СТАТЬЯ на тему: «Профессиональная компетентность и профессионализм педагога»
статья
Статья: "Профессиональная компетентность и профессионализм педагога"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_kompetentnost_i_professionalizm_pedagoga.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Вейделевский агротехнологический техникум
имени Грязнова Владимира Михайловича»
СТАТЬЯ
на тему:
«Профессиональная компетентность и профессионализм педагога»
Подготовила
Смирнова Ирина Николаевна
преподаватель физики и математики
п. Вейделевка
2021
Профессиональная компетентность и профессионализм педагога
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности и профессионализма.
В последнее время возрос интерес исследователей к процессу развития профессиональной компетентности, в частности, к движущим силам (Л.И. Анцыферова, Е.С. Калмыкова, О.В. Кузьменкова, Л.М. Митина) и механизмам этого процесса (Р.М Грановская, Ю.С. Крижанская, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.А. Реан, Е.И. Рогов). Представляется важным, как в теоретическом, так и в экспериментальном плане, исследование проблемы механизмов развития профессиональной компетентности. Взаимодействие этих механизмов является важным условием развития профессионально-педагогической компетентности.
В стратегии модернизации образования заявлено о необходимости введения компетентностного подхода в образовании, потому что он предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от педагога к обучающимся, а формирование у педагогов профессиональной компетентности, у обучающихся – ключевых компетенций, которые позволят выпускникам уверенно действовать в различных жизненных ситуациях, быть готовыми к продолжению образования на протяжении всей жизни.
Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.
Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
Уже на уровне бытового сознания люди понимают, что получение выпускником диплома – это еще не признак его профессионализма. Многие помнят, что выпускника образовательного учреждения еще не так давно называли «молодым специалистом» определяя, так образом, его статус. Считалось, что ему еще требуется определенное время, чтобы приобрести профессиональный опыт, а также соответствующая профессиональная среда, предоставляющая ему возможность сформироваться как профессионалу.
Таким образом, наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего уровень его квалификации (а чаще – некоторой совокупности знаний, осведомленности в данной профессиональной сфере) – это необходимое (но не достаточное) условие для последующего становления профессионализма. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, но может и не приобрести его, а лишь «числиться» профессионалом.
Главным фактором достижения профессионализма педагога является процесс самосовершенствования. Профессионализм позволяет педагогу, достигнув состояния осмысления, начать движение к состоянию осознанности, то есть накоплению конкретных знаний и постижению в профессии, а в финале совершить переход в состояние умелости, осуществимости того, что осознанно. Профессионализм педагога не может быть раз и навсегда достигнутой высотой. Он «прорастает» каждый раз в конкретном месте и времени, в процессе общения, являясь личностным свойством, поэтому подлежит непрерывному становлению и развитию. Профессионалом можно стать только в том деле, которое способствует раскрытию индивидуального жизненного смысла (переживания).
Смысловое переживание – это та емкая грань опыта, в которой сплавлены самые разные, но авторитетные для данного человека эмоциональные и ментальные аспекты его, жизнедеятельности. Смысл может проявляться как процесс соответствия самому себе и миру, что субъективно переживается как счастье и полнота жизни, как основная приоритетная ценность, определяющая жизненный путь человека.
Потребность в профессионально-личностном развитии возникает у педагогов, когда они ставят новые цели, меняют характер деятельности, знакомятся с достижениями науки и практики. При определении факторов, влияющих на развитие профессионализма, рассматривается специально – предметная, методическая и психолого-педагогическая подготовка учителя. Критериями профессионализма могут выступать достоинства и достижения педагогов, связанные с компонентами учебного процесса.
Педагогическое мастерство и профессионализм – это интегральные характеристики личности педагога. Педагогические задачи, которые приходится решать педагогу, всегда нестандартны и полифункциональны. Педагогическая деятельность обеспечивает реализацию многих и различных функций: обучающей, развивающей, воспитательной, диагностиче¬ской, коррекционной, консультативной, управленческой, организационной, рефлексивной.
Профессиональная компетентность педагога — это понятие довольно близкое к педагогическому мастерству, потому как в профессиональной деятельности педагога его личностные качества не всегда взаимодействуют в педагогической деятельности: главным образом обращается внимание на методы, приемы, средства обучения, воспитания и развития обучающихся.
Совершенствование профессиональной компетентности педагога должно быть постоянным и непрерывным процессом, в условиях динамического развития современного общества.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности педагога, постоянная готовность к принятию нового, развитие педагогических инноваций.
Педагог в современных условиях внедрения новых федеральных образовательных стандартов должен как минимум обладать следующими качествами:
- стремление к личностному развитию, креативность;
- мотивация и готовность к инновациям;
- понимание современных приоритетов образования;
- внедрение новых образовательных методик;
- освоение новых информационных технологий с последующим успешным их внедрением в образовательный процесс.
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога. Педагога-мастера выгодно отличает от других прежде всего характер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и дальних перспектив.
Список использованной литературы
- Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах. Вып.2000(4). - Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2001.- С.18-30.
- Дружилов С.А. Профессионализм человека как объект психологического изучения: системный подход // Вестник Балтийской педагогической академии. Вып.52. - СПб.: Изд-во БПА, 2003(а). - С.40-46.
- Разина Н.А., Акмеологический подход к развитию профессионализма современного педагога в инновационной образовательной среде средней школы.
- Кравчук Алексей Анатольевич, «Профессиональная компетентность как ресурс инновационного развития».
- Введенский В. Моделирование профессиональной компетентности педагога// Педагогика,2003, №10
Использованные дополнительные материалы
Компетентность педагога\\Учительская газета. – 2008. - №34.
Интернет-источники
Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. - 2005 (выпуск 8), – С.26-44. (http://drusa-nvkz.narod.ru/Pedagog-Sib.html)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы развития профессиональной компетентности педагога
Профессионально успешная личность, по мнению Н.А. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.Готовы ли педагоги школы к самопознанию?...
Статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ИНДИВИДУАЛЬНОМ АСПЕКТЕ"
В статье рассматриваются опыт и результаты профессиональной компетентности педагога в индивидуальном аспекте, анализируются методы и приемы работы в этом направлении. В основу стать положены основы и...
Статья на тему: «Профессиональная подготовка – путь к профессиональному самоопределению»
Статья на тему:«Профессиональная подготовка – путь к профессиональному самоопределению»...
Статья на тему: "Профессиональная мотивация и академическая успеваемость учащихся медицинских колледжей"
Данная статья содержит материал исследовательской работы, в ходе которой были использованы специально разработанные психологические методики для исследования уровня учебной мотивации у учащихся....
Доклад на тему "Формирование профессиональной компетентности педагога для работы в инклюзивной образовательной среде"
Доклад на тему "Формирование профессиональной компетентности педагога для работы в инклюзивной образовательной среде"...
Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...
Презентация на тему: "Профессиональная деятельность и личность педагога в системе специального образования"
В данной презентации мы рассмотрим профессиональную деятельность педагога, сущность педагогической деятельности, важные черты современного педагога. ...