Методическая разработка классный часа Холокост
классный час
классный час
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa_holokost.docx | 122.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОВЕНЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка классного часа «Холокост»
Выполнила куратор 12 – ПК группы
Аракелян О.А.
Ровеньки 2021
Цели:
1. Формирование представления о Холокосте, как трагической странице Второй мировой войны.
2. Воспитание у школьников толерантного отношения к иноэтносу, к культуре других народов;
3. Формирование толерантного сознания, демократических и гуманных взглядов.
Задачи:
1. Пробуждение у школьников интереса к истории Холокоста;
2. Формирование сочувствия к жертвам массового убийства;
3. Активизация способностей и возможностей (размышлять в рамках обсуждаемой проблемы, анализировать, сравнивать, делать выводы, вести дискуссию) обучающихся при изучении темы «Холокост».
Психолого-педагогический аспект занятия:
1. Создание эмоционально-сочувственного отношения к жертвам массового убийства;
2. Активизация поисковой и творческой деятельности учащихся.
3. Создание обстановки сопричастности к изучаемым событиям.
Оборудование: Презентация с использованием фотографий и фотодокументов. Видеоролик «Скорбь и ужас Европы (3-4 мин.). Воспоминания жертв Холокоста (3мин.), День памяти жертв Холокоста» (4мин.), Недопетая песня жертвам Холокоста (4 мин.)
Ход занятия:
- Вступительное слово преподавателя: актуальность темы для современного молодого человека.
- Работа с понятийным аппаратом (см.Приложения №1)
- Видеоролик «Скорбь и ужас Европы» (3-4 мин.). Коментирование учителя
- Презентация «Холокост. Память поколений»
1 слайд.Холоко́ст (от англ. holocaust, из др.-греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение») — систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма: почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.
В английском термин «holocaust» в близких к нынешнему значениях употребляется с 1910-х годов (первоначально по отношению к геноциду армян в Османской империи и еврейским погромам во время Гражданской войны на Украине), а в современном значении истребления евреев нацистами (с прописной буквы) — с 1942 года.
2 слайд.Широкое распространение получил в 1950-е годы благодаря книгам будущего лауреата Нобелевской премии мира писателя Эли Визеля. В советской прессе появляется в начале 1980-х, первоначально в форме «холокауст», позже в нынешнем виде, подражающем английскому произношению.
3 слайд. Отличительные черты холокоста
Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира.
Кроме того, были уничтожены также от четверти до трети цыганского народа, подвергались тотальному истреблению также чернокожие граждане Германии, душевнобольные и нетрудоспособные, погибли около 3миллионов советских военнопленных, около 9 тысяч гомосексуалистов и т.д.
4 слайд. Система, предназначенная для массового уничтожения людей: Во время Второй мировой войны на оккупированных Германией территориях были построены лагеря смерти, предназначенные для убийства миллионов людей;
при этом технология уничтожения совершенствовалась.
Грандиозные, межнациональные масштабы истребления: на всей оккупированной Германией территории Европы жертвы преследовались и отсылались в концентрационные лагеря и лагеря уничтожения. Истребление продолжалось вплоть до перехода
военных действий на территорию Германии и её последующей капитуляции в мае 1945 года.
5 слайд. Немецкое руководство создало широкую сеть различного типа лагерей. Первый концентрационный лагерь в Германии был создан почти сразу после прихода к власти Гитлера, в 1933 г. на окраине городка Дахау.
В 1937 г. неподалеку от Веймара был построен концлагерь Бухенвальд. Концлагерь Бухенвальд всемирно известен надписью над входом «Jedem das Seine» (каждому свое).
С конца 1930-х по 1945 г. в Бухенвальде было уничтожено более 56 тыс. человек из общего числа 250 тыс. заключенных
6 слайд. По приказу Генриха Гиммлера от 27 апреля 1940 года был создан концлагерь Освенцим.
14 июня 1940 г. сюда привезли первый транспорт — 728 поляков.
На территории Польши, Чехии, Латвии и других восточноевропейских стран существовали также лагеря Майданек, Саласпилс и многие другие.
Концентрационных лагерей было около 14 тысяч.
7 слайд. Основной источник статистических данных о Катастрофе европейского еврейства — сравнение предвоенных переписей населения с послевоенными переписями и оценками.
По оценкам «Энциклопедии Холокоста» погибло
до 3 миллионов польских евреев,
1,2 миллиона советских евреев из них:
140 тысяч евреев Литвы
70 тысяч евреев Латвии;
800 тысяч евреев – Белоруссии.
560 тысяч евреев Венгрии,
280 тысяч — Румынии,
140 тысяч — Германии,
100 тысяч — Голландии,
80 тысяч евреев Франции,
80 тысяч — Чехии,
70 тысяч — Словакии,
65 тысяч — Греции,
60 тысяч — Югославии.
8 слайд. Главные ворота Концлагеря Освенцим-1 с надписью: «Работа делает свободным».
Крадкий рассказ педагога (показ слайда)
Миллионы людей прошли здесь навстречу своей смерти.
Циничный лозунг на воротах призван был убедить прибывающих заключенных в том, что нацисты не питают никаких злых намерений по отношению к ним. В действительности подавляющее большинство евреев, которые читали эту надпись, были убиты в первые же 24 часа.
Через эти ворота заключенные ежедневно отправлялись на работу и возвращались 10 ча-сов спустя. В маленьком скверике рядом с лагерной кухней лагерный оркестр играл марши, которые должны были бодрить заключенных и облегчать эсэсовцам их пересчёт. Лагерный оркестр играл, когда узники шли на работу, когда возвращались с работы… Играл, когда колонны узников шли в газовые камеры…
9 слайд. Ворота Смерти (Освенцим II – Биркенау).
В связи с близостью к железнодорожному узлу лагерь превратился в гигантский комплекс, вмещающий в себя около 40 различных объектов, среди которых самыми извест-ными были Освенцим I (Штаммлагер), Освенцим II (Биркенау), Освенцим III (Моновиц). Со всех концов Европы мчались сюда составы с товарными вагонами, набитыми до отказа. Эшелоны смерти, забитые людьми,
потерявшими счет несчастьям, едущими вместе с задохнувшимися, умершими в дороге.
Сразу же после прибытия офицеры и врачи СС проводили «селекцию» (отбор) депортированных евреев, направляя трудоспособных в лагерь, а стариков, детей, беременных женщин и всех, кто выглядел больным или ослабшим – в газовые камеры. По свидетельству Рудольфа Гесса, в газовые камеры направляли около 70-75% привезённых узников. Однако и направление на работы тоже вскоре заканчивалось смертью. Мало кто оставался живым в этом варварском логове.
10 слайд. «Селекция».
Селекция у железнодорожных путей в Биркенау. Именно здесь, по свидетельству выживших, близкие навсегда теряли друг друга. Врачи и офицеры СС отбирали тех, кто пойдет «на работы».
В верхней части верхнего снимка видна колонна, состоящая в основном из стариков, женщин и детей. Их ведут в газовую камеру крематория.
Фотографировать «окончательное решение» еврейского вопроса было запрещено, однако многие немецкие солдаты нарушали этот запрет, особенно во время массовых расстрелов. Солдаты, приезжая в отпуск, привозили такие снимки домой, чтобы показать своим домашним и друзьям.
11 слайд. Лагерные бараки. «…Вы смотрите и не верите. Бараки выглядят такими мирными и невинными. Словно говорят: да нет же, нет – это ложь. Этого никогда не было. Посмотрите: зеленые лужайки, трава… солнце……Здесь убивали людей?!» Условия обитания для узников в бараках были катастрофическими. Заключенные спали на соломе, разбросанной по бетонному или земляному полу. В помещении, в котором едва умещалось 40—50 человек, находилось около 200 заключенных.
Малярийный климат Освенцима, плохие жилищные условия, голод, скудная одежда, не стиранная и не защищающая от холода, крысы и насекомые приводили к массовым эпидемиям, которые резко сокращали ряды узников.
Ослабевших узников отправляли на смерть в газовые камеры либо умерщвляли, вводя им непосредственно в сердце дозу фенола.
12 слайд. Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты, которые проводили нацисты над жертвами холокоста.
Рассказ учителя об опытах врачей лагеря Освенцима
Циклон Б.
В конце 1941 г. В Освенциме начались массовые уничтожения узников газом. Для умерщвления 1500 человек требовалось 5-7 кг газа.
Нацисты тщательно изучали различные способы уничтожения людей. В конечном итоге они пришли к выводу, что оптимальный способ убийства – использование газа (газа-цианида, именовавшегося Циклон Б).
По прибытию в лагерь, после селекции, эсэсовцы убеждали заключенных в том, что их отправляют в баню. Узникам велели снимать одежду, после чего они перегонялись в сле дующее помещение, имитирующее баню. Под потолком были расположены душевые отверстия, из которых никогда не текла вода. В помещение площадью 210 м² эсэсовцы вводили около 2000 жертв. После того, как закрывались двери газовой камеры, через отверстия, находящиеся в потолке, поступал ядовитый газ циклон Б. Люди умирали в течение 15-20 минут. У убитых вырывали золотые зубы, обрезали волосы, снимали кольца и серьги. Потом трупы транспортировали к печам крематория.
Циклон Б выпускала фирма «Degesch», которая в период 1941-1944 гг. от продажи этого газа получила почти 300 тысяч марок прибыли.
В период 1942-1943 гг. только в Освенциме было применено около 20 тысяч кг циклона Б. После освобождения Освенцима на лагерных складах были найдены пирамиды использованных банок из-под циклона Б и даже банки с неиспользованным содержимым.
13 слайд. Стена Казни.
Перед Стеной Казни эсэсовцы расстреляли несколько тысяч узников.
На территории Освенцима-I гитлеровцы устроили «Корпус смерти», который был изоли-рован от остальной части лагеря. В его подземельях находилась лагерная тюрьма.
Во внутреннем дворике корпуса эсэсовцы применяли наказание плетьми и наказание «столбом», которое состояло в том, что заключенного подвешивали за скрюченные за спиной руки. Здесь же была устроена Стена Казни.
…Люди со всего мира приезжают сюда, приносят цветы и зажигают поминальные свечи.
14 слайд.
Это было. Было, было, было…
Концентрационный лагерь – это символ бесчеловечности, которую люди способны про-явить по отношению к другим людям. Здесь был другой мир. Особый мир, не похожий ни на что, оторванный от цивилизации. Мир, в котором человеческая жизнь не имеет никакой ценности, время не играет никакой роли, будущее неизвестно, и ничто не имеет значения, кроме данной минуты.
До последних дней в Освенциме продолжалось «скоростное» уничтожение евреев. В течение одного только дня июля 1944 года в газовых камерах было задушено и сожжено 46 тысяч человек.
В январе 1945 года, когда части Советской Армии приближались к Освенциму, гитлеровцы начали эвакуацию из концлагеря. Немцы заставляли оставшихся в живых узников пешком двигаться в Германию и Австрию. Во время этого «марша смерти» около 80 тысяч человек погибли от истощения или были убиты конвоирами.
15 слайд.
Международный Памятник Памяти Жертв Фашизма.
«Да будет на века криком отчаяния и предостережением для человечества это место, где гитлеровцы уничтожили около полутора миллионов мужчин, женщин и детей, большей частью евреев из разных стран Европы.
Аушвиц – Биркенау.
1940 -1945 гг.» 58
(Надпись на мемориальной плите памятника).
Страница Международный Памятник Памяти Жертв Фашизма был открыт в апреле 1967 года. Он находится в конце разгрузочной платформы, куда привозили заключенных. Рядом – руи-ны 2 крематориев и газовых камер, которые были взорваны отступающими эсэсовцами, пытавшимися стереть следы преступления. Перед памятником находятся мемориальные плиты с надписями на языках тех народов, которые уничтожались в Освенциме; на языках тех стран, чьи народы уничтожались.
16 слайд. Рассказ преподавателя
Бабий Яр (укр. Бабин Яр) — урочище в северно-западной части Киева,
получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, и советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками в 1941 году. Всего было расстреляно от 33 тысяч до 100 тысяч человек.
17-18-19 слайд.Мемориалы в Бабьем Яру.
Рассказ учителя
Некоторые памятники жертвам холокоста.
20 слайд. Видеоролик
Воспоминания жертв Холокоста (3мин)
21 слайд. Международный день памяти жертв холокоста отмечается 27 января. Он установлен Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005.
Дата 27 января была выбрана потому, что в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим (Польша).
В своём послании израильскому президенту М. Кацаву, посвящённом впервые отмечаемому Дню памяти жертв холокоста, В. В. Путин сказал:
«Вижу в этом единогласно принятом решении твердую волю мирового сообщества передать будущим поколениям правду о варварских преступлениях нацизма, защитить человечество от пороков ксенофобии, расизма и экстремизма».
Видеоролик 3. Мир отмечает Международный день памяти жертв Холокоста(3 мин.)
4. Недопетая песня. Жертвам Холокоста посвящается
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»
Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...
Методическая разработка классного часа "Любимых окон негасимый свет"
Данная методическая разработка относится к разделу "Семейное воспитание". Классный час проводился в студенческой группе третьего курса педагогического колледжа. Цель кураторского часа: рассмотрет...
методическая разработка классного часа "День согласия и примирения"
"День Согласия и примирения" тема эта обязательно должна звучать,т.к. есть хороший повод привить обучающимся любовь к Родине, партиотизм, поговорить о толерантности, о дружбе, о единстве народа...
Методическая разработка классного часа "В начале было слово"
Обращение к отправной точке нашей письменности наводит на мысль и об исторической изменчивости языка. Старославянский язык (под которым традиционно понимается язык первых переводов греческих бог...
Методическая разработка классного часа по теме: "Город не сдали врагу"
Классный час посвящен блокаде Ленинграда , которая навсегда воша в историю , как образец высочайшего человеческого мужества, несокрушимой силы духа советских людей.в материале рассказывается о поэтесс...
Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка
Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...
С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов
Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...