ряженый,
Приди ко мне наряженный!
Я на милого гадаю
Сразу милого узнаю
Листопадница: рассказывает свадебные приметы:
- чем больше снега на Покров, тем больше свадеб будет сыграно в следующем году;
- если парень за девушкой на Покров ухаживает, то быть ему женихом;
- та девушка, которая раньше всех поставит свечу перед иконой пресвятой Богородице Покровской, первой замуж и выйдет.
А сейчас мы с вами пойдем в лесную мастерскую. Там находится много природного материала, из которого вы можете сделать подарок для близкого друга. Или мы оставим эти работы для украшения группы (предлагается детям смастерить из семечек подсолнуха семейство ежей, работа детей длится 15-20 мин., после выполнения работа осматривается, оценивается).
Листопадница предлагает детям поиграть в русскую народную игру «Дождик».
После игры дети делятся на 2 команды, «Березки» и «Осинки».
Листопадница обращает внимание детей на листочки, которые висят на стене. На них записаны вопросы. Если ребенок отвечает правильно, то он забирает листок себе. При неправильном ответе листок остается у Листопадница. Выигрывает та команда, у кого окажется больше всего листочков.
Вопросы:
- Как готовятся к зиме муравьи? (закрывают все входы и выходы в муравейнике и собираются все в одну кучу).
- Где раки зимуют? (в норах по берегам рек).
- Куда исчезают на зиму лягушки? (в тину, ил, под мох, иногда зимуют в погребах).
- У какого зверя рождаются детеныши осенью? (у зайца, зайчат называют листопадниками).
- Листья, каких деревьев осенью краснеют? (рябина, осина, клен).
- Какой зверь летом живет в воде, а зимой в земле? (водяная крыса).
- Когда улетают от нас последние чайки и утки? (когда замерзнут озера, пруды и реки).
- Где зимой и осенью спят вороны? (в садах, в рощах на деревьях, куда с вечера собираются большими стаями).
- С какими птицами осенью и зимой водят компании дятлы? (присоединяются к стаям синиц и поползней).
- Назовите перелетных птиц?
По окончанию подсчитывается количество листочков, и отмечаются победители.
Листопадница: А еще, ребята, в этот день делают последний сбор грибов. Мы сейчас с вами попадем в мир грибов (ребята читают стихотворения о грибах и получают от ведущей шапочки с изображением загаданных грибов).
1 ребенок: Грибочек, грибок,
Масляный бок
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко.
2 ребенок: Точно жёлтые цыплята
Разбрелись кругом маслята
Снизу донышко под пленкой,
Сверху масло в коже тонкой.
3 ребёнок: Под осинами на кочке
Гриб в малиновом платочке,
Подосиновиком звать
И его придётся взять.
4 ребёнок: Вот и гриб боровик!
И красив он и велик!
В тонкой шапке набекрень,
Ножка крепкая, как пень
5 ребёнок: А во мху, как на подушке,
Чьё-то беленькое ушко,
А за ним ещё штук пять
Это грузди! Надо взять!
6 ребёнок: Рядышком с иголками
Рыжики под ёлками,
Не малы, не велики,
И лежат, как пятаки.
Грибы располагаются на полянке, и начинается сказка.
Листопадница: Жил-был под деревом гриб Боровик. Вот однажды позвал он внучат, шустрых маслят, и сказал им: «Внучата-маслята, у вас ноги длинные, тонкие. Обегите вы весь ельнечек, весь частный осинничек, созовите гостей ко мне на пир. Я сегодня именинник! Побежали маслята по лесу, громко трубы трубят, гостей на пир созывают. Приходили приезжали гости из-под ельничка, из-под березничка, из-под частного осинничка. Первым явились рыжики - рыжие бороды, а за ними маслята - веселые ребята, подосиновики в красных шапках и грузди. Все подарки несут, Боровика поздравляют. Сели гости за стол: кто на пеньке, кто на кочке, кто на листике. Начался пир. Все едят, пьют, веселятся. Вдруг откуда ни возьмись появились два новых гостя: один в красной шапке, другой в белой.
7 ребенок: Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Мы обходим стороной,
Нам не надо ни одной.
8 ребёнок: Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор.
Нам не нужен мухомор,
Не пойдём на косогор
«Что вы глядите?! Не знаете разве - это гости незваные, грибы поганки!
Гоните их вон!» - кричит Боровик! Поднялись все, кто был за столом, зашумели, мухомора и поганку гонят, а шустрые опята их ветками хлещут. Бросились мухомор и поганка наутёк - только их и видели.
Листопадница: Вы сейчас выгнали мухомора и поганку, а кто знает, почему они растут в лесу? (ответы детей). Да, ребята, этими грибами лечатся некоторые животные, которые обитают в лесу.
III. Заключительная часть.
Листопадница: Есть такая народная пословица: «Осень очень холодна, да не голодна». Почему? Да всех осень накормит, потому что люди осенью убирают урожай. Самый важный урожай - это хлеб. Сейчас мы с вами будем пить чай с баранками, бубликами, сушками, да праздник Покров отмечать.
Батюшка Покров
Пришёл к нам с добром!
Землю застелил,
Всех развеселил.
(Праздник продолжается чаепитием).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника Покров
Краткая история праздника и сценарий с участием детского хора...
ПРАЗДНИК, ПОСВЯЩЁННЫЙ РОЖДЕСТВУ БОГОРОДИЦЫ (21 СЕНТЯБРЯ) И ДНЮ МАТЕРИ (26 НОЯБРЯ)
Разработка внеклассного мероприятия...
Презентация на тему "Праздники в честь икон Пресвятой Богородицы"
Данную презентацию можно использовать для преподавания Основ православной культуры, проведению внеклассных мероприятий...
Сценарий праздника "Земная жизнь Богородицы"
Сценарий развлечения для старших дошкольников...
Напочвенный покров на Лисинской экологической тропе (Ленинградская область, п. Лисино-Корпус)
Ботаническое описание и хозяйственная ценность споровых и травянистых растений напочвенного покрова на Лисинской экологической тропе п. Лисино-Корпус, Ленинградской области....
"ВОЗДВИЖЕНИЕ и ПОКРОВ. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ" Познавательно-конкурсная программа для младших школьников. Совместное мероприятие воспитателей МНПЦ борьбы с туберкулёзом ДЗМ филиал Детское отделение и учителей ЦО «Технологии обучения»
Познавательно-конкурсная программа для младших школьников....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МДК02.01 «Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покры-тыми электродами» (ПМ 02)
Тема урока «Техника ручной дуговой сварки»...