Воспитательский час «Самовоспитание как расширение сознания»
классный час

Сам по себе термин "расширение" сознания обозначает не что иное, как включение в область осознанного все большего количества жизненных функций человека, его привычек и психических состояний. Когда человек сконцентрирован только на одном, поглощен ситуацией, обстоятельствами, в которых он находится, то его сознание суживается до уровня этих обстоятельств и частных целей, к которым он стремится. При изменении обстоятельств он оказывается беспомощным, так как не может взглянуть на то, что его поглощает, с иной, более высокой точки зрения, с точки зрения других возможностей своего бытия. Так, ребенок, у которого отобрали единственную игрушку, горюет и кричит, как будто у него рушится весь мир, так как в данный момент все его сознание сконцентрировано на процессе игры и он не может переключиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАДЫМСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

                                                                                         

Воспитательский час

 «Самовоспитание как расширение сознания»

C:\Users\Пользователь\Desktop\43fa745e60d1af0624c8d4fb8863d514-800x.jpg

       Составила: Доржиева С.В.

воспитатель

Г. НАДЫМ 2021

Воспитательский час

 «Самовоспитание как расширение сознания»

Цели и задачи:

  • продолжить работу по нравственному воспитанию детей;
  • содействовать формированию у учащихся правильной самооценки и потребности в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию;
  • развивать умение анализировать черты характера; индивидуальность детей, их творческие способности.

Материалы: компьютерная презентация,  карточки  с заданиями, мяч, карандаши или ручки, листы бумаги, горошины

( или  пластмассовые теннисные мячики и др.).

    Оборудование: компьютер, экран.    

Ход  мероприятия.

Эпиграф: “Никто другой не сможет воспитать человека,

    если он сам себя не воспитает”.

Сухомлинский В.А. 

1. Приветствие.

2. Вступительная часть.

Воспитатель: Добрый день! Сегодня у нас много гостей. Давайте их поприветствуем, улыбнёмся им. Теперь улыбнитесь друг другу.

2.1.  Начинаем классный час  упражнением с мячом.

У кого мяч в руках тот и отвечает на вопрос:

- Для чего, на ваш взгляд, нужно заниматься самовоспитанием?

Ответы студентов.

 Примерные ответы студентов:  чтобы рядом с тобой было спокойно, интересно, чтобы от тебя исходило тепло, добро, радость

3.  Опрос по кругу (активизация внимания).

3.1. Положить в ладошки студентам по горошине или какой-то круглый предмет.

Воспитатель: Внимательно рассмотрите горошину  и скажите, на что она похожа?

Ответы студентов.

Воспитатель: Спасибо. А мне кажется, что горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. 

 Поразмышляйте, что можно увидеть на этой маленькой “копии” планеты Земля?

Ответы студентов.

Воспитатель: На нашей планете около 5 миллиардов жителей. Как много людей на Земле! Но каждый человек – это целый мир. Мы не найдём двух совершенно одинаковых людей, каждый человек интересен по-своему. В каждом есть что-то хорошее, нужно только научиться видеть хорошее в себе и в окружающих людях.

4.Основная часть.

 Работа по теме.

4.1. Упражнение «Кто Я?  Какой я? Знаю ли я себя?”.

Воспитатель: В  нашей культуре человек с раннего детства привыкает характеризовать себя в словах. Даже четырехлетний ребенок  сможет что-то ответить на вопросы: кто ты? Какой ты?  Попробуйте и вы сделать это на листочках, которые лежат перед  вами.

Напишите как можно больше слов в каждый столбик:  Кто я?  Какой я?  

Приложение №1

Обсуждение результатов.

После обсуждения подвести к выводу:

-Ответить на эти вопросы оказалось непросто… 

- Мы ещё плохо знаем себя, значит, нужно продолжать изучать себя.

- Чем раньше мы узнаем себя, тем меньше совершим ошибок в жизни.

+- А для этого нужно уже сейчас задумываться: “Какой я сейчас? Что во мне хорошего? Каким я хочу стать? Что мне нужно изменить в себе? Что для этого я должен делать?”

- Нужно научиться анализировать свои поступки, постоянно думать: “Всё ли я правильно сегодня сделал? Смог ли я кому-то принести маленькую радость? Не обидел ли кого?”

Воспитатель: Человек не может прожить в одиночестве без других людей. Нас много на Земле, но всем хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи. И хотя делить людям нечего, они иногда ссорятся и обижают друг друга.

4.2. Упражнение «Делай так».

Воспитатель:  Ребята, пусть сейчас встанут те из  вас, кого хотя бы раз в жизни  кого- то обидел.

Студенты  выполняют задание.

Воспиатель: Какие чувства вы при этом испытывали?

Примерные ответы: боль, обиду, несправедливость, одиночество, досаду.

Воспиатель: А теперь, друзья, пусть встанут те из вас, кто ни разу никого не обидел.

Воспиатель выполняют задание.

Воспиатель: Я вижу, что таких  среди нас нет. 

 Всегда нужно помнить, что только от самого человека зависит, как у него сложатся отношения с другими людьми.

4.3.   А сейчас  обратите  внимание на экран.

 Прочитайте “Золотое правило нравственности”:

«Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

- Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни.

4.5.  Опрос по кругу.

Воспиатель:

- Кто хочет поделиться результатами познания самого себя?

- Что в общении друг с другом помогает делать отношения теплее, добрее, искреннее?  

 Примерные ответы: добрые слова, поступки

- А какая традиция в нашей школе посвящена этому?

 Примерные ответы:  АКЦИЯ ДОБРЫХ ДЕЛ и др.

 Воспитатель: А сейчас поиграем.

4.6. Игра называется “Душевные богатства”.

На партах у вас лежат карточки со словами, выберете черты характера, которые вам подходят. А  затем, по желанию, назовите их.

 Приложение № 2

Ребята  выполняют задание.

Воспитатель: Стоит ли вырабатывать эти черты характера у себя?

Ответы студентов.

4.7.  Воспитатель: Посмотрите ещё раз на горошину.

Без чего жизнь людей на Земле была бы невозможна?

 Ответы: без природы и др.

Воспитатель: Каким должен быть человек, способный сохранить всё живое на Земле?

Ответы  студентов.

5. Заключительная часть.

5.1.  Воспитатель: Итак, вывод:

-Сберечь Землю может только образованный, добрый, внимательный человек.

- Это всё наш мир. В это понятие входит каждый из нас, окружающая природа.

- Посмотрите на горошину. Сумели ли вы её сохранить?

- Сделать это было сложно: горошина могла потеряться, разломиться. Так же трудно сохранить наш мир. Для этого нужно быть внимательным и бережливым.  

Нужно жить в мире с самим собой, с другими людьми. Я хочу, чтобы вы научились беречь мир внутри себя.

Помните, “Никто другой не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает”. (Сухомлинский В.А.) 

5.2.   Игра-тренинг «Волшебный цветок добра».

Воспитатель: Встаньте в круг, вытяните руки вперёд, закройте глаза. Представьте себе то, о чём я буду говорить.

  Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони.

   Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать.

  Мысленно поместите всё это тепло, добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости. Вам приятно и радостно, у вас доброе, согревающее душу настроение.

Откройте глаза. Возьмитесь за руки, глядя друг другу в глаза, пожелайте чего-нибудь хорошего.

Воспитатель: Я начинаю: … я желаю тебе здоровья.

Студенты: Спасибо.  Я желаю вам мира и добра.

 И т.д. (по кругу).

6.  РЕФЛЕКСИЯ.

Воспитатель:

- Поделитесь своими впечатлениями, закончите предложения:

- Очень важным на классном часе для меня было ….

- В жизни мне пригодится ….

- Сегодня я воспитывал в себе … 

                                       

                                                                                                                 Приложение №1

                                Упражнение «Знаю ли я себя?»

Кто я?

Какой я?

Знаю ли я себя?»

                                                                                                                Приложение №2

                                         Игра «Душевные богатства»

Выберете черты характера, которые вам подходят. А  затем , по желанию, назовите их.

Слабый,приятный,грубый,справедливый,хвастливый,трудолюбивый,осторумный, смелый,жадный,хитрый,скучный,смешной,терпеливый,надежный,задумчивый, здоровый,вежливый,честный,резкий,нежный,сильный,задиристый,лживый, сообразительный, дружелюбный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самовоспитание

Занятие на развитие волевых черт характера...

Методическая разработка на тему: Самообразование-самовоспитание мастера производственного обучения.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал....

Физическое самовоспитание и самосовершенствование как культура саморазвития

Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой, ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность пр...

Классный час на тему "О самодисциплине и самовоспитании обучающегося"

Классный час на тему "О самодисциплине и самовоспитании обучающегося"...

Самовоспитание личности.Что значит быть воспитанным_10 кл

роль самовоспитания во всестороннем развитии личности, представление о понятии «воспитанный человек» и возможных путях самовоспитания....

материал для подготовки к заданию 15.3 ОГЭ по русскому языку. Кластер " Самовоспитание"

при обучении написания сочинения-рассуждения кластерная технология дает возможность строго соблюдать алгоритм выполнения задания С, позволяет  ученику проанализировать предложенный текст и грамот...

Цикл бесед на тему: " САМОВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ"

Цикл бесед со старшеклассниками и студентами колледжа по  самовоспитанию.  В чем суть самовоспитания, каковы мотивы и задачи. Как работать над собой, каких заповедей и норм поведения придерж...