Статья: «Развитие сенсомоторных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями»
статья

Ярдушкина Оксана Александровна

Статья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_razvitie_sensomotornyh_navykov_u_detey_s_tmnr.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы

Государственное казенное учреждение города Москвы

Центр содействия семейному воспитанию «Сколковский»

Статья: «Развитие сенсомоторных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями»

Выполнила:

учитель-дефектолог О.А. Ярдушкина

Москва, 2021

Современные педагоги в России считают, что развиваться может и должен каждый ребёнок, в том числе и ребёнок с тяжелыми множественными нарушениями (далее – ТМНР). Такие дети развиваются своим особым путём и в своём собственном темпе. Поэтому для развития сенсомоторных качеств у таких детей необходимо применять специальную методику. Важно принять во внимание то, что у детей с ТМНР часто имеется сложная структура нарушений, которые сильно искажают систему восприятия окружающего мира и затрудняют контакт с ним.

«Совершенствование движений и сенсомоторного развития включает в себя:

-коррекция основных движений,

-коррекция и развитие координационных способностей,

-коррекция и развитие физической подготовленности,

-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук,

-развитие артикуляционной моторики»[1].

Специалист учитель-дефектолог О.А. Ярдушкина придерживается данной точки зрения, советует и рекомендует в профессиональной деятельности.

Всё это требует особого психолого-педагогического подхода. Поэтому необходимо использовать ряд правил при проведении занятий, игр и упражнений по сенсомоторному развитию детей с ТМНР.

Специалист учитель-дефектолог О.А. Ярдушкина придерживается данной точки зрения, также советует и рекомендует в профессиональной деятельности.

У детей с ТМНР сенсомоторное развитие отстаёт по срокам формирования от нормы и проходит неравномерно. Обычно у таких детей отмечается отставание от возрастных норм развития в объёме зрительного восприятия и специфические недостатки моторики. Всё это затрудняет их знакомство с окружающим миром.

«Если же у ребенка отмечается недостаточность сенсомоторной сферы или неврологические заболевания, то требуется не только изменение условий воспитания, но и помощь специалиста в форме регулярных занятий и консультаций…»[2]

Специалист учитель-дефектолог О.А. Ярдушкина придерживается данной точки зрения, также советует и рекомендует в профессиональной деятельности.

Именно поэтому при занятиях с детьми с ТМНР необходимо уделять внимание развитию сенсомоторных качеств.

Сенсомоторное развитие производится на основе обеспечения взаимодействия чувственного отражения и моторных двигательных компонентов психической деятельности.

По мере закрепления новых сенсорно-моторных способностей у ребёнка во время проведения занятий нужно использовать возможности сохранных анализаторов с последующим включением их в компенсаторные процессы. Нужно постепенно формировать умение пользоваться анализаторами. Важно учитывать то, что у ребенка с ТМНР навыки не только формируются, но и могут пропадать в том случае, если они не закрепляются в повседневной жизнедеятельности. Поэтому необходимо постоянно производить наблюдения за реакциями ребёнка.

С учётом особенностей ребенка с ТМНР разрабатывается специальная программа развития его сенсомоторных качеств. Основная задача – добиться закрепления навыков. По мере усложнения необходимо повторять много раз одно и то же действие (чтобы навык ребёнка закрепился), постепенно наращивая нагрузки. 

Важный метод развития сенсомоторных качеств у детей с ТМНР – это метод стимуляции. Метод стимуляции позволяет осуществить процесс развития и элементарного обучения ребёнка. Необходимо передавать нужную информацию в доступной для ребёнка форме, рассказывая не только о том, что он делает, но и о цели этих действий. Таким образом, у ребёнка развиваются не только сенсомоторные качества, но и происходит процесс обучения и развития его интеллекта.

Поэтому основные направления работы по развитию сенсомоторной сферы у детей с ТМНР определяются с учётом следующих компонентов: слуховое восприятие развивается на базе восприятия вибраций и колебаний; тактильное восприятие является основой для развития вкусового восприятия и обоняния; зрительное восприятие напрямую связано с восприятием равновесия и положения тела в пространстве, поскольку ребёнок учится фиксировать взглядом окружающие предметы. Для этого он должен изменить положение тела, или в первую очередь головы.

Поэтому также выделяется ряд направлений по развитию сенсомоторного развития ребёнка: развитие мелкой моторики, функции кисти. 

Этот компонент занятий очень важен, поскольку развитие двигательной способности кисти и пальцев рук должно производиться с целью развития способностей по опорным функциям, то есть раскрытие кисти, осуществления захвата предмета кистью, развитие пальцев захвата. Постепенно необходимо усложнять манипуляции и предметные действия рук и пальцев рук. Также важно уделять внимание дифференцированию движений пальцев рук.

Далее, важно развитие тактильного и тактильно-двигательного восприятия. Тактильное восприятие играет важную роль при определении таких свойств окружающих предметов как фактура, температура и вес. Занятия тактильной стимуляцией с детьми довольно просты и поэтому они выполняются в течение обычных ежедневных процедур.

Для развития вестибулярного восприятия используются вспомогательные средства, такие как большой гимнастический мяч, подвесные качели, горизонтальный качели, гамак, батут. Всё это позволяет развить моторику у ребенка, а также научиться выполнять основные движения.

Развитие зрительного восприятия происходит в процессе работы по выполнению заданий упражнений для тренировки функции мышц глаз. Поэтому в процессе развития зрительного восприятия необходимо развивать способность к плавному прослеживания и произвольному расширению поля зрения. Нужно уделять внимание развитию зрительно-моторной координации. Важно добиться способности фиксации взгляда на окружающих предметах.

Развитие вибрационного восприятия проводится в игровой форме с применением, как специальных устройств, так и подручных средств. В качестве подручных средств могут использоваться мячи, вибрирующие игрушки, картонные коробки, а также бутылки из пластмассы (пластика). Широко можно использовать музыкальные инструменты и резонирующей поверхностью.

Развитие слухового восприятия производится по направлению восприятия обычных неречевых звуков (повседневных звуков, шумов и музыки) и восприятия речевых звуков.

Для развития кинестетического восприятия необходимо использовать упражнения, которые позволяют ребенку рассчитывать свою силу, необходимую для выполнения того или иного действия. Например, сесть на стул, идти по лестнице, закрыть дверь, рисовать.

Развитие вкусового восприятия и развитие обоняния не менее важны. Образование вкусового восприятия и обоняния производится в течение обычной повседневной жизни и на специальных занятиях. При этом ребёнок исследует вкус различных продуктов, определяет вкус, запах, температуру или качество съедаемой пищи.

Обучение детей с ТМНР носит наглядно-действенный характер. Ребёнок действует под руководством взрослого. При этом взрослые не только контролируют действия ребёнка и направляют их, но и помогают выполнять те или иные действия.

Важно соблюдение такого правила как то, что все предметы, используемые на занятиях, должны раскладываться рядом с ребёнком в пределах его досягаемости. Игрушки должны лежать рядом с ребёнком.

Активно используется способность детей к подражанию. Подражание является сопряженным, поскольку взрослый совместно с ребёнком, то есть его руками, выполняет те или иные действия в определенной последовательности. А ребёнок затем самостоятельно пытается повторить каждый элемент этого действия. Затем задание усложняется, и подражание начинает носить отражённый характер: взрослые только показывают действия своими руками и предлагают ребёнку самостоятельно это действие повторить.

Первое правило при проведении занятий по развитию сенсомоторных качеств у детей с ТМНР – это то, что перед началом занятий нужно убедиться, что ребёнок чувствует себя комфортно и отсутствуют какие-либо окружающие отвлекающие факторы.

Второе условие проведения занятий – это то, что нужно установить контакт с ребёнком, нужно дать понять, что преподаватель находится рядом с ним, т.е. ласково с ним поздороваться и осторожно прикоснуться к нему.

Третье обязательное условие – это то, что ребёнок должен каким-либо образом пойти на контакт. То есть нужна ответная реакция ребёнка. Ребёнок может улыбнуться, замереть, оживиться или же издать какой-то звук. Если ребёнок хорошо говорит, то он должен поздороваться и в этом случае реакция уже будет очевидной. И только потом нужно проводить занятия по развитию сенсомоторных качеств у ребёнка с ТМНР путём стимуляции.

В процессе проведения занятия нужно постоянно поддерживать с ребёнком контакт при помощи речи, или же действия.

Нужно производить ограниченное число стимулирующих воздействий в определенный промежуток времени. При стимуляции нужно применять односложные раздражители. Необходимо повторение воздействия. Важна сильная, повторяющаяся стимуляция, которая производится в отсутствие других воздействий. Нужно обязательно дождаться ответной реакции ребёнка.

Занятия могут происходить как в форме игры, так и в форме ежедневных обязательных процедур и действий.

Основная и важнейшая идея – это то, что необходимо обращать внимание на реакции и сигналы, которые подаёт ребёнок в процессе проведения занятия. Поэтому к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход.

Важной проблемой является то, что реакции ребёнка могут быть малозаметными и его физический возраст обычно не соответствует уровню его психофизического развития. Поэтому в первую очередь необходимо уделять внимание повседневному качественному уходу за такими детьми, то есть выполнению обязательных гигиенических процедур. Необходимо обращать внимание на качественное и своевременное питание ребёнка с ТМНР.

Причём занятия с ребёнком могут проходить не только в специально отведённое время, но и в течение проведения ежедневных процедур. Так незаметно для самого ребенка начинается стимуляция и развитие его сенсомоторных качеств.

Многие дети с ТМНР очень чувствительны к малейшим изменениям в окружающей среде. Поэтому в ходе выполнения гигиенических процедур нужно придерживаться строгой последовательности ритуалов. При этом остаётся возможность проведения развивающих занятий. Например, при умывании необходимо добиваться, чтобы ребёнок производил это действие самостоятельно. Если у ребёнка имеются очевидные нарушения психо-сенсорно-моторных качеств, то первое время нужно аккуратно умывать ребёнка, используя его собственные руки и делать это ежедневно в одной и той же последовательности. Постепенно у ребёнка включается мышечная память, и со временем он уже сможет выполнять гигиенические процедуры самостоятельно, не нуждаюсь чьей-либо помощи.

Также важный момент – это приём пищи. Во время еды с ребёнком необходимо разговаривать, рассказывать ему о последовательности действий и помогать ему, добиваясь самостоятельного действия.

Таким образом, ребёнок постепенно начинает развивать свои сенсомоторные качества в течение ежедневных обязательных процедур.

Это опять доказывает то, что дети с ТМНР могут быть вполне самостоятельными и их нельзя отнести к не обучаемым.

Например, в ЦССВ «Сколковский» используются следующие методики сенсомоторного развития детей с ТМНР. Индивидуальные занятия с ребёнком по развитию сенсомоторных навыков производятся в форме игр с использованием природных материалов, натуральных объектов. Используется мотивационная деятельность, применяются различные сюрпризные моменты – загадки, потешки, используется специальный подбор аудиозаписей.

На практике применяются следующие дидактические занятия и упражнения: «открой и закрой коробочку», «сортируем предметы по цвету, форме, размеру», «разложить цветные предметы в разные ячейки», «собираем пирамидку», «разложи камешки по ячейкам», «найди спрятанных зверей в песке», «заверни игрушку в фольгу», «чудесные дощечки (тёплые, холодные, гладкие, шероховатые), шнуровки и вкладыши.

Также в ЦССВ «Сколковский» используются игры с водой. Применяются следующие игровые упражнения: «водолей», «ловись рыбка», «не пролей», «фонтан», «цветная водичка». Дети с ТМНР очень положительно реагирует на любые действия с водой.

Используются игры с природными материалами – с листьями, шишками, желудями, камешками, глиной.

Также помимо развития сенсомоторных качеств развивается естественная наблюдательность и внимание. Такие игры основаны на применении элементов системы Монтессори. Так, развивается не только мелкая моторика, но и общие сенсомоторные навыки.

В игровой форме производятся действия по самообслуживанию ребенка с ТМНР. Например, ребёнок учится застёгивать молнии и пуговицы.

Необходимо использовать различные источники света – фонарики, игрушки и книжки со встроенными лампочками. Перспективно применение зеркал, блестящих игрушек, вертушек из фольги, которые крутятся от ветра.

В ЦССВ «Сколковский» имеется особая сенсорная комната, которая служит как игровым, так и терапевтическим целям. На занятиях кроме предметов с различной поверхностью (гладкой и шероховатой, холодной и тёплой) используются средства воздействия на слух ребенка (музыка, различные аудиозаписи). Всё это способствует развитию сенсомоторных качеств у детей с ТМНР.

Таким образом, работа по сенсомоторной стимуляции детей с ТМНР включает в себя ряд мероприятий. Необходимо систематически производить тактильную стимуляцию, стимуляцию зрения, слуха, обонятельной чувствительности, вкусовой чувствительности. Важна стимуляция мелкой моторики и функции кисти. При этом необходимо уделять внимание стимуляции органов артикуляции, в первую очередь, губ. Обязательна стимуляция вестибулярного восприятия. Необходимо производить направленное педагогическое воздействие, целью которого является развитие сенсомоторных качеств у детей с ТМНР.

Для того чтобы такие занятия были эффективными, необходимо чтобы ребёнка окружали привычные для него люди и было как можно меньше различных отвлекающих факторов. Это позволяет ребенку ощутить постоянство. Также во время занятий и проведения специальных упражнений нужно учитывать особенности каждого ребёнка. Не только люди должны быть постоянными в окружении ребенка с ТМНР, но и они должны производить одни и те же действия в строгой последовательности, постепенно увеличивая нагрузки.

Список литературы.

  1. Головин Г.В. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / Г.В. Головин // Актуальные проблемы социального образования: региональный аспект. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. – С. 16-20. 
  1. Губанова Е.А. Комплексное применение различных психокоррекционных методик для детей с отклонениями в развитии // Инновации и педагогическое творчество в образовании: Сборник научных и методических трудов / Под ред. Н.В. Павловой, Ю.В. Кнышева Е.Р., Ковалева Г.А., Павловской Н.Т., Теплова И.Н. Психолого-педагогические предпосылки социализации детей с задержкой психического развития// Практическая дефектология. -2017.-№3.-С.48-69. 
  2. Требования к адаптации программ дополнительного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья // Внешкольник. Дополнительное образование и социальное воспитание детей . - 2016 . - № 1. – С. 45-47. 

[1] Исследования, проведенные З.М. Богуславской, Л.А. Венгером. А.В. Запорожцем, В.П. Зинченко, А.А. Катаевой, Н.Н. Поддъяковым, А.П. Усовой и др.

[2] Л.Г. Дегтярева, И.С. Ляпина. Вопросы дошкольной педагогики. – 2019. –№4 (21). – с.24-27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха

Данная статья предназначена для студентов факультета СДО, а также для педагогов , работающих с детьми с ОВЗ...

статья " Формирование графомоторных навыков у детей с сочетанным дефектом"

Консультативно освещены материалы по формированию графомоторных навыков у детей с сочетанным дефектом для родителей и учителей....

Карта профессионального развития "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста"

центр для несовершеннолетних»(Стационарное отделение с. Красный Яр)  Карта профессионального развития Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возра...

Статья "Развитие аудитивных навыков на уроках английского языка с помощью применения игровых технологий"

Данная статья посвящена такому  важному аспекту речи как аудирование. Развитие аудитивных навыков, является очень сложным процессом при изучении иностранного языка, и более того, требует сил и бо...

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков общения детей дошкольного возраста

Для студентов и для педагогов работающих в сфере дошкольного образования...

Выпускная квалификационная работа Специальное дошкольное образование "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта первого года обучения посредством художественной литературы"

Выпускная квалификационная работа Специальное дошкольное образование "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта первого года обучения посредств...